Изучаем цвета и формы с ребенком в возрасте 1 – 2 лет: развивающие стишки и упражнения - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Изучаем цвета и формы с ребенком в возрасте 1 – 2 лет: развивающие стишки и упражнения

Учим цвета с ребенком 2-3 лет

В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.

Стихи про цвета с картинками

Карточки-пазлы «Учим цвета»

Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.

Наглядные карточки «Учим смешивать цвета»

Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

Как научить ребенка различать цвета? Игры и советы

Уже давно я обещаю написать статью про то, как научить ребенка различать цвета и про то, как мы делали это с Таисией. Судя по количеству приходящих мне вопросов, эта тема интересует многих мам. Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать все окружающие предметы еще одним способом – по цвету. Кроме того, умение различать цвета открывает перед ребенком новый пласт интересных развивающих игр.

Когда ребенок начинает различать цвета?

Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни. Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет. Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.

Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.

Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Вообще говоря, я убеждена, что для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.

Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Как научить ребенка различать цвета? Игры

1. Сортировка по цветам

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д. Наш сортер сделан из коробки от чая и деталей мозаики. Встречаются иногда и готовые варианты .

Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с малышом, что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть

  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем малышу рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. У нас игра проходила гораздо динамичнее, когда мы распределяли цветные секции между Таисией и ее любимой игрушкой. Например, Тася отбирала все красные предметы, а кукла Маша – желтые.

  • Находим маму-наседку для каждого яичка, ориентируясь на окрас.

Все яички складываем в прикрепленный к курице обрезанный пластиковый стаканчик.

Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам… Кстати, в Копилке игр от читателей есть еще хорошие варианты цветной сортировки.

2. Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п.

Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед малышом заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

3. Цветное лото

Игры по принципу лото становятся интересны детям примерно в год с небольшим. Конечно, пока малыши не играют по взрослым правилам, а просто подбирают карточки к игровому полю с картинками.

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. (Пример цветного лото можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ ). Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле.

В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения, как в игре « Гномики и домики » ( Ozon , My-shop , Read ) от «Школы семи гномов».

4. «Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с малышом можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

Читайте также:  Что делать, если ребёнок обманывает в 4, 5 и 6-7 лет и как помочь маленькому лгунишке?

Разглядываем вместе с малышом заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;

  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Играем с цветовой сенсорной коробокой;

  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета ( скачать пример карточек );

Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;

  • Играем в лото заданного цвета (см.выше);
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета (Например, для красного дня подойдут: ягоды, помидоры, красные яблоки, гранаты; для зеленого: виноград, зеленые оливки, салат, горошек, зеленые яблоки, стручковая фасоль, киви, авокадо; для желтого: банан, кукуруза, желтые яблоки, лимон, масло, сыр, ананас; для белого: рис, творог, манная каша, молоко; для оранжевого: морковь, абрикос, тыква, апельсин)
  • 5. Карточки Домана «Цвета»

    Если честно, я считаю, что изучение цветов по карточкам Домана – это самый простой и в то же время самый эффективный метод , особенно если речь идет не о слишком «ходовых» тонах. На занятия по Доману требуется минимум усилий и времени, а цвета запоминаются практически гарантировано, особенно, если раньше малыш уже имел опыт взаимодействия с карточками. Только помните, для того, чтобы через месяц выученные цвета не вылетели у ребенка из головы, их названия необходимо закреплять посредством других игр (сортировать по цветам, играть в лото и т.п.).

    Что еще важно: учите только те оттенки, которые вы сами различаете и названия которых вы действительно готовы употреблять в своих играх и беседах. Не стоит увлекаться наборами вроде «100 цветов» от «Умницы». Какой смысл учить, например, пурпурный оттенок, если встретив его в жизни, вы сами, скорее всего, назовете его фиолетовым. Это только запутает ребенка.

    Мы с дочкой принялись за изучение цветов по карточкам в 1 год 4 месяца (к тому времени Тася уже знала и показывала четыре основных цвета). По карточкам за несколько дней мы запомнили еще 14 цветов (итого в нашем арсенале стало 18) и начали упоминать их названия в своих играх. Тех, кто скептически относится к методике Домана, могу заверить, что Таисия и по сей день не забыла ни одного из изученных тогда цветов!

