Гиперактивность у детей – патология или индивидуальная особенность ребенка? - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Гиперактивность у детей – патология или индивидуальная особенность ребенка?

Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

• Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

• Лечение гиперактивности у детей

Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

• Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.

• Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.

• Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.

• Не может усидеть на месте.

• Забывает важную информацию.

• Проблемы с концентрацией внимания.

• Отсутствие чувства страха и самосохранения.

• Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.

• Частые и резкие смены настроения.

• Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.

• Испытывает трудности в обучении.

Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.

Причины гиперактивности

Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

Помимо этого родителям необходимо:

• Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.

• Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.

• Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.

• Беречь малыша от переутомлений и стрессов.

• Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.

• Избегать мест, в которых присутствует много людей.

• Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.

• Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.

• Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.

• Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.

• Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.

• Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.

Анкета для родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Анкета для родителей на тему «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» Уважаемые родители! Просим ответить на следующие вопросы..

Гиперактивный и активный ребенок Гипреактивый и активный ребенок. «Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» — это самый часто задаваемый вопрос родителей. Нередко родители.

Гиперактивный ребенок. В каждой группе детского сада есть дети, которые отличаются излишней подвижностью. Таким детям очень тяжело усидеть на месте, они непоследовательны,.

Внимание! Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Гиперактивный ребенок. Дети которые постоянно двигаются, как будто не находят себе места, ёрзают, бегают, постоянно в синяках в ссадинах. Мы называем их гиперактивными.

Родительское собрание «Гиперактивный ребенок в детском саду» Родительское собрание в 1 младшей группе по теме «Гиперактивный ребенок в семье» Задачи: 1. Познакомить родителей с термином «гиперактивный.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок» ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Неусидчивость: в каком случае следует обращаться к врачу Совместная жизнь с неусидчивым ребенком напоминает попытки.

Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Консультация для родителей «Озорной непоседа или гиперактивный ребенок? Когда следует бить тревогу?» Очень важно отличить гиперактивных.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол — комплекс репродуктивных,.

Ребенок-непоседа или все о гиперактивных детях Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему «подключен моторчик»? Что делать, если ребенок не может спокойно.

Гиперактивность детей — заболевание или особенность ребёнка?

Время чтения 8 минут

Родители мечтают вырастить здорового, счастливого ребёнка, который станет вскоре успешным взрослым. Но процесс воспитания таит в себе немалые трудности. Подчас родители сталкиваются с такими препятствиями, переступить через которые невозможно без помощи профессионального психолога. И так что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей или сдвг у детей?

Модный синдром

Синдром дефицита внимания и гиперактивности детей также именуется:

  • синдромом нехватки внимания;
  • синдромом дефицита внимания;
  • синдромом рассеянного внимания.

Вызывается данное заболевание частичным нарушением функциональности нервной системы, которое проявляется избытком активности, излишней импульсивностью, а также разными неврологическими проблемами. К сожалению, гиперактивность у детей в наше время диагностируется все чаще.

Сдвг у детей бывает выражен у 2,2% — 18% детей дошкольного возраста.

Увы, нередко родители не желают признавать проблему, не хотят вовремя обращаться к специалистам, игнорируют особенность ребёнка. Если вовремя не обнаружить и не начать лечить синдром, возможны различные поведенческие и иные проблемы.

Обычно синдром дефицита внимания и гиперактивности детей диагностируют в 3-4 года или же в 7-8 лет – во время поступления в учреждение – детский садик или школу.

Течение синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей подразделяется на следующие виды:

  1. классический;
  2. синдром дефицита внимания у малыша без гиперактивности;
  3. синдром гиперактивности у детей без наличия дефицита внимания.

Длительное время синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей вообще не считали болезнью и не заносили в реестр медицинских заболеваний. Данный синдром считался поведенческой особенностью, которую следовало исправлять педагогическими методами. Полагали, и были правы, что семейные проблемы, неправильное воспитание влияют на формирование неадекватных поведенческих реакций.

В 1970-х годах подход к синдрому дефицита внимания и гиперактивности у детей кардинально изменился — врачи заподозрили генетические причины данного непростого для выявления недуга. И сразу же появилось множество способов справляться с синдромом и рекомендации для родителей в случае, если их малыш был поставлен подобный диагноз.

Причины СДВГ

На данный момент считается, что к возникновению синдрома приводят:

  • дефицит в организме малыша некоторых гормонов;
  • травмы и инфекционные болезни;
  • хронические болезни матери, которые сказались на плоде во время беременности
  • заболевания младенца, вызывающие проблемы с нервной системой , повышающие температуру тела.

