Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года

Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Лариса Чиркова
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы. В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,

Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.

В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.

В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы, как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.

Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.

Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны. Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.

Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.

Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ, как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.

Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь. Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.

Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка. Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.

Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.

Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольника связано с развитием основных видов детской деятельности:

Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.

Например, воспитатель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый день ребёнок открывал для себя что-то новое, развивал ум, формируя основы личности. Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений.

Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.

Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.

Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС 1 слайд Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по.

Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания.

«Семья как фактор формирования самостоятельности у детей»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Семья как фактор формирования самостоятельности у детей

Чувство любви не может стать чрезмерным, если оно вполне зрелое, и не связано с какими-то особыми условиями и ожиданиями. Однако, не все, что делается «во имя любви» к ребенку, в действительности идет ему на пользу и во благо.

Незаменимым, самым важным внешним фактором в жизни ребенка является семья. Она оказывает влияние на все процессы развития ребенка больше, чем любой другой человек или какие-то внешние обстоятельства. Некоторые семьи пытаются подчинять свою жизнь интересам ребенка. Многие родители связывают все свои надежды, мечты, желания и жизненные амбиции со своими юными чадами. Результатом всего становится стремление к чрезмерной заботе о молодом поколении. Взрослые, стремящиеся оградить свое дитя от любой опасности, готовы впасть в панику при малейшей угрозе. Но страдают от этого не только они, жертвами часто становятся их дети.

У ребенка, поставленного в такие условия, обычно возникает полная зависимость от родителей, что ведет к тяжелым последствиям. Чаще всего ребенок серьезно отстает от «графика» подготовки к окончательному переходу к жизни взрослого человека.

В десятилетнем возрасте такой ребенок не в состоянии заставить себя что-либо сделать, т.к. он не приобрел опыта в преодолении трудностей. Он не знает, что значит делиться с другими, и привык думать только о себе. Он обнаруживает, что ему трудно самому принимать решения или как-то контролировать свое поведение. Через несколько лет он попадет в мир сложных проблем подросткового периода, оставаясь совершенно неподготовленным к той самостоятельности и ответственности, которые предоставляет ему этот возраст.

Подготовить ребенка к умению самостоятельно справляться с обязанностями и правилами, можно только при условии, что эту подготовку родители начали с самого раннего детства. Конечно, не надо заставлять ребенка делать все так, как это делал бы взрослый. Необходимо поощрять детей в соответствии с их возрастом, формируя тот уровень самостоятельности и широкого круга обязанностей, которые находятся в пределах его возможностей. Например, вскоре после рождения ребенка мать может начинать перекладывать некоторые обязанности со своих плеч на младенца. Например, он постепенно приучается спать в течение всей ночи, самостоятельно держать бутылочку с молоком, дотягиваться до тех вещей, которые ему разрешено брать. Позже его приучают пользоваться горшком, он учится говорить и ходить. Постепенно, по мере того как ребенок овладевает все новыми навыками и умениями, его мать освобождается от соответствующих забот, по его обслуживанию.

С каждым годом ребенок может получать все больше возможностей самому принимать решение по самому широкому кругу вопросов. На него возлагаются повседневные жизненные обязанности, с которыми он в состоянии справиться. Например, в семилетнем возрасте ребенок может уже сам выбирать себе одежду на текущий день, он обязан держать в порядке свою комнату и каждое утро убирать постель. Ребенку в возрасте девяти-десяти лет можно предоставить больше свободы, например, в выборе программы телевидения (в пределах разумного). Необходимо все время думать о различном, упорядоченном переходе ребенка к состоянию самостоятельности и ответственности. Для этого надо готовить ребенка постепенно, год за годом, вплоть до возраста полной независимости, который наступает в свое время.

