Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Акростих для запоминания цветов радуги

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Портал образования

Автор: Волынская Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДОУ № 14
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: «Методы, игры и упражнения по эйдетике»
Дата публикации: 20.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Методы, игры и упражнения по эйдетике

Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым

Виктором Урбанчичем в 1907 году. Дальнейшее развитие и оформление в

качестве методики эйдетика получила в 1920-х годах как результат

исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались

П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, но затем в силу ряда

обстоятельств эйдетические исследования в нашей стране были заморожены

вплоть до современности.

На сегодняшний день эйдетика снова стала объектом для глубокого

исследования, и приобрела практическую значимость. Система эйдетики

позволяет не только активно запоминать и воспроизводить увиденные

образы, но и является одним из ведущих условий для развития

неординарного мышления и познавательной активности человека.

Основателем школы эйдетики в России является Игорь Матюгин – доктор

педагогических наук, автор многих научных трудов, публикаций и серий

книг, которые раскрывают основные принципы эйдетики и ее методы,

которых насчитывается около 20. Школа эйдетики актуальна в России и

далеко за ее границами.

Эйдетика (от греч. слова “эйдос” — образ) — это методика обучения,

которая развивает способность мыслить образами, учит методам

запоминания информации, способствует развитию воображения.

Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное

мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика,

способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более

гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным,

лучше учится, его память и способность концентрировать внимание

возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более

позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с

Читайте также:  Гипоксия у новорождённых: признаки патологии, профилактические меры и курс лечения для грудничка

Рассмотрим детально некоторые инструменты методики «Эйдетика». Этими

методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и

родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе

можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие

у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр

и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями

и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из

цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 —

очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание

цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет,

вспоминает «зашифрованный» в нем знак.

Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче

запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки,

детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем,

например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской

берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем

дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб,

опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.

Метод запоминания точной информации. Эта техника включает в

себя мнемонику, цепной метод и акровербальную технику.

Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации

путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники

может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать,

где сидит фазан». В этом предложении первая буква каждого

слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в

Цепной метод — заключается в построении цепных

ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация

вытекает из другой и тем самым помогает воспроизводить

информацию в правильной последовательности. Подбор

ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого —

«край», «вербо» — слово) основана на преобразовании

материала, который нужно запомнить, в интересные тексты,

стихи, песни и пр.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и

веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую

информацию в процессе игры.

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х

лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука

пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное

настроение во время обучения.

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в

ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно

использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна

быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним

рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите

одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок

повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть

нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних

характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле

зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы.

Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями:

пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые

могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из

предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с

изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет.

При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу,

гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе,

продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно

разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и

дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание

окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий

и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с

ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов:

зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного

(какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки

картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них

рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ

может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут

разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним

можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 1 (очень важное) (50)
  • ! — KНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (очень важное) (5)
  • ! — БИБЛИОТЕКА (подборки книг по темам) (417)
  • —— Игротека речевых игр (16)
  • —— Папка дошкольника + Я учусь (50)
  • —— Т Ткаченко+О Жукова Упражнения для подготовк (6)
  • —— Школа для дошколят + Вся дошкольная программ (39)
  • ——Грамматика в картинках, Грамматическая тетра (30)
  • ——30 занятий для развития ребёнка + Умный малыш (31)
  • ——КАНИКУЛЫ С ПОЛЬЗОЙ (35)
  • ——Лото — все выпуски + Готов ли ребёнок к школе (13)
  • ——Мастерилка +Играем и учимся (40)
  • ——Новогодние поделки (34)
  • ——Самые нужные игры + (27)
  • ——Солнечные ступеньки (35)
  • ——Шевелёв Математика все сборники (33)
  • ——Экспресс-курсы (28)
  • ! ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ (31)
  • . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (214)
  • дидактические игры 1 (38)
  • кроссворды (17)
  • игры-ходилки (1)
  • карточки по лексическим темам (32)
  • лото 1 (49)
  • лото 2 (50)
  • настольные игры (18)
  • плакаты (5)
  • . ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ и ОБУЧАЮЩИЕ (232)
  • развитие памяти (29)
  • внимание (32)
  • воображения (2)
  • игры на праздники (1)
  • коммуникативность (1)
  • логического мышления 1 (45)
  • логического мышления 2 (17)
  • на развитие дыхания (5)
  • обучающие игры (10)
  • ориентировка в пространстве (9)
  • пальчиковые (11)
  • подвижные игры (14)
  • развивающие (33)
  • речевые игры по дороге в сад (29)
  • сезонные игры (зима, весна, лето, осень) (4)
  • сюжетно-ролевые игры (6)
  • . ПЛАНИРОВАНИЕ и МЕТОДИКИ занятий (11)
  • + —— . ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ (энциклоп,сборники, (31)
  • ++ЗАНЯТИЯ с логопедом ЕЛЕНОЙ НИКОЛАЕВНОЙ (3)
  • +дошкпрог АППЛИКАЦИЯ (4)
  • +дошкпрог ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (2)
  • +дошкпрог ЛЕПКА (2)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА (46)
  • дискалькулия (1)
  • +дошкпрог МАТЕМАТИКА 2 (48)
  • +дошкпрог ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (23)
  • +дошкпрог ПИСЬМО (70)
  • графомоторика (27)
  • письмо (2)
  • прописи детские (31)
  • +дошкпрог РЕЧЬ (119)
  • игры со словами 1 (41)
  • развитие речи (17)
  • словарный запас 1 (сущ, прил, глагол (48)
  • словарный запас 2 (сущ, прил, глагол (6)
  • +дошкпрог РЕЧЬ 2 (10)
  • +дошкпрог РИСОВАНИЕ (50)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ (51)
  • скорочтение (8)
  • разное ДЛЯ ЧТЕНИЯ (3)
  • +дошкпрог ЧТЕНИЕ 2 (60)
  • грамматический строй речи (27)
  • звуковой анализ слова (12)
  • +ФОНЕМАТИКА (29)
  • .-развитие фонематического слуха (21)
  • .-развитие слухового внимания (3)
  • .-развитие слуховой памяти (2)
  • .-фонематическое восприятие (9)
  • +ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА (115)
  • все предметы (матем, русск, иняз, окрмир) (19)
  • иностранный язык (16)
  • математика (47)
  • окружающий мир (2)
  • русский язык (17)
  • учебники (15)
  • чтение (1)
  • —ДЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ (5)
  • . ——ПОДЕЛКИ (144)
  • к Новому году 2 (35)
  • конфетные букеты (4)
  • аппликация (2)
  • из бумаги (15)
  • из пластилина, солёного теста (11)
  • из природного материала (18)
  • к Новому году (49)
  • к празднику (1)
  • рукоделие разное (2)