    Подробнее о методике Домана и о принципах занятий читайте здесь. «Цветные» карточки можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ , а купить ЗДЕСЬ .

    6. Настольные игры

    После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

    Колорама ( Ozon , My-shop ) и ее аналог — игра «Фигуры» , о них я писала раньше здесь.

    Развивающие мультфильмы

    Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики. Пара мультфильмов на эту тему:

    Книги

    Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака , или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева ).

    Из обучающих книг можно посоветовать:

    «Учим цвета и числа» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ),

    либо похожий по своей задумке «Большой атлас животных» ( Ozon , Лабиринт , My-shop ). И там, и там на одном развороте собраны предметы / животные одного цвета.

    А также пособие с наклейками – «Что бывает синим» ( Ozon , My-shop , Read ).

    На этом все. Как всегда желаю вам ярких и интересных игр с малышом! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

    Изучаем цвета и формы с ребенком в возрасте 1 – 2 лет: развивающие стишки и упражнения

    Предлагаю Вам провести вместе с малышом развивающее занятие для детей от 1.5 года до 2 лет на тему «Круг и шар».

    Занятие довольно длинное, при желании его можно растянуть на несколько дней.

    1. Музыкальное развитие.

    Начнем наше занятие с музыкальной минутки.

    Прослушиваем композицию Железновых «Игра в мяч» (ее можно найти по ссылке). Делаем движения в соответствии со словами песни:

    По мячу ладошкой бьём
    Дружно, весело вдвоём.
    Мячик — мячик, мой дружок,
    Звонкий, звонкий, звонкий бок.
    По мячу ладошкой бьём,
    Дружно, весело вдвоём.
    Мяч бросаю и ловлю,
    Я с мячом играть люблю.
    Мячик, мамочка, не прячь,
    Мне бросай обратно мяч.
    Мяч бросаю и ловлю,
    Я с мячом играть люблю.

    2. Коробка с мячиками – учим свойства предметов, развиваем тактильные ощущения, закрепляем понятие «большой — маленький»:

    Собираем все шарообразные предметы, которые есть в доме (подойдет все, даже то, что не предназначено для детских игр: большие мячи для игры в футбол и маленькие мячики для маленьких ручек, массажные мячики, клубочки ниток, круглые фрукты: апельсины, мандарины, орехи: грецкие и лесные, настоящие воздушные шары, маленькие круглые горошинки, круглые бусины и т.п.).

    ПОДСКАЗКА: если в доме не нашлось подходящего количества шариков, по аналогии можно подобрать предметы другой формы, например, кубики, машинки, коробочки и т.п. В этом случае игру можно адаптировать под соответствующий предмет.

    Складываем все шарики в коробку или корзину (у нас все отлично поместилось в пластмассовую детскую ванночку).

    Этап первый – изучаем свойства предметов:

    Рассматриваем с ребенком все шарики и сравниваем их друг с другом, важно рассмотреть и назвать как можно больше свойств предметов, обращаем внимание на противоположные понятия: «Смотри, это большой шарик, а это совсем маленький, этот твердый, а этот мягкий, и т.п.).

    Было бы хорошо, если бы Вы смогли подобрать шарики таким образом, чтобы среди них попались шарики с такими свойствами: большой, маленький, твердый, мягкий, гладкий, шершавый (шершавым и мягким, например, может быть клубок ниток или комочек из бумаги).

    Этап второй – изучаем понятия «самый большой, самый маленький»:

    После того как все шарики исследованы и озвучены предлагаем малышу выбрасывать по одному предметы из коробки: сначала самый большой, а за тем по убыванию размера:

    — Какой шарик у нас самый большой. Вот он! Кидай его! А теперь какой самый большой. Вот он! Кидай его!

    Не страшно если малыш самостоятельно не определит, какой из мячей будет самым большим, даже если он это сделает вместе с мамой – нужная информация у него в голове все равно отложится.

    Когда все мячики выкинули из корзины, начинаем их складывать обратно. Можно продолжить игру «найди самый большой среди всех мячиков», а можно просто учиться бросать мячики с расстояния в корзину.

    3.«Сюрпирзики» — развиваем мелкую моторику.

    До начала занятия нужно приготовить для ребенка «сюрприз» завернуть в фольгу (а если ее нет – просто в бумагу) разные предметы.