Особенности поведения детей с выраженной гиперактивностью сводятся в целом к следующим данным: в 70% случаях малыш проявляет беспокойство, приблизительно в 50% случаев у него происходят проблемы с аппетитом, а в 46% — трудности со сном. У малыша наблюдаются подергиваниях, постоянная неусидчивость и гипервозбудимость. Итак, гиперактивность ребёнка: симптомы и что делать:

  1. Малыш не может ни минуты усидеть на месте, то и дело проявить двигательную активность.
  2. Ребёнок ведёт себя. неадекватно ситуации – может вскочить посреди урока, неожиданно рассмеяться или расплакаться.
  3. Малыш постоянно спрашивает что-то у родителей. Но даже не дожидается ответа на якобы волнующий его вопрос!
  4. Малышу очень сложно сосредоточиться либо же , наоборот, нереально отвлечь от действительно интересного для него занятия.
  5. Ребёнок предельно забывчив и рассеян.
  6. Малыш импульсивен.
  7. Маленький человечек беспокойно спит.
  8. Малыш болтает без умолку, не давая окружающим и слова вставить.
  9. Ребёнок категорически не умеет ждать.

Волшебная палочка для родителей

Так как же быть с таким ребёнком? Вот пару советов для родителей. Помогите вашему малышу концентрироваться, тренировать свою способность сосредоточиться!

Одно упражнение носит красноречивое название «Отвлекающий монстр». Это задание, выполненное в игровой форме, научит малыша сосредоточенно выполнять действия. Например, ребёнок пытается решить задачку, а мама в это время сперва размышляет вслух, чтобы приготовить на ужин, а после начинает действовать более активно. Строит рожицы и всячески отвлекает ребёнка – все должно происходить весело, нравиться малышу! – пока ребёнок старается решить, к примеру, математическое уравнение.

В игре может победить мама или ребенок – если малыш не отвлекался, он заработал балл! А приз в этом интересном задание лучше сделать очень желанным для Вашего ребёнка!

Следующая игра заключается в том, чтобы малыш запомнил несколько быстро сказанных команд (3 команды, повторенные дважды) и выполнил их. Например: возьми игрушку, подойди на кухню к столу задом наперёд и скушай яблочко. Весёлые задания малышу будет интересно выполнять. А эффект значителен – ребенок освоит навыки запоминания, удержания внимания и так далее.

Крайне важно при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей соблюдать грамотное чередование сна и бодрствование, режим отдыха и активности, а также – придерживаться правильного питания!

Некоторые специалисты предполагают, что гипоаллергенная диета, насыщенная витаминами и полезными микроэлементами, помогает преодолеть определенные проблемы у таких деток. Учёными доказано, что уровень содержания омега-3 кислот в плазме, а также в красных кровяных тельцах у детей с данным синдромом, как правило, намного ниже, чем у других, полностью здоровых малышей.

Читайте также:  Детские страхи: причины появления, методы избавления и рекомендации для родителей

Как лечить

Лечение гиперактивности у детей нужно назначать только тогда, когда диагноз поставлен верно! Ведь иногда уставшие от забот воспитатели детского сада и учителя ошибочно отправляют ребенка-непоседу к специалисту.

Как правило, диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ставится с учетом следующих особенностей:

  • гиперактивность – непоседливость, которая уже за нормой. Малыш не может усидеть на месте, ерзает, постоянно двигается
  • дефицит внимания – невозможность сосредоточиться на чём-либо. Ребёнок отвлекается, может заняться абсолютно другим делом, переключиться резко без каких-либо объективных причин
  • импульсивность – ребёнок совершает необдуманные поступки, которые впоследствие не может объяснить. Например, один мальчик на уроке резко вскочил и разбил окно. Данный случай хорошо иллюстрирует синдром дефицита внимания и гиперактивности малыша.

Но нужно помнить, что я рань между наличием синдрома и здоровым малышом, к примеру, активного холерического тип темперамента – очень тонка. Самая большая ошибка, которую может допустить родитель – давать медикаменты здоровому малышу, которому поставили неправильный диагноз. Но и проигнорировать особенность ребенка – не лучший выход, конечно!

Как известно, дефицит внимания и гиперактивность у детей может появиться даже в семье, где воспитание ребёнка – на высоком уровне. Просто определенные врожденные или приобретенные физические особенности вызывают нежелательное болезненное поведения малыша. Что уж говорить о наличии негативно воздействующих социально — психологических факторов. Нервная обстановка в семье может способствовать развитию болезненных симптомов.

