Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Рисование пальцами: необходимые материалы, цели и рекомендуемая продолжительность занятий

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Анастасия Рыбакова
Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста

Первая младшая группа

В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом:

Обучает техническим приемам:

• правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заостренного конца)

• пользоваться красками и кистью без нажима

• набирать краску на весь ворс, лишнюю отжимать о краешек посуды

• легко водить карандашом по бумаге

Прежде всего, сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей последовательно усложняются.

Во 2 полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо сверху вниз. Пересекать их, закруглять линии кистью и карандашом.

Также дети уже рисуют по замыслу, выбирают сами тему.

Так на занятии по теме «Летнее дерево» дети мелком «наматывают» крону, кисточкой рисуют ствол, а отпечатками пальцев изображают землю.

На следующем занятии детям предлагается рисовать крону дерева комочком тряпочки, тем же «наматывающим» движением или комочком смятой бумаги (для этого бумагу надо обмакнуть в блюдце с краской и сделать отпечаток вокруг ствола и веток дерева, нарисованного воспитателем.

Вторая младшая группа

• Игровые (картинки, загадки, стихи по теме) приемы

Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Но к этому не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности, больше доверять им.

Словесными приемами обучения педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия сначала он объясняет задание, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождается словом, проверяет, не забыли ли они, как правильно держать кисточку.

В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки.

Дети 3-4 лет не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Рисунки нужно рассмотреть в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.

В первом квартале необходимо повторить пройденный материал, с целью закрепления умений и навыков.

Детей трехлетнего возраста продолжают учить проводить прямые линии (сверху вниз, слева направо,пересекать,замыкать в круглые формы).

Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии, чем горизонтальные.

Начинать надо с коротких вертикальных линий (например – рисование дождика).

Чтобы дошкольники лучше овладевали навыкам рисования, задания необходимо постепенно усложнять.

Во втором