Простые способы научить ребенка слушаться - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Простые способы научить ребенка слушаться

Как научить ребенка слушаться. Три варианта :

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с необходимостью устанавливать для детей определенные правила и запреты. От того насколько правильно мы будем вести себя в неизбежно возникающих на этой почве конфликтных ситуациях, будет зависеть то, будут ли эти ограничения эффективными и научится ли ребенок принимать и соблюдать их. Будем внимательны, чтобы не заметно для себя не научить детей тому, за что мы сами будем их потом ругать.

«Нет» – значит «Нет»

Получается, что родители показывают ребенку способ и возможность преодолеть их запреты. Тоже самое происходит, если вы вступаете в переговоры с ребенком, которые превращаются в торг. Договариваться – не значит торговаться. В какой-то момент, пытаясь решить очередной спорный вопрос со своим четырехлетним сыном я обнаружила, что нахожусь лицом к лицу с маленьким «бизнесменом», который совершенно не собирается «продавать» свое послушание за дешево! Признаться, далеко не всегда легко противостоять этому напору. Куда проще согласиться на указанную «цену» и убедить себя в том, что мы с сыном «договорились».

Разумеется можно вознаградить ребенка за хорошее поведение, но никак не в форме «платы» за послушание, которую ребенок выторговал. Линия поведения родителей здесь может быть только одна: если вы убеждены в том, что установленное вами правило или ограничение верное и необходимое, значит оно должно соблюдаться без условий и без торга. Добиться этого не просто, но возможно. В первую очередь, для этого нужно много работать и с ребенком и над самим собой. Некоторые методы могут оказаться полезными в этой работе.

Правильно выбрать момент

Очень важно правильно выбрать момент, чтобы сообщить или объяснить ребенку новое правило или запрет. В первую очередь, это должен быть спокойный момент. Конфликтные и стрессовые ситуации не способствуют пониманию. Даже взрослые не способны четко воспринимать информацию, когда они раздражены, устали или расстроены. Тем более это касается детей, в особенности маленьких.

Бесполезно что-то пытаться объяснить или требовать от ребенка, который кричит и плачет. В такой момент он скорее всего даже не поймет, чего от него хотят. Поэтому сначала нужно разрешить напряжение конкретной ситуации и дать ребенку, да и самому себе тоже, успокоится. Способы для этого могут быть разные: забрать ребенка в другую комнату, дать ему переключиться, отвлечь его и т.д. В любом случае, все объяснения, как и наказания, если они необходимы, должны происходить после. Этот принцип, при всей его очевидной правильности, не так легко реализовать. Как мама двоих маленьких детей я прекрасно понимаю, что в таких ситуациях сдерживать собственное раздражение крайне не просто!

В конце концов родитель тоже человек, нервы и уши у нас не железные. Но срываться на ребенка — значит обеспечить результат обратный желаемому. Не решая абсолютно никаких проблем, мы просто создаем новые. Поэтому как бы ни было трудно, нужно искать способы успокаивать и сдерживать себя. Мне часто помогает совет, который я вычитала у Лауры Маркам. Заключается он в том, чтобы в такие моменты находиться на уровне глаз ребенка, не смотреть на него сверху вниз, а присесть рядом или наклониться к нему. Этот метод срабатывает «с двух сторон». Родителю проще сдерживаться, а ребенку легче воспринять слова, которые звучат не откуда-то сверху, а произносятся с ним рядом.

Наказания также лучше обговаривать заранее. Чтобы они были разумными и соответствовали проступку, а не степени раздраженности родителя в конкретный конфликтный момент. Проще говоря, «правила игры» и «штрафные санкции» должны быть оговорены в спокойной обстановке и заранее известны ребенку.

Золотая середина

Правила и запреты – та сфера воспитания, в которой легче всего уйти в крайности: держать детей в слишком жестких рамках или наоборот все им позволять. И то, и другое в дальнейшем может негативно сказаться на характере ребенка. https://let >
Существуют разные интерпретации этого термина. В данном случае имеется ввиду несколько моментов:

— сильная внутренняя связь с ребенком, которая даст ему уверенность в том, что вы на его стороне, что ограничения устанавливаются не ПРОТИВ него, а РАДИ него.

