Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

Лечение аутизма

Лечение аутизма

В современной психиатрии лечение аутизма – это одна из самых сложных и обсуждаемых проблем. Аутизм относится к так называемым расстройствам аутистического спектра (или РАС – по международной классификации). Различная степень тяжести и разноплановая симптоматика заболевания часто приводит к гипердиагностике. То есть многие родители «особенных» детей, взяв информацию из интернета или у знакомых, сами ставят диагноз аутизм. Причем считают, что их ребенок неизлечимо болен, будет всю жизнь нуждаться в опеке и никогда не сможет жить полноценной жизнью.

Необходимо сразу развеять подобные мифы. Лечение аутизма у детей сегодня успешно проводится во многих лечебных учреждениях. С аутистами работают врачи-психиатры и психологи, неврологи и педиатры. Более того, самая важная миссия в лечении отводится как раз родителям. Вместо паники мама и папа необычного малыша должны при первых замеченных «странностях» показать его специалисту (неврологу, психиатру). Диагноз аутизм во многих случаях не подтверждается, поскольку существует множество нарушений развития и поведения, которые вызваны другими заболеваниями.

Если же после тщательного опроса и обследования врач все же ставит такой диагноз, то методы лечения аутизма в современной медицине существуют самые разнообразные. Все зависит от возраста, в котором выявили болезнь, от степени ее тяжести, от доминирующих проявлений. Все врачи, которые практикуют лечение аутизма, сходятся во мнении, что при раннем обнаружении и постановке диагноза (а это возраст – 1, 5-2 года) шансы на успех самые значительные. При интенсивных занятиях с малышом специалистов и родителей есть большая вероятность того, что аутист вырастет, обладая всеми навыками, необходимыми для полноценной жизни в обществе.

Чаще всего диагноз аутизм ставят в возрасте 3 лет. Почему так происходит, ведь по многим признакам болезнь можно было заподозрить и раньше? Дело в том, что симптомы аутизма в возрасте до 2 лет часто воспринимаются как вариант нормы. Ребенок не тянется к ярким игрушкам, не радуется появлению мамы, избегает прикосновений к нему и не смотрит в глаза? Зачастую это трактуется просто как особенность поведения. Более того, некоторые родители радуются, что у них такой спокойный малыш. Тогда как другие мамы весь день ловят маленького исследователя по всей квартире, аутист будет сидеть в уголке и играть весь день с одной игрушкой. И таких признаков множество, о них нужно знать, чтобы не пропустить серьезную патологию и вовремя начать лечение аутизма.

Почему же диагноз ставят чаще всего в 3-4 года? Этот возраст считается началом социальной жизни ребенка. Малыша отдают в детский садик или водят в развивающие школы для самых маленьких. И отставание в развитии (в сравнении с другими детьми) родители и воспитатели уже не могут не заметить. Если сразу показать ребенка врачу и полностью обследовать, то детский аутизм лечение не превратится в нерешаемую проблему.

Причины и симптомы аутизма

Загадку возникновения этого заболевания ученые-медики пытаются разгадать уже несколько десятилетий. В течение этого времени выдвигались различные гипотезы, которые позже опровергались. Например, одно время шли серьезные исследования вакцин на предмет вызываемых ими «поломок» в генном аппарате человека. На эту тему публиковалось много статей, однако привело это лишь к тому, что родители стали повально отказываться от вакцинации. И тогда начался рост детских болезней, которые ранее предотвращались педиатрами при помощи «календаря прививок» (всех детей вакцинировали по строго установленному графику).

Позднее шумиха утихла, гипотеза не подтвердилась. Но есть множество других: возраст родителей (особенно отца) более 45-50 лет до сих пор считается одним из факторов риска. Вечная занятость родителей или излишняя суровость в воспитании малышей тоже могут считаться причиной задержки развития. Однако главным этиологическим фактором на сегодняшний день являются различные генетические сбои. Это подтверждается и тем, что у родителей-аутистов достаточно часто рождаются дети с аутичными чертами.

Для того, чтобы не пропустить болезнь в начальной стадии и вовремя начать лечение аутизма у детей в Москве, необходимо знать, как он проявляется. Симптоматика очень разнообразна, но можно выделить следующие черты, общие почти для всех «особенных» детей:

