Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

Самые эффективные методы лечения детского аутизма и рекомендуемая диета

Не существует единого метода лечения аутизма так же, как не существует двух одинаковых случаев этого заболевания. Все дети разные и имеют разные потребности.

Однако, во всех случаях важно как можно раньше начать лечение, как путем психотерапии, так и через соответствующий рацион и добавки. Которые дополняются методами лечения направленными на развитие нормального поведение ребенка в обществе и семье, учат коммуникации, распознаванию намерений других людей, – все зависит от того, чего ребенку не хватает.

Следует отметить, что подход к аутизму должен учитывать как психический, так и физический аспект заболевания. Болезни и нарушения со стороны ума, так и тела могут влиять на жизнь ребенка с аутизмом.

Диета при аутизме

В настоящее время, ранний диагноз аутизма у ребенка дает ему шанс на излечение или минимизацию симптомов. Лечение аутизма – это в наше время не только психотерапия.

Американские врачи, объединившиеся в Autism Research Institute в Чикаго, лечат аутизм пищевыми добавками, диетой и травами. Потому что большое количество детей (более 80%), страдающих аутизмом, имеют, так называемый, синдром повышенной кишечной проницаемости. Бывают случаи (около 60%), как утверждают родители и специалисты – когда после лечения указанного синдрома дети начинают говорить.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Врачи из Autism Research Institute, считают, что излечение от этой болезни и восполнение недопроизводства витаминов и минералов является базой для терапии поведения и дает большую надежду на преодоление аутизма.

В США возникло сообщество DAN (ang. Defeat Autism Now – Победим аутизм сейчас), объединяющее врачей и родителей больных детей, которые считают в лечении аутизма надо сначала сосредоточиться на восстановлении здоровья тела, а потом разума.

По мнению врачей DAN, дети с аутизмом имеют следующие заболевания и симптомы болезни:

  • желудочно-кишечный тракт – реакция на глютен и казеин; и общий недуг – синдром повышенной кишечной проницаемости;
  • ослабленную или поврежденную иммунную систему и связанную с этим подверженность аллергиям;
  • дефицит микроэлементов и витаминов (в результате нарушения обмена веществ, а также склонности детей к избирательному питанию и ограничению рациона несколькими блюдами) – из-за этого им не хватает, как правило, цинка, магния, селена, хрома и витаминов C, B6, B12, E, фолиевой кислоты;
  • бактериальный дисбаланс в кишечнике;
  • слабая способность борьбы со свободными радикалами;
  • отравления тяжелыми металлами, в основном, ртутью (это происходит вследствие сниженной способности выведения из организма тяжелых металлов);
  • грибковые, бактериальные и вирусные инфекции.

Только после излечения ребенка от этих заболеваний, врачи DAN передают пациента далее – терапевтам, психологам, психиатрам и педагогам.

Лечение аутизма, по мнению врачей DAN, заключается в: правильно подобранных дозах витаминов и пищевых добавок (важны пробиотики и рыбий жир), применении диеты (без молочных сливок и глютена), приеме препаратов, повышающих иммунитет, так называемое хелатирование от тяжелых металлов и применение лекарственных противогрибковых средств (наряду с без сахарной диетой).

Из рациона аутичного ребенка необходимо исключить:

  • сладости;
  • сладкие фрукты, такие как бананы, виноград;
  • фруктовые соки, содержащие сахар или подсластители;
  • сахар;
  • подсластители;
  • мед;
  • уксус;
  • горчицу;
  • кетчуп;
  • майонез;
  • сливочное масло;
  • продукты, консервированные и маринованные;
  • молочные продукты;
  • белый хлеб;
  • белый рис;
  • картофель;
  • белую муку;
  • готовые продукты в виде порошка;
  • другие продукты, содержащие консерванты;
  • чай.

Вместо этих продуктов, рекомендуется употреблять:

  • гречневую крупу;
  • кашу из просо;
  • коричневый рис;
  • фруктов, содержащих мало сахара: яблоки, киви, грейпфруты;
  • яйца;
  • рыбу;
  • птицу;
  • овощи, зелень;
  • лимон;
  • семена тыквы;
  • семена подсолнечника;
  • чеснок;
  • минеральную воду;
  • оливковое или льняное масло (вместо сливочного).

Методы лечения аутизма

Есть много разновидностей аутизма – больные ведут себя действительно по-разному и проявляют разный уровнем развития, следовательно, лечение должно быть индивидуализированным. Нет лучших или худших терапии.

В мире наиболее часто применяется терапия TEACCH (англ. Treatment and Education of Autistic and Related Communication In Children). Это метод, который состоит в объединении действий родителей, хорошо знающих свое дитя, с работой врачей.

Ещё один распространенный метод – поведенческий анализ, то есть метод «малых шагов», целью которой является поощрение и награждение за нужное поведение, и RDI (англ. Relationship Development Intervention) – метод Функций, при котором мы сначала принимаем мир ребенка с аутизмом, а потом мы показываем ему свой, а он потом выбирает сам выбирает правила поведения.

Метод поведенческой терапии

Поведенческая терапия является одним из основных методов лечения детей, страдающих аутизмом. Рекомендуется особенно во время раннего вмешательства, то есть в случае детей до трех лет. Его целью является, прежде всего, научить ребенка самостоятельного функционировать в повседневной жизни, и, по возможности, легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Метод поведенческой терапии применяется с начала 60-х годов XX века, когда впервые была доказана их эффективность. Оказалось, в частности, что простые раздражители могут быть успешно использованы в терапии аутичных детей.

Наибольшее внимание этот метод привлек в начале 70-х годов., после публикации I.Lovaasa результатов исследований, подтверждающих невероятную эффективность терапии речи у детей с аутизмом. Из более поздних исследований I.Lovaasa с 1988 года, следовало что около 47% детей с аутизмом, которым начали проведение поведенческой терапии до окончания третьего года жизни, добивались столь значительных успехов, что после нескольких лет интенсивного обучения не отличались уровнем развития от сверстников из общей школы.

Этот метод основан на исходном предположении о бихевиоризме. Родитель или терапевт стараются усиливать желательное поведение и уменьшить поведение неправильное. Чем большей способности к адаптации ребенок достигает, тем больше будет его самостоятельность и независимость.

Основные цели поведенческой терапии:

  • укрепление желательного поведения;
  • устранение нежелательного поведения;
  • поддержание эффектов терапии.

Поведенческую терапию начинают с изучения основных навыков, то есть правильной коммуникации, например, с сохранения зрительного контакта, самообслуживания, например, правильного питания, выполнения простых словесных команд, например, поиска и сбора конкретных предметов.

В работе с аутичным ребенком, терапевт базируется, прежде всего, на позитивных усилениях. Это означает, что за поведение, которое является желательным, ребенок каждый раз получает четкую похвалу. Это могут быть премии в виде мелких лакомств, объятий, поцелуя или игрушки.

Важно, чтобы награждение правильного поведения происходило непосредственно после него, и это было хорошо заметно. Ребенок должен быть уверен, что заслужил похвалу своим конкретным поведением и что именно от него зависит, будет ли в будущем он получать еще похвалу.

Поведение негативное подавляется отсутствием награды и предложениями ребенку заняться альтернативной формой деятельности.