— родитель должен постараться увидеть ситуацию глазами ребенка, понять как он себя в ней чувствует и постараться быть ВМЕСТЕ с ребенком в его переживаниях. Это значит, дать ребенку понять, что никто не осуждает его за то, что он обижен, расстроен, разочарован или злиться. Все эти эмоции – нормальная первая реакция на запреты. В конце концов, не так ли мы взрослые реагируем, когда встречаем новые для себя ограничения? Главное, чтобы ребенок не оставался с ними один на один, а ощущал себя любимым вместе со всеми его чувствами. Это важно не только для психологического, но и для физического здоровья ребенка.

Непризнанные и непринятые эмоции не исчезают в нас без следа. Они накапливаются и со временем так или иначе дадут о себе знать. Именно поэтому так важно помочь ребенку осознать собственные негативные эмоции и не винить себя за них, а принять их и, как иногда говорят, дать им «пройти мимо». При этом установленное правило или запрет разумеется остаются неизменными. Говорите с ребенком о том, что его эмоции понятны, нормальны и закономерны, но и ограничение – необходимая мера. Со временем он научится быстрее справляться со своими чувствами и воспринимать ограничения, как естественную часть жизни.

О необходимости запретов и ограничений следует сказать отдельно. Каждый родитель сам принимает решение о том, насколько то или иное правило необходимо и рационально. Все зависит от конкретных условий и ситуации. Тем не менее доктор Маркам считает, что по сути абсолютными могут быть только правила касающиеся безопасности и здоровья. Во всем остальном следует помнить, что чрезмерное количество запретов не способствует развитию близких и доверительных отношений между родителями и детьми. Поэтому лучше несколько раз подумать прежде, чем настаивать на том или ином ограничении.

Правила и ограничения для самых маленьких

Будьте последовательны
Предсказуемость и последовательность событий — это важный фактор, который помогает ребенку ориентироваться в ситуации. Это касается в том числе ограничений и запретов. Малыш должен точно знать, что если в наказание за какую-то провинность, он лишен на сегодня сладкого, то чтобы он ни делал, конфет он не получит. Уступать крикам и истерикам в данном случае никак нельзя. (Впрочем об этом мы уже говорили). Дети очень редко устраивают бессмысленный плач. Обычно, ребенок устраивает истерику, когда знает, что таким образом получит желаемое, если он поймет, что этого не происходит, то и истерик станет гораздо меньше.

Сохраняйте спокойствие
Бесполезно пытаться перекричать плачущего ребенка или докричаться до него. Чем тише вы будете говорить, тем скорее ребенок услышит вас или перестанет плакать, чтобы прислушаться к тому, что вы говорите.

Повторяйте, повторяйте, повторяйте
То что вам приходится говорить ребенку одно и тоже помногу раз, далеко не всегда означает, что он вас не слушает. Маленьким детям требуется время, чтобы до конца понять и запомнить, чего от них хотят. Если ребенок схватил сегодня что-то, что вы только вчера сказали ему не брать, не спешите сердиться на него. Очень может быть, что сказанное вчера он просто уже успел забыть.

Научитесь распознавать раздражители
Постарайтесь выделить, какие ситуации чаще всего провоцируют вашего ребенка на капризы и плач. Старайтесь подготовить его к таким моментам заранее. Например, если ребенок часто идет спать со слезами, можно заранее начать спрашивать его о том, какую сказку он сегодня хочет почитать или какую игрушку взять с собой в кровать. Чтобы отвлечь внимание малыша от напряженного для него момента.

Наказывайте поведение, а не ребенка
Важно, чтобы ребенок понимал, что если его ругают или наказывают, это не значит, что он плохой, а только значит, что то, что он делает неприемлемо. Критикуйте то или иное поведение, а не самого ребенка. Кроме того, наказания должны быть предсказуемыми для самого малыша. Скажите ему заранее о последствиях, а не придумывайте их по ходу развития ситуации.

Избегайте пустых угроз
Если малыш вдруг не хочет садиться в машину или идти домой с прогулки, не стоит говорить ему, что вы «просто оставите его тут». В первый раз он испугается, а на второй просто не поверит вам. Более того, такие неисполнимые угрозы убедят ребенка в том, что он может спокойно настаивать на своем, чем бы ему не угрожали.