Читайте также:  Можно ли гулять с ребенком при простуде: взвешиваем все «за» и «против»

Лучшим временем для начала подготовки ребенка к вступлению во взрослую жизнь является период, когда он только начинает ходить, пытаясь освободиться от чьей-либо зависимости. Реншоу писал: «Когда ребенок пытается, есть сам, то он создаст больше грязи и беспорядка; когда он стремится одеваться сам, то это занимает больше времени и получается не очень аккуратно; когда он сам причесывается, то его волосы лежат в беспорядке. Но если не дать малышу возможности пытаться все это сделать самому, пусть сквозь слезы и неудачи, и будет все делать за него сама мама, то в результате формирование самостоятельности ребенка к независимому поведению будет откладываться на будущее»

Родителям тоже необходимо учиться обретать свободу от ребенка так, чтобы он мог обрести свободу от родителей, т.е., если отец и мать не обретут свободу от своего ребенка, в противном случае он может навсегда остаться зависимым от родителей. Бывают ситуации, когда мы должны давать детям возможность вступить в борьбу. Они не могут расти, не испытав чувства риска и опасности. Когда малыш учится ходить, он не может не падать. Когда он становится учащимся, то в той или иной мере сталкивается с определенными трудностями в учебе, которые приходится ему решать самостоятельно.

В этой связи нужно сказать, что в современной дидактике под самостоятельностью как важным личностным качеством понимают систему навыков сознательной самоорганизации; в качестве самостоятельной деятельности рассматривают деятельность ребенка, которую он совершает без помощи и указаний преподавателя, руководствуясь только сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий и операций; под самостоятельной работой понимают вид трудовой деятельности, способствующей наряду с усвоением информации формированию у ребенка самостоятельности, — труда, готовящего к самостоятельной деятельности, а также самоорганизованности, самоконтролю и других личностных качеств.

В проблеме самостоятельности надо различать две грани: способность ребенка обходиться своими силами, без посторонней помощи и инициативность в поиске нужной помощи. Соответственно можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана по преимуществу с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и столь же постепенного уменьшения дозы помощи, в которой нуждается ребенок. Безынициативность-другая грань несамостоятельности — связано по преимуществу с невладением формой сотрудничества, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей. В становлении этой стороны самостоятельности не наблюдается постепенного количественного нарастания умелости. Инициативность возникает «скачком». Детские вопросы, знаменующие начало познавательной инициативы — это своеобразный речевой «взрыв». Так же остро прорывается знаменитое «Я сам» — отказ от помощи, прямое требование самостоятельности.

Эльконин Д.Б. считает, что путь к самостоятельности изломан, тернист, временами почти непроходим, а движутся по нему рывками, скачками, падая, расшибаясь и отступая назад, вовсе не из-за того, что жизнь наша несовершенна, а мы сами недовыполняем своего взрослого предназначения — быть вожатыми, проводниками ребенка на пути к взрослости, самостоятельной жизни. Речь идет не о злонамеренных или нерадивых родителях и учителях, не об исключениях и ошибках во взаимоотношениях ребенка и взрослого, а о психологических законах, о природе этих отношений. А природа эта не добра и не зла, она естественна.

Без взрослого нормальное психическое развитие ребенка просто невозможно, без взрослого ребенок никогда не станет самостоятельным человеком. Взрослый открывает ребенку путь к независимости, инициативе, и он же ставит на этом пути границы и преграды. Папа научил сына читать и тут же вынимает из его руки книжку: «Рано!». В любом возрасте: взрослый направляет, побуждает, учит ребенка самостоятельности, но он же эту самостоятельность ограничивает. Это ограничение необходимо, иначе самостоятельность выродится в своеволие, инициативность — в озорство, способность обходиться своими силами — в самонадеянность, самоуправление – в самоупорство. Это естественный, правильный, вытекающий из природы отношений детей и взрослых факт: взрослый обязан ограничивать детскую самостоятельность, ставить ей пределы своими «надо» и «нельзя», а иначе душевное и физическое благополучие ребенка будет под угрозой.

Формируя у детей самостоятельность, необходимо обратить внимание на три группы мотивов, которые являются определяющими.

Социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы родители могут путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой информации.

Мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы можно, формируя у детей знания о процессе познания.

Реакция ребенка на ряд внешних факторов, организующих деятельность. Для усиления этой группы мотивов родители должны стараться показать детям престижность их хорошей работы.

Позвольте обозначить шесть основополагающих принципов, которые позволят последовательно, корректно выполнять работу по формированию самостоятельности у детей.

Первый принцип. Определите границы дозволенного, самый важный этап в процессе приучения детей к самостоятельности сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое в его деятельности, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают морально или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип. Когда дети открыто, бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за свою деятельность.

Третий принцип. Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит что-нибудь на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый ум стремится изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их забот и проблем. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например, повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной им вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит, и.т.д.