Как воплотить в жизнь поведенческую терапию

Поведенческая терапия должна проводиться, по крайней мере, 40 часов в неделю, из которых как минимум половина должна проходить в центре терапии под наблюдением квалифицированных врачей. Оставшееся время работы программы может быть реализовано в домашних условиях под руководством родителей или опекунов. Место для занятий должно быть отдельном миром, в котором будут находиться только те предметы, которые служат для терапии. Ребенку не должны мешать лишние раздражители, например, шум.

Реализуя программу терапии, очень большое внимание следует уделять заметкам. Задачи, которые выдаются и достижения ребенка необходимо подробно записывать. Это чрезвычайно важно при планировании последующих этапов терапии, а также оценке эффективности текущих.

В поведенческой терапии важным методом является, так называемый, принцип малых шагов. Изучение каждого действия должно происходить последовательно. Если ребенок научится одному поведению, к обучению следующему надо переходить только тогда, когда первое будет полностью освоено.

Программа должна быть адаптирована к возможностям ребенка. Нельзя руководствоваться желанием скорейшего достижения поставленных целей терапии. Сложность задач должна быть градуирована. Начиная с простейших действий, очень медленно переходим к примерам поведения в новых задачах.

Поведенческая терапия вызывает много споров. Некоторые обвиняют её в предметности и «сухости» обращения с ребенком. Его базис отличается, например, от опционального метода, в котором терапевт следует за ребенком.

В поведенческой терапии ожидается, что ребенок будет следовать установленным образцам поведения. Но лечение должно адаптироваться к возможности ребенка. То, что явно помогает развить способности одного ребенка, у другого, оказывается мало эффективным. Поэтому стоит ознакомиться с различными техниками, чтобы окончательно выбрать одну самую эффективную для малыша.

Опциональный метод

Опциональный метод представляет собой некую философию контакта с аутичным ребенком. Основан не на конкретных терапевтических методах, а подходе к ребенку с попыткой понять его мир. Терапия начинается с работы с одним родителем, который должен принять своего ребенка таким, какой он есть.

Родитель пытается войти в мир ребенка, имитируя его поведение, пытаясь понять его поведение и воспринять его реальность. При этом не пытается насильно заставить его изменить свое поведение.

Родитель, готовый использовать опциональный методом, начинает работу с наблюдения за ребенком. Имитирует его движения, жесты, издаваемые звуки. Если ребенок что-то крутит снова и снова, родитель-терапевт делает то же самое. Устанавливает вслед за ребенком автомобили в ряд, кивает головой снова и снова.

Таким образом, обращает на себя его внимание, становится одним из элементов его мира. Родитель должен завоевать доверие и мотивировать ребенка к тому, чтобы со временем побудить его выходу из своего упорядоченного мира. Этот процесс, однако, требует времени и терпения. Терапия длится не по несколько часов в день, а с утра и до ночи.

Терапия должна проводиться в обстановке, в которой ребенок чувствует себя в безопасности. Ничто не должно помешать ему успокоиться, окна должны быть закрыты, в комнате не должно быть вещей, отвлекающих внимание ребенка. Чем проще будет для ребенка этот новый мир, тем легче будет ему познать его и решиться в него вступить.

Лечение аутизма опциональным методом

Опциональный методы основан не на конкретных техниках и не имеет схемы занятий. Каждая сессия уникальна. Родитель учится воспринимать и интерпретировать поведение ребенка, которое имитирует. Ребенок, таким образом, может обратить внимание на родителей или психотерапевта. Приобретя доверия, когда мы исключаем угрожающие стимулы и поэтому избегаем поведения, которое вызывает в нем страх.

Терапевт следует за ребенком, а потом показывает ему предложения собственного поведения. Этому должна предшествовать устная информация. Со временем вы можете ввести более сложные задачи, начать чего-то требовать, направлять ребенка на выполнение простых и конкретных команд. Ребенка, однако, нужно мотивировать, а не принуждать. Например, чрезмерное подражание «плохому» поведению может показать ребенку, что есть и другие возможности реагирования на ситуацию.

Как и любой другой метод, это также не дает гарантии успеха в работе с аутичным ребенком. Также он сложен из-за своей сущности, отсутствие наличия конкретной программы и методов лечения. Вместо того чтобы думать, как что-то изменить, родитель фокусируется на понимании того, почему ребенок себя так ведет. А успех – это понимание, что мир аутичного ребенка не беден. Он просто другой.

Холдниг-терапия

В свете лечения аутизма, также много говорят о холдинг-терапии, которая основа на создании или восстановлении эмоциональной связи между матерью и ребенком через применение близкого контакта. Вопреки разговорным отзывам, требует работы под наблюдением терапевта, потому что легко сделать ошибки.

Аутизм не является приговором. Несмотря на то, что многие считают его неизлечимой болезнью, есть случаи, когда раннее вмешательство, реабилитация и психотерапия позволили существенно ликвидировать симптомы аутизма.

Когда у 18-месячного Рауна Кауфмана был поставлен диагноз «аутизм», он имел коэффициент интеллекта ниже 30. В настоящее время его научные успехи вдохновляют многих студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии. Его жизнь – доказательство того, что общий выход из аутизма возможен.

Ребенок-аутист: не помогли лекарства, но помогла диета

Чтобы помочь ребенку с аутизмом, надо пробовать все: книга, написанная родителями

«Игнат и другие» — первая отечественная книга о ребенке с аутизмом, написанная обоими родителями. Юлия Мазурова и Денис Билунов (в книге — под домашними именами Юка и Динис) не похожи на «родителей особых детей», какими их обычно представляют: погруженная в ребенка мама и «обеспечивающий тыл» папа. Может, благодаря тому, что они все делали вместе и «превратили свою жизнь в приключение», 15-летний Игнат (Ганя) — вполне самостоятельный подросток: ходит в школу, учит иностранные языки, умеет готовить и играть на органе. А вот как все начиналось.

Папа: Мой сын — аутист. На полное осознание этого факта у меня ушло 2–3 года, и это очень серьезная потеря времени.

Отстает в развитии? Не говорит? Ну так старший брат Иван начал говорить чуть ли не в год, может, это баланс такой природный? Может, наверстает? Ждешь и ждешь, но вот уже два года, два с половиной, а Игнат все еще, как грудничок, и практически никакого прогресса.

А в жизни крутые изменения: новая работа с серьезными рисками. Мой тогдашний шеф Гарри Каспаров занялся оппозиционной политикой — и я вслед за ним погружаюсь в эту ранее неизвестную мне среду с головой. Ежедневные встречи с новыми людьми, половину из которых я раньше видел только по телевизору, запуск нового сайта, командировки, стрессы, ответственность, — и в глубине души я надеюсь, что проблема с Игнатом постепенно рассосется.

Но нет. Вот уже ребенку три года, а он все еще не говорит. Скрепя сердце, начинаем ходить по врачам. Доверия к медицине, в общем, нет — это ведь не инфекция и не перелом, где с лечением более или менее все понятно.

Тут на один только диагноз уходят месяцы, и болезнь, в общем, не лечат, а, скорее, наблюдают за ее ходом. Типа, поддерживающая терапия. Только врачи об этом обычно не говорят. Кивают, предлагают — вот, попробуйте это, а потом, если не поможет, вот это. И еще, может быть, вот это.