Простые способы научить ребенка слушаться

Кажется очевидным, чтобы ребенок вырос успешным и счастливым, вначале его нужно приучить к тому, чтобы он слушался родителей. Ведь если мама или папа просят ребенка оторваться от планшета или телефона и сесть кушать, а он как будто и не слышит или недовольно отвечает: «Отстань!», то, конечно, это результат ошибки воспитания.

К сожалению, многие дети сегодня не слушают родителей и даже им хамят в ответ. И дело здесь не в детях, а в родителях, которые важные для них вещи говорят детям как-то не всерьез, отвлекаясь на что-то, не обращая внимания, слушает его ребенок или нет. Свои наставления и требования они выставляют как-то неубедительно.

Родительские просьбы должны быть спокойными, но звучать твердо и сопровождаться контролем. Ребенок должен знать, что слова папы или мамы не пустышки, и если они сказали, что если он не сядет кушать через 3 минуты, то ему они не разрешат включать планшет целый день, то эту угрозу обязательно надо выполнить. Распоряжения следует давать четко, тогда на него ребенок обязательно отреагирует.

Как же научить ребенка слушаться родителей? Многое зависит от возраста: маленького ребенка еще можно научить слушаться родителей, а подростка уже сложно, для многих мам это даже невозможно. Чем раньше вы начнете учить ребенка слушаться, тем будет проще воспитывать его в дальнейшем.

Читайте также:  “Да” и “нет” в меню кормящей мамы: что можно и нельзя есть женщине при грудном вскармливании

Самый простой способ, который советуют применять для того, чтобы научить ребенка слушаться, это метод «8 шагов». Идея его заключается в том, чтобы воспитывать в ребенке положительные качества, постепенно переходя от простого к сложному. Лучше всего работает метод «8 шагов» по отношению к детям 2 — 12 лет. У подростков старше 12 лет изменить привычки уже трудно. Вот какие это шаги:

1. Пристраивайтесь. Если даже ребенок вас не слушается, он все равно что-то делает. Пристраивайтесь к тому, что он делает. Например, если он бежит, скажите: «Молодец, быстрее, быстрее!». После таких слов он обязательно добавит скорость. Сели за стол, ребенок тянет руку за конфеткой. Опередите его, отодвиньте вазу с конфетами и скажите: «Бери лучше яблоко». Если он взял, то это хорошо. Не можете пока заставить ребенка слушаться, пристраивайтесь к тому, что он все равно сделает.

2. Приучите приходить, когда зовете. Если ваш ребенок пока не прибегает к вам, когда вы его зовете, приучайте его к этому. Сделайте доступ к сладостям и другим любимым лакомствам ребенка не свободным, а только через вас. Не надо ждать, когда он будет у вас клянчить их, а просто объявляйте: «Кто хочет мороженое?» и ребенок прибегает. Хвалите ребенка, когда он к вам приходит. Приманкой может быть не только еда, но и игра. Например, мама говорит: «Кто будет играть со мной в шашки?», если ребенок не прибегает сразу, а спустя некоторое время, отказывайте с ним играть, заявив: «Все, я уже не играю. Надо было сразу прибежать».

3. Договаривайтесь. Чтобы ваш ребенок не вырос капризным и эгоистичным, учите его договариваться и выполнять договоренности. Например, вы с ребенком гуляли на улице и вам уже пора идти домой, а он хочет играть еще. Не нужно кричать на него и ругать, просто скажите: «Ладно, катайся на качелях еще 5 минут, но потом мы пойдем домой. Ты обещаешь мне, что больше плакать не будешь и согласишься идти домой?». Если ребенок пообещает, а потом начнет опять ныть со словами: «Мам, я поиграю еще немного», ваша задача отрезать его и сказать: «Если обещал, то нарушать обещания уже нельзя. Иначе я не буду верить тебе в следующий раз».

4. Не реагируйте на истерики и капризы. Каждый ребенок пробует заставить родителей делать то, что он хочет, через истерики и капризы. Задача родителей на этом шаге — не реагировать на них. Продолжайте делать свои дела, не обращая внимания на капризы ребенка — в тех случаях, когда вы уверены в своей правоте. При этом важно, чтобы другие члены семьи поддерживали вас, а не успокаивали ребенка.