Как жить с таким малышом

Внимание детей с гиперактивностью подчас практически невозможно удержать, если речь идёт о скучном для ребёнка деле. Правда, это характерно и для любого ребёнка маленького возраста, но в куда меньшей степени. Выполнение домашних заданий, собирание игрушек и так далее – иногда превращаются в непосильную задачу! У находчивых мам и пап всегда должны быть маленькие секреты, с помощью которых тяжёлый для ребёнка монотонный труд превращается в увлекательную игру. Не заставляйте малыша, не нагружайте его. Пусть процесс бытовой помощи вам будет лёгким и интересным. Даже если у малыша нет синдрома, находчивость роли елей только пойдет ему на пользу!

Итак, гиперактивность у детей, симптомы:

Вам следует насторожиться, если вы заметили чрезмерную импульсивность у малыша, неумение контролировать свои поступки, неспособность усидеть на месте и крайнюю рассеянность.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста приводит к проблемам в обучении в детском саду, к разным неадекватным поведенческим реакциям, которые мешают малышу наладить отношения в коллективе. Родителям не стоит сдаваться, выход есть! Детки с подобным синдромом вполне могут превратиться вскоре в успешных, счастливых взрослых, которые активны и деятельны, эмоционально стабильны и способны добиваться успеха в жизни. Признаки гиперактивности у детей можно заметить уже в самом маленьком возрасте. Беспокойный, непоседливый малыш может в будущем получить этот диагноз. Но не нужно преувеличивать проблему!

Часто активные дети вовсе не обладают этим синдромом, а воспитателям и родителям, уставшим от выходок маленьких проказников, нужно всего лишь запастись терпением! Признаки гиперактивности не следует определять неспециалисту, а особенно родителям, которые могут страдать от излишней обеспокоенности. Лучше вовремя покажите малыша врачу!

Когда речь заходит о гиперактивности, лечение может быть следующим:

  • психологически-педагогическая коррекция;
  • научение родителей правильно организовывать режим;
  • медикаменты, гомеопатические средства, травяные лекарства.

Увлекаться последними не стоит. Соберите мнения специалистов, сходите к нескольким врачам. Бытует мнение, что синдром дефицита внимания и гиперактивности детей нередко ставится здоровым детям, ведь обычному малышу стоит быть и энергичным, и непоседливым. Как бы там ни было, не стоит отчаиваться, даже если несколько специалистов подтвердили неблагоприятный для вас диагноз. Прогноз – исключительно хороший.

Не волнуйтесь!

Важно понимать, что лечение синдрома гиперактивности весьма эффективно. С возрастом малыши становятся более усидчивыми. Девочки, как правило, приходят в норму к семи годам, а мальчики чуть позже – к десяти.

Гиперактивность, внимание рассеянное, импульсивность, которая заходит за границы нормы – вполне поддаются коррекции, если вовремя обратиться врачу! Желаем вам успешно преодолеть гиперактивность и дефицит внимания малыша, если в этом возникнет необходимость.

Как и с любым ребёнком, с таким малышом важно сохранять спокойствие, относиться к нему с любовью, быть внимательным к его здоровью, но не беспокоиться чрезмерно. Постарайтесь увлекать своего ребенка интересными занятиями, обеспечивать ему все условия для правильного развития, постараться, чтобы он взаимодействовал со сверстниками, учился и жил насыщенной жизнью. Даже если у вашего ребёнка синдром, это не повод отказываться от активности. Просто к такому малышу нужно быть чуть больше внимательным, ещё лучше следить за его отдыхом, здоровьем и так далее.

Следует насторожиться, если заметите:

  • Ребёнок пребывает в постоянной двигательной активности и просто не способен держать себя в руках, то есть, даже предельно измучившись, продолжает движение, а обессилев совершенно, расстраивается, плачет и кричит.
  • Ребёнок слишком и много болтает, глотает окончания слов, перебивает, никогда до конца выслушивается собеседника. Ставит кучу вопросов, но очень редко ему хватает терпения выслушать ответы на них.
  • Его абсолютно нереально положить в кровать , а если он наконец-то уснул, то спит поверхностно.
  • У малыша частенько бывают кишечные расстройства, нередко возможна аллергии.
  • Ребенок — неуправляемый, совершенно не реагирует на родительские указания, ограничения. И в любых ситуациях малыш одинаково возбужден, неусидчив. Его поведение, казалось бы, мало зависит от того, дома он или на улице.
  • Ребенок провоцирует ссоры, устраивает истерики, ищет конфликтов, с ним трудно пребывать в спокойствии.

Не отчаивайтесь, выход есть! Запасайтесь терпением и скорее идите к специалисту.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Детская гиперактивность: признаки и методы лечения

Детская гиперактивность: диагноз или индивидуальная особенность ребенка?