Читайте также:  Ацетонемический криз: провоцирующие факторы и проявления у взрослых и детей, методы терапии в домашних условиях

Мы начинаем сразу с коммерческих поликлиник, в нашей районной даже профильного специалиста нет, надо записываться сильно заранее и ехать на кудыкину гору. Осмотры, анализы, ЭЭГ головного мозга — эту процедуру очень непросто сделать мальчику, который постоянно срывает с головы раздражающую шапочку с проводами.

Один врач, другой. «Задержка психоречевого развития», «признаки расстройства аутического спектра». ворох диагнозов, но все предположительно, никакой определенности, а потому и непонятно, чем лечить. Ворох рецептов. Глиатилин, глицин, фенибут, пантогам, кортексин — это уже колоть надо, новый стресс.

Первый курс 10 уколов. Мальчик начинает дико орать уже при одном только виде пачки с ампулами. Колем — но ничего похожего на речь так и нет.

— В общем, нет, доктор. Не помогает.

Полгода мы кормим Игната таблетками в промышленных количествах, и единственный заметный результат — проблемы с пищеварением.

Отдельная тема — логопеды и всякого рода коррекционные педагоги. В Москве их довольно много: есть почти бесплатные занятия в специализированных центрах, есть доктора, приходящие на дом, есть раскрученные чудо-целители с оригинальными методиками, к которым надо записываться за несколько месяцев вперед.

Теперь уже опыт позволяет мне утверждать, что дело это сугубо индивидуальное и зависит, прежде всего, от контакта врача с ребенком, а не от методик и тем более не от суммы гонорара. Пробовать надо всех, кого сможете, пока опытным путем не найдется специалист, который, во-первых, найдет общий язык с вашим аутистом, и, во-вторых, добьется видимых результатов.


Игнат со старшим братом Иваном, 2010 г.

Он у вас никогда не заговорит!

Папа: Решение пробовать все подряд на некоторое время превратило нашу жизнь в паноптикум.

Однажды к нам домой пришла тетенька с пятью дамскими сумками. Все сумочки были разные, небольшие и, видимо, с любовью подобранные. Это был частный логопед по вызову. Ну знаете это: «Одна живет на киеэвской, а другая на киээвской».

Деловито, прямо в обуви, она прошла в детскую комнату и села на кровать, разложив на постели ребенка свои сумки. Села и ждет, когда мальчик начнет с ней общаться.

Сюрприз — он не начал. И не то чтобы он ее проигнорировал, как аутист. Наоборот, Игнат повел себя более чем адекватно — просто она ему явно не понравилась, и он вышел из своей комнаты.

Тогда тетенька собрала свои сумки и последовала за ним. В коридоре, где Ганя уселся на пол, она выбрала кресло, угнездилась в нем со своими сумками и обратилась к мальчику с интонацией фрекен Бок: «Поди-ка сюда».

Игнат отполз, не желая с ней контактировать. Доктор встала, пораженная, и, подняв вверх указательный палец, с пророческим пафосом произнесла: «Он у вас никогда не заговорит!». Возмущенно собрала свои сумки и вышла.

Мы, слегка обалдев, еще некоторое время стояли в коридоре.

Француз-обольститель, или «система Томатис»

Папа. Или вот, например, был еще странный французский доктор, который лечил аутистов классической музыкой, особым образом обработанной через эквалайзер. Метод свой он называл «система Томатис».

Жил доктор в шикарном доме на Старом Арбате, в огромной многокомнатной квартире. Из Франции ему вроде бы пришлось убежать после обвинения в том, что он соблазнил то ли пациентку, то ли ученицу. Так или иначе, отзывы от московских родителей аутистов были хорошими, и мы решили попробовать.

На первом этапе нам было достаточно того, что эти музыкальные сеансы Гане определенно нравились. Потом мы поняли, что с помощью этой методики удалось снять наиболее острые проявления гиперакузии — болезненного восприятия звуков вроде шума лифта или поезда метро.

Но платить все же приходилось немало, а с речью никакого движения вперед не было. Некоторую пользу мы видели, но трудно было отделаться от ощущения, что мы имеем дело с искусным шарлатаном — попутно замечу, что аналогичный эффект на меня произвело общение со всеми рекомендованными нам гомеопатами.

Символически подвел черту в нашей истории с французским доктором непосредственный чеченский мальчик, который ходил на занятия «Томатис» в одно время с нами. Ребенок совсем не говорил, но баловался так, что мешал всем вокруг. Когда доктор сделал ему замечание, он вполне красноречиво сверкнул глазами и смотря в упор на француза, сделал характерный жест, резко проведя пальцами поперек шеи.

В поисках прорыва

Папа: Доктора приходили к нам, мы приходили к ним, но толку не было. Психологи, психиатры, дефектологи, логопеды, гомеопаты, остеопаты, ABA-терапевты —и весь этот парад специалистов проходил на фоне насыщенной событиями жизни: Юка как раз добилась финансирования на свой первый полнометражный фильм, а у меня один за другим шли «Марши несогласных» во главе с Каспаровым, Лимоновым и Касьяновым, в офисе случались обыски, и как-то раз на меня чуть было не завели уголовное дело. Юка боялась, что к нам в квартиру явится полиция и пристрелит нашего верно охраняющего дом ньюфаундленда Нафаню.

В борьбе с аутизмом мы все еще рассчитывали на помощь медицины. Увы, разочарования приходили одно за другим. В Центр лечебной педагогики, который нам прорекламировали как лучший чуть ли не во всей стране, мы простояли в очереди по записи несколько месяцев, и наконец день «икс» наступил. Мы предстали перед титулованной Психолого-Педагогической Комиссией.

Пять проницательных теток уставились на нашего мальчика, и тут даже мне стало не по себе, это с моим-то опытом «собеседований» с полицейскими полковниками по поводу протестных акций. Игнат, почуяв неладное, внезапно разбежался и шлепнул одну из докториц по щеке ладонью — никогда ничего подобного раньше он не вытворял. Конечно, высокий консилиум тут же диагностировал повышенную агрессию. и больше они нам ничем не помогли.

Нам очень был нужен прорыв, но долгое время казалось, что мы ходим по кругу.


Ганя с мамой и братом, 2019 г.

БКБГ-диета

Мама: Ганя стоит в центре коридора, руку он вытянул вперед, а ладонь повернул к себе, этой рукой он медленно ведет по кругу и сам поворачивается за ней. Так он может делать долго, и приступы эти охватывают его часто, по нескольку раз в день. Он может кружиться неспешно, а может быстро, пока не упадет. Это его веселит.

У Гани всегда красные аллергичные щеки, я пробую отказываться от всех известных аллергенов по очереди, но ничто на нас не действует. Да и выбор, кстати, у Гани совсем не велик, он ест несколько продуктов, а остальное отказывается даже пробовать. Основная любовь — это сладкие творожки. Съест такой творожок и давай кружиться на радостях.

К тому же у Гани в его почти четыре года ужасные, с черным налетом зубы. Молочные, но не белые.

Как раз в это время мне где-то попалась информация о безказеиновой и безглютеновой (БКБГ) диете для аутистов. Теория утверждала, что в их организме глютен и казеин не усваиваются нормально, а производят на них своего рода наркотический эффект — мозг заторможен, и человечек находится все время как под кайфом.