Четвертый принцип. Утешение и наставление ребенка должно проходить после того, как столкновение закончилось. Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а, возможно и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите на встречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание любви, верности и семейного единства.

Пятый принцип. Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных, ошибок и просчетов со стороны родителей.

Лучшими из родителей окажутся те, кто преуспевает в выполнении трех ключевых функций:

-если они наилучшим образом спланируют и организуют внешнюю среду, в которой находится ребенок;

-если они будут разрешать детям обращаться к ним, чтобы дать ребенку возможность обменяться информацией или впечатлениями, чтобы успокоить при возникновении неприятностей или дать ему необходимый в тот момент полезный совет;

-если они будут проявлять твердость в соблюдении порядка и дисциплины, но одновременно не будут скрывать своей любви, привязанности и заботы в отношении своих детей.

Показатели и факторы развития самостоятельности у детей до года

Самостоятельность как качество личности развивается с ранних лет. По мнению Н.К. Крупской, самостоятельность — важнейшее качество личности, все зависит от того, насколько успешно она формируется на ранних этапах ее развития [16].

Самостоятельность — качество очень неоднозначное. Часто взрослые сетуют на неумение ребенка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него все валится из рук, самое элементарное задание вызывает у ребенка затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если его не контролировать. Несмотря на противоречивость в определении сроков, ученые единодушны в одном: самостоятельность — важнейшая характеристика личности, самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целенаправленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Анализ психологической литературы, позволяет утверждать, что впервые тенденция к самостоятельности наблюдается уже в 3 года. Ученые не исключают, что и в более раннем возрасте у детей можно обнаружить зачатки этого свойства [23].

Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «я сам» и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения Р.Д. Карпенко показали, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так, стремление к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти-шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста — это признак псевдосамостоятельности [30].

Наблюдение исследователей за дошкольниками показывает, что если стремление ребёнка не имеет формы общей и стойкой тенденции, не охватывает большей части его действий, а ограничено и сводится лишь к одиночным самостоятельным действиям, то это так называемая мнимая самостоятельность, которая на поверку оказывается лишь умением хорошо совершать заученные и закрепленные действия. По мнения педагогов, нельзя назвать самостоятельными действия, отличающиеся бессмысленностью, однообразием манипулирования предметов. В этом случае речь идет, скорее всего, об определенных формах задержки в развитии [30].

Если раньше ребенок приступал к действию только тогда, когда в поле его зрения попадал какой-то предмет и побуждал его к совершению действия, то теперь именно замысел и план действия побуждают его искать и находить нужные предметы для задуманного им действия и использовать их в определенной последовательности и строго определенным способом.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте происходит поэтапно:

Этап инициативы и планирования — это первые элементы в формировании самостоятельности, отражающиеся в поведении целенаправленностью, ориентированной на конечный результат действия. Взрослый должен максимально уважать и поддерживать намерения ребенка, оказывая практическую помощь. При корректной поддержке без акцента на беспомощность, без унижения достоинства, если помощь незаметна и своевременна — в структуре личности ребенка, закрепляется первый элемент истинной самостоятельности — потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом.

Одновременно правильное поведение взрослого постепенно формирует следующий этап в становлении самостоятельности — действия настойчивые, целеустремленные, подчиненные достижению цели. У ребенка появляется настойчивое желание получить не любой, а именно задуманный результат [21]. Неуспешные действия не разрушают его намерений, не приводят к отказу от задуманного, а заставляют ребенка усилить внимание и сосредоточиться на своих действиях. Взрослый внимательно присматривается к ребенку, к его предметным действиям, обретающим новое, самостоятельное свойство — самостоятельность, совершать действия без опоры или с частичной опорой на помощь старшего. Имеется в виду усидчивость и настойчивость, побуждаемая осмысленным стремлением к цели.

Этот этап в развитии детской самостоятельности, по мнению исследователей, длится около полугода (от 2,5 — 3 лет). За это время ребенок становится более самостоятельным не только в замыслах, но и в конкретном их исполнении, более независимым от взрослого в исполнении своих действий, как особое условие их исполнения и очень двойственно относится к помощи взрослого. Даже если эта помощь крайне необходима ему, он может отвергнуть ее весьма категорично.