Гиперактивностью называют чрезмерную активность ребенка, его неусидчивость, непокорность, невнимательность, постоянную нервную возбужденность. Гиперактивность – это признак неуравновешенности нервной системы ребенка. В медицине СДВГ (расшифровывается, как синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяют, как нарушение развития неврологического и поведенческого характера, при котором гиперактивность детей выражена достаточно ярко, причем зачастую она сопряжена с таким явлением, как дефицит внимания. СДВГ развивается у детей раннего возраста. Сопровождается синдром чрезмерной импульсивностью и активностью, плохой концентрацией внимания, неумением контролировать свои эмоции и действия. Как правило, диагноз гиперактивности может подтвердить только медицинский работник: педагоги и психологи подтверждать или опровергать этот диагноз не имеют права.

Гиперактивность и ее причины

СДВГ имеет место быть у еще не рождённых детей. Однако у одних этот синдром не прогрессирует, а у других выражается особенно ярко. Почему? Происходит это по таким причинам:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Следствие тяжелой беременности и родов (сильный токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, недоношенность, патология самих родов, получение травм во время родов).
  3. Инфекции и токсикация(например, тяжелыми металлами) ребенка в раннем возрасте, неправильное питание.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье: стрессы из-за частых скандалов и конфликтов, строгое и неправильное воспитание, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания.
  5. Неврологические патологии у ребенка.

По сути, одна из вышеперечисленных причин не может провоцировать развитие СДВГ. Как правило, гиперактивность – это следствие комплексного воздействия различных провоцирующих факторов.

По каким признакам можно распознать гиперактивного ребенка?

Существуют признаки, по которым легко определить, гиперактивен ребенок или нет. Среди этих признаков:

  • чрезмерная активность и неусидчивость: ребенок с СДВГ находится в постоянном движении, он крутится, что-то теребит в руках, стучит пальцами, топает ногами и т.д.;
  • повышенная отвлекаемость: гиперактивного ребенка от основной деятельности отвлекает все, например, начиная от летающей мухи в помещении, и заканчивая интересным, по его мнению, рисунком в книге;
  • импульсивность;
  • забывчивость;
  • отсутствие контроля над собственными действиями;
  • плаксивость, капризность и беспокойность;
  • рассеянность;
  • негативизм по отношению к окружающим и агрессивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • повышенный мышечный тонус.

Обнаружив у ребенка в возрасте до 7 лет хотя бы 6 признаков из перечисленного списка, взрослый может предположить, что малыш гиперактивен. Однако это может быть лишь предположение: диагноз вправе ставить только медик.

Разновидности патологии и ее возможные последствия

Гиперактивность по доминирующим признакам делят на такие типы:

  1. Синдром дефицита внимания, при котором гиперактивность отсутствует. Чаще наблюдается у девочек. При дефиците внимания малышки замыкаются в собственном мире, становятся слишком мечтательными, обладают бурной фантазией.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Подобная патология – явление редкое. Как правило, обусловлена нарушениями в работе ЦНС и индивидуальными особенностями малыша.
  3. Собственно, СДВГ – наиболее распространенная форма патологии, при которой у ребенка диагностируется и нарушение внимания, и гиперактивность.

Наивно полагать, что СДВГ лечить нет необходимости. Данная патология не проходит сама собой, наоборот, ее последствия со временем могут усугубляться. Так, последствиями СДВГ могут быть:

  • плохая успеваемость в школе;
  • заниженная самооценка;
  • сложности в построении отношений с окружающими;
  • избиения и драки;
  • издевательство над сверстниками;
  • алкоголизм и наркомания;
  • попытки суицида.

Что удивительно, гиперактивные дети очень способные, у них отличный уровень развития. Однако из-за недостатка концентрации внимания им трудно справ ьляться с учебой.

Как диагностировать гиперактивность у ребенка?

Диагностикой должны заниматься такие специалисты, как невролог, психиатр и психолог. Диагноз после первого обследования не ставится – за малышом наблюдают в течение полугода, используя:

  • методы беседы;
  • нейропсихологические тестирования;
  • наблюдение за поведением;
  • диагностические опросники.

При необходимости, для уточнения диагноза, ребенка отправляют на обследование к логопеду, эндокринологу, офтальмологу, отоларингологу и эпилептологу, поскольку под синдромом гиперактивности может скрываться неврологическое или соматическое расстройство. Для подтверждения диагноза обязательно следует провести МРТ мозга, общий и биохимический анализы крови, ЭхоКГ и ЭЭГ. На основании результатов этих исследований и ставится диагноз.