Решено было немедленно убрать из рациона мальчика глютен: пшеничный и ржаной хлеб, булочки, сушки, макароны, каши овсяную и манную — и казеин: молоко, сыр и любимые йогурты-творожки, а также шоколад.

Чем же все это заменить? Гречка, рис и кукуруза не содержат глютена. Кроме того, в магазинах индийской еды есть безглютеновая мука из разнообразных бобов. В магазине «Белые облака» продаются кукурузные макароны. Наконец, мы купили хлебопечку, в которой можно было выпекать безглютеновый хлеб.

Молоко заменили ореховым и соевым, творожки — соевыми пудингами.

В холодильнике была выделена полка, на ней красовалась табличка с надписью ГАНЯ. Изумительно, что, хоть больше никто в семье и не перешел на эту диету, мальчик сам быстро понял, что именно ему нельзя есть и даже не прикасался к запретным продуктам. Так что перестановка вкусовых приоритетов прошла бы довольно легко. если бы не бабушка Римма, которая жила в двадцати минутах ходьбы от нас.

Стоило отвести Ганю к бабушке Римме, и она кормила его чем-нибудь полезненьким с глютеном, а то ведь похудеет. А без молочного, в этом Римма Ивановна была свято уверена, портятся зубы. Уговоры и объяснения не помогали. «Я старый человек, меня трудно переубедить» — такой вот железный аргумент.

Но мы старались. Приводили дите к бабушке только сытым от пуза, приносили специально приготовленную еду и только правильные продукты, писали список, что именно ему сегодня есть. Не знаю, насколько успешно, — упрямству бабушки можно было только позавидовать.

И все-таки БКБГ-диета дала результаты — и существенные! А многие и неожиданные.

Во-первых, ребенок стал гораздо меньше кружиться. Он продолжал это делать иногда, но если сказать: стоп! — то послушно переставал.

Во-вторых, прошла аллергия. Эти всегда алые щеки перестали пылать.

В-третьих, как это ни странно, на диете у мальчика значительно расширился рацион. Аутиста очень тяжело уговорить попробовать что-то новое — но тут, лишенный привычных продуктов, ребенок принялся смело заменять их и искать вкусное. И теперь уже стало нормой хотя бы лизнуть неизвестное, а если понравится, то и съесть.

В-четвертых, молочные зубы уже, конечно, были безнадежно испорчены, но в дальнейшем, когда они сменились, в новых зубах уже не было ни дырочки, ни налета: они белые и красивые, и к врачам зубным мы, тьфу-тьфу, больше не ходим.

В-пятых, ребенок понял, что в этой жизни что-то можно, а что-то нельзя. Раньше-то у него вообще краев не было, а теперь это знание распространилось, например, на чужие игрушки в песочнице или на хватание в кафе еды с чужого стола. Да и на многое другое. Игнат стал понимать слово «нельзя!» — и как же это упростило нашу жизнь!

На диете этой мы посидели полгода, решив тогда, что многого добились, но вдруг все-таки каких-то витаминов ребенку не хватает. Через несколько лет мы ее повторили и продолжаем сидеть на ней до сих пор. Отменяем только на Новый год, на день рождения и в путешествии — гулять, так гулять.

Статья предоставлена издательством «Бомбора»

Лечение аутизма

Лечение аутизма

В современной психиатрии лечение аутизма – это одна из самых сложных и обсуждаемых проблем. Аутизм относится к так называемым расстройствам аутистического спектра (или РАС – по международной классификации). Различная степень тяжести и разноплановая симптоматика заболевания часто приводит к гипердиагностике. То есть многие родители «особенных» детей, взяв информацию из интернета или у знакомых, сами ставят диагноз аутизм. Причем считают, что их ребенок неизлечимо болен, будет всю жизнь нуждаться в опеке и никогда не сможет жить полноценной жизнью.

Необходимо сразу развеять подобные мифы. Лечение аутизма у детей сегодня успешно проводится во многих лечебных учреждениях. С аутистами работают врачи-психиатры и психологи, неврологи и педиатры. Более того, самая важная миссия в лечении отводится как раз родителям. Вместо паники мама и папа необычного малыша должны при первых замеченных «странностях» показать его специалисту (неврологу, психиатру). Диагноз аутизм во многих случаях не подтверждается, поскольку существует множество нарушений развития и поведения, которые вызваны другими заболеваниями.

Если же после тщательного опроса и обследования врач все же ставит такой диагноз, то методы лечения аутизма в современной медицине существуют самые разнообразные. Все зависит от возраста, в котором выявили болезнь, от степени ее тяжести, от доминирующих проявлений. Все врачи, которые практикуют лечение аутизма, сходятся во мнении, что при раннем обнаружении и постановке диагноза (а это возраст – 1, 5-2 года) шансы на успех самые значительные. При интенсивных занятиях с малышом специалистов и родителей есть большая вероятность того, что аутист вырастет, обладая всеми навыками, необходимыми для полноценной жизни в обществе.

Чаще всего диагноз аутизм ставят в возрасте 3 лет. Почему так происходит, ведь по многим признакам болезнь можно было заподозрить и раньше? Дело в том, что симптомы аутизма в возрасте до 2 лет часто воспринимаются как вариант нормы. Ребенок не тянется к ярким игрушкам, не радуется появлению мамы, избегает прикосновений к нему и не смотрит в глаза? Зачастую это трактуется просто как особенность поведения. Более того, некоторые родители радуются, что у них такой спокойный малыш. Тогда как другие мамы весь день ловят маленького исследователя по всей квартире, аутист будет сидеть в уголке и играть весь день с одной игрушкой. И таких признаков множество, о них нужно знать, чтобы не пропустить серьезную патологию и вовремя начать лечение аутизма.

Почему же диагноз ставят чаще всего в 3-4 года? Этот возраст считается началом социальной жизни ребенка. Малыша отдают в детский садик или водят в развивающие школы для самых маленьких. И отставание в развитии (в сравнении с другими детьми) родители и воспитатели уже не могут не заметить. Если сразу показать ребенка врачу и полностью обследовать, то детский аутизм лечение не превратится в нерешаемую проблему.

Причины и симптомы аутизма

Загадку возникновения этого заболевания ученые-медики пытаются разгадать уже несколько десятилетий. В течение этого времени выдвигались различные гипотезы, которые позже опровергались. Например, одно время шли серьезные исследования вакцин на предмет вызываемых ими «поломок» в генном аппарате человека. На эту тему публиковалось много статей, однако привело это лишь к тому, что родители стали повально отказываться от вакцинации. И тогда начался рост детских болезней, которые ранее предотвращались педиатрами при помощи «календаря прививок» (всех детей вакцинировали по строго установленному графику).

Позднее шумиха утихла, гипотеза не подтвердилась. Но есть множество других: возраст родителей (особенно отца) более 45-50 лет до сих пор считается одним из факторов риска. Вечная занятость родителей или излишняя суровость в воспитании малышей тоже могут считаться причиной задержки развития. Однако главным этиологическим фактором на сегодняшний день являются различные генетические сбои. Это подтверждается и тем, что у родителей-аутистов достаточно часто рождаются дети с аутичными чертами.