  • . ——ПОСОБИЯ своими руками (20)
  • ..ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (58)
  • тесты для 1 — 3 лет (8)
  • тесты для 4 лет (13)
  • тесты для 5 лет (10)
  • тесты для 6 лет (14)
  • тесты для 7 лет (13)
  • ..ЧТО ДОЛЖЕН У МЕТЬ РЕБЁЁНОК (по возрастам) (24)
  • . УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ ребёнка (234)
  • .. речевые и прочие отклонения (задержки) (16)
  • .развитие речи (40)
  • .развитие речи/карточки к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (1)
  • .развитие речилексические темы (43)
  • .развитие речиматериалы к ЛЕКСИЧЕСКИМ темам (12)
  • кинезиология (31)
  • артикуляционная гимнастика (24)
  • биоэнергопластика (8)
  • дыхательная гимнастика (7)
  • звуковые таблицы (2)
  • логопедический массаж (10)
  • постановка и автоматизация звуков 1 (49)
  • постановка и автоматизация звуков 2 (5)
  • эйдетика (2)
  • .ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ (35)
  • коррекции ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ (дислалии) (1)
  • для корр-ции ДИЗАРТРИИ (5)
  • другие (1)
  • коррекции ДИСЛЕКСИИ (2)
  • МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (16)
  • НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА (дисграфия) (10)
  • .ЛОГОПЕДИЯ-СТИХИ (6)
  • логопедические стихи (2)
  • приёмы для запоминания (4)
  • .МНЕМОТЕХНИКА, МНЕМОТАБЛИЦЫ (27)
  • . РАЗВИВАЮЩИЕ КАРТОЧКИ (КАРТИНКИ) (10)
  • карточки Домана (7)
  • ВАЖНОЕ 1 (49)
  • ВАЖНОЕ 2 (50)
  • ВАЖНОЕ 3 (34)
  • ВРЕМЕННЫЕ ПОНЯТИЯ (ил-ции, стихи, игры и т.д.) (60)
  • весна (2)
  • время суток (4)
  • все времена года (37)
  • дни недели (12)
  • зима (7)
  • лето (3)
  • осень (1)
  • распорядок дня (13)
  • ГЛЕБУ (30)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 2 (10)
  • КНИЖНЫЕ СЕРИИ 4 (10)
  • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (19)
  • настольный театр (15)
  • пальчиковый театр (1)
  • театр теней (2)
  • тканевый, лепка (3)
  • фланелеграфовый (3)
  • КУЛИНАРНОЕ (15)
  • МЕТОДИКА РАННЕГО РАЗВИТИЯ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (28)
  • логоритмика (22)
  • музыкальные игры (2)
  • обучение музыкальной грамоте (2)
  • ОДЕЖДА, ПРИЧЁСКИ для детей (21)
  • для кукол (8)
  • карнавальные костюмы (6)
  • одежда для внуков (3)
  • причёски для внуков (3)
  • ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, этикет (5)
  • ПСИХОЛОГИЯ детская (52)
  • нейропсихология (9)
  • часть 1 (34)
  • часть 2 (9)
  • РАСКРАСКИ (21)
  • азбука, алфавит (2)
  • обучающие, тематические раскраски (14)
  • раскраски тематические (дикие,домаш. живот, птицы (2)
  • раскраски-прописи (графомоторика) (4)
  • САЙТЫ ДЕТСКОЙ ТЕМАТИКИ (44)
  • СКАЗКИ, РАССКАЗЫ, ЗАГАДКИ (11)
  • аудио, видео, флеш (1)
  • мультики, диафильмы (2)
  • печатные (6)
  • СТИХИ, ЗАГАДКИ (18)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ (48)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 2 (25)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 3 (8)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 4 (20)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 5 (0)
  • УМНЫЕ КНИЖКИ 6 (0)
  • ФИЗМИНУТКА (5)
  • физминутки (3)
  • ю- КОМП (20)
  • Любаша Каргина (10)
  • разное (1)
  • Ю-РАЗНОЕ (15)
  • Я — (закрытое) для с-ний (13)
  • Я — рамочки (40)
  • Я-ДНЕВНИКИ О ДЕТЯХ (30)
  • Я-ДРУГИЕ ЗАКЛАДКИ (41)
  • я-пппппппппп (3)
  • Я-хлам (16)
  • ЯЯЯ-GGG (6)
  • ___НАЙТИ ПОЛЕЗлитературу (4)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ (66)
  • Pаспечатать из вКОНТАКТЕ (37)
  • ___РАСПЕЧАТАТЬ НЕМЕДЛЕННО. (36)
  • ___РАССМОТРЕТЬ (26)
  • ___СЕРИЯ СООБЩЕНИЙ (20)
  • ___СКАЧАТЬ (13)
  • ___ССЫЛКИ с ПАНЕЛИ (48)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти

Суббота, 15 Сентября 2018 г. 14:06 + в цитатник

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, не сложные, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Упражнения эйдетики для детей

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Читайте также:  Стригущий лишай у детей: чем быстро вылечить заболевание – эффективные медикаментозные и народные средства для борьбы с микроспорией у ребенка

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Серия сообщений «эйдетика»:
Часть 1 — Упражнения эйдетики для детей: игры и занятия на развитие образной памяти
Часть 2 — . ВАЖНОЕ — найти все 3 приёма эйдетики

«Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»
материал по теме

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
eydetika.ppt1.27 МБ
eydetika_.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

— это «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

« Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». А.Суворов

Уровень развития образной памяти уровень Не вижу 0 Еле заметны черты, которые быстро исчезают 1 Четкий черно-белый образ, но неустойчивый 2 Устойчивый черно-белый образ 3 Устойчивый цветной образ 4 Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами 5 Можете изменить его цвет, форму и т. д. 6

Немецкий учёный Эйдетизм В переводе с греческого слово «эйдос»- «образ» Э. Йенш

Эйдетика И. Ю. Матюгин

Фонетические ассоциации. Б е рёза Б и лет Д е ревня Ж е лезо Р е бята С о бака Женщ и на Т а релка Ул и ца

В слове спряталось другое слово. Вал е нки Св е ркает Вдру г Г о реть Л и сица Обл а ко С о л о вей Уж и н Комн а т а

Графические ассоциации. П УГ ВИЦА В СХОД К ПЕЙКА ДУВАНЧИК

Составление ребусов. Вос е мь – во7 Заяц — Ц Я

0 2 2 х 0 = 0 1 2 х 1 = 2

S poon Shoe Shore Cock Carrot

π Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. (

3,14159265358…) M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Уж замуж невтерпёж. Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц». У девчонки чужой парчовый башмачок- нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку. Надеваю одежду, одеваю — Надежду. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный»

Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Начиная от Солнца: Меркурий, Венера, Земля Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун ( Плутон — с 2006 года карликовая планета).

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный. Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей и сферу деятельности, в которой может стать лидером. И чем раньше он осознает и ощутит свои способности и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

Методы решения творческих задач

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер – класс Беловой Ларисы Александровны учителя МОУ СОШ №31 г. Карталы.

(2 слайд) Тема: «Эйдетика как метод развития образной памяти школьников»

Наша память — это большая кладовая. Когда мы заходим туда и видим огромную кучу разнообразных вещей, что мы вытянем? Наиболее красочные и привлекающие взгляд вещи. Русский полководец А.Суворов заметил, что

(3 слайд) « Память есть кладовая ума, в которой много перегородок, а поэтому надо скорее всё укладывать куда и как следует ». О том, КАК это сделать мы сейчас поговорим.

(4 слайд) Начать я решила с теста . Закройте глаза и представьте любой цветок. Можно, например, розу.

Еле заметны черты, которые быстро исчезают

Четкий черно-белый образ, но неустойчивый

Устойчивый черно-белый образ

Устойчивый цветной образ

Устойчивый цветной образ видите с открытыми глазами

Можете изменить его цвет, форму и т. д.

Оцените теперь, какой уровень развития образной памяти у вас преобладает?

Если вы сумели ярко представить себе образ цветка, то вы обладаете важным условие к формированию опыта сверхзапоминания информации, если вас постигла неудача, то вам предстоит научиться. У взрослых с образами сложнее.

(5 слайд) Стоит напомнить, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое — логическим. Наша задача научить работать оба полушария одновременно, чтобы научиться воспринимать мир всеми органами чувств.

«Образ» по гречески «эйдос».

(6 слайд) Эйдетизм – разновидность образной памяти — это естественная и удобная, да и просто необходимая способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Термин «эйдетизм» ввёл немецкий психолог Эрих Йенш.

  1. Метод эйдетики — способ развития образной памяти.

В чём же принцип, суть методики? Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребёнок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести.

Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: (7 слайд) «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп. Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. Образ, доступный воображению + положительные эмоции — в результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколёнка. Такую психическую особенность необходимо использовать в обучении. (8 слайд) Существуют Школы Эйдетики с 1989 г.– автор Игорь Юрьевич Матюгин.

3. Упражнения, игры, позволяющие лучше развить образную память детей для учебы, развития их личности, улучшения настроения .

Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы — особенность возраста. Такую психическую особенность учителя начальных классов используют на уроках. Для запоминания букв, цифр, таблицы умножения, правописания словарных и других трудных для написания слов и т.д. Ценность этого метода в том, что дети сами, быстрее нас, у них в этом есть потребность, подбирают ассоциации. Приемы и методы запоминания словарных слов можно разделить на несколько групп. Вот некоторые из них:

(9 слайд) 1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»

Береза – бе лая бе реза

Билет – автобус сигналит: “ Би-би , купи би лет!”

Деревня – де д в де ревне

Железо – ж еле зо режу еле-еле

Ребята – реб ята решают реб ус

Собака – жила-была со бака, она любила спать, ее прозвали Со ня

Женщина — варит щи

Тарелка – тар елка-это тар а

Улица – на у лиц е встречаю знакомые лиц а

(10 слайд) 2. В слове спряталось другое слово.

Валенки – ва ленки у Ленки

Сверкает – в новом платье с верка ет Верка

В друг – друг-друг а

Гореть – гор е гор еть!

Лисица – братец Лис

Облако – на об лак е лак

Пловец – плов ец плывет в плов е

Соловей — соло вей поет соло

Ужин – ужи на ужи н?

Комната – живёт Ната

(11 слайд) 3. Графичекие ассоциации /по схожести изображения/

(12 слайд) 4. Составление ребусов.

Заяц — Яц (за буквой я буква ц)

(Катя и Коля аккуратные)

Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической (надо начинать такую работу с самого первого сл. слова) работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.

Урок математики. (13 слайд)

Как ты думаешь, на что похож ноль?

На мяч, на обруч, на бублик, на колесо, …- отвечает ребенок.

Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль.

Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. 2 х 0 = 0.

Правило: При умножении любого числа на ноль, будет ноль.

Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.

Правило: При умножении любого числа на единицу, будет само число.

Вы скажете: везёт же учителям начальной школы! Развитие образной памяти происходит до 11-16 лет.

(14 слайд) Эйдетика помогает в изучении чего угодно: математики, истории, литературы, химии, физики, иностранных языков! Приём мнемотехники.

Например, ребёнку трудно запомнить слово «ложка» на английском — spoon. Но для этого достаточно всего лишь представить себе что-то неординарное, весёлое. К примеру, человек, который любит поспать — СПУН — спит, свернувшись клубочком в ложке.

Ship — корабль. Корабль с такими ШИПами очень сильно колется.

Shoe — ботинок, туфли. Туфли громко шумели.

Shore — берег. Весь берег был просто усыпан шортами.

Cock — петух. Петух у нас работает поваром (кок) на корабле.

Carrot — морковь. Крот с прекрасным аппетитом грызет свежую морковку.

Менделееву его таблица химических элементов пришла во сне не случайно. Наверняка он долго прокручивал в голове образы Водорода и какого-нибудь там злобного Бериллия.

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причем с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)».

Смешивание кислоты и воды. В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приема существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,

А то недолго до беды!

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение:

Железо, алюминий, хром — их валентность равна трём.

Натрий, калий, серебро — одновалентное добро.

Натрий, калий и аргентум — навсегда одновалентны.

(16 слайд) Математика. Медиана — это такая обезьяна, которая всем говорит «здрасти» и делит противоположную сторону треугольника на две равные части.

Назовите числовое выражение величины числа π (

3,14159265358…). Запоминание происходит легче, если использовать его стихотворную форму.

«Чтобы нам не ошибиться,

Надо правильно прочесть

Три, четырнадцать, пятнадцать

Девяносто два и шесть»

Для закрепления в памяти буквенных обозначений римских цифр в порядке убывания, можно использовать, например, такую фразу: Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх. Соответственно M (1000), D (500), C (100), L (50), X (10), V (5), I (1)

Русский язык (17 слайд)

Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц.

У девч о нки чуж о й парч о вый башмач о к — нехорошо. Береж ё т перч ё ную туш ё нку на ноч ё вку — мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.