Особенности лечения СДВГ у детей

Специалисты рекомендуют начинать лечение детской гиперактивности в дошкольном илимладшем школьном возрасте. Как правило, применяется комплексная терапия, которая состоит из 5 этапов:

  1. Метаболический, он же – медикаментозный. Препараты в каждом случае подбираются индивидуально, согласно симптоматике патологии.
  2. Нейропсихологический: заключается в психомоторной коррекции онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
  3. Синдромальный: заключается в использовании специальных игр, которые благоприятно воздействуют на развитие отдельных элементов синдрома. Для младших дошкольников развивающие игры зачастую являются наиболее эффективными в борьбе с СДВГ.
  4. Поведенческий: комплекс различных видов психотерапии, который позволяет формировать желаемые модели поведения.
  5. Личностный: использование разных приемов индивидуальной и групповой психотерапии, которые помогают разрешить внешние и внутренние психогенные конфликты, благотворно влияют на личностный рост и отношения с окружающими.

К лечению СДВГ стоит подходить очень ответственно. Изначально предпочтение стоит отдать немедикаментозным методам терапии. Но если они оказались неэффективными, при условии, что все рекомендации специалиста выполнялись беспрекословно, от медикаментозного лечения отказываться не стоит.

Игры для гиперактивных детей

Психология гиперактивных детей значительно отличается от психологии других малышей: им нужно уделять больше внимания, так как они легко отвлекаются и упускают важные моменты во время занятий. Поэтому индивидуальные игры для гиперактивных детей – прекрасная возможность развить те навыки, которые сложно им даются. Начинать лучше с игр, направленных на развитие одной функции. Например, это может быть упражнение только на развитие внимания или исключительно на воспитание усидчивости. Когда ребенок хорошо усвоит одну функцию, в игру можно включать задания на развитие сразу двух функций – той, которая уже знакома, и той, которую нужно еще воспитать. Когда ребенок научится контролировать свои действия, можно начинать вовлекать его в коллективные игры.

  1. Игра «Где что было». Цель: развитие концентрации внимания. Ход игры: перед ребенком нужно расставить несколько игрушек, попросить малыша посмотреть на них некоторое время и запомнить их, после чего ребенок должен отвернуться. Взрослый убирает одну из игрушек и просит ребенка повернуться обратно. Задача малыша – сказать, какая игрушка исчезла и где она стояла. Постепенно количество игрушек можно увеличивать.
  2. Игра «Многоножки». Цель: развитие дисциплины. Ход игры: пальцы ребенка лежат на краю стола. По команде взрослого «многоножки» (пальцы ребенка) должны двигаться в указанном направлении, вовремя меняя его по сигналу взрослого. Важно, чтобы все 5 пальцев каждой из рук принимали участие в игре.
  3. Игра «Разговор с руками». Цель: учить контролировать свои действия. Подходит для особенно агрессивных детей, тех, кто часто ломает игрушки. Ход игры: предложите ребенку на листе бумаги карандашом обвести силуэт своих ручек, вырезать их и оживить, нарисовав им глазки, носики и ротики цветными фломастерами. Затем заведите с ожившими ручками беседу: спросите, кто они и как их зовут, что они любят делать, а что не любят, какие они – послушные или нет. Если ребенок не желает включаться в разговор, проговорите диалог самостоятельно. Главное – подчеркните, что ручки хорошие, что они многое умеют делать (можно перечислить, что именно), но иногда бывают непослушными. Заканчивая игру, заключите с ручками и их хозяином договор, в котором ручки пообещают, что в течение дня они будут делать только хорошие дела – убирать, чинить, здороваться, играть, не будут никого обижать и ничего не будут ломать. Для гиперактивных детей время договора лучше брать короче, постепенно его увеличивая, если малыш согласится на такие условия. Каждый раз с ладошками нужно заключать новый договор.
  4. Игра «Передай мяч». Цель: снять чрезмерную двигательную активность. Ход игры: стоя в кругу или сидя на стульях, дети должны как можно быстрее передавать мяч друг другу, чтобы не уронить его. Усложнитьзадание можно, запустив в круг несколько мячей.
  5. Игра «Менялки». Цель: развитие коммуникативных навыков. Стулья нужно поставить в круг. Затем участники игры выбирают водящего, который свой стул убирает за линию круга. Таким образом, в кругу остается стульев на один меньше, чем участников. Водящий говорит: «Местами меняются те, у кого… (темные волосы, белые колготки, есть куклы и т.д.). После этого дети с названным признаком должны поменяться местами, а водящий в это время должен занять чей-то стульчик. Тот, кто не успел занять свое место, становится водящим.
Читайте также:  Успеть до родов: 10 идей для облегчения жизни будущей мамы

Какие методы использовать в работе с гиперактивным ребенком?