Читайте также:  Какие делать прививки ребенку: выбор вакцины и возможные побочные действия

Для того, чтобы не пропустить болезнь в начальной стадии и вовремя начать лечение аутизма у детей в Москве, необходимо знать, как он проявляется. Симптоматика очень разнообразна, но можно выделить следующие черты, общие почти для всех «особенных» детей:

  • Трудности социализации. Проще говоря, дети-аутисты терпеть не могут любые формы общения. Они не любят играть с другими ребятишками, не могут понять, как нужно общаться.
  • Непереносимость телесного контакта.Если здоровый ребенок просится «на ручки», обожает, когда мама его обнимает, то малыш с аутизмом будет всячески избегать прикосновений. Он может даже вести себя агрессивно – отталкивать или бить человека, который захочет его приласкать.
  • Интерес к неодушевленным предметамсвоеобразный – ребенок проявляет его больше, чем к людям или животным. При этом он может выбрать себе любимую игрушку (или даже ее часть, например, ногу от куклы, колесико от автомобиля) и возиться с ней часами.
  • Задержка развития речипроявляется в нежелании произносить слова или фразы, хотя может выясниться, что малыш прекрасно слышал, что ему говорили и усвоил информацию.
  • Повторение за другими людьми слов или целых фраз (как сразу после произнесения, так и по прошествии некоторого времени).
  • Трудности с местоимением «Я». Малыш не может понять, что оно относится к нему и называет себя «Ты» или «Вы».
  • Вместо слов используются жесты, в том числе «ведение рукой» – когда ребенок берет руку взрослого и показывает, чего он хочет.
  • Повторяющиеся движения, жесты, элементы игры, склонность к ритуальным действиям.Например, аутист может каждое утро выстраивать игрушки в одном и том же порядке, который ему больше всего нравится.
  • Нарушения пищевого поведения, вплоть до отказа от приема пищи. «Особенный» ребенок может выбирать предпочтительную пищу по цвету, текстуре или форме и отвергать другую.
  • Отсутствие инстинкта самосохранения – у многих детей с аутизмом нет страха высоты, они могут бежать навстречу движущемуся транспорту.
  • Аутоагрессиявыражается в том, что малыш бьет себя по голове, кусает собственные руки, вырывает волосы.

Как происходит лечение аутизма

Аутизм – это не инфекция, которую можно вылечить антибиотиками. Данное хроническое заболевание считается полиэтиологическим, то есть имеет несколько причин возникновения. Поэтому терапия аутизма не может быть основана на одном каком-то методе или препарате. Ни одна методика не гарантирует полного излечения за конкретный срок. Но грамотное сочетание проверенных методов при соответствующей медикаментозной поддержке, наблюдение у нескольких специалистов разного профиля (психиатр, невролог, психолог, педиатр, терапевт) и регулярные занятия с родителями дают превосходные результаты и помогают «особенным» детям преодолеть недуг и стать полноценными членами общества.

Когда начинается лечение аутизма, врачи решают несколько задач (исходя из описанной симптоматики): необходимо научить ребенка или взрослого аутиста навыкам самообслуживания и коммуникации, скорректировать нарушения поведения.

Насколько успешным будет лечение аутизма, напрямую зависит от степени тяжести болезни:

  • к 4 группе относятся самые незначительные проявления – психологическая уязвимость, избегание интенсивного общения, зависимость от мнения окружающих;
  • в 3-ей группе нарушения более серьезные – аутист все больше стремится производить стереотипные действия (например, каждый день рисовать одни и те же картинки), чаще «уходит в себя»;
  • аутисты, относящиеся ко 2-й группе по степени тяжести, проявляют активное нежелание общаться, контактируют с окружающими очень избирательно. Они ведут себя настороженно, тщательно выбирают одежду и еду, ненавидят перемены, предпочитая стабильные рутинные действия. Могут быть агрессивными в ситуациях, когда им что-то не нравится.
  • 1 группа – самые тяжелые больные, они совершенно не контактируют с людьми, демонстрируют полную отрешенность от внешнего мира.

Понятно, что добиться положительных результатов проще всего с аутистами 4-й группы, нежели с больными РАС из 2-й или 3-й групп. Однако в любом случае лечение аутизма будет более успешным при ранней постановке правильного диагноза.

К примеру, двухлетнего ребенка с аутичными чертами часто удается вывести из патологического состояния за год-полтора, а 4-хлетке понадобится гораздо больше времени на лечение аутизма (около пяти лет). По статистике, поведенческая терапия, которую профессионально проводит клиника лечения аутизма, позволяет около 60 процентов детей обучать в обычной школе в тех случаях, когда заболевание было диагностировано до трехлетнего возраста. Поэтому ранняя диагностика аутизма считается крайне важной, о чем врачи оповещают работников дошкольных учреждений и родителей малышей.

Чтобы родители не теряли надежды, следует знать, что не поддаются абилитации лишь 30% больных аутизмом, у 60 процентов врачам и психологам удается добиться стойкой ремиссии, а 10% аутистов избавляются от патологии и восстанавливаются полностью.

Горячая линия

+7(499)495-45-03

Врач психиатр, психотерапевт ответит на любые Ваши вопросы, первая консультация бесплатная.

Лечение аутизма – методики

Методы лечения аутизма сегодня многочисленны и разнообразны. Но все они подразделяются на 4 большие категории: работа с коррекцией поведения и коммуникации, медикаментозная терапия, биомедицина. И последняя, но немаловажная составляющая комплексного лечения – нетрадиционная медицина.

Все центры лечения аутизма, ко всему прочему, имеют свои собственные наработки в области терапии данного заболевания. Лечение аутизма в плане коррекции поведения пациента в обществе часто начинается с АВА-терапии. К ней могут подключать обучение TEACCH, популярную во все времена трудотерапию, работу аутиста с логопедом, любые виды развивающих занятий. Лечение аутизма предполагает строго индивидуальный подход к каждому больному, поскольку даже самые лучшие методы, если они не сочетаются друг с другом, не дадут нужного эффекта. Поведенческая терапия считается наиболее результативным методом (конечно, если занятия происходят с квалифицированным специалистом и не нарушается принцип регулярности).

Если речь идет о медикаментозной поддержке, то лечение аутизма фармпрепаратами преследует несколько целей (собственно, аутизм лекарствами не лечится, это всегда симптоматическая терапия): снижение гиперактивности, коррекция агрессивного поведения, снижение судорожной готовности. В некоторых случаях лекарства однозначно необходимы, но врачи при их назначении всегда учитывают противопоказания и побочные эффекты, исходя из индивидуальности аутиста. Когда проводится лечение аутизма у подростков, необходимо иметь в виду изменения гормонального фона в этом возрасте и в соответствии с этим корректировать терапию.

Что представляет из себя биомедицина? В основном, речь здесь идет о рациональном для аутичного пациента питании. Правильное питание и специально подобранные диеты в таком сложном деле, как лечение аутизма, являются большой «подмогой». Дело в том, что около 76 процентов пациентов с аутичным расстройством страдают нетипичными реакциями на, казалось бы, привычные для всех остальных продукты питания. Поэтому врач тщательно подбирает ферменты, витамины и минералы, пробиотики, сочетания аминокислот. При профессиональном подходе правильный подбор биодобавок приводит не только к улучшению физического здоровья, но и к прогрессу в психическом развитии.