  • Трудности социализации. Проще говоря, дети-аутисты терпеть не могут любые формы общения. Они не любят играть с другими ребятишками, не могут понять, как нужно общаться.
  • Непереносимость телесного контакта.Если здоровый ребенок просится «на ручки», обожает, когда мама его обнимает, то малыш с аутизмом будет всячески избегать прикосновений. Он может даже вести себя агрессивно – отталкивать или бить человека, который захочет его приласкать.
  • Интерес к неодушевленным предметамсвоеобразный – ребенок проявляет его больше, чем к людям или животным. При этом он может выбрать себе любимую игрушку (или даже ее часть, например, ногу от куклы, колесико от автомобиля) и возиться с ней часами.
  • Задержка развития речипроявляется в нежелании произносить слова или фразы, хотя может выясниться, что малыш прекрасно слышал, что ему говорили и усвоил информацию.
  • Повторение за другими людьми слов или целых фраз (как сразу после произнесения, так и по прошествии некоторого времени).
  • Трудности с местоимением «Я». Малыш не может понять, что оно относится к нему и называет себя «Ты» или «Вы».
  • Вместо слов используются жесты, в том числе «ведение рукой» – когда ребенок берет руку взрослого и показывает, чего он хочет.
  • Повторяющиеся движения, жесты, элементы игры, склонность к ритуальным действиям.Например, аутист может каждое утро выстраивать игрушки в одном и том же порядке, который ему больше всего нравится.
  • Нарушения пищевого поведения, вплоть до отказа от приема пищи. «Особенный» ребенок может выбирать предпочтительную пищу по цвету, текстуре или форме и отвергать другую.
  • Отсутствие инстинкта самосохранения – у многих детей с аутизмом нет страха высоты, они могут бежать навстречу движущемуся транспорту.
  • Аутоагрессиявыражается в том, что малыш бьет себя по голове, кусает собственные руки, вырывает волосы.

Как происходит лечение аутизма

Аутизм – это не инфекция, которую можно вылечить антибиотиками. Данное хроническое заболевание считается полиэтиологическим, то есть имеет несколько причин возникновения. Поэтому терапия аутизма не может быть основана на одном каком-то методе или препарате. Ни одна методика не гарантирует полного излечения за конкретный срок. Но грамотное сочетание проверенных методов при соответствующей медикаментозной поддержке, наблюдение у нескольких специалистов разного профиля (психиатр, невролог, психолог, педиатр, терапевт) и регулярные занятия с родителями дают превосходные результаты и помогают «особенным» детям преодолеть недуг и стать полноценными членами общества.

Когда начинается лечение аутизма, врачи решают несколько задач (исходя из описанной симптоматики): необходимо научить ребенка или взрослого аутиста навыкам самообслуживания и коммуникации, скорректировать нарушения поведения.

Насколько успешным будет лечение аутизма, напрямую зависит от степени тяжести болезни:

  • к 4 группе относятся самые незначительные проявления – психологическая уязвимость, избегание интенсивного общения, зависимость от мнения окружающих;
  • в 3-ей группе нарушения более серьезные – аутист все больше стремится производить стереотипные действия (например, каждый день рисовать одни и те же картинки), чаще «уходит в себя»;
  • аутисты, относящиеся ко 2-й группе по степени тяжести, проявляют активное нежелание общаться, контактируют с окружающими очень избирательно. Они ведут себя настороженно, тщательно выбирают одежду и еду, ненавидят перемены, предпочитая стабильные рутинные действия. Могут быть агрессивными в ситуациях, когда им что-то не нравится.
  • 1 группа – самые тяжелые больные, они совершенно не контактируют с людьми, демонстрируют полную отрешенность от внешнего мира.

Понятно, что добиться положительных результатов проще всего с аутистами 4-й группы, нежели с больными РАС из 2-й или 3-й групп. Однако в любом случае лечение аутизма будет более успешным при ранней постановке правильного диагноза.

К примеру, двухлетнего ребенка с аутичными чертами часто удается вывести из патологического состояния за год-полтора, а 4-хлетке понадобится гораздо больше времени на лечение аутизма (около пяти лет). По статистике, поведенческая терапия, которую профессионально проводит клиника лечения аутизма, позволяет около 60 процентов детей обучать в обычной школе в тех случаях, когда заболевание было диагностировано до трехлетнего возраста. Поэтому ранняя диагностика аутизма считается крайне важной, о чем врачи оповещают работников дошкольных учреждений и родителей малышей.

Чтобы родители не теряли надежды, следует знать, что не поддаются абилитации лишь 30% больных аутизмом, у 60 процентов врачам и психологам удается добиться стойкой ремиссии, а 10% аутистов избавляются от патологии и восстанавливаются полностью.

Горячая линия

+7(499)495-45-03

Врач психиатр, психотерапевт ответит на любые Ваши вопросы, первая консультация бесплатная.

Лечение аутизма – методики

Методы лечения аутизма сегодня многочисленны и разнообразны. Но все они подразделяются на 4 большие категории: работа с коррекцией поведения и коммуникации, медикаментозная терапия, биомедицина. И последняя, но немаловажная составляющая комплексного лечения – нетрадиционная медицина.

Все центры лечения аутизма, ко всему прочему, имеют свои собственные наработки в области терапии данного заболевания. Лечение аутизма в плане коррекции поведения пациента в обществе часто начинается с АВА-терапии. К ней могут подключать обучение TEACCH, популярную во все времена трудотерапию, работу аутиста с логопедом, любые виды развивающих занятий. Лечение аутизма предполагает строго индивидуальный подход к каждому больному, поскольку даже самые лучшие методы, если они не сочетаются друг с другом, не дадут нужного эффекта. Поведенческая терапия считается наиболее результативным методом (конечно, если занятия происходят с квалифицированным специалистом и не нарушается принцип регулярности).