5. Учите выполнять требования. Ребенок начал уже быстро прибегать к вам, когда вы его зовете, перестал устраивать истерики и капризы, но очень не любит, когда вы требуете. Например, вы требуете, чтобы он разговаривал спокойно, а он кричит, вы просите его поднять упавшую игрушку, а он не слушает. Наберетесь терпения, не давите. Для начала поступайте как Наполеон, который считал, что отдавать надо только те приказы, которые будут выполнены. Если ребенок сразу не выполняет требования, повторите, а потом скажите ему: «Если мама говорит, то надо сразу это делать» и обнимите его. Постепенно ребенок начнет это усваивать.

6. Давайте обязанности. В отличие от требований, обязанности надо выполнять постоянно, а не один раз. Ребенок должен участвовать в семейных делах наравне с папой и мамой. Уверенно давайте ему задания, вначале пусть он выполняет обязанности, которые ему несложно делать или немного хочется. Убрать за собой постель, помыть посуду, сбегать в магазин, убрать за домашним животным, пропылесосить — все это не нужно делать самой, а нужно поручать ребенку. В первые месяцы каждый день придется напоминать ему о своих обязанностях, а затем он уже сам будет помнить о них.

7. Приучайте самостоятельности. Когда ребенок уже знает, что такое обязанности, приступайте приучать его к самостоятельности. Давайте ребенку задания, которые он сможет выполнить самостоятельно, без вашей помощи. Например, «Сходи в магазин», «Вынеси ведро с мусором», «Помоги бабушке», «Позвони в поликлинику и узнай часы приема врача» и т.д. В идеале, в 12 лет ребенок должен уметь жить без вас один, если вы куда-то уедете на несколько дней. Тогда можно сказать, какой же он самостоятельный!

8. Научите относиться к поручению ответственно. Вы можете гордиться своим ребенком, если вы уверены в том, что он обязательно купит те продукты в магазине, которые вы просили, или отдаст деньги учительнице за ремонт, а не потратит их на себя, не потеряет, не обманет. Ответственный ребенок знает цену ошибок, и серьезно относится к поручениям родителей. Все запомнит, проверит, выполнит и о результатах доложит.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Простые способы научить ребенка слушаться

Сегодня воспитание послушания у детей не в чести, поскольку многие психологи и педагоги утверждают, что послушный ребенок — удобный для взрослых ребенок, а не счастливый. Им легко управлять и манипулировать. «Родители стремятся научить ребенка быть послушным не для того, чтобы он вырос самостоятельным и успешным человеком, а чтобы было удобно им самим. Ведь в детстве послушные дети не заставляют много хлопот, скажут родители: «Не мешай нам, иди в свою комнату, играй!» — он уходит и бесшумно играет один с игрушками», — в оправдание своего мнения говорят они.

Однако распространенное убеждение: «Послушные дети не бывают самостоятельными и счастливыми!» не совсем правильное. Мудрые родители знают, что ребенок должен слушаться взрослых, только тогда его можно научить самостоятельности и ответственности.

К сожалению, сегодня многие дети дома не слушают родителей, в садике — воспитателей, в школе — учителей. Мама говорит ребенку: «Подними, пожалуйста, игрушку!», он не слушает, папа напоминают ему, что пора оторваться от планшета и идти гулять, он недовольно морщится и отвечает: «Я не хочу гулять!» и продолжает смотреть мультики. Конечно, это результат неправильного воспитания. Приучать ребенка самостоятельности и чему-то хорошему невозможно, пока не научите его элементарно вас слушаться.

У мудрых родителей — умные, самостоятельные и послушные дети. Потому что они с самого рождения занимаются детьми, развивают их не только физически и умственно, но и учат их слушаться и уважать взрослых. У ребенка с маленьких лет надо формировать привычку, быть внимательным к словам мамы, папы, бабушки, дедушки, воспитателей и других взрослых, которые о нем заботятся. Надо приучать его их слушать и слушаться, и только тогда у вас появиться возможность воспитать из вашего ребенка всестороннее развитого и целеустремленного человека.

Какой же он послушный ребенок? Он не пропускает ваши просьбы мимо ушей: сказали ему чистить зубы — он пошел и почистил, напомнили ему пора садиться за уроки — он прекратил играть и начал готовить уроки, попросили его сходить в магазин за хлебом — он сбегал и принес хлеб. Если родители сказали, ребенок, в первую очередь, должен это выполнить, а не обсуждать и находить тысячи причин в оправдание своей лени и нежелания слушаться.

