Развитие ребенка 3 месяца: нормы роста и веса, двигательные навыки и эмоциональная сфера - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Развитие ребенка 3 месяца: нормы роста и веса, двигательные навыки и эмоциональная сфера

Двигательное развитие ребенка

Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.

С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.

Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
Ребёнок лежит на спине.
Поворачивается на один бок, на другой, на живот. Поднимает руки, упирается.
Ползает по-пластунски. Поднимает голову и охватывает пространство.
Садится. Ползает на четвереньках.
Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться, не только держать голову, и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего). Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх- месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.

Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком. Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Не ползал вообще или ползал мало на четвереньках, или ползал только назад. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует.

У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

При копировании эталона (специально разработанной геометрической фигуры), ребёнок также странным образом всё искажает, например, ребёнок может переворачивать рисунок на 90◦ при неизменном положении эталона (изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось), что приводит к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, так называемая хаотичность, мозаичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая или правая сторона листа. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. У такого ребёнка будут ошибки при письме.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать с помощью коррекционно-развивающих и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

Ребенок в 3 месяца (календарь развития)

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Развитие тела и организма в три месяца

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).
Читайте также:  Как выбрать ванночку для купания новорождённых: необходимые функции, выбор материала и обзор лучших моделей

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Советы молодым родителям

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

Развитие психики и эмоциональной сферы (психическое развитие в три месяца)

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

Чем занять кроху — игры с ребенком

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Все о развитии ребенка в 3 месяца: рост и вес, питание и прикорм, основы ухода за малышом

Четвертый месяц – это своеобразный Рубикон в жизни малыша. Трехмесячный ребенок преодолел первый этап по адаптации организма к окружающему миру. То, что умеет к этому моменту малыш – результат его труда и труда его родителей. В три месяца развитие ребенка идет по всем направлениям (от физиологии до психики).

На этом этапе большое значение имеет своевременная и грамотная помощь в развитии со стороны взрослых – это массаж и развивающие игры, общение с ребенком и приучение его к распорядку дня, прогулки и меняющиеся правила кормления. Чтобы все сделать правильно, родители должны быть готовы морально и информационно к новому витку в жизни их малыша.

В 3 месяца малыш начинает активно познавать окружающий мир, запоминать формы, цвета и звуки. Желательно, чтобы родители в этот период также приложили свои усилия для всестороннего развития ребенка

Существует множество видео-советов на данную тематику, посмотрев которые, можно почерпнуть для себя много полезного (как в сфере психологии ребенка, так и в области его физического развития). Лучше смотреть материал, подготовленный специалистами. Например, доктор Евгений Комаровский доступно рассказывает, на что следует обратить внимание.

Основы физического развития малыша

Физическому развитию ребенка в 3 месяца всегда уделялось большое внимание, особенно родителями. Отчасти это связано с тем, что они легко могут определить размеры своего 3-х месячного ребенка, и таким образом оценить его нормальное физическое состояние. В осмотр малыша до года, который проводится в поликлинике по месту жительства, входит:

  • общий осмотр;
  • аускультация (врач слушает работу сердца и органов дыхания);
  • измерение объема груди и головы;
  • замеры роста и веса.

На все эти параметры влияют генетические особенности родителей, плодность беременности, ее течение и срок ее разрешения (раньше срока, вовремя или мама переносила малыша), а также те условия, в которых рос грудничок (питание – естественное или искусственное вскармливание, введение раннего прикорма и качество ухода).

Таблица средних размеров крохи к концу 3 месяца:

ПолВес, кгРост, см
Мальчик6 – 6,962 – 64
Девочка5,5 – 6,461 – 62

В норме ребенок набирает от 0,5 до 1 кг в месяц в этом возрасте. Возможны отклонения, например, дети, которые кормятся маминым молочком, набирают вес быстрее, чем искусственники. Если параметры 3-х месячного ребенка отличаются от заявленных, это еще не значит, что случилось непоправимое. Когда ребенок весел, активен и здоров, какает 6-8 раз в сутки и мочится до 12 раз, но немного недобрал или перебрал в весе – это не повод для паники.

Груднички, которых мама кормит грудью, переедают редко, а вот мамам деток на искусственном или смешанном кормлении надо быть внимательными к весовым показателям своего крохи. Если вам кажется, что малыш толстенький или отличается излишней худобой, посоветуйтесь с педиатром.