    Поскольку тема урока круги и шарики – было бы здорово, если бы мы завернули именно шарики (разные — твердые, мягкие, гладкие и т.п.). Но можно завернуть и другие предметы.

    Складываем сюрпризики в ведерко, корзинку или коробочку и чем-то их накрываем (создаем элемент сюрприза). Малышу будет гораздо интереснее раскопать неизвестный клад, чем если бы ему просто предложили открыть все сюрпризы.

    — Ой, смотри какая коробка! Это, наверное, зайчик нам сюрприз оставил! Что он туда положил.

    Покажите как открывать сюрпризики, озвучьте предмет, который был в сюрпризе (мячик, мягкий, красный, шершавый и т.п.).

    Для некоторых детей это задание может показаться достаточно сложным – все зависит от того, насколько развиты детские пальчики (и, конечно же и от того, насколько ему понравится сама игра). Перед началом игры оцените способности развития ребенка, может стоит наверх положить «сюрпризики» которые завернуты не очень плотно (их легче будет разворачивать).

    Читайте также:  Детский сон: основные правила для родителей

    4. Ищем предметы в крупе — массаж пальцев, развитие моторики, сенсорный опыт.

    Положите в крупу различные предметы, покажите малышу, что в крупе кто-то спрятал клад, и предложите ему их поискать. Поскольку наше занятие тематическое – в крупу можно закопать шарообразные или круглые предметы (пуговицы, бусины, орехи). Можно вырезать кружки из картона и раскрасить их яркими цветами.

    5. Аппликация – развиваем пальцы, творим, закрепляем понятие «круг», «большой-маленький», учим цвета.

    В возрасте от года до двух самый простой способ обучить малыша названию цветов и фигур – это много раз озвучить название цвета и фигуры в процессе игры (красный кружок, синий кружок и т.п.).

    Вырезаем кружочки разной величины и цвета. Предлагаем малышу наклеить их на бумагу в произвольном прядке. В ходе работы мы комментируем цвет каждой фигуры: «Какой красивый кружочек ты взял! Он красный, большой! И т.п.»

    Либо аппликацию можно сделать сюжетной:

    — Смотри, какой слоненок! Ему скучно! Давай наклеим ему веселых мячиков, чтобы он мог поиграть!

    Слоненка, котенка и даже просто человечка можно также нарисовать самостоятельно.

    Предлагаем выполнить любую из вариантов аппликации:

    Вариант 1:

    Это задание для тех, кто еще не очень хорошо знает цвета, и если вы хотите закрепить знание определенного цвета. Вырезаем из цветной бумаги кружочки двух цветов (допустим красный и синий). Предлагаем малышу наклеить кружочки на бумагу в произвольном порядке, озвучиваем: это — красный кружок ты сейчас клеишь, а это – синий.

    Вариант2:

    Готовим кружочки двух размеров — большой и маленький. При работе также комментируем – ты сейчас взял большой кружочек, а это маленький.

    Вариант 3 – более сложный:

    Вырезаем кружки и большие и маленькие и разных цветов. При наклейке озвучиваем – большой -маленький, красный, синий, большой синий, маленький красный и т.п.

    Вариант 4 – самый сложный:

    Еще более сложный вариант такой аппликации — попросить наклеить фигурки по просьбе:

    А) простая просьба — «давай сейчас наклеим желтый кружок»;

    Б) более сложная просьба — «найди и наклей большой желтый кружок».

    6. Веселая зарядка — Игра на большом мяче.

    Эта игра проводится на большом мяче – фитболе. Но если его нет – можно провести ее и стоя на полу – просто чуть изменив движения:

    Прижимаем мяч вплотную к стене коленями так, чтобы хорошо его зафиксировать (это важно!).

    Ставим малыша на мяч, держим его за обе руки, выполняем движения под стихотворение:

    Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (прыгаем)

    И ножками подрыгаем , подрыгаем, подрыгаем,

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

    И ножками потопаем, потопаем ,потопаем

    И снова поиграем

    Повторяем упражнение несколько раз по кругу.

    Более простой вариант стихотворения:

    Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

    Ручками хлопают, ножками топают,

    Глазками моргают, после отдыхают.

    7. Учим предлоги.