Читайте также:  Ребенок грызет ногти: эффективные средства против онихофагии и советы психологов

Этап целеустремленности, ориентирующий ребенка на поиск средств, достигающих цели в исполнении своих замыслов, способствует развитию произвольности, волевого поведения. Это важнейшие свойства личности, возникающие в раннем детстве.

Этап самоконтроля и самостоятельной оценки результата своей деятельности и себя как деятеля. Значимость этапа — он возникает за пределами трех летнего возраста. Его суть: ребенок вырабатывает в себе способность сравнить полученный результат с исходным намерением, способность оценить результат в соответствии с исходным планом. Самоконтроль и самооценка не только завершают формирование самостоятельности, как целостного личностного образования, но и меняют в корне самосознание детей, его знание о себе и отношение к себе. На этом этапе отношение ребенка к себе более сложно. Положительно отнестись к себе он может только тогда, когда положительно оценивает его многочисленные действия. В противном случае, он начинает переживать свою неумелость и несамостоятельность. Успешность в конкретных делах вызывает у ребенка другую гамму переживаний — ребенок непосредственно соотносит их со своим «я» и на этом основании испытывает чувство гордости. Момент сознания значимости своей самостоятельной деятельности для окружающих и для себя самого делает ребенка истинно самостоятельным, ориентированным на самостоятельное исполнение всех или большинства действий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.

В процессе развития самостоятельности ребенок приобретает способность к общему подходу в решении задач деятельности: умение принять цель или выдвинуть её самому, понять условия решения задачи, соотнести полученный результат с целью внести коррективы, используя необходимые контрольно-оценочные действия.

По мнению В.И. Логиновой, Е.Н. Герасимова в условиях правильной организации детской деятельности, самостоятельность дошкольников развивается от репродуктивной воспроизводящего характера (самостоятельное воспроизведение образцов, способов действий и пр.) к самостоятельной с элементами поисковой деятельности и творчества. Творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности ребенка. Творческая деятельность развивает у детей способность самостоятельно обнаруживать новое решение проблем, новые способы выражения своих замыслов, способность гибко и вариативно использовать имеющиеся умения и знания. [12]

К концу старшего дошкольного возраста в условиях соответствующего воспитания у детей, по мнению педагогов и психологов, должен сложиться высокий уровень самостоятельности, для которого характерно:

стремление к самостоятельности (в познании, в общении, в деятельности), умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

умение сознательно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности (действовать по правилам, поставленным условиям, по инструкции);

умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть новые условия деятельности, осуществить элементарное планирование, получить результат);

умение переносить известные способы действий в новые условия, комбинировать и вариативно использовать имеющийся опыт, знания, умения, проявлять творческий подход к разрешению задач.

Самостоятельность, развитая в одной сфере, не обеспечивает автоматически самостоятельности в других, однако создает благоприятные условия для расширения на все большие области жизни ребенка, при этом роль взрослого в процессе развития детской самостоятельности очень высока.

Для того чтобы выделить средства развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, необходимо раскрыть объем данного понятия. Средством называется все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются для облегчения деятельности (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко). Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения, явления, события. Н.К. Крупская обращает внимание на то, что человек, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства — таков принцип современной культуры.

В педагогических исследованиях Г.Н. Годиной доказано, что развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста происходит в процессе: овладения предметом деятельности; ситуативно-делового общения со взрослыми; взаимодействия со сверстниками; овладения игровой деятельностью; овладения трудовой деятельностью. Именно эти виды деятельности, по мнению ученых, могут являться средствами развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы правильно организовать самостоятельную детскую деятельность педагог должен обладать определенными умениями и методами — умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных и специальных умений [26].

Данные умения подразделяются на умения ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, трудиться, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры, совместный труд.

В свободное от занятий время рекомендуется акцентировать внимание детей на необходимость определенной последовательности организационных действий. Для этого можно использовать серию картинок, на которых зафиксированы осуществляемые в определенном порядке основные организационные действия.

С учетом того, что развитие самостоятельности у детей идет разными темпами, широко используются внешние наглядные средства, облегчающие детям самостоятельное построение деятельности и правильную ее самоорганизацию. Это могут быть инструкционные карты с поэтапным отражением процесса деятельности, схемы наблюдений, предметные и графические модели, алгоритмы действий и прочее.