Рефлексы новорожденного: что с ними происходит?

Основные рефлексы новорожденного:

  • рефлекс Моро;
  • рефлекс Бабкина;
  • поисковый;
  • хоботковый;
  • сосательный;
  • рефлекс ползания.

Наличие ярко выраженных рефлексов новорожденного может говорить о неврологической патологии:

  • открывание рта и поворот головы в сторону воздействия при поглаживании уголка его рта (поисковый);
  • вытягивание губ хоботком при прикосновении к верхней губе (хоботковый);
  • движение головой вперед и открытие рта при надавливании на ладонь ребенка (Бабкина);
  • слишком выраженный рефлекс Моро.

Рефлекс Моро в три месяца может свидетельствовать о повышенной возбудимости нервной системы малютки. Этот рефлекс заключается в резком вскидывании ручек и раскрытие ладоней. Это реакция на пугающий фактор (резкий звук, например). Его можно вызвать, ударив по столу рядом с ребенком. Так же в период новорожденности он проявляется при укладывании малыша на спину, или когда приподнимают его ножки (см. также: до какого возраста ребенок пребывает в периоде новорожденности?).

Рефлекс ползания и сосательный рефлекс четко выражены в возрасте 3-4 месяцев. Они требуются для роста и развития малыша.

Навыки, которые осваивает малыш к 3-м месяцам

  • перевороты со спины на живот;
  • «кобра» – способность приподнять голову и плечи, опираясь на предплечья.

Ребенок в 3 месяца чаще всего осваивает эти умения, но хорошо это получается далеко не у всех детей. Некоторые справляются с этим к 4 или даже 5 месяцу. Строгих нормативов тут нет, малютка растет и развивается, а не сдает ГТО. Поэтому если он здоров, хорошо набирает вес, активен, не имеет неврологических патологий, но не очень хорошо переворачивается и опирается на ручки, надо уделить больше внимания занятиям с ним, развивающим играм и массажу.

Психологические особенности малышей

Три месяца – это яркий период перемен, которые затрагивают психику грудничка, его эмоциональную сферу:

  • Основной «новинкой» в поведении является так называемый комплекс оживления. Он заключается в активной улыбке малютки, повышении его двигательной активности и в том, что он долго «болтает» (гулит и агукает).
  • На этом этапе жизни крошки идет активное развитие базовых функций его психики, сенсорного восприятия. Например, существенное изменение претерпевает зрение . Ребенок умеет отслеживать взглядом движущиеся предметы и объекты, рассматривать их.
  • Формируется предметное восприятие. Он способен распознавать комплекс свойств предмета. Для этого он старается задействовать свои сенсорные системы по максимуму (осмотреть предмет, потрогать, погрызть, потрясти, послушать звук, если тот его издает).
  • Слух ребенка также активно совершенствуется. Ребенок способен различать интонации, выделять отдельные звуки из общего шума, адекватно определять источник звуковых колебаний. Очень хорошо распознает голоса значимых взрослых, особенно заметна реакция на мамин голос.
  • Эмоциональная сфера также прогрессирует быстрыми темпами. Ребенок в этом возрасте способен обижаться, удивляться, огорчаться. Он чутко чувствует семейную атмосферу и настроение взрослых.
  • Учится методом «делаю, как ты». То есть методом импринтинга, перенимая и «записывая на подкорку» способы реагирования взрослых.
Читайте также:  Олигофрения у детей: что это такое и как проявляется, степени тяжести и методы лечения патологии

Распорядок и питание

Трехмесячный рубеж – то время, когда пора ухаживать за малышом, вырабатывая у него основы распорядка дня и приучая к основным режимным моментам. Спит кроха к этому времени еще много, но уже значительно меньше. Пару десятков лет назад нормой считалось до 18 часов в сутки, но современные дети спят значительно меньше. Малыши могут спать от 12 ½ до 15 часов. Основное время приходиться на ночь. На день остается еще до 4 часов сна.

Общий объем грудного молока, которое съедает малыш, увеличивается до 800-900 мл./сутки, в одно кормление кроха кушает около 150 гр. В целом же, детки на грудном вскармливании сами регулируют количество молока. Если малыш искусственник – он должен съедать смесь в количестве, рекомендованном производителем, крупные дети могут кушать немного больше. Некоторые родители начинают вводить прикорм в 3 месяца. Делать этого не советуем, лучше отложить прикорм до полугода, в случае ИВ – до 5 месяцев.