По крайней мере до 10 лет дети должны слушаться родителей, воспитателей и учителей беспрекословно, а затем уже воспитание послушания у детей становится неактуальным. Подростка приучать слушаться маму нереально, папу — сложно. Только единицам отцов удается силовыми методами заставить свое чадо старше 10 лет выполнять свои просьбы и требования. Вот почему приучать детей слушаться родителей надо начинать с самого рождения, а в 10-12 лет ребенок уже должен стать им помощником и другом.

Самый простой метод обучения детей послушанию состоит из 7 шагов, первые из которых — легкие и элементарные, а последние более трудные:

1. Направляйте и пристраивайтесь. Ни один ребенок сразу не начинает слушать своих родителей. Их всех надо направлять. Например, если ребенок тянет руки к хлебу, не нужно без слов подавать его из тарелки. Лучше подвиньте тарелку поближе и скажите: «Бери хлеб!». В этом случае вы сказали, он послушал и взял. Многие родители думают, что малышу только 1,5 года, а он уже неуправляем. На самом деле они сами все делали за него, не давая ему шанса слушать родителей и слушаться их. Пристраиваетесь ко всему, что делает малыш и просите его, приучая его каждый раз слушать ваши слова.

2. Научите приходить, когда зовут. Обратите внимание на поведение ребенка, если он не идет, когда вы его зовете, то это тревожный знак. Не нужно самой идти за ним, если он не приходит к вам, приучайте его приходить к вам постепенно Например, хвалите его каждый раз когда он пришел или подкрепляйте действием, которое приносит ему радость. При этом не забудьте подсказать ему: «Когда мама зовет, надо быстро прибегать, ты так и сделал, молодец!».

3. Договаривайтесь. Начинайте договариваться с ребенком уже в 2-х летнем возрасте, учите его выполнять ваши договоренности. Например, если ребенок каждый раз, когда вы просите его ложиться спать, начинает громко плакать и истереть, перед тем, как идти в кровать спать, скажите ему: «Сейчас мы немного поиграем и пойдем спать, но долго спать ты не будешь. Ты обещаешь мне, что не будешь плакать и уснешь спокойно, а когда ты проснешься, мы с тобой пойдем гулять на детскую площадку». Скорее всего, малыш пообещает маме спокойно уснуть, но когда ляжет в кровать начнет ныть: «Мам, я не хочу спать, давай сразу пойдем гулять!». Задача матери отрезать его и сказать: «Нет, мы же договорились с тобой, ты пообещал не плакать, если не будешь спокойно спать, я не смогу тебе верить в следующий раз!».

Читайте также:  Гидроцефалия у новорождённых: разновидности и симптомы заболевания, возможные осложнения болезни

4. Не реагируйте на капризы и истерики. Послушный ребенок не капризничает и не закатывает истерики, он знает, что родителям такое поведение не нравится. Приучайте себя не реагировать на детские капризы, когда вы уверены в своей правоте. Спокойно делайте свои дела, тогда ребенок будет знать, что у родителей есть дела важнее, чем его «Хочу!».

5. Начинайте требовать. Если ваш ребенок уже быстро прибегает, когда вы его зовете, не устраивает истерики, когда что-то ему не нравится и делает то, о чем вы его просите, начинайте переходить к более жестким и обязательным требованиям. Например, если он отказывается одеваться сам или убирать игрушки, мягко требуйте его выполнить ваши просьбы. При этом не давите, а поддерживайте его и помогайте. Потихоньку ребенок должен усвоить, что наводить порядок в своей комнате, помогать маме и выполнять ее требования он обязан.

6. Приучайте выполнять обязанности. Обязанности — это список семейных дел, которые ребенок должен выполнять без указаний мамы и папы. Предложите ребенку выбрать домашние дела, которые ему уже по силам. Конечно, вам проще самой вынести мусор, помыть посуду, пропылесосить, сходить в магазин, чем просить и напрягать ребенка. Но, вы же — воспитатель, а не прислуга, значит, ваша задача удержать себя от выполнения посильной ребенку домашней работы и поручить его ему. Вначале придется ежедневно напоминать ему о его обязанностях, а через некоторое время он уже должен делать свои обязанности без всяких подсказок.