Нетрадиционное (или иначе – альтернативное) лечение аутизма предполагает использование большого количества методик, начиная с гипнотического воздействия и иглорефлексотерапии, заканчивая гомеопатией, остеопатией и др. Безусловно, альтернативная медицина, как самостоятельный набор методик, не в состоянии вылечить аутизм, однако при комплексной терапии нетрадиционные методы прекрасно подкрепляют основное лечение аутизма у взрослых и детей.

Лечение аутизма в Москве всегда дополняется физиотерапией. В совокупности с основными методами (например, АВА) лучше всего себя зарекомендовали следующие физиотерапевтические виды воздействия: магнитотерапия, электрофорез, электросон, лазеротерапия и т.д.

Обязательно нужно понимать, что лечение аутизма (у детей или у взрослых) – процесс очень нелегкий, долгосрочный. В особо тяжелых случаях с человеком приходится заниматься пожизненно. Врачи отмечают, что на пути подбора лечения необходимо запастись терпением, поскольку методы, которые прекрасно воздействуют и помогают одним людям с аутичными проблемами, совершенно не вызывают «отклика» у других. Это касается не только аутистов. Например, определение терапии для депрессивных больных также отличается длительностью, терпеливым подбором препаратов, смена их до тех пор, пока не подберется оптимальная дозировка и частота приема. Точно так же лечение аутизма до положительного результата предполагает, что родители, исходя из любви к своему ребенку, наберутся терпения и будут выполнять все рекомендации медиков.

Лечение аутизма у детей — основные терапевтические методики и диета для ребенка

На данный вопрос в своем интервью для Autism Speaks ответила Эмили Кушнер, доктор наук, клинический психолог в детской больнице Филадельфии. При поддержке организации Autism Speaks, доктор Кушнер разрабатывает и тестирует когнитивно-поведенческие программы лечения, направленные на устранение причин нарушений пищевого поведения у людей с расстройствами аутистического спектра.

Если ваш ребенок очень избирателен в выборе продуктов питания, знайте, что вы не одиноки. Около 70 процентов родителей аутичных детей сообщают о проблеме крайней ограниченности рациона питания у их ребенка. Часто эти тенденции сохранятся и в подростковом и взрослом возрасте.

Исследователи до сих пор пытаются разобраться в том, что вызывает у аутичных детей крайнюю нетерпимость и избирательность по отношению к продуктам питания, и каким образом можно вмешаться, чтобы расширить перечень потребляемых ребенком продуктов. Новый исследовательский проект организации Autism Speaks направлен на расширение перечня потребляемых в пищу продуктов питания путем уменьшения тревожности и сенсорных проблем у таких детей. Этот новый проект ориентирован на детей старшего возраста и подростков, пищевым предпочтениям которых ранее уделялось меньшее количество внимания.Здесь приведены несколько стратегий, которые могут быть использованы родителями для диверсификации ограниченного рациона питания у своего ребенка, вне зависимости от его возраста.

В первую очередь, важно исключить пищевую аллергию или любые возможные медицинские причины, которые могут вызывать у ребенка неприязнь к определенным запахам или группам пищевых продуктов. Дети могут избегать некоторых продуктов, потому что они раздражают их желудок. Однако они могут быть не в состоянии описать или идентифицировать эту связь. Проконсультируйтесь с вашим педиатром на тему обследования ребенка для выявления возможной аллергии или осложняющих заболеваний, прежде чем вводить какой-либо новый пищевой режим.

Кроме того, совершенно естественно, если ребенок испытывает отвращение к еде, которая вызвала у него боли в животе или пищевое отравление в прошлом. Это природный инстинкт!

После того как вы убедитесь, что за нарушениями пищевого поведения у вашего ребенка не стоят медицинские проблемы, вы всегда должны помнить об одном основном правиле: не превращайте пищу в источник конфликтов в вашей семье.

В семьях, где растет ребенок с крайне избирательными пищевыми привычками, за обеденным столом часто возникают споры и ссоры между детьми и родителями, бабушками, дедушками или другими людьми, осуществляющими уход за ребенком. Ссоры и принуждение ребенка к еде обычно еще больше усугубляет ситуацию. Вместо этого попробуйте подойти к данной проблеме творчески и попытаться выяснить возможные причины, стоящие за непринятием вашим ребенком новых или специфических продуктов питания.

Например, многие дети, страдающие аутизмом, не любят пробовать что-то новое. В психологии это называют термином «неофобия». Если вам кажется, что ребенок опасается новых продуктов или относится к ним с излишней осторожностью, подумайте о том, как можно справиться с его тревогой.

Например, вместо того, чтобы просить ребенка съесть новую пищу сразу, попробуйте поэтапный подход. Для начала вы можете просто посмотреть на новую пищу вместе. Затем вы можете предложить ребенку одновременно понюхать или прикоснуться к незнакомой для него еде. Это также предоставляет большие возможности для игр и веселья, связанных с приемом пищи. Если вы считаете, что ваш ребенок готов, предложите ему лизнуть или попробовать новый продукт. Иногда во время первого «знакомства» помогает смешивание новой еды с уже знакомыми и предпочитаемыми ребенком продуктами питания.

Важно также предоставлять ребенку как можно больше вариантов для выбора, чтобы он мог почувствовать, что сам контролирует свой рацион питания. Например, вы хотите, чтобы ребенок поел овощей за ужином. Вместо того чтобы требовать от него съесть горох, дайте ему три варианта: горох, морковь или салат. Или же вы можете предоставить широкий выбор различных продуктов питания во время приема пищи, а затем предложить ребенку выбрать три любых продукта для себя. Этот подход также помогает детям осознать, что предпочтения в еде – это нормально (у нас всех есть по крайней мере один продукт питания или блюдо, которое мы бы не хотели есть!), но что разнообразие в диете все же имеет большое значение.
Кроме того, если на ужин вы готовите любимые вашим ребенком макароны с сыром, скажите ему, что сегодня вечером он должен добавить один тайный ингредиент в это блюдо, а другие члены семьи должны будут угадать его. И предоставить ему выбор: индейка, брокколи или помидоры? Предоставление выбора и контроля в определенных пределах может помочь избежать споров, слез и истерик за обеденным столом. В то же время, это способствует более разнообразному и правильно сформированному рациону питания.

Наконец, некоторые дети с расстройствами аутистического спектра имеют сенсорные трудности с продуктами питания, не относящиеся к вкусовым характеристикам пищи. Например, ребенку может не нравиться то, как помидоры черри резко переходят из твердого состояния в жидкое у него во рту, хотя ему может нравиться их вкус. Детям бывает трудно отделить приятный вкус от неприятной консистенции продукта. Если это является проблемой для вашего ребенка, попробуйте найти творческое решение для подобных сенсорных трудностей. Можно попробовать измельчить помидоры прежде, чем давать их ребенку (чтобы они не взрывались у него во рту), или сочетать различные продукты, чтобы смешать их консистенцию.

В действительности, причины нетерпимости ребенка по отношению к некоторой пище бывает очень трудно идентифицировать. 5-летний ребенок, имеющий РАС, может испытывать трудности с пониманием и описанием того, что его беспокоит в случае определенной пищи.

Читайте также:  Факторы развития послеродовой депрессии и как справится с недугом самостоятельно?