Оперируя данными средствами старший дошкольник приобретает ценные навыки самостоятельного планирования, последовательного осуществления деятельности, контроля и оценки результатов. Воспитатель должен насыщать жизнь детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода, проявления воображения и творчества. Ежедневно он должен создавать ситуации, в которых детям нужно «поломать голову», чтобы найти решение: как лучше разрезать бумагу, чтобы хватило всей подгруппе детей, как исправить сломанную игрушку, как помочь малышам разрешить их проблемы и т.п. Тактика руководства детьми постепенно меняется: от прямых приемов (показ, объяснение) воспитатель переходит к косвенным (совет, аналогия, обращение к творческому поиску решений). Воспитатель должен развивать волю и настойчивость детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на получение высокого результата и его оценку.

Таким образом, под самостоятельностью дошкольника понимается стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя необходимые действия. Только при правильном руководстве воспитателя и при применении всех средств в комплексе можно воспитать самостоятельность в ребенке. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам говорить о том, что одним из эффективных средств развития самостоятельности у старших дошкольников является трудовая деятельность (Н.К. Крупская, Г.Н. Година, Р.С. Буре, Е.И Тихеева).

«Семья как фактор формирования самостоятельности у детей»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Семья как фактор формирования самостоятельности у детей

Чувство любви не может стать чрезмерным, если оно вполне зрелое, и не связано с какими-то особыми условиями и ожиданиями. Однако, не все, что делается «во имя любви» к ребенку, в действительности идет ему на пользу и во благо.

Незаменимым, самым важным внешним фактором в жизни ребенка является семья. Она оказывает влияние на все процессы развития ребенка больше, чем любой другой человек или какие-то внешние обстоятельства. Некоторые семьи пытаются подчинять свою жизнь интересам ребенка. Многие родители связывают все свои надежды, мечты, желания и жизненные амбиции со своими юными чадами. Результатом всего становится стремление к чрезмерной заботе о молодом поколении. Взрослые, стремящиеся оградить свое дитя от любой опасности, готовы впасть в панику при малейшей угрозе. Но страдают от этого не только они, жертвами часто становятся их дети.

У ребенка, поставленного в такие условия, обычно возникает полная зависимость от родителей, что ведет к тяжелым последствиям. Чаще всего ребенок серьезно отстает от «графика» подготовки к окончательному переходу к жизни взрослого человека.

В десятилетнем возрасте такой ребенок не в состоянии заставить себя что-либо сделать, т.к. он не приобрел опыта в преодолении трудностей. Он не знает, что значит делиться с другими, и привык думать только о себе. Он обнаруживает, что ему трудно самому принимать решения или как-то контролировать свое поведение. Через несколько лет он попадет в мир сложных проблем подросткового периода, оставаясь совершенно неподготовленным к той самостоятельности и ответственности, которые предоставляет ему этот возраст.

Подготовить ребенка к умению самостоятельно справляться с обязанностями и правилами, можно только при условии, что эту подготовку родители начали с самого раннего детства. Конечно, не надо заставлять ребенка делать все так, как это делал бы взрослый. Необходимо поощрять детей в соответствии с их возрастом, формируя тот уровень самостоятельности и широкого круга обязанностей, которые находятся в пределах его возможностей. Например, вскоре после рождения ребенка мать может начинать перекладывать некоторые обязанности со своих плеч на младенца. Например, он постепенно приучается спать в течение всей ночи, самостоятельно держать бутылочку с молоком, дотягиваться до тех вещей, которые ему разрешено брать. Позже его приучают пользоваться горшком, он учится говорить и ходить. Постепенно, по мере того как ребенок овладевает все новыми навыками и умениями, его мать освобождается от соответствующих забот, по его обслуживанию.

С каждым годом ребенок может получать все больше возможностей самому принимать решение по самому широкому кругу вопросов. На него возлагаются повседневные жизненные обязанности, с которыми он в состоянии справиться. Например, в семилетнем возрасте ребенок может уже сам выбирать себе одежду на текущий день, он обязан держать в порядке свою комнату и каждое утро убирать постель. Ребенку в возрасте девяти-десяти лет можно предоставить больше свободы, например, в выборе программы телевидения (в пределах разумного). Необходимо все время думать о различном, упорядоченном переходе ребенка к состоянию самостоятельности и ответственности. Для этого надо готовить ребенка постепенно, год за годом, вплоть до возраста полной независимости, который наступает в свое время.