Если речь идет о медикаментозной поддержке, то лечение аутизма фармпрепаратами преследует несколько целей (собственно, аутизм лекарствами не лечится, это всегда симптоматическая терапия): снижение гиперактивности, коррекция агрессивного поведения, снижение судорожной готовности. В некоторых случаях лекарства однозначно необходимы, но врачи при их назначении всегда учитывают противопоказания и побочные эффекты, исходя из индивидуальности аутиста. Когда проводится лечение аутизма у подростков, необходимо иметь в виду изменения гормонального фона в этом возрасте и в соответствии с этим корректировать терапию.

Что представляет из себя биомедицина? В основном, речь здесь идет о рациональном для аутичного пациента питании. Правильное питание и специально подобранные диеты в таком сложном деле, как лечение аутизма, являются большой «подмогой». Дело в том, что около 76 процентов пациентов с аутичным расстройством страдают нетипичными реакциями на, казалось бы, привычные для всех остальных продукты питания. Поэтому врач тщательно подбирает ферменты, витамины и минералы, пробиотики, сочетания аминокислот. При профессиональном подходе правильный подбор биодобавок приводит не только к улучшению физического здоровья, но и к прогрессу в психическом развитии.

Нетрадиционное (или иначе – альтернативное) лечение аутизма предполагает использование большого количества методик, начиная с гипнотического воздействия и иглорефлексотерапии, заканчивая гомеопатией, остеопатией и др. Безусловно, альтернативная медицина, как самостоятельный набор методик, не в состоянии вылечить аутизм, однако при комплексной терапии нетрадиционные методы прекрасно подкрепляют основное лечение аутизма у взрослых и детей.

Лечение аутизма в Москве всегда дополняется физиотерапией. В совокупности с основными методами (например, АВА) лучше всего себя зарекомендовали следующие физиотерапевтические виды воздействия: магнитотерапия, электрофорез, электросон, лазеротерапия и т.д.

Обязательно нужно понимать, что лечение аутизма (у детей или у взрослых) – процесс очень нелегкий, долгосрочный. В особо тяжелых случаях с человеком приходится заниматься пожизненно. Врачи отмечают, что на пути подбора лечения необходимо запастись терпением, поскольку методы, которые прекрасно воздействуют и помогают одним людям с аутичными проблемами, совершенно не вызывают «отклика» у других. Это касается не только аутистов. Например, определение терапии для депрессивных больных также отличается длительностью, терпеливым подбором препаратов, смена их до тех пор, пока не подберется оптимальная дозировка и частота приема. Точно так же лечение аутизма до положительного результата предполагает, что родители, исходя из любви к своему ребенку, наберутся терпения и будут выполнять все рекомендации медиков.

Можно ли вылечить аутизм у ребенка – мнение педиатров и родителей детей-аутистов

По статистике, в США за последние 10 лет число детей, которым был поставлен диагноз «аутизм«, увеличилось в 6 раз. Так возникла пока необоснованная, но истеричная версия о мировой эпидемии аутизма. В России пока аутизм встречается лишь у 5-6 детей из 1000.

Термин «аутизм» в переводе с греческого «autos» означает «сам». Впервые его ввел в обиход швейцарский психиатр Эйген Блейлер, который считал аутизм признаком шизофрении. В наши дни многие психиатры не согласны с этим мнением, они утверждают, что аутизм — это отклонение в развитии ребенка или тяжелая болезнь, но не нарушение психики.

О причинах развития аутизма у психиатров тоже нет единого мнения. Многие связывают это с результатом воздействия на развитие плода внешних неблагоприятных факторов. Например, травмы головы ребенка во время родов, результатом реакции организма на прививки и воздействия тяжелых металлов. Не менее популярной является версия, что возникновение аутизма связано с мутациями генов на ранних этапах развития плода. Однако научных доказательств этих двух версий до сих пор нет. Только в редких случаях у аутистов обнаруживают поражения в коре головного мозга, при этом у основного количества детей УЗИ никаких патологий не выявляет.

Читайте также:  Одежда для новорождённых на выписку из роддома: список необходимых вещей в разное время года, полезные советы

В большинстве случаях первые признаки аутизма можно заметить у ребенка с самого рождения. Малыши до 3-х лет могут часами лежать в кроватке и смотреть в одну точку, а затем перевести взгляд на другую картину и внезапно начать плакать. Некоторые дети — аутисты бурно реагируют на любые раздражители, например, разговоры родителей и звук телевизора. Другие остаются безразличными даже тогда, когда сильно стучат в дверь или кричат.