Надеваю одежду, одеваю — Надежду — для запоминания употребления «одевать» и «надевать».

Не чудесно , не прекрасно , а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах « вкусный, интересный » — В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

Три закона Ньютона:

1) не пнёшь — не полетит

2) как пнёшь, так и полетит

3) как пнёшь, так и получишь

Астрономия. Название и порядок следования планет Солнечной системы начиная от Солнца:

(Плутон — с 2006 года карликовая планета).

(18 слайд) Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

География. Крупные острова Японии.

Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю — для запоминания четырех основных островов Японии.

Ура, ассоциации! Такие ассоциации легко запомнятся ребёнком. Дети с удовольствием будут посещать ваши уроки.

В жизни мы тоже пользуемся этим методом и приёмами мнемотехники.

Правила Дорожного Движения

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время определяется правилом первых букв: (19 слайд) «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).

Эта методика повышает мотивацию учения, так как она ведёт к сотрудничеству и совместному творчеству ученика и учителя. Попробуйте этот прием, вы не представляете, как это интересно и увлекательно! Сколько различных эмоций выплескивают дети в таком творческом поиске, что очень важно в самостоятельном, или совместном! Сила метода в его простоте!

Каждый ребенок особенный, талантливый, одаренный.
Каждый ребенок имеет свой потенциал возможностей
и сферу деятельности, в которой может стать лидером.
И чем раньше он осознает и ощутит свои способности
и таланты, тем больше у него шансов достичь успеха.

(21 слайд) Литература.

Положите на левую руку то, что вы получили, а на правую – то, что вложили и аплодируйте себе.

Меню для памяти:

Когда мы думаем, чувствуем или вспоминаем, мозг расходует энергию. А для получения этой энергии нервные клетки сжигают молекулы сахара. Если мозг регулярно снабжается углеводами, например, из хлеба, картофеля или макарон, он остается активным — способность концентрироваться функционирует безупречно. Если же утром вы садитесь за рабочий стол, выпив лишь чашечку кофе, у нервных клеток отсутствует горючее, поэтому центр управления мыслью работает не на полную мощность.

Ваш мозг нуждается в правильном питании не меньше, чем желудок. От полноценного питания зависят память и продолжительность интеллектуальной жизни. Особенно необходимы клеткам мозга для поддержания хорошей памяти:

Ненасыщенные жирные кислоты. Из них состоит треть мозга. Если их недостаточно, клетки мозга, нейроны, плохо работают и даже могут совсем стереть воспоминания. Благодаря этим кислотам лучше циркулирует кровь, а значит, больше питательных веществ попадает в клетки. Поставщики «хороших» жиров — рыбий жир и некоторые растительные масла: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое, а также орехи и семечки . Жирное мясо, маргарин поставляют, наоборот, «беспамятный» жир.

Углеводы. Они дают глюкозу — «топливо» нейронов.

Белки (протеины). Они содержат необходимые нервам и мозгу аминокислоты. Рекомендуются рыба, злаковые и бобовые культуры: бурый рис, чечевица, красная фасоль.

Витамины. Витамины группы В — лидеры подпитки мозга и нервной системы. Они играют главную роль в процессе запоминания, нужны постоянно. Мало того, они необходимы для правильного обмена белков.
Витамин Е необходим для энергообеспечения и (вместе с витамином А) защиты клеток, в том числе мозга, для жирового обмена. Он даже может, например, замедлить потерю памяти при болезни Альцгеймера.

Макро- и микроэлементы. Наиболее важны для памяти железо, магний, необходимый для эмоционального равновесия и концентрации внимания, цинк.

Институт Питания РАМН установил, что нехватка цинка, железа, йода, витаминов B1, B2, B9, A, E — одни из важнейших нарушений пищевого статуса россиян (до 80% людей не получают их в нужном количестве).
(22 слайд) Спасибо всем.

Эйдетика для детей: обзор лучших упражнений, методики для дошкольников и школьников

Развиваем память, фантазию и воображение у ребенка.