7. Научите самостоятельности и ответственности. Когда ребенок уже без напоминаний выполняет свои обязанности, пора учить его самостоятельности и ответственности. Давайте ему более трудные задания и пусть он выполнить их без вашей подсказки и помощи. Например, » Сегодня нам надо идти к врачу, позвони, пожалуйста, в регистратуру и узнай, когда принимает наш педиатр?», «Позвони бабушке и узнай, ей не нужна помочь?», «Собери портфель и проверь, не забыл положить спортивный костюм?» и т.д.

При этом отдавая деньги ребенку, когда он идет в магазин или платит за какие-то услуги, следите за тем, как ответственно он относится к выполнению задания. Если он потеряет деньги, забудет что-то купить или потратит их на что-то другое, то это признак того, что ответственности ему не хватает. Ответственный ребенок все запомнит, проследит и проверит, а потом обязательно доложит родителям о том, как он выполнил их задание. Когда ребенок научится вести себя таким образом, вы можете гордиться им, перед вами самостоятельный и ответственный человек, который в будущем обязательно достигнет своей цели и будет счастлив в личной жизни.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Как заставить ребёнка слушаться

Как добиться послушания — большая и серьёзная тема. Не претендуя на полноту, мы собрали некоторые советы. Все они имеют научное обоснование и помогли многим родителям.

Если вы хотите найти ответ на вопрос «Как заставить ребёнка слушаться?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»

Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.

Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» — это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» — это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.

Как добиться послушания

Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых — восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь работу по дому. Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых — шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.

Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.

Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно складывал вещи, когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:

Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.

Следующий отличный приём — превратить нужные действия в игру или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку — совсем другое дело.

Игра — естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.

Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.

Несколько слов о распространённой практике — платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим — нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.

Как правильно запрещать

Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что вседозволенность в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.

1. Гибкость

Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.

  1. Зелёная зона — это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
  2. Жёлтая зона — разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
  3. Оранжевая зона — разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
  4. Красная зона — это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.

2. Последовательность и согласованность

Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если ребёнок не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность — главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.

3. Соразмерность

Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться — отдельная тема, но фраза «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.

4. Правильный тон

Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…

На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.

stokkete/Depositphotos.com

5. Наказания

За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:

  1. Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
  2. Нельзя наказывать публично.
  3. Наказание никогда не должно унижать.
  4. Нельзя наказывать «для профилактики».
  5. Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. Физические наказания лучше свести к минимуму.

6. Немного непослушания

Абсолютно послушный ребёнок — это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями — лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку — преступление.

Читайте также:  Лечение простуды у детей аптечными препаратами и народными средствами: простые, но эффективные рецепты для устранения неприятных симптомов

Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей — понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с детьми. Но можно хотя бы постараться.

Как научить ребенка слушаться? Рекомендации родителям

Родители, у которых родился первенец, задаются вопросом: как научить его слушаться? Это очень важная тема, которой нужно уделить огромное количество внимания. Чтобы вырастить ребенка, который будет прислушиваться к вашим словам. И принимать их, как должное.

Мы расскажем о том, как добиться того, чтобы ребенок вас слушался.

Почему дети нас не слушаются?

Понятие послушания формируется у детей на подсознательном уровне. Если родители с детства прививают, что по каждому вопросу ребенок должен следовать их командам, то в будущем так и происходит. А если в некоторых местах взрослые дают слабину, и допускают непослушание, то этот шаблон поведения закрепляется в мозгу чада. Сначала он начинает пренебрегать нашими командами в мелочах (в чистке зубов, за столом). А затем перестает слушаться в более важных вещах.

Чтобы ребенок следовал вашим командам, вы должны выполнять то, что обещаете. Например, если вы сказали: «не разбрасывай игрушки, в противном случае они могут затеряться и пропасть», то проследите за реакцией ребенка. Если он продолжит разбрасывать вещи, то соберите их и спрячьте в ящик. На несколько дней.

Когда ребенок кинется их искать и не найдет, он поймет, что лучше бы он сложил вещи. А не разбросал их. Поскольку из-за того, что он не послушал родителей, стало только хуже.