а — Антон, 10 лет 5 месяцев. Ранний детский аутизм. Дигито-аурикулярный феномен. Мальчик закрывает глаза, затыкает уши пальцами и застывает в такой позе — так он может долгое время оставаться неподвижным; можно предположить, что он пытается таким способом исключить внешние раздражители.
б — Жанна, 5 лет и 7 месяцев. Ранний детский аутизм. Ребенок держит книгу с картинками в руке, взгляд устремлен в пустоту.

Многие дети — аутисты сразу вздрагивают, если кто-то прикасается к их телу, но есть и такие, которые никак не реагируют даже на мамины ласки. У большинства детей, больных аутизмом, нарушена речь, хотя встречаются случаи, когда аутист либо разговаривает сам с собой, либо отвечает на твой вопрос твоими же словами. Движения детей аутистов для окружающих кажутся бессмысленными и странными, а для них самих — это способ успокоения, раскачивая беспорядочно свое тело или быстро бегая кругами, они приводят свой хрупкий мир в порядок.

Перечислить все признаки аутизма невозможно, так как эта болезнь может иметь множество вариаций. Дети — аутисты как инопланетяне с разных планет. У каждого из них свой внутренний уникальный мир, в котором ему спокойно и комфортно. Этот мир для них как панцирь или раковина, куда посторонним вход запрещен.

Аутисты с рождения уверены, что люди несут опасность. Им кажется, что они делают ненужные движения, издают странные звуки и создают хаос. Ребенку, больному аутизмом, не нравится, когда кто-то прикасается к нему, громко смеется или повышает голос, выражая свое недовольство. От всего этого он быстро устает и закатывает истерику. Если перечислить весь список признаков аутизма у детей, которые должны насторожить родителей, то каждый сильно испугается. Поэтому подвергать страху никого далее мы не будем, а только посоветуем, если заметите, что ваш малыш какой-то не такой — не смотрит в глаза, не разговаривает, не любит, когда вы обнимаете и целуете его, машет ненормально руками, сразу обратитесь к психиатру.

а — Марат, 5 лет и 4 мес. Ранний детский аутизм. Мальчик часами совершает одни и те же действия: засовывает голову в бумажное ведро и стучит пальцами по его стенкам, при этом выбирает исключительно бумажные ведра.
б — Роберт, 9 лет. Ранний детский аутизм, зрение без патологии. Мальчик демонстрирует поведение, свойственное слепым или слабовидящим детям: «вращение глазами» (дигито-окулярный феномен), или надавливает пальцами на глаза (Weber).

Помните, диагноз «аутизм» может поставить только психиатр после длительного обследования ребенка. Как правило, это происходит в возрасте 3-4 года. В более раннем возрасте психиатр может только предположить, что у малыша есть склонность к аутизму и дать соответствующие рекомендации.

Главный вопрос, который больше всего волнует родителей детей-аутистов — излечим ли аутизм? К сожалению, аутизм нельзя вылечить полностью, можно только облегчить состояние ребенка, если вести с ним себя так, как советует лечащий врач. Пичкать ребенка — аутиста психотропными препаратами не только малоэффективно, но и жестоко. Аутичного ребенка нельзя лечить так же, как больного шизофренией. Это приведет к катастрофическим последствиям.

Диеты и разные добавки, которые обычно рекомендуют для лечения аутистов, тоже не могут принести большой пользы. Но считать безнадежным ребенка — аутиста и ничего не делать, чтобы облегчить его состояние, тоже недопустимо. Существует множество примеров из жизни, когда тяжелые с точки зрения психиатрии дети-аутисты, не только научились жить нормальной жизнью, но и получали высшее образование, работали по профессии и создавали семьи. Среди них есть и такие, которые удивили всех своими научными открытиями и талантом.

Несмотря на то, что многие психиатры утверждают, что аутизм неизлечим, каждый из них может привести десяток примеров из жизни, когда чудаковатый ребенок — аутист стал известным математиком, музыкантом или художником. Ярким примером этого был Эйнштейн, у которого тоже были «не все дома», но, несмотря на это, он стал гением.

Конечно, растить ребенка, больного аутизмом — большое испытание для родителей. Невероятно трудно, когда ребенок чурается твоих ласок, не разговаривает с тобой и избегает любого проявления любви. Многие родители, отчаявшись, отдают своих детей — аутистов в закрытые психиатрические учреждения. Но делать такой необдуманный шаг — большая ошибка. Ведь для развития и нормального проживания ребенка с диагнозом «аутизм» нужны, прежде всего, родительская любовь, забота и терпение.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

ИноСМИ: Можно ли вылечить аутизм?

Существует множество способов лечения, об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Накануне этого дня мы предлагаем вашему вниманию статью из британской газеты Daily Mail «Излечим ли аутизм»? Это несколько историй, несколько точек зрения.


Джейми Робертсону сейчас 11 лет

Это пройдет!

Как и все молодые родители, Рона и Кристофер Робертсон были очарованы своим малышом. Они не находили ничего страшного в том, что он преодолевал рубежи нормального для своего возраста развития чуть позже своих сверстников. Но когда Джейми исполнилось два года, родители забили тревогу.