На третий месяц кормления приходится один из лактационных кризисов . Это надо учитывать: ни в коем случае не нужно сокращать кормление, предполагая, что молоко «заканчивается». В этот период прекращаются приливы молока, и женщина думает, что молока стало меньше. Кроме того, ребенок проявляет интерес не только к пище, но и к окружающим предметам: он может делать перерывы в еде, оглядывая все вокруг. Поэтому некоторые мамы думают, что молоко «пропадает», и докармливают детей смесью, делать этого не стоит.

Иногда мамы путают лактационный кризис в 3 месяца с полным исчезновением молока, которого в норме пока не должно быть. Лучшей тактикой будет продолжать кормление, подстраиваясь под режим малыша

«Развивалки» для ребенка

4-й месяц жизни ребенка – время, когда пора переходить к активным занятиям с ним в периоды его бодрствования. Игры, которые может предложить мама, должны быть направлены на развитие:

  • слуха (петь малышу песенки и потешки, читать сказки в лицах, включать детские песенки);
  • речевых навыков (при разговоре с малышом, сказав предложение, замолкать, приглашая его таким образом вставить свою «фразу», со временем крошка поймет, и с удовольствием будет участвовать в таком «диалоге»);
  • тактильных ощущений (можно давать крошке предметы разной текстуры, чтобы пощупать их, например, крупы, разные ткани, предметы с необычной поверхностью и т.п.);
  • стимулировать деятельность мозга рефлекторным способом (массаж ладоней и стоп, пальчиковая зарядка и т.п.).

Игрушки для трехмесячного ребенка нужно выбирать яркие, цветные и удобные для хватания и кусания. Очень хорошо подойдут разные погремушки с кольцами. Доступно и подробно об это расскажет педиатр Комаровский в своих передачах, а также ролик по развитию крохи по методике “Леонардо”:

Обычно возникновение негативных эмоций у ребенка в таком возрасте происходит, когда завершается его общение с мамой или же любимая игрушка внезапно исчезла. Смена эмоций с положительных на плач может произойти в случае, если:

  • изменилась окружающая температура;
  • малыш ограничен в движении;
  • испытывает болевые ощущения.

В этом возрасте ребёнок постепенно начинает пробовать мир на вкус. Он берёт в рот всё, до чего может дотянуться своими ручками, толкает себе в рот кулачки и сосет свои пальцы.

Нормы роста и массы тела

Когда ребенку 3 месяца, его развитие, вес и рост — это взаимосвязанные вещи. Такой момент, как масса тела, у крохи в это время во многом определяется тем, какой вес он имел при рождении. За этот небольшой промежуток времени малыш обычно набирает 2,5 кг. Если он родился с весом 4300 г и в течение 3 месяцев нормально развивался, то к этому момент масса 6500 г будет в пределах нормы.

Для расчета нормального роста ребенка не нужно использовать каких-то сложных схем. Необходимо знать только о том, что каждый месяц рост ребенка увеличивается на 3 см. Поэтому, если малыш появился на свет с показателем в 55 см, то очевидно, что по прошествии 90 дней его рост достигнет отметки в 65 см.

Точный параметр для ребенка, которому 3 месяца, не назовет ни один детский врач. Каких-то категоричных норм по отношению к росту и массе тела у маленьких детей не существует. Каждый ребенок индивидуален, рост происходит неравномерно. Можно обратиться к таблицам, которые висят в кабинетах у педиатров, чтобы проверить, нормальный ли рост у карапуза. Тревогу следует бить только в случае, если имеются серьезные отклонения.

Ниже представлена таблица с нормами роста и веса от Союза педиатров России:

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг4,97,0
Вес девочек, кг4,86,3
Рост мальчиков, см56,562,0
Рост девочек, см56,261,8
Окружность головы мальчиков, см39,042,5
Окружность головы девочек, см38,041,2
Окружность груди мальчиков, см36,541,6
Окружность груди девочек, см37,341,4

А это данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг5,08,0
Вес девочек, кг4,57,5
Рост мальчиков, см57,365,5
Рост девочек, см55,664,0
Окружность головы мальчиков, см38,142,9
Окружность головы девочек, см37,142,0

Дети в грудном возрасте, получающие основную пищу по требованию, в течение месяца могут прибавлять в весе 1 кг, а некоторые даже больше. Однако в этом случае каких-то поводов для волнений у молодых родителей быть не должно. Даже при хорошем аппетите какой-то угрозы ожирения в будущем у крохи не будет. Когда двигательная активность возрастет, то образовавшиеся килограммы уйдут довольно быстро.