Благодаря использованию этих методик, гиперактивный ребенок становится спокойней, уравновешенней, внимательней. В работе с детьми с СДВГспециалисты рекомендуют применять:

  • лечебное питание;
  • лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику;
  • аутогенную тренировку;
  • игровую терапию;
  • семейную психотерапию;
  • танцевальную, музыкальную и драматургическую терапию;
  • арт-терапию и изотерапию;
  • фото-, библио- и сказкотерапию.

Практические рекомендации родителям гиперактивных детей

  1. Хвалите ребенка за все его достижения, будьте к нему внимательны.
  2. Придумайте крохе ежедневное поручение, которое он должен выполнять сам.
  3. Строго соблюдайте предписания специалистов (например, массаж, гимнастику или прием лекарств, которые назначались для лечения СДВГ).
  4. Сообщите педагогу о проблеме ребенка, попросите, чтобы к вашему малышу относились более внимательно.
  5. Всегда оставайтесь спокойными, не повышайте голос на ребенка, не ругайте его. Будьте солидарными с мнением второго родителя.
  6. Не завышайте, но и не занижайте требования.
  7. Приобщайте малыша к подвижным играм и видам спорта.
  8. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного. Все ваши требования должны выполняться всеми членами семейства.
  9. Уделяйте ребенку максимум внимания.
  10. Во время прогулок с ребенком избегайте слишком людных мест – это может стать причиной перевозбуждения малыша.
  11. Следуйте строгому распорядку дня всей семьей. Укладывайте спать и будите малыша строго в одно время.
  12. Не позволяйте долго смотреть телевизор. Не допускайте перевозбуждения его нервной системы.
  13. Давайте ребенку понять, как он дорог для вас.Чаще обнимайте и целуйте малыша.
  14. Позволяйте ребенку делать выбор.
  15. Заметив способности ребенка к какой-либо деятельности, способствуйте их развитию.

Гиперактивные дети нуждаются в особом воспитании. И если родитель все сделает правильно, к подростковому возрасту от этого синдрома не останется и следа, а ребенок вырастет умным, успешным, интеллектуально развитым и счастливым человеком. Конечно, от взрослых потребуется много усилий и терпения. Но счастливое будущее собственного ребенка стоит этих усилий.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Читайте также:  Одна грудь больше другой при кормлении грудью: что делать с послеродовой диспропорцией?

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивность детей — заболевание или особенность ребёнка?

Время чтения 8 минут

Родители мечтают вырастить здорового, счастливого ребёнка, который станет вскоре успешным взрослым. Но процесс воспитания таит в себе немалые трудности. Подчас родители сталкиваются с такими препятствиями, переступить через которые невозможно без помощи профессионального психолога. И так что же такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей или сдвг у детей?

Модный синдром

Синдром дефицита внимания и гиперактивности детей также именуется:

  • синдромом нехватки внимания;
  • синдромом дефицита внимания;
  • синдромом рассеянного внимания.

Вызывается данное заболевание частичным нарушением функциональности нервной системы, которое проявляется избытком активности, излишней импульсивностью, а также разными неврологическими проблемами. К сожалению, гиперактивность у детей в наше время диагностируется все чаще.

Сдвг у детей бывает выражен у 2,2% — 18% детей дошкольного возраста.

Увы, нередко родители не желают признавать проблему, не хотят вовремя обращаться к специалистам, игнорируют особенность ребёнка. Если вовремя не обнаружить и не начать лечить синдром, возможны различные поведенческие и иные проблемы.

Обычно синдром дефицита внимания и гиперактивности детей диагностируют в 3-4 года или же в 7-8 лет – во время поступления в учреждение – детский садик или школу.

Течение синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей подразделяется на следующие виды:

  1. классический;
  2. синдром дефицита внимания у малыша без гиперактивности;
  3. синдром гиперактивности у детей без наличия дефицита внимания.

Длительное время синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей вообще не считали болезнью и не заносили в реестр медицинских заболеваний. Данный синдром считался поведенческой особенностью, которую следовало исправлять педагогическими методами. Полагали, и были правы, что семейные проблемы, неправильное воспитание влияют на формирование неадекватных поведенческих реакций.

В 1970-х годах подход к синдрому дефицита внимания и гиперактивности у детей кардинально изменился — врачи заподозрили генетические причины данного непростого для выявления недуга. И сразу же появилось множество способов справляться с синдромом и рекомендации для родителей в случае, если их малыш был поставлен подобный диагноз.

Причины СДВГ

На данный момент считается, что к возникновению синдрома приводят:

  • дефицит в организме малыша некоторых гормонов;
  • травмы и инфекционные болезни;
  • хронические болезни матери, которые сказались на плоде во время беременности
  • заболевания младенца, вызывающие проблемы с нервной системой , повышающие температуру тела.