«Сын начал ходить в 18 месяцев, что, конечно, немного поздно, но говорить он так и не научился, – вспоминает Кристофер, консультант по маркетингу из Кембриджа. – Он мог выучить новые слова, а затем вновь забыть их. Он не общался с окружающими, мы не могли наладить с ним зрительный контакт и он любил бегать по комнате взад-вперед».

Их семейный врач и прочие специалисты в один голос твердили, что у Джейми просто позднее развитие – это случается у мальчиков.

Но когда Джейми исполнилось три года, а он так и не заговорил, Робертсоны сводили его к психологу проверить на наличие аутистического расстройства. «Да мы уже почти и не сомневались в этом», – говорит Кристофер.

У малыша нашли тяжелую форму аутизма – нарушение развития, порождающее проблемы с коммуникацией и обучением. Принято считать, что такое бывает у одного ребенка из ста, и чаще у мальчиков, нежели у девочек.

«Расстроились мы очень сильно, – вспоминает Кристофер. – Нам сообщили, что Джейми никогда не сможет пойти в обычную школу, что от аутизма нет лекарств, что все, что нам остается – это пытаться решать свалившуюся на нас проблему самим. Это было не просто горькой правдой – теперь я знаю, что это не было правдой вообще».

Аутизм не приговор

Джейми, которому сейчас 11 лет, разрушил все опасения и не оправдал ни одного предсказания. В четыре года он пошел в первый класс обычной подготовительной школы (в Великобритании дети идут в школу в 4,5-5 лет – Д.С.), где получает неплохие оценки. Его родители и учителя надеются, что все у него и дальше будет хорошо. В школе у Джейми есть друзья, а сам он был выбран секретарем школьного совета. Недавно он научился играть в «Монополию».

Робертсоны принадлежат к тем людям, кто верит, что аутизм – это не приговор на всю жизнь, а лишь болезнь, поддающаяся лечению.

Так можно ли вылечить ребенка от аутизма? «Мы, конечно, встречались и с теми, кто, несмотря ни на что, думает по-другому и считает, что в этой ситуации нельзя ничего поделать, но продолжали отстаивать свое мнение, – говорит Кристофер Робертсон. – Аутизм – сложное состояние, и я не стал бы использовать слово “лечить”. Я верю, что дети могут полностью восстановиться. Думаю, что такое возможно, мы просто не знаем, как».

Можно ли вырасти из аутизма?

По данным Национального общества исследования аутизма (National Autistic Society), в Англии сейчас насчитывается около 500 тысяч людей с расстройствами аутистического спектра. Важнейшие его признаки – нехватка социального инстинкта, интерес к вещам, которых в обычной жизни не заметишь, трудности с речью и нахождение удовольствия в рутине и постоянном повторении. У людей, страдающих аутизмом, присутствуют все симптомы, но у состояния бывают разные степени тяжести.

Люди с аутизмом часто талантливы. Например, они проявляют себя в математике или музыке. Принято считать, что так мозг «компенсирует» недостаток чего-то одного успешным продвижением в чем-то другом. Хотя многие эксперты считают, что аутизм – это на всю жизнь, так как обусловлен генетикой, исследования в этой области показывают, что некоторые дети могут «вырасти» из этого состояния. В прошлом году в Англии проводилось исследование, в котором приняли участие почти 1,5 тысячи родителей детей-аутистов, и треть опрошенных заявили, что их дети уже не больны.

Эксперты полагают, что часть этих случаев может быть объяснена тем, что некоторым детям был поставлен неправильный диагноз. другая часть выздоровевших – дети с самыми слабыми проявлениями недуга.

Много надежд сейчас возлагается на исследования в области поведенческой терапии аутизма, которые активно ведутся в последнее время. Профессор Саймон Барон-Коэн, психолог Кембриджского университета и один из лучших британских экспертов по этому вопросу, недавно сказал: «Люди с аутизмом абсолютно такие же, как и остальные, и их возможно обучать. Это может изменить природу их мозга, поскольку пока ребенок учится, сам этот процесс делает возможным изменения в его мозге».

Ричард Миллс, директор по науке в благотворительном фонде исследования аутизма Research Autism, говорит: «Так происходило и прежде. В детстве человеку ставится диагноз “аутизм”, а потом, когда он вырастает, этого диагноза уже нет – мы только до сих пор не можем выяснить причину этого. Быть может, все дело в хорошем, поддерживающем окружении. Однако нельзя показать на что-то и сказать, что именно здесь корень всех зол».

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами. Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».

Панацея или пустышка?

Но далеко не все считают, что аутизм настолько простое дело. Ричард Миллс, эксперт ассоциации Research Autism, говорит, что многие родители считают психологические методики – такие, как ПАП, полезными и эффективными, но предупреждает: находясь в состоянии стресса после получения диагноза, легко поддаться на разговоры о «чудесном исцелении».