Питание и режим дня

Когда ребенку идет третий месяц, то у него формируется распорядок дня. Он начинает выдерживать временные промежутки между кормлениями, а спать ложится через определенный срок. Если говорить про сон, то в среднем дети в этом возрасте в дневное время спят 5 раз, а один раз ночью. Девочка в таком возрасте получает питание в основном от грудного молока.

Иногда его дополняют адаптированными смесями. В 3 месяца количество грудного молока у матери может заметно уменьшиться. Однако в этом случае не стоит поддаваться панике, а просто давать грудь ребёнку почаще. В советскую эпоху довольно частой практикой было вводить прикорм соками. Однако сейчас это не распространено.

В возрасте 3 месяца мальчик бодрствует большее количество времени, чем ещё месяц назад. Поэтому он с радостью воспринимает информацию, которую пытаются донести до него. С ним можно много общаться. Но всё нужно делать продумано. Чтобы развивать ребенка в 3 месяца, необходимо знать про основные упражнения и то, как их делать.

Общие упражнения для развития и массаж

Перед тем как отправиться с малышом на водные процедуры, лучше всего сделать для него лёгкий массаж. Такой уход положительно отразится на его состоянии. Процедуру необходимо начать с лёгких поглаживаний. После этого можно переходить к растиранию, массирование частей тела следует выполнять по очереди.

Лучше всего начать с ножек, а потом переключиться на ручки. Массажисты не рекомендуют совершать массажные действия на грудной клетке малыша, чтобы не навредить ему. Для профилактики плоскостопия, на стопе можно рисовать пальцами цифры семь и восемь. В качестве дополнительного средства при проведении процедуры стоит использовать детское массажное масло.

Когда ребенку три месяца, развитие может включать выполнение полезных для тела упражнений. Сам он еще не в состоянии этим заниматься, но это может делать мама. Педиатры рекомендуют выполнять комплекс суставной гимнастики, в который можно добавить элементы легкого массажа.

Сами упражнения сводятся к выполнению легких поворотови совершению ненавязчивых сгибаний и разгибаний всех конечностей. Лучше всего, если сначала посмотреть, как это нужно делать правильно, в исполнении профессионального массажиста. Получив такой небольшой опыт, потом можно умело проводить необходимые манипуляции без посторонней помощи в домашних условиях.

В 3 месяца следует играть со своим ребенком, используя для этого не только погремушки, но и другие разнообразные предметы. Например, хорошим выбором станут фигурки зверей, куклы, развивающие коврики. Обилие цвета, формы и материалов у применяемых предметов — важный фактор, который обеспечит крохе разнообразие зрительных образов.

Общение для развития речи

Находясь с грудничком на прогулке, следует акцентировать его внимание на окружающих предметах и объектах. Следует рассказывать обо всём, что он видит на своём пути. Нужно много говорить, причем абсолютно обо всём:

  • Деревьях, которые встречаются на пути;
  • Клумбах с цветами;
  • Машинах, животных, птицах.

В домашней обстановке можно рассказывать крохе о предметах, которые находятся в комнате. Например, о картинах, которые висят на стене или мебели. Рассказы необходимо дополнять объяснениями маленькому чаду. Пока многое из того, что он будет слышать, ему непонятно. Однако звуки и слова, которые звучат постоянно, в дальнейшем помогут ему обрести легкие навыки активной речи, которую другие будут свободно понимать.

Уже в 3 месяца необходимо заниматься развитием грудничка. Его жизнь должна быть дополнена простыми упражнениями для тела и конечностей. Не следует забывать про игры и простое общение с крохой. Если ребёнку 3 месяца, его развитие и питание — это то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Концентрируясь на упражнениях, не следует забывать и про рацион. Всё это обеспечит его нормальное развитие, и грудничок быстрее приобретет навыки активной речи.

Ссылка на основную публикацию