Через 3-5 дней игрушки ребенку можно вернуть. Как бы случайно положив их на видное место. Скорее всего, урок ребенок воспримет.

Ваша задача — сформировать у ребенка привычку слушаться

Чтобы ребенок следовал вашим командам, вам нужно сформировать у него устойчивую привычку слушаться. При этом, нужно быть осторожными. Вам нужно сформировать у ребенка не просто привычку слушаться. А слушаться конкретно вас, родителей. Поддаваться командам других людей ребенок не должен.

Формировать привычку слушаться нужно с самого раннего возраста. Если вы начнете воспитывать ребенка уже будучи подростком, это будет очень сложно. Поскольку он уже является сформировавшейся личностью.

Как сформировать у ребенка привычку слушаться родителей?

Во время обучения ребенка привычке слушаться, рекомендуем придерживаться тактики под названием «восемь шагов». Ее суть заключается в том, чтобы постепенно учить чадо послушанию. Начиная с самых мелких, бытовых аспектов. И заканчивая более серьезными. Например, вопросами, касающимися того, чем заниматься по дому.

Систему «восьми шагов» рекомендуем внедрять в то время, когда ребенку от двух до двенадцати лет.

Этапы обучения ребенка послушанию по системе «восьми шагов»

Давайте разберем каждый из этапов «восьми шагов» по отдельности. В той последовательности, в которой они должны быть.

Этап #1: Пристройка

Во время первого этапа вам нужно на подсознательном уровне внушать ребенку, что он сделал определенное действие не просто так. А потому, что послушал вас. Для этого вам нужно пристроиться к действиям, которые он совершает.

Объясним на трех примерах:

  1. Малыш носится по комнате. Весело играет с папой в догонялки. Вы его подбадриваете словами: «Умница! А теперь бегай быстрее!». И малыш как бы по вашей команде увеличивает скорость.
  2. Вы начали обедать. Предположим, ребенок любит кушать хлеб. Вы понимаете, что примерно через секунду он начнет тянуть к нему ручки. И в этот момент говорите: «возьми хлебушек». Получается так, что ребенок взял предмет только после ваших слов. По вашей команде.
  3. В очень раннем возрасте внушать ребенку, что он слушается ваших команд, а не действует самостоятельно, — очень просто. Например: вы играете с малышом. Говорите: «Вань, покажи, как нужно хлопать ручками!». Ребенок хлопает. Вы говорите: «Умница. А теперь скажи, какие звуки издает курочка». Ребенок говорит «ко-ко-ко». И уже в раннем возрасте прислушивается к тому, что вы ему говорите. Действует, согласно вашим командам.

В раннем возрасте у вас не будет возможности приказывать ребенку, что делать. Ваша задача на этом этапе — пристроиться к тому, что имеется. И сформировать у ребенка привычку к послушанию.

Этап #2: Учим ребенка приходить к вам, когда вы его зовете

В раннем возрасте дети не понимают, что когда их зовут родители, нужно приходить. Ваша задача — научить ребенка делать это. Добиться того, чтобы ребенок приходил к вам, можно очень простым способом. Через систему мотивации.

Для обучению ребенку тому, чтобы он приходил к вам, предстоит использовать сладости.

Суть шага заключается в следующем. Вы ставите сладости на определенную полку. Чтобы добраться до них, ребенку предстоит сначала подойти к вам. И попросить их.

Основываясь на этом, проделываем следующие действия:

  1. Ставим сладости на полку.
  2. Не доводим до ситуации, когда ребенок начнет их выпрашивать. Выжидаем подходящий момент. И в одно прекрасное мгновение громко произносим фразу: «Кто хочет получить конфетку, быстро прибегает ко мне!».
  3. Ребенок слышит ваш голос. Откладывает дела. И в ту же секунду приходит к вам.
  4. Вы даете ему сладость. Целуете в щечку. И говорите: «Какая же ты у меня умница! Так быстро ко мне пришел!».

Проделывайте это упражнение регулярно. Не реже одного раза в день. И уже через некоторое время ребенок научится приходить к вам. И сможет делать это даже без конфет.

Этап #3: Научите ребенка контролировать свое тело

Самая распространенная причина, по которой дети не слушаются родителей — непоседливость. Они не могут устоять на месте. Совершают чрезмерное количество телодвижений. И поэтому не слушаются маму.