Лучшим временем для начала подготовки ребенка к вступлению во взрослую жизнь является период, когда он только начинает ходить, пытаясь освободиться от чьей-либо зависимости. Реншоу писал: «Когда ребенок пытается, есть сам, то он создаст больше грязи и беспорядка; когда он стремится одеваться сам, то это занимает больше времени и получается не очень аккуратно; когда он сам причесывается, то его волосы лежат в беспорядке. Но если не дать малышу возможности пытаться все это сделать самому, пусть сквозь слезы и неудачи, и будет все делать за него сама мама, то в результате формирование самостоятельности ребенка к независимому поведению будет откладываться на будущее»

Родителям тоже необходимо учиться обретать свободу от ребенка так, чтобы он мог обрести свободу от родителей, т.е., если отец и мать не обретут свободу от своего ребенка, в противном случае он может навсегда остаться зависимым от родителей. Бывают ситуации, когда мы должны давать детям возможность вступить в борьбу. Они не могут расти, не испытав чувства риска и опасности. Когда малыш учится ходить, он не может не падать. Когда он становится учащимся, то в той или иной мере сталкивается с определенными трудностями в учебе, которые приходится ему решать самостоятельно.

В этой связи нужно сказать, что в современной дидактике под самостоятельностью как важным личностным качеством понимают систему навыков сознательной самоорганизации; в качестве самостоятельной деятельности рассматривают деятельность ребенка, которую он совершает без помощи и указаний преподавателя, руководствуясь только сформированными ранее представлениями о порядке и правильности выполнения действий и операций; под самостоятельной работой понимают вид трудовой деятельности, способствующей наряду с усвоением информации формированию у ребенка самостоятельности, — труда, готовящего к самостоятельной деятельности, а также самоорганизованности, самоконтролю и других личностных качеств.

В проблеме самостоятельности надо различать две грани: способность ребенка обходиться своими силами, без посторонней помощи и инициативность в поиске нужной помощи. Соответственно можно выделить две грани несамостоятельности: беспомощность и безынициативность. Беспомощность ребенка связана по преимуществу с неосвоенностью содержания, средств и способов той или иной деятельности. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и столь же постепенного уменьшения дозы помощи, в которой нуждается ребенок. Безынициативность-другая грань несамостоятельности — связано по преимуществу с невладением формой сотрудничества, с неспособностью восполнить собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей. В становлении этой стороны самостоятельности не наблюдается постепенного количественного нарастания умелости. Инициативность возникает «скачком». Детские вопросы, знаменующие начало познавательной инициативы — это своеобразный речевой «взрыв». Так же остро прорывается знаменитое «Я сам» — отказ от помощи, прямое требование самостоятельности.

Читайте также:  Динамическая гимнастика для детей: польза и вред, комплекс упражнений, техника безопасности

Эльконин Д.Б. считает, что путь к самостоятельности изломан, тернист, временами почти непроходим, а движутся по нему рывками, скачками, падая, расшибаясь и отступая назад, вовсе не из-за того, что жизнь наша несовершенна, а мы сами недовыполняем своего взрослого предназначения — быть вожатыми, проводниками ребенка на пути к взрослости, самостоятельной жизни. Речь идет не о злонамеренных или нерадивых родителях и учителях, не об исключениях и ошибках во взаимоотношениях ребенка и взрослого, а о психологических законах, о природе этих отношений. А природа эта не добра и не зла, она естественна.

Без взрослого нормальное психическое развитие ребенка просто невозможно, без взрослого ребенок никогда не станет самостоятельным человеком. Взрослый открывает ребенку путь к независимости, инициативе, и он же ставит на этом пути границы и преграды. Папа научил сына читать и тут же вынимает из его руки книжку: «Рано!». В любом возрасте: взрослый направляет, побуждает, учит ребенка самостоятельности, но он же эту самостоятельность ограничивает. Это ограничение необходимо, иначе самостоятельность выродится в своеволие, инициативность — в озорство, способность обходиться своими силами — в самонадеянность, самоуправление – в самоупорство. Это естественный, правильный, вытекающий из природы отношений детей и взрослых факт: взрослый обязан ограничивать детскую самостоятельность, ставить ей пределы своими «надо» и «нельзя», а иначе душевное и физическое благополучие ребенка будет под угрозой.