от 4 лет до 7 лет младшая группа

от 7 лет до 12 лет старшая группа

Периодичность — начать можно в любое время.

При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца.
Время проведения — 60 минут.

Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память. Эйдетика для детей – это уникальная программа, целью которой является развитие мышления и логики ребенка. Эйдетика для детей – это уникальная возможность развить в ребенке творчески потенциал.

Эйдетика для детей – ориентирована на активизацию скрытых творческих способностей. Эйдетика для детей – помогает детям не быть шаблонными и стандартными. Эйдетика для детей развивает память, внимание, мышление и креативность у ребенка.

Цель: развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания; активизация ресурсов познавательных процессов;

развитие речи; стимулирование инициативности; воспитание уверенности в себе, а также борьба со страхом перед неизведанным; обнаружение и развитие способностей малыша. Формирование элементарных математических представлений, знакомство с буквами.

Методы: Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Результаты остаются на всю жизнь, для удержания навыка требуется тренировка каждый день, или прохождение курса 2 раза в год.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ.

Цели и задачи занятия

1. Путешествие в мир ассоциаций.

  • диагностика воображения и фантазии.
  • развивать внимание к окружающему миру.
  • развивать умение видеть во круг .
  • Учим стихотворения методом оживления образов

2. Путешествие на остров слов

  • Диагностика и развитие словарного запаса.
  • Диагностика слуховой памяти. (обьем, кратковременной и долговременной.)
  • Упражнения и игры на развитие речи

3. Путешествие на остров образов картинок.

  • Диагностика зрительной памяти
  • Развитие зрительной памяти, увеличение обьема воспринимаемой зрительной информации.
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация, переключаемость)

4. Объемное восприятие – волшебники.

  • Диагностика восприятия
  • Развитие восприятия.
  • активизировать познавательные процессы
  • Игра со стихами с помощью метода невербальных ассоциаций (четверостишье)

5. Путешествие на материк «Счеты»

  • Метод Пиктограмм
  • Обучение запоминанию большого объема цифр
  • Обучение запоминать даты, числа, телефоны.
  • Игра с цифрами и числами

6. Путешествие на материк «Художников»

  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие ощущений и контроль своего тела.
  • Диагностика тактильной памяти.
  • Метод последовательных ассоциаций (количество слов увеличивается)

7. Путешествие на материк «Дружбы»

  • Диагностика и обучение фотографической памяти.
  • Обучение навыкам запоминания лиц и имен
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Метод «Карманов»

8. Путешествие «Веселья»

  • Ознакомление с техникой забывать.
  • обобщить полученные знания
  • метод Цицерона

9. путешествие «Снайперы»

  • Диагностика внимания.
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Упражнения на развитие внимания (устойчивость, наблюдательность)

Дополнения вносятся по мере освоения программы.

Развития и возрастным диапазоном

  • Интенсивный тренинг внимания.
  • Упражнения на развитие фотопамяти.
  • Тренировка внимания
  • Тактильная, осязательная память.
  • Метод невербальных ассоциаций
  • Метод последовательных ассоциаций
  • Метод Цицерона
  • Метод Пиктограмм
  • Метод «Карманов»
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Запоминаем тексты с помощью комбинирования методов Пиктограмма и метод Цицерона
  • Повторяем таблицу умножения образно
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Упражнения и игры на развитие речи
  • Упражнения на развитие фотопамяти
  • Запоминание иностранных слов методом фонетических ассоциаций
  • Правописание словарных слов русского языка легко и весело
  • Интенсивный тренинг развития воображения и образного мышления
  • Упражнения на развитие внимания (концентрация)
  • Упражнения на развитие внимания (наблюдательность, распределяемость)
  • Разминка БКЦ (буквенно-цифровой код)
  • Учим стихотворения методом Пиктограмм
  • Метод «Паутинка» или карты Бюьюзена
  • Учим стихотворения методом оживления образов
  • Запоминание текстов и стихотворений комбинированным методами «Паутинка» и «Метод Цицерона»

Диагностика: Диагностика уровня развития проводится в начале программы. (стартовая диагностика), через 5 занятий (текущая диагностика) и в конце программы (итоговая диагностика).