Особенности поведения детей с выраженной гиперактивностью сводятся в целом к следующим данным: в 70% случаях малыш проявляет беспокойство, приблизительно в 50% случаев у него происходят проблемы с аппетитом, а в 46% — трудности со сном. У малыша наблюдаются подергиваниях, постоянная неусидчивость и гипервозбудимость. Итак, гиперактивность ребёнка: симптомы и что делать:

  1. Малыш не может ни минуты усидеть на месте, то и дело проявить двигательную активность.
  2. Ребёнок ведёт себя. неадекватно ситуации – может вскочить посреди урока, неожиданно рассмеяться или расплакаться.
  3. Малыш постоянно спрашивает что-то у родителей. Но даже не дожидается ответа на якобы волнующий его вопрос!
  4. Малышу очень сложно сосредоточиться либо же , наоборот, нереально отвлечь от действительно интересного для него занятия.
  5. Ребёнок предельно забывчив и рассеян.
  6. Малыш импульсивен.
  7. Маленький человечек беспокойно спит.
  8. Малыш болтает без умолку, не давая окружающим и слова вставить.
  9. Ребёнок категорически не умеет ждать.

Волшебная палочка для родителей

Так как же быть с таким ребёнком? Вот пару советов для родителей. Помогите вашему малышу концентрироваться, тренировать свою способность сосредоточиться!

Одно упражнение носит красноречивое название «Отвлекающий монстр». Это задание, выполненное в игровой форме, научит малыша сосредоточенно выполнять действия. Например, ребёнок пытается решить задачку, а мама в это время сперва размышляет вслух, чтобы приготовить на ужин, а после начинает действовать более активно. Строит рожицы и всячески отвлекает ребёнка – все должно происходить весело, нравиться малышу! – пока ребёнок старается решить, к примеру, математическое уравнение.

В игре может победить мама или ребенок – если малыш не отвлекался, он заработал балл! А приз в этом интересном задание лучше сделать очень желанным для Вашего ребёнка!

Следующая игра заключается в том, чтобы малыш запомнил несколько быстро сказанных команд (3 команды, повторенные дважды) и выполнил их. Например: возьми игрушку, подойди на кухню к столу задом наперёд и скушай яблочко. Весёлые задания малышу будет интересно выполнять. А эффект значителен – ребенок освоит навыки запоминания, удержания внимания и так далее.

Крайне важно при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей соблюдать грамотное чередование сна и бодрствование, режим отдыха и активности, а также – придерживаться правильного питания!

Некоторые специалисты предполагают, что гипоаллергенная диета, насыщенная витаминами и полезными микроэлементами, помогает преодолеть определенные проблемы у таких деток. Учёными доказано, что уровень содержания омега-3 кислот в плазме, а также в красных кровяных тельцах у детей с данным синдромом, как правило, намного ниже, чем у других, полностью здоровых малышей.

Как лечить

Лечение гиперактивности у детей нужно назначать только тогда, когда диагноз поставлен верно! Ведь иногда уставшие от забот воспитатели детского сада и учителя ошибочно отправляют ребенка-непоседу к специалисту.

Как правило, диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ставится с учетом следующих особенностей:

  • гиперактивность – непоседливость, которая уже за нормой. Малыш не может усидеть на месте, ерзает, постоянно двигается
  • дефицит внимания – невозможность сосредоточиться на чём-либо. Ребёнок отвлекается, может заняться абсолютно другим делом, переключиться резко без каких-либо объективных причин
  • импульсивность – ребёнок совершает необдуманные поступки, которые впоследствие не может объяснить. Например, один мальчик на уроке резко вскочил и разбил окно. Данный случай хорошо иллюстрирует синдром дефицита внимания и гиперактивности малыша.

Но нужно помнить, что я рань между наличием синдрома и здоровым малышом, к примеру, активного холерического тип темперамента – очень тонка. Самая большая ошибка, которую может допустить родитель – давать медикаменты здоровому малышу, которому поставили неправильный диагноз. Но и проигнорировать особенность ребенка – не лучший выход, конечно!

Как известно, дефицит внимания и гиперактивность у детей может появиться даже в семье, где воспитание ребёнка – на высоком уровне. Просто определенные врожденные или приобретенные физические особенности вызывают нежелательное болезненное поведения малыша. Что уж говорить о наличии негативно воздействующих социально — психологических факторов. Нервная обстановка в семье может способствовать развитию болезненных симптомов.