«Эффект плацебо – очень мощный, – добавляет он. – Если вы видите, что все идет хорошо, продолжайте. Но будьте честны сами с собой, и если чувствуете, что что-то пошло не так, прекращайте. Существует очень много экстравагантных, а, зачастую, просто бесполезных способов лечения, от которых пользы ноль, зато стоят они очень много».

Национальное общество исследования аутизма также призывает родителей к осторожности. «Существует множество способов лечения, – говорит его представитель, – об эффективности которых мы до сих пор ничего не знаем. Лишь немногие методики могут похвастаться независимой научной оценкой».

Вот случай с Джун Кокс-Смит. Ее сын Эдвард (сейчас ему 15) проходил ПАП на протяжении четырех лет – с трех до семи. Вот что рассказывает его 58-летняя мама Джун, которая вместе с мужем Патриком и двумя детьми она живет в Айкшеме, графство Сассекс: «Это стоило 15 тысяч фунтов в год. Мне пришлось продать все свои драгоценности. ПАП стал непрерывной, тяжелой работой. Мы сидели и делали десятки попыток издать хоть один звук, немного отдыхали – и все начиналось сначала. Первые попытки были просто кошмаром, но спустя год поведение Эдварда стало намного лучше. В последующие два с половиной года мы научили его говорить. Это на самом деле потрясающее достижение!»

В течение следующего года, Эдвард научился читать. В шесть лет он пошел в обычную школу, где Джун была его ПАП-помощником. Но что-то пошло не так. «В школе Эдварду стало хуже, – говорит его мама. – Он не понимал, что происходит. Он привык работать один на один, а не сидеть тихо в группе других детей и слушать урок. Если меня не было рядом, он пугался и пытался сбежать.

Через восемь месяцев родители были вынуждены перевести сына в специализированную школу. Хотя Джун и признает, что Эдвард научился говорить и читать благодаря ПАП, теперь она полагает, что была излишне оптимистична относительно выздоровления ее сына: «Мы потратили тысячи часов, пытаясь обучить его таким предметам, как математика, география и история – все тщетно. Пытались обучить его играм. Но аутисты не играют. Была запущена целая пропагандистская кампания с рассказами об исцеленных детях – и мне так хотелось, чтобы все это оказалось правдой. Ты так хочешь помочь своему ребенку, что забываешь на время о собственном недоверии и скептицизме».


Кристофер Робертсон считает, что таких детей, как его сын, нужно знакомить с окружающим миром и дать им шанс быть независимыми

Сейчас Джун твердо убеждена: дети с аутизмом могут лишь научиться жить со своим состоянием, но улучшений в нем не будет никогда: «Ничто не может изменить их картину мира. Их мозг поврежден, и вы ничего с этим не поделаете. Если вы считаете, что ваш ребенок вылечился, значит, у него вовсе не было аутизма, – говорит она. – И еще. Я пришла к выводу, что пытаться “лечить” их вообще неправильно. Мой сын похож на мягкого славного медвежонка. Просто так случилось, что он немного другой».

Мы войдем в его мир сами

Многие родители солидарны с Джун: с годами аутизм их детей только ухудшается, и никаких улучшений в их состоянии не наблюдается.

Сыну Пола Стюарта Эндрю поставили диагноз «аутизм», когда ему было четыре года. «Пока ребенок маленький, его проблемы могут быть незаметны. Люди часто говорят: “Все нормально, вырастет”, – говорит Пол, учитель из Глазго. – Сейчас Эндрю 16, и его проблемы видны невооруженным глазом. Ведь люди ожидают от него большего, чем от 8-летнего ребенка».

Пол понимает родителей, которые никак не хотят смириться с диагнозом своего ребенка. «Они отдают детей в обычные школы в надежде, что там они станут “как все”, но это никогда не срабатывает. Хотелось бы, конечно, взмахнуть волшебной палочкой и сказать: “аутизма больше нет” – но это невозможно».

Пол с женой решили не тратить попусту время и деньги на методики, которые, скорее всего, не помогут. Они решили сами войти в мир Эндрю, и попробовать сделать так, чтоб облегчить его жизнь настолько, насколько это вообще возможно.

«Хуже всего Эндрю по утрам, – говорит Пол. – Сам он может надеть не те брюки, забыть деньги на школьный завтрак или свое пальто, забыть почистить зубы, и так далее. Поэтому мы придумали для него контрольный лист, по которому ему надо жить, и теперь в девяти случаях из десяти он все делает правильно. Но это происходит не потому, что он стал думать по-другому. Просто мы создаем соответствующие условия для того, чтобы он действовал правильно. Аутизм никуда не денется, и сын никогда не сможет что-то делать автоматически, как, скажем, я».

Эндрю сейчас ходит в специализированную школу, но посещает футбольные курсы в обычном колледже. У него много друзей в молодежной группе местной церкви. Его родители считают, что со временем он сможет жить независимо.

«Эндрю очень хочет быть самостоятельным, а я не смогу быть с ним вечно, поэтому, когда придет время, мы поселим его отдельно. У него будут помощники, он будет чувствовать себя комфортно и постепенно привыкать к жизни без нас», – говорит Пол.