    Кладем мячик на диван, под диван, за стул, у стула. Озвучиваем свои действия малышу («смотри, я положила мячик под стул»). Можно попробовать дать малышу команду – «положи, пожалуйста, мячик под стул» (но не все дети в этом возрасте любят выполнять такие команды. Если малыш просто смотрит, как вы ставите мяч над и под – этого уже достаточно).

    Для того, чтобы занятие было более игровым, мячик на стол и под стол может класть медвежонок или зайчонок (мягкая игрушка).

    8. Учимся катать мяч.

    Это классическое упражнение, которое развивает координацию движений. Мама и малыш садятся друг напротив друга и катают мяч друг к другу по полу.

    Для этой игры можно использовать вот такие стихи:

    По небу солнце ходит

    И в домики заходит.

    И к Тане заходит (катим мячик к малышу),

    И к маме заходит (малыш катит мячик обратно),

    И к Тане заходит,

    И к маме заходит…

    Мой веселый звонкий мяч

    9. Расширяем словарный запас.

    В завершение предлагаю прочесть вместе с ребенком замечательные стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

    Что еще почитать о развитии ребенка в 1,5 года:

    Как построить программу по изучению цвета у детей 1-2 лет.

    Практически все детские клубы включают в развивающие занятия для детей от 1 года упражнения на развитие цветового восприятия. Сложно ли построить программу развития цветовосприятия у малышей и стоит ли это делать? Есть ли определённая система в подобном развитии? Или просто достаточно подбирать любые упражнения, где используются однородно окрашенные предметы, и акцентировать внимание детей на цветовой характеристике данного предмета?

    Выстраивая программу целенаправленного восприятия цвета, сначала надо определиться с вопросом: представления о каких цветах мы будем формировать у малышей от 1 года до 2 лет?

    Психологи выделяют хроматические (цветные) цвета и ахроматические (бесцветные). К хроматическим относятся всем нам известные: красный, синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый, розовый и т.д., и все оттенки названных цветов. К ахроматическим – чёрный, белый, серый. Обратите внимание, что для малышей психологи и педагоги среди хроматических и ахроматических цветов рекомендуют остановиться на изучении следующих: красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный и белый цвет.

    Как происходит знакомство с цветовой характеристикой предметов? Здесь мнение однозначно: лучше всего цвет познаётся в контрасте, а именно тогда когда происходит противопоставление одного цвета другому. То есть не надо предлагать детям предметы только красного цвета и говорить: «Это — красный кубик. Это — красное колечко, а это – красный шарик». Лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т.д. Например, «это красный кубик, а это – жёлтый. Это красная бусина, а это — синяя».

    Задания в течение года надо обязательно выстраивать по усложнению, которое происходит в нескольких направлениях. Например, усложнение может происходить в овладении системой цветовых эталонов. Лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов:

    1. Красный и жёлтый цвет.
    2. Синий цвет.
    3. Зелёный цвет.
    4. Чёрный и белый цвет.

    Какие предметы и приёмы работы помогут нам сформировать представления о цвете? Любой детский клуб насыщен следующими «богатствами»: разноцветные пластмассовые и деревянные кубики, бусины для шнуровки, пирамидки с разноцветными колечками, ленточки и т.д. Также замечательно могут использоваться блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, грибочки с разноцветными шляпками и, конечно, цветная бумага и цветной картон.

    Задания могут быть самыми разнообразными и с разными материалами. Приведем несколько примеров разных заданий:

    1. 1.Бабочки и цветочки (пример задания с рабочим листом):

    Материалы: рабочие листы с изображением двух цветочков красного и жёлтого цветов, вырезанные из цветной бумаги бабочки красного и жёлтого цветов – по 2 штуки на ребёнка, клей.

    Солнышко ласково смотрит в окошко,
    Лучиком трогает носик у кошки.
    Кошка довольно мурлычет в ответ,
    Хвостиком солнышку машет: «Привет!».

    — Кошечка вышла гулять на улицу. Идёт кошка по дорожке, а на дорожке цветочки растут. Один красный цветочек, а другой – жёлтый. Дети показывают пальчиком цветочки.
    — А вот и бабочки прилетели! Смотрите, одна бабочка жёлтая, а другая – красная. Педагог показывает детям вырезанных из цветной бумаги бабочек и предлагает посадить бабочек на цветы соответствующего цвета.
    — Давайте посадим жёлтую бабочку на жёлтый цветочек, а красную бабочку на красный цветочек!