Чтобы научить ребенка контролировать свое тело, вам нужно показать ему, как сидеть ровно. Как не двигаться, стоя на месте.

Обуздать неконтролируемую энергию чада можно с помощью игры под названием «замри». Для ее проведения вам нужно будет привлечь своего супруга. И сказать, что он будет играть вместе с ребенком.

Суть игры заключается в следующем. Муж с ребенком бегают по комнате. В один момент вы говорите: «замри!», и они останавливаются на месте. Замирают, не двигаются. И стараются не улыбаться.

Вы, как ведущая, должны попытаться рассмешить мужа и ребенка любыми способами. Если кто-то из них рассмеется, то проиграет.

Если играть в «замри» регулярно, то ребенок быстро научится контролировать свое тело.

Этап #4: Научитесь договариваться с ребенком

Только лишь приказывать ребенку выполнять ваши команды — не очень эффективно. Вам предстоит научиться договариваться с малышом. И выполнять обязательства, которые вы ему дали.

Договариваться с ребенком нужно следующим образом. Например. Вы с малышом играетесь на детской площадке. Настало время уходить домой. Однако, у ребенка другие планы. Он хочет остаться на подольше и капризничает. На этом этапе вы начинаете вести переговоры.

Предварительных договоренностей нужно достигнуть еще до похода на детскую площадку. Вам нужно сказать: «Мы сможем пойти играть только на час. После этого нам нужно вернуться домой. Пообещаешь мне, что когда я скажу уходить, мы уйдем?». Вам нужно добиться от ребенка ответа «да».

После того, как ребенок начнет капризничать во время ухода с площадки, напомните ему о предыдущем вашем разговоре. Скажите, что он пообещал не плакать, когда время прогулки закончится. Добавьте, что: «Обещания нужно сдерживать. В противном случае, я не смогу тебе доверять».

Ваша задача — добиться того, чтобы ребенок исполнял данные им договоренности. Но и вы, в свою очередь, тоже должны делать это. Чтобы ребенок понимал: договоренности должны выполнять обе стороны. И дети, и взрослые.

Этап #5: Не ведитесь на капризы ребенка

Капризы — самая излюбленная манипуляция всех маленьких детей. С помощью них они пытаются изменить решение родителей. И повлиять на него.

Чтобы ребенок перестал манипулировать вами с помощью капризов, просто не реагируйте на них. Конечно, делать это нужно в том случае, если вы действительно правы. И на 100% уверены в том, что это манипуляция.

Если же вы обидели ребенка, и он начал капризничать, то вам нужно реагировать на слезы.

Этап #6: Требования

На следующем этапе вам предстоит выдвигать ребенку определенные требования. Например:

  1. Не забирать вещи у других детей.
  2. Кушать без вашей помощи (если ребенок уже подрос).
  3. Поднимать вещи самостоятельно.
  4. Собирать игрушки.

И так далее. Требования должны быть жесткими. Но, при этом, справедливыми. Чтобы ребенок понимал: их нужно выполнять.

Когда ребенок начнет следовать вашим требованиям, ваш авторитет в его глазах возрастет.

Этап #7: Прививайте ребенку обязанности

Приучайте ребенка к тому, что у него должны быть обязанности по дому:

  1. Застелить за собой постель.
  2. Помыть посуду.
  3. Протереть пыль.
  4. Вынести мусор.

И так далее. Во время этого процесса вам нужно быть последовательными. Сначала дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать одну-две обязанности. И придерживаться их.

А затем, когда ребенок подрастет, обеспечьте его дополнительными обязанностями. Например, скажите готовить еду и мыть полы.

Этап #8: Учите ребенка самостоятельности

На этом этапе вам предстоит поручать ребенку задания, с которыми он должен справиться сам:

  1. Скупиться в магазине.
  2. Собрать свой рюкзак.
  3. Выбрать себе лук в школу.
  4. Приготовить еду.
  5. Помыть посуду.
  6. Посидеть один до вечера.

И так далее. Ваша задача — добиться, чтобы ребенок имел возможность заниматься этими делами без вашего вмешательства. И становился самостоятельным.

Ссылка на основную публикацию