Рецепт прост – отдать себя без остатка

Кристофер и Рона Робертсон, с которых мы начали рассказ, со страхом ждут времени, когда их сын станет подростком. Ведь он будет сталкиваться со все новыми и новыми трудностями. Они очень боятся, что в его состоянии наступит регресс и стараются сделать все возможное, чтобы предотвратить это.

«Проблемы уже здесь, и их надо как-то решать, что мы и делаем, – говорит Кристофер. – Мы знаем, что должны научить Джейми тем социальным навыкам, без которых жить нельзя. Не существует волшебной пилюли, и нельзя сказать, что наша формула подходит всем. Я боюсь лишь, что другие родители, выслушав все те неприятные вещи об аутизме, которые слушали мы, опустят руки, и у них не будет сил бороться. Я верю, что аутизм излечим, надо всего лишь отдать ребенку всего себя».

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Евгений Комаровский про аутизм

До сих пор доктора во всем мире не могут прийти к единому мнению относительно причин появления, симптомов, классификации и лечения расстройства аутистического спектра. Педиатр Евгений Комаровский выразил свое мнение относительно детского аутизма.

Как описывает симптомы аутизма Комаровский

Основные симптомы РАС по мнению Комаровского:

  • отсутствие речевого контакта с людьми;
  • применение игрушек и иных предметов обихода не по назначению;
  • высокая чувствительность к окружающим звукам;
  • игнорирование и неправильное оценивание опасных ситуаций;
  • отсутствие навыка подстраиваться под ситуацию (например, перестановку в комнате);
  • беспричинные перепады настроения;
  • повышенное пассивное или активное состояние;
  • полное отсутствие или наличие слабо развитого речевого навыка;
  • неадекватная реакция на окружающие предметы;
  • игнорирование звуков, предметов, окружающих (ощущение полной отрешенности).

В статьях https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma/ и https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma-u-podrostkov/, описывались эти признаки более подробно. Педиатр грамотно обобщает информацию.

Мнение Комаровского о прививках и аутизме

В своей очередной программе педиатр, Евгений Комаровский затронул вопрос относительно влияния прививок на развитие аутизма.

Доктор подчеркнул, что несколько десятилетий назад аутизм часто путали с шизофренией, и только недавно заболевание начали выделять как отдельное психическое расстройство. Нужно понимать, что сам по себе «аутизм» – это целый комплекс РАС (расстройств аутистического спектра).

Примерно в 90-х годах был поднят вопрос о влиянии прививок на развитие РАС. Впервые об этом заговорил в своей статье гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд (Англия). Его обнародованные результаты исследований, что прививка АКДС вызывает аутизм, повергли в шок общественность.

Многие ученые, услышав о сенсационном открытии Вейкфилда, поспешили повторить его исследование, но усилия были безуспешными. После, когда начали детально рассматривать работу британца, были обнаружены многие несоответствия, и даже диагнозы пациентов были сфабрикованы. В результате британца назвали шарлатаном, который по договоренности с «Сообществом Против Вакцинации», пытался одурачить весь мир.

Подробно связь комплексной вакцинации АКДС с аутизмом можно прочесть в статье: https://autizmy-net.ru/vyizyivaet-li-privivka-akds-autizm/

В результате обсуждения данной темы Комаровский подвел итог: «Взаимосвязь прививок и аутизма находится на уровне обсуждений и теорий. Сегодня различают много разновидностей заболевания, что и существенно затрудняет исследовательскую работу относительно причин происхождения РАС».

Доктор Комаровский говорит про аутизм: «Объяснить причины появления заболевания у детей наука пока не может. Поэтому основная задача и ответственность возлагается на родителей: своевременно распознать признаки заболевания и обратиться к специализированным докторам за профессиональной помощью. Важно понимать, что большая часть проблем легко определяется по внешним признакам».

Методы лечения аутизма

Евгений Комаровский утверждает, что явного медикаментозного лечения РАС нет, есть лекарственные курсы для борьбы с сопутствующими симптомами заболевания, и масса терапий, которые помогут скорректировать поведенческие, речевые, социальные и психологические особенности детей и взрослых с РАС.