Одной распространенной ловушкой, в которую попадаются родители аутичных детей, является система вознаграждения. «Если ты съешь брокколи, получишь мороженое». Хотя этот трюк может работать в качестве быстрого решения, он не дает желаемых результатов в долгосрочной перспективе. Ваш ребенок может проглотить брокколи, чтобы получить награду, но это вряд ли повлияет на его предпочтения в еде. Вместо этого, нашей задачей является добиться того, чтобы детям нравились новые продукты питания, и у них формировались более гибкие и здоровые привычки в еде.

Поэтому очень важно помогать им находить решение. Самое главное: чем это будет веселее, тем лучше! Миска из арбуза. Выложите на пицце лица из овощей или пепперони. Краска из соус-пасты. Экспериментируйте с тем, как ингредиенты меняют цвет или консистенцию, когда смешиваются друг с другом. Каждое из этих мероприятий поможет ребенку чувствовать себя более комфортно с новыми и разнообразными пищевыми продуктами, создаст возможности пробовать что-то новое на вкус и сохранит тему пищи позитивной. Превратите время приема пищи в возможности для гибкости, обучения, осуществления выбора и, самое главное, развлечения, и дети, скорее всего, отреагируют на это с удовольствием, вне зависимости от их возраста.

Диета как терапия аутизма

Можно было бы ждать, окончательных выводов ученых, но помощь нашим детям нужна здесь и сейчас. Почему бы не попробовать то, что нам доступно, не грозит осложнениями и дает шанс на успех.

Аутизм – одна из самых дискуссионных тем современного медицинского дискурса, причем как профессионального, так и журналистского. Дело в том, что нет абсолютно твердого знания о причинах аутизма – есть лишь в большей или меньшей степени обоснованные гипотезы. Есть относительное согласие медиков в том, что аутизм – расстройство многофакторное и в разных индивидуальных случаях причины его могут не совпадать.

Диеты, которые влияют на аутизм

Все большее количество ученых и врачей занимается выделением и подсчетом фенотипов аутистов, имеющих сходные биологические маркеры заболевания. Впрочем, и сама идея поиска биомаркеров (типичных для аутизма отклонений от нормы различных физиологических показателей состояния организма) кажется ряду экспертов, особенно на психологическом конце общего спектра специалистов, дискуссионной.

Отсутствие точного знания о причинах болезни ведет к тому, что большая часть терапий, применяемых для коррекции аутизма, не имеет в большинстве стран мира статуса научно обоснованных и официально рекомендуемых, за исключением, разве что, прикладного поведенческого анализа (Applied Behaviour Analysis, ABA). Это не мешает тому, что и в нашей стране, и за рубежом довольно частым, если не сказать, стандартным вмешательством является применение антипсихотических препаратов для купирования некоторых симптомов аутизма.

На взгляд тех специалистов и родителей-активистов, которые выступают за применение при аутизме специальных диет, как раз лекарственная терапия является весьма противоречивым методом лечения аутизма в силу того, что не ведет к излечению, имея при этом достаточно серьезные побочные эффекты.

Диета представляется вполне разумным выбором, будучи терапией относительно безопасной и осуществимой в домашних условиях. При отсутствии положительного эффекта после длительного применения (специалисты рекомендуют пробный период в 6-8 месяцев) от нее можно отказаться, зная, что, по крайней мере, никакого вреда здоровью ребенка диета не нанесла, чего не скажешь о популярных фармацевтических препаратах.

Между тем, в информационном поле существует достаточно много информации, вселяющей большие сомнения в отношении полезности применения специальных диет при аутизме.

Несколько слов о том, что представляет собой безглютеновая/бесказеиновая диета. Это система питания, исключающая продукты, содержащие два белка, глютен и казеин, то есть выпечку и макаронные изделия из пшеничной и ржаной муки, большую часть круп (за исключением гречки, риса, пшена и киноа), а также молоко и молочные продукты.

Ни глютен, ни казеин не представляют собой исключительной ценности для организма, да и другие питательные вещества, витамины и минералы, содержащиеся в злаках и молоке, легко восполняются, кроме, разве что, кальция. Кальций можно восполнить, принимая его в качестве добавки, при помощи диетолога рассчитав дозу и соблюдая определенные правила.

Огромное количество родителей аутичных детей уверены в том, что такая диета пошла на пользу их ребенку: улучшила состояние пищеварительного тракта (а проблемы с ЖКТ являются очень частым сопутствующим фактором при аутизме), снизило гиперактивность и эмоциональную лабильность, а в некоторых случаях – агрессивность, повысило контактность ребенка и способность к концентрации внимания.

О том, как именно данная диета может действовать на организм аутиста, поговорим чуть позже, а пока что вернемся к последнему исследованию.

Прежде всего, обратим внимание вот на что: выводы исследования совсем не так категоричны, как это можно понять из заголовка статьи. Авторы работы в заключении говорят о том, что полученные данные следует интерпретировать с осторожностью, и если результаты и не дают оснований рекомендовать диету всем и каждому, кто страдает аутизмом, то и не позволяет сделать вывод о ее бесполезности. Почему?

Прежде всего, из-за очень ограниченной выборки. В исследовании принимали участие всего 14 детей в возрасте 3-5 лет, примерно половина из которых соблюдала диету – то есть это всего порядка 6-8 детей.

Кроме того, общая продолжительность эксперимента составляла менее 6 месяцев, в то время как, по мнению врачей-сторонников диеты, первые положительные результаты можно наблюдать не ранее полугода строгого исключения из структуры питания казеина и особенно глютена, который достаточно медленно выводится из организма.

Руководитель исследования доктор Сьюзан Хайман (Медицинский центр университета Рочестера, США) в своем интервью говорит о том, что необходимы более масштабные исследования для того, чтобы сделать окончательные выводы в отношении полезности либо бесполезности безглютеновой/бесказеиновой диеты при аутизме.

Но вот что удивительно. С 1990-х годов и по наши дни были проведены десятки исследований с некоторыми различиями в дизайне, но все на очень малых выборках, и в заключении практически каждой из работ авторы пишут о необходимости масштабных двойных слепых плацебо-контролируемых исследований. Однако такое исследование так и не было проведено, а вместо него – очередная научная работа, в которой диету соблюдает менее 10 испытуемых в течение менее 6 месяцев!

(Заметим, пока что в скобках, что немногие исследования, демонстрирующие положительный эффект безглютеновой/бесказеиновой диеты при аутизме, отличались от остальных тем, что испытуемые придерживались этой системы питания в течение года в одном случае и в течение двух лет в другом).

Нужно заметить, однако, что группа Сьюзан Хайман сделала в исследовании одну очень важную вещь: ученые провели анализы у потенциальных участников эксперимента и отсеяли тех, у кого имеется непереносимость глютена или казеина, сделав своим объектом «чистый» аутизм.

Между тем, в чистом виде аутизм не так часто встречается в реальной жизни, и большая часть детей-аутистов имеет те или иные проблемы со здоровьем. Для постановки эксперимента выведение за рамки исследования пациентов с глютеновой и казеиновой непереносимостью было абсолютно правильным шагом, но необходимо понимать, что доля таких детей среди аутистов может быть отнюдь не маленькой.