Формируя у детей самостоятельность, необходимо обратить внимание на три группы мотивов, которые являются определяющими.

Социальные мотивы. Они могут включать показ необходимости осознания учащимися жизненных потребностей в приобретении знаний высокого качества, понимания общественной значимости хорошей подготовки и т.п. Усиливать мотивы этой группы родители могут путем превращения их из понимаемых в действенные за счет показа прикладного характера усваиваемой информации.

Мотивы, направленные на развитие познавательных интересов к предмету и науке, которую он представляет. Усилить эти мотивы можно, формируя у детей знания о процессе познания.

Реакция ребенка на ряд внешних факторов, организующих деятельность. Для усиления этой группы мотивов родители должны стараться показать детям престижность их хорошей работы.

Позвольте обозначить шесть основополагающих принципов, которые позволят последовательно, корректно выполнять работу по формированию самостоятельности у детей.

Первый принцип. Определите границы дозволенного, самый важный этап в процессе приучения детей к самостоятельности сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое в его деятельности, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое дети испытывают, когда их наказывают морально или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!

Второй принцип. Когда дети открыто, бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за свою деятельность.

Третий принцип. Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит что-нибудь на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый ум стремится изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их забот и проблем. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных, опробованных мер воздействия, например, повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной им вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит, и.т.д.

Четвертый принцип. Утешение и наставление ребенка должно проходить после того, как столкновение закончилось. Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а, возможно и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите на встречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите. Покачайте его немного и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание любви, верности и семейного единства.

Пятый принцип. Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.

Шестой принцип. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных, ошибок и просчетов со стороны родителей.

Лучшими из родителей окажутся те, кто преуспевает в выполнении трех ключевых функций:

-если они наилучшим образом спланируют и организуют внешнюю среду, в которой находится ребенок;

-если они будут разрешать детям обращаться к ним, чтобы дать ребенку возможность обменяться информацией или впечатлениями, чтобы успокоить при возникновении неприятностей или дать ему необходимый в тот момент полезный совет;

-если они будут проявлять твердость в соблюдении порядка и дисциплины, но одновременно не будут скрывать своей любви, привязанности и заботы в отношении своих детей.

Воспитание самостоятельности ребенка до года.

Недавно я писала в своем блоге, что столкнулась с мнением общественности, что я приучаю ребенка к рукам, а в дальнейшем не смогу его отучить от них. Вот я и решила написать статью, посвященную воспитанию самостоятельности ребенка до года.

Сегодня я хотела поговорить о слингоношении, да и вообще о ношении ребенка на руках, кормлении по требованию, совместном сне в грудничковом возрасте и прочих вещах, которые должны обязательно привести к тому, что ребенок пожизненно будет держаться за мамкину юбку и с рук вообще никогда не слезет.

Действительно ли все эти вещи мешают в воспитании самостоятельности у ребенка в будущем?

Какая потребность ребенка до года? Чтобы выжить, грудничку нужна мама. Ведь именно она его защита и пропитание. Чувствовать маму рядом — это базовая потребность ребенка до года, обуславливающаяся чисто биологическими причинами, считайте это инстинктом.

Грудничок чувствует себя спокойно и уверенно, если мама рядом, если он слышит ее голос, а лучше сердцебиение, которое слышал 9 месяцев в утробе. Малышу нужно чувствовать мамины прикосновения, и запах, ведь именно осязание и обоняние являются ведущими органами восприятия у ребенка до года.

Давайте разберем два сценария развития событий:

1. Полное удовлетворение потребности в близости и воспитание самостоятельности

И вот мама носит ребенка на руках, показывая ему окружающий мир, такой страшный и совсем непонятный. Мама кормит ребенка тогда, когда он проголодается. Мама берет его на руки, если у него что-то болит или ему страшно и одиноко. Она иногда отлучается, и малыш чувствует тревогу, но большую часть времени мама рядом, и он чувствует ее защиту.

Ребенок растет и учиться познавать мир сам, но он знает, что мама всегда рядом и защищает его. И постепенно он перестает на нее оглядываться и искать взглядом, потому что знает, что она рядом всегда, потому что доверяет ей.