    Дети приклеивают бабочек на цветочки»

    2. Печенье для мишки (пример работы с блоками Дьенеша).

    Материалы: на каждого из детей блоки Дьенеша в мисках: круги красного и жёлтого цветов — по 3 штуки каждого цвета, корзинка. Игрушка – медведь.

    — Медвежонок испёк печенье. Смотрите, какое красивое круглое печенье получилось! А вдруг печенье горячее? Ребята, давайте подуем на печенье – пусть остынет.

    — Мишка решил угостить маму печеньем, она очень любит печенье жёлтого цвета. Мишка просит нас выбрать печенье только жёлтого цвета.

    Дети выбирают и кладут печенье из мисок на стол, а потом отдают мишке, который благодарит детей и складывает печенье в корзинку.

    — Какого цвета печенье осталось? Это осталось красное печенье! Это печенье мишка сам съест!

    3. «Ягодки для медвежонка» (пример работы с картоном)

    Читайте также:  Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года

    Материалы: вырезанные из бумаги или картона ягодки разных цветов: зелёные, жёлтые, красные – по 5 ягодок каждого цвета на ребёнка. Тарелочки трёх цветов (один набор на всех): красная, жёлтая и зелёная – вырезаны из цветного картона. Раскладываем ягодки по полу.

    — Медведи очень любят ягодки, а у мишки все тарелочки пустые – ни одной ягодки нет! Надо помочь мишке собрать ягодки!

    — Давайте красные ягодки мы будем класть на красную тарелочку, жёлтые ягодки – на жёлтую тарелочку, а зелёные ягодки – на зелёную тарелочку.

    Педагог расставляет «тарелочки» на полу.

    Когда дети собирают ягодки, говорим:

    — Одна ягодка, ещё одна, ещё одна – много ягодок собрали!

    4. Рыбки (пример работы с раздаточным листом).

    Материалы: раздаточные листы с изображением 4-х рыбок основных цветов и кубики таких же цветов.

    — К нам приплыли рыбки, но необычные, а разноцветные.

    Педагог говорит, что за рыбками охотится кот Васька и надо спрятать рыбок от Васьки, а то он их съест.

    — Давайте рыбок спрячем за камушками. Положите на красную рыбку красный камушек, на синюю рыбку — синий, на жёлтую рыбку — жёлтый, на зелёную рыбку — зелёный камушек.

    Педагог раздаёт детям кубики и предлагает наложить кубики на рыбок.

    Изучаем цвета: как научить ребенка различать цвета и оттенки

    Принято считать, что к трём года ребенок должен научиться различать основные цвета. Этот навык является важной частью сенсорного развития, он дает ребенку возможность по-новому взглянуть на мир. Часто, если малыш не знает или путает цвета, у родителей возникает беспокойство по поводу темпов развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

    В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?

    Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки. Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу. Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.

    Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.

    Учим цвета в повседневной жизни

    Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

    Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» — это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

    Игры для изучения цветов и их оттенков

    Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.

    Сортировка по цвету

    Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:

    Раскладывать предметы по мисочкам;

    «Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);

    Бросать предметы в отверстия нужного цвета;

    Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).

    Найди пару

    Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.

    Подбери заплатку

    Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).

    Цветовое лото

    В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.

    Цветные сенсорные коробки

    Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.

    Цветные дни

    Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета. Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка. Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.

    Карточки для изучения цветов

    Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками. Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни.

    Настольные игры для изучения цветов

    Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.

    Развивающие мультфильмы

    В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:

    Обучающие книги

    Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.

    Выводы

    Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

    Заключение

    Начинать изучения цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребенку. Нельзя указать четкие возрастные границы, когда ребенок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и все развитие, индивидуален для каждого малыша. В Центре развития «Созвездие» для малышей создана Монтессори-среда, направленная на всестороннее развитие ребенка. На занятиях «Вместе с мамой» дети в игровой форме знакомятся с понятиями цвета, формы и размера, делают тематические творческие работы. У наших педагогов вы можете научиться тому, как заинтересовать малыша занятием и как правильно преподнести ему познавательную информацию. Развивайтесь вместе с нами!

    Ссылка на основную публикацию