Примерный план занятия :

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые эффективны и не дают скучать даже самым непоседливым детям.
1. Запоминаем слова
Самое простое для ребенка — составить из них необычный рассказ, в котором слова следуют друг за другом. Например, даны слова: ресницы, гусь, море, стул, велосипед. Попросите малыша придумать фантастическую историю, которая наверняка ему отлично запомнится. Например: „Хлопая ресницами, стоял гусь и глядел на море, по которому плыл стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед». Такой метод можно закрепить с помощью списка вещей, которые кроха должен надеть перед выходом на улицу (комбинезон, свитер, шапка, шарф, варежки, носки, сапоги). Другой вариант: попробуйте вместе с карапузом придумать стишок. Проговаривая его, ребенок должен представлять картинку и (желательно) последовательность предметов.
2. Запоминаем движения
Тут вам помогут любимые сказочные персонажи малыша. Например, надо запомнить движения танца — шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, хлопок в ладоши, поворот на месте. Пусть это будет Человек-Паук, который уворачивается от ударов врага, отступая вправо, влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать эти истории придется вам, но скоро ребенок и сам станет проявлять инициативу.
3. Запоминаем картинки или образы
Научите малыша превращать задуманное в рассказ. Приготовьте карточки с изображениями животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему путешествия, спорта, учебы или дружбы. Развитие памяти и внимания в будущем поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. Используя ассоциации, малыш развивает способность быстро находить оригинальные решения и генерировать оригинальные идеи. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов. Например, нужно запомнить слово boy (мальчик). Можно придумать рифму „идет с тобой» и нарисовать шагающего мальчика — эта картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка.

Дети вообще хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений. Еще бы, слушать стихи любят все дети, а вот повторить их может далеко не каждый. И даже горя желанием выступить на новогоднем утреннике, многие малыши не в состоянии выучить самое простое стихотворение. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача навсегда лишает ребенка желания выступать. Значит, стихотворение нужно. нарисовать — последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это несколько раз, оно прочно засядет у него в памяти.
Объемное восприятие
Можно сколько угодно знакомить ребенка с понятием формы, показывая „круглый» шарик или „квадратный» кубик, для него это будет скучным и неинтересным занятием. А ведь подключая его фантазию и внимание, в игре можно добиться результатов гораздо быстрее и уж, конечно, веселее.
4. Развивающая игра
„Что изменилось?» Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш, кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их. После этого переставьте игрушки и накройте простыней или полотенцем. Задача малыша — угадать, где какой предмет находится. А чтобы запомнить, что было на столе, стоит опять же обратиться к методу рассказа — поверьте, фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.
5.Открытия каждый день.
Система эйдетики — это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже — даты, сложные определения, иностранные языки. Важно постоянно возвращаться к этой игре — гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, в окошке спряталась четверка, а бабочка, сложившая крылья, напоминает тройку. Как запомнить, какие автобусы идут от метро до дома? Очень просто: 73 — дерево, на котором сидит бабочка, и 28 — лебедь в очках.

Оценка результатов:
Оценка качества усвоения материала определяется на первом этапе и на последующих этапах, путем проведения промежуточных диагностических тестирований и в конце курса определением обьем кратковременной памяти, обьем долговременной памяти, обьем слуховой памяти, обьем зрительной памяти, воображение, фантазия.

Обеспечение учебными материалами.
Программа обеспечена учебной литературой: пособия, рабочие тетради, диагностические тесты, домашние задания.

Обучающимся, предоставляется раздаточный материал в электронном виде.

Материал необходимый для занятий: компьютер, веб-камера, принтер, бумага А4, колонки. Стол, стул, тетрадь, карандаш.

Читайте также:  Лечение папилломавируса у женщин — обзор эффективных препаратов для местного и общего лечения, схема терапии
Ссылка на основную публикацию