Один из ведущих мировых экспертов по целиакии (глютеновой энтеропатии) доктор Алессио Фасано выяснил, что сезитивность к обоим белкам встречается гораздо чаще у аутистов, нежели у здоровых детей, титры антител к глютену и казеину у них существенно выше, а проницаемость стенок кишечника (что является результатом повреждений, вызванных этими белками) встречается у 25,6% аутистов против 2,3% нейротипичных ровесников. Получается, что, по крайней мере, для четверти всех аутистов есть серьезные основания придерживаться данной диеты, а это большая подгруппа детей с расстройством.

Но сензитивность к белкам на иммунном уровне и повреждения ЖКТ – это лишь один механизм, объясняющий негативное влияние глютена и казеина на состояние детей с аутизмом. Есть и другой, который приняли за гипотезу норвежские ученые, те самые, что получили на выходе улучшение состояния и лучшее развитие детей, соблюдавших в течение года безглютеновую/бесказеиновую диету, по сравнению с контрольной группой.

Для своего одинарного слепого плацебо-контролируемого исследования они отобрали 20 аутичных детей, у которых в моче было повышено содержание пептидов, производных глютена и казеина, имеющих опиоидный эффект. Предположительно, это воздействие на мозг аутичного ребенка тормозит развитие социальных навыков, коммуникации и воображения.

Результаты работы подтверждают эту гипотезу, однако ограниченная выборка не позволяет сделать обобщения. Неясно и то, какая доля аутичных детей страдает данным обменным нарушением, не позволяющим организму до конца расщепить казеин и глютен и вызывающим негативное воздействие промежуточных продуктов расщепления на мозг ребенка.

Есть еще один гипотетический механизм влияние компонентов диеты на состояние аутичного ребенка, сформулированный исследователем-врачом Уильямом Уилсоном (Больница Беверли, Массачусетс, США). Доктор Уилсон считает, что те или иные компоненты питания вряд ли могут являться основными триггерами аутизма, но вполне могут быть факторами, усиливающими его симптомы (то есть вторичными триггерами аутизма), либо стать причиной самостоятельного заболевания, симптомы которого пересекаются с симптомами аутизма и делают его видимые проявления сильнее.

На основании своего многолетнего клинического опыта доктор Уилсон выделил группу больных, имеющих сходные физические и психические симптомы, которые удавалось преодолеть, исключив из диеты ряд продуктов, содержащих сахара и крахмалы, то есть углеводы с высоким гликемическим индексом (особенно из злаков), а также избыток Омега-6 жирных кислот, содержащихся в растительных маслах.

Этот синдром Уилсон назвал CARB – Carbohydrate Associated Reversible Brain syndrome, что в переводе означает Углеводно-ассоциированный обратимый синдром головного мозга. Он находит, что его распространенность растет, и это неудивительно, так как современный стиль питания во многом базируется на продуктах промышленной переработки и фаст-фуде, содержащих избыточное количество сахаров, крахмала и растительных жиров.

Уилсон выделяет 22 диагностических признака синдрома CARB, часть из которых совпадает с симптомами аутизма (например, тревожность, низкая концентрация внимания, низкий самоконтроль, перепады настроения, бессонница, сенсорные нарушения, проблемы с ЖКТ).

А вот такой симптом, как сильная тяга к сладкому и крахмалистым продуктам (мучному, картошке, крупяным кашам) ничего не говорит об аутизме, зато указывает, по мнению врача, на CARB-синдром, и если такая тяга есть у аутиста, то весьма вероятно, что он страдает сразу от двух заболеваний, затрагивающих мозг. Если не лечить пациента с аутизмом от CARB, то его метаболический статус будет постоянно ухудшаться, что негативно скажется и на мозговых функциях, снижая его способности к адаптации.

Пациентам с данным синдромом доктор Уилсон рекомендует популярную нынче Палео-диету, в мире аутизма известную больше под названием Специфической углеводной диеты (SCD, Specific Carbohydrate Diet). По сути это бесполисахаридная диета, исключающая сложные сахара и крахмалы.

Частично она пересекается с безглютеновой/бесказеиновой, так как под запрет попадают все продукты из злаков и свежее молоко, содержащее полисахарид лактозу. При этом допускаются сыр и йогурт, в котором лактоза уничтожена соответствующей дозой полезных бактерий, выдержанных в течение 24 часов при температуре 40 градусов. Нередко родители детей, не показавших положительной динамики на безглютеновой/бесказеиновой диете, отмечают заметные положительные сдвиги в состоянии детей на диете бесполисахаридной.

Есть и еще один аспект действия бесполисахаридной и безглютеновой диеты. У детей с аутизмом нередко наблюдается повышенная судорожная активность мозга, они могут страдать от субклинических (неявных) или даже клинических судорог, и отказ от глютена и полисахаридов может несколько снизить их судорожную активность.

Итак, в сухом остатке мы имеем некоторые экспериментальные данные и многочисленные свидетельства врачей и родителей пациентов, позволяющие предполагать, что есть подгруппы детей с аутизмом, для которых введение БГБК или бесполисахаридной диеты поможет существенно улучшить как физическое состояние, так и симптомы аутизма.

Неизвестно точно, какова доля этих пациентов в общем числе аутистов, недостаточно известно и о механизмах, стоящих за влиянием структуры питания на симптомы. Нет масштабных клинических исследований с делением испытуемых на подгруппы по сходным биомаркерам, которые бы позволили получить валидные данные и обобщить их.

Тем не менее, на основании результатов ряда исследований, эксперты выделяют те области, в которых произошли улучшения благодаря диете:

  • Коммуникация и языковые навыки;
  • Концентрация внимания;
  • Социальное взаимодействие и интеграция;
  • Самоагрессия, восприятие боли;
  • Стереотипии, повторы в бытовом поведении;
  • Координация движения;
  • Гиперактивность.

Итак, что же делать родителям, пробовать диету или не стоит?

Для большинства опытных родителей здесь нет вопроса.

  • Во-первых, диета – это то, что не требует постоянного вмешательства врача, это то, что может помочь и не может навредить при грамотном введении и ведении (рекомендации можно найти в интернет-сообществах, посвященных аутизму, и на сайтах авторитетных организаций, например, Американского института аутизма).
  • Во-вторых, диета помогает – как ни парадоксально это звучит – расширить рацион питания ребенка с аутизмом. Как правило, эти дети сами ограничивают себя тремя-четырьмя любимыми блюдами или продуктами, но при введении диеты они начинают постепенно пробовать и есть то, к чему раньше отказывались прикасаться.
  • В-третьих, сложная задача подбора продуктов постепенно перестает быть сложной и превращается в рутину. Постепенно все издержки перехода на диету перестают быть издержками.

И, наконец, даже если на безглютеновой/бесказеиновой или бесполисахаридной диете вы не увидите явного прогресса в преодолении симптомов аутизма, питание без избытка никому не полезных глютена, сахаров, крахмалов и транс-жиров, улучшит физическое состояние вашего ребенка, как это делает любая упорядоченная система питания, не исключающая полностью ту или иную группу питательных веществ (как, например, веганство).

И самое главное. Можно было бы ждать, окончательных выводов ученых, но помощь нашим детям нужна здесь и сейчас. Почему бы не попробовать то, что нам доступно, не грозит осложнениями и дает шанс на успех. опубликовано econet.ru .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ссылка на основную публикацию