Как жить с таким малышом

Внимание детей с гиперактивностью подчас практически невозможно удержать, если речь идёт о скучном для ребёнка деле. Правда, это характерно и для любого ребёнка маленького возраста, но в куда меньшей степени. Выполнение домашних заданий, собирание игрушек и так далее – иногда превращаются в непосильную задачу! У находчивых мам и пап всегда должны быть маленькие секреты, с помощью которых тяжёлый для ребёнка монотонный труд превращается в увлекательную игру. Не заставляйте малыша, не нагружайте его. Пусть процесс бытовой помощи вам будет лёгким и интересным. Даже если у малыша нет синдрома, находчивость роли елей только пойдет ему на пользу!

Итак, гиперактивность у детей, симптомы:

Вам следует насторожиться, если вы заметили чрезмерную импульсивность у малыша, неумение контролировать свои поступки, неспособность усидеть на месте и крайнюю рассеянность.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста приводит к проблемам в обучении в детском саду, к разным неадекватным поведенческим реакциям, которые мешают малышу наладить отношения в коллективе. Родителям не стоит сдаваться, выход есть! Детки с подобным синдромом вполне могут превратиться вскоре в успешных, счастливых взрослых, которые активны и деятельны, эмоционально стабильны и способны добиваться успеха в жизни. Признаки гиперактивности у детей можно заметить уже в самом маленьком возрасте. Беспокойный, непоседливый малыш может в будущем получить этот диагноз. Но не нужно преувеличивать проблему!

Часто активные дети вовсе не обладают этим синдромом, а воспитателям и родителям, уставшим от выходок маленьких проказников, нужно всего лишь запастись терпением! Признаки гиперактивности не следует определять неспециалисту, а особенно родителям, которые могут страдать от излишней обеспокоенности. Лучше вовремя покажите малыша врачу!

Когда речь заходит о гиперактивности, лечение может быть следующим:

  • психологически-педагогическая коррекция;
  • научение родителей правильно организовывать режим;
  • медикаменты, гомеопатические средства, травяные лекарства.

Увлекаться последними не стоит. Соберите мнения специалистов, сходите к нескольким врачам. Бытует мнение, что синдром дефицита внимания и гиперактивности детей нередко ставится здоровым детям, ведь обычному малышу стоит быть и энергичным, и непоседливым. Как бы там ни было, не стоит отчаиваться, даже если несколько специалистов подтвердили неблагоприятный для вас диагноз. Прогноз – исключительно хороший.

Не волнуйтесь!

Важно понимать, что лечение синдрома гиперактивности весьма эффективно. С возрастом малыши становятся более усидчивыми. Девочки, как правило, приходят в норму к семи годам, а мальчики чуть позже – к десяти.

Гиперактивность, внимание рассеянное, импульсивность, которая заходит за границы нормы – вполне поддаются коррекции, если вовремя обратиться врачу! Желаем вам успешно преодолеть гиперактивность и дефицит внимания малыша, если в этом возникнет необходимость.

Как и с любым ребёнком, с таким малышом важно сохранять спокойствие, относиться к нему с любовью, быть внимательным к его здоровью, но не беспокоиться чрезмерно. Постарайтесь увлекать своего ребенка интересными занятиями, обеспечивать ему все условия для правильного развития, постараться, чтобы он взаимодействовал со сверстниками, учился и жил насыщенной жизнью. Даже если у вашего ребёнка синдром, это не повод отказываться от активности. Просто к такому малышу нужно быть чуть больше внимательным, ещё лучше следить за его отдыхом, здоровьем и так далее.

Следует насторожиться, если заметите:

  • Ребёнок пребывает в постоянной двигательной активности и просто не способен держать себя в руках, то есть, даже предельно измучившись, продолжает движение, а обессилев совершенно, расстраивается, плачет и кричит.
  • Ребёнок слишком и много болтает, глотает окончания слов, перебивает, никогда до конца выслушивается собеседника. Ставит кучу вопросов, но очень редко ему хватает терпения выслушать ответы на них.
  • Его абсолютно нереально положить в кровать , а если он наконец-то уснул, то спит поверхностно.
  • У малыша частенько бывают кишечные расстройства, нередко возможна аллергии.
  • Ребенок — неуправляемый, совершенно не реагирует на родительские указания, ограничения. И в любых ситуациях малыш одинаково возбужден, неусидчив. Его поведение, казалось бы, мало зависит от того, дома он или на улице.
  • Ребенок провоцирует ссоры, устраивает истерики, ищет конфликтов, с ним трудно пребывать в спокойствии.

Не отчаивайтесь, выход есть! Запасайтесь терпением и скорее идите к специалисту.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

Ссылка на основную публикацию