Таким образом формируется базовое доверие к миру. Ведь именно через маму ребенок знакомиться с окружающим миром. А если ребенок чувствует себя защищенным в этом мире, то зачем цепляться за мамину юбку?

2. Воспитание самостоятельности с пеленок.

Ребенка с рождения лишний раз не берут на руки, чтобы не приучать к рукам.

Ребенка кормят по часам, если он хочет есть раньше, чем положено, его отвлекают, дают воду. Для успокоения грудь тоже не дают, могут использовать соску. Ребенка активно приучают спать одного. И стараются, чтобы ребенок играл сам, учился сам себя занимать.Получается, что очень мало времени ребенок проводит в тесном контакте с мамой. Он с рождения такой самостоятельный…

Только базовая детская потребность не удовлетворяется, не угасает к году, она переносится на следующий возрастной этап. Малыш рыдает, если мама пытается закрыть дверь в туалете, он боится, когда она уходит, не идет один играть в песочнице, все время тревожно ищет взглядом маму. А мама удивляется, почему так получается, ведь она воспитывала самостоятельность с пеленок…

К чему я веду? Между этими двумя сценариями, безусловно, есть множество промежуточных. И я не агитирую всех к совместному сну и слингоношению, не подумайте. Ярик спит в своей кровати, но после утреннего кормления остается спать со мной, т.к. Мне лень его перекладывать. Нам так удобнее.

Удовлетворять потребность ребенка в тактильном контакте с мамой можно по-разному. Но ее нужно удовлетворять с момента рождения ребенка. Не бойтесь приучать ребенка к рукам, ведь это то, в чем он нуждается. Через доверие ребенка к маме формируется базовое доверие к миру, т.е. восприятие мира, как безопасного места.

Что происходит, когда базовое доверие к миру не формируется? Как это влияет на воспитание самостоятельности?

Разберем на примере самого серьезного сбоя при формировании базового доверия к миру, который, например, присущ деткам- отказникам. Отсутствие мамы с самого рождения приводит к тому, что ребенок относится к жизни, как к борьбе за выживание, он всегда напряжен и насторожен, ждет подвоха отовсюду, боится всего и вся.

Такие детки как ежики, они часто чувствуют себя недостойными любви и теплоты, просто не верят, что их могут просто любить… Но при этом потребность в любви все еще требует удовлетворения. Ребенок постоянно ищет защитника, т.е. маму. Часто такие дети оказываются ведомыми и легко внушаемыми.

Может ли быть чрезмерное удовлетворение потребности в близости? И как это влияет на воспитание самостоятельности ребенка до года?

Отвечу на вопрос, которые мне часто задавали раньше, и чем меня сейчас пугают. Потом будет тяжело отучить ребенка от совместного сна? Он так и будет «ездить» на маминых руках?

При гармоничном развитии детско-родительских отношений ребенку будет неинтересно сидеть у мамы на руках, когда можно ползать/ходить и трогать все вокруг. Потребности сменятся, приоритет перейдет на предметную деятельность, познание мира. Да и начнет развиваться личное пространство, ребенок начнет отделять себя от мамы.

Но бывают случаи, когда мама мешает сепарации (отделению) ребенка. И тогда-то возникают проблемы!

Ну, самый просто и понятный пример: чрезмерная опека и паника в случаях, когда ребенок пытается что-то самостоятельно сделать. «Аааа, не трогай это! Это грязь!» «Не ходи туда, там опасно!» «Куда ты все лезешь?!» Ребенок от такого маминого поведения понимает, что мир — это опасное место и лучше держаться поближе к маме.

Так как же воспитывать самостоятельность у ребенка до года?

Парадоксально, но при помощи приучения к ручкам 🙂 Не бойтесь быть со своим ребенком столько, сколько ему требуется. Для малыша до года мама — это часть его тела. Как бы вы чувствовали себя, если бы не видели и не чувствовали свою руку? Вот и малыш чувствует тоже в отсутствии мамы.

Детский психолог, сказкотерапевт, автор серии печатных книг издательства Питер.
Специалист по гармонизации детско-родительских отношений.

«Дети — лучшая мотивация для самосовершенствования!

Ссылка на основную публикацию