Подробно о методиках можно прочитать, перейдя по ссылкам:

  • https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-v-germanii/
  • https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-v-kitae/
  • https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-stvolovyimi-kletkami/
  • https://autizmy-net.ru/lechenie-autizma-u-detey-v-izraile/
  • https://autizmy-net.ru/biomed-autizm/
  • https://autizmy-net.ru/novoe-otkryitie-pomozhet-v-lechenii-autizma/
  • https://autizmy-net.ru/osteopatiya-kak-sredstvo-lecheniya-autizma/
  • https://autizmy-net.ru/mikropolyarizatsiya-metod-lecheniya-autizma/
  • https://autizmy-net.ru/ippoterapiya-kak-vspomogatelnyj-metod-lecheniya-autizma/
  • https://autizmy-net.ru/lechenie-nootropami-autizma-sdvg-zpr/
  • https://autizmy-net.ru/pomogaet-li-gipnoz-pri-autizme/
  • https://autizmy-net.ru/tentorium-i-autizm/
  • https://autizmy-net.ru/igloterapiya-refleksoterapiya-pri-lechenii-detey-s-autizmom-i-drugimi-narusheniyami/
  • https://autizmy-net.ru/delfinoterapiya-dlya-autistov/

Комаровский дает такие советы родителям «особенных» детей:

  1. Родители должны смело брать ситуацию в свои руки и не отчаиваться, ведь все напрямую зависит от них самих. Нужно учиться, проверять, пробовать, искать.
  2. Пересмотреть родителям основные их ошибки в уходе детей с РАС: переоценка роли медикаментозного лечения, недооценка важности режима и своевременного ухода, перекармливание, нарушение температурного режима и т.д.

Мнение Комаровского об аутизме: отзывы родителей

Евгений Комаровский зарекомендовал себя как грамотный практикующий педиатр. В таблице собраны отзывы родителей аутичных детей со следующих интернет-площадок: https://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/

Положительные

Отрицательные

С удовольствием смотрю все передачи с Евгением Комаровским, в том числе и «Школу доктора Комаровского», все очень доходчиво и понятно объясняет. А после передачи про детский аутизм, я стала пристально наблюдать за двухгодовалым сыном, и заметила некую замкнутость, которую мы быстро преодолели до 3 лет. Правду говорит, все нужно делать вовремя, и все в первую очередь зависит от родителей. (София)

Я вот считаю, что много симптомов просто дополнительно приписывают аутизму. Вот я сама по себе замкнутая, могу часами вязать, и лишь бы меня никто не трогал, не люблю шумные компании, у меня ограниченный круг друзей – но я не аутист, у меня нет никаких социальных проблем (если нужно я буду разговаривать с посторонними. Работаю в крупной фирме, где без контактов нельзя, с речью и умственным развитием тоже нет проблем. Так что любовь к одиночеству – это не аутизм, это такая черта характера. Все-таки все сыро еще с диагностикой аутизма. (Рита)

Я как отчаявшаяся мама двух дочечек с атипичным аутизмом, была в восторге от программы Комаровского про аутизм. Руки опускались, полный клев себя, что ты такая бессильная в данной ситуации – это титанически убивало. Но, Евгений Олегович, мне как мозг промыл через монитор, я поняла, что слабая я = отсутствию счастливой жизни моих малышек. Методик уйма, нужно прислушиваться, пробовать и экспериментировать (с умом). Комаровский теперь мой наставник и кумир! (Лида)

У нас первые признаки аутизма как раз начали проявляться после вакцинации АКДС, мы впервые ее сделали в возрасте 1,5 лет (не было вакцин в поликлинике), до прививки была полностью здоровой малышкой, а потом начался «откат», речь восстановилась, координация движений нарушилась, появилась замкнутость, и пропало желание приобретать важные для жизни навыки. Вакцины АКДС влияют на развитие аутизма, как ни крути! (Катя)

Браво таким людям, говорит все с пониманием дела, на доступном всем языке. Хотела бы я попасть лично к нему на прием. (Аня)

У нас проблемы были с самого рождения: проблемы со сном (он боялся засыпать), ночные истерики, полное отсутствие контакта с окружающим миром (его вообще ничего не интересовало) и многое другое. На мои просьбы к педиатру обратить внимание на эти особенности я слышала только отговорки по типу «это особенности у него такие характера, все нормально». После того как я увидела программу про аутизм с Евгением Олеговичем я набралась смелости и пошла выбивать направление к невропатологу и психиатру, и как оказалось не зря. Нам поставили диагноз и это в 1,5 года, и мы уже активно проходим разные терапии: плавание, иглоукалывание, массажи и т.д. Спасибо Комаровскому за вдохновение! (Алена)

Спасибо доктору за подробное и понятное комплексное описание всех проблем, как-то я лучше воспринимаю услышанное, чем прочтенное. Теперь я смотрю все передачи Евгения Олеговича, и бывает по несколько раз. (Лиля)

Вывод

Евгений Олегович обращает внимание, что дети с аутизмом не лишены способности выражать свои эмоции, они просто их выражают по-своему. Главная задача, в первую очередь, родителей, а потом и врачей, помочь ребенку научиться контактировать с окружающим миром. Чем раньше начать работу над проблемой, тем проще с ней будет справиться.

Три важных аспекта лечения: внимание, любовь, целеустремленность.

Могу ли спровоцировать появление аутизма бытовые химикаты или окружающие нас токсины?

Могут. Это так называемые неспецифические агенты, которые негативно могут влиять на развитие и полноценное функционирование ЦНС.

Читайте также:  Особенности течения тридцать седьмой недели беременности: как себя чувствуют мама и малыш
Ссылка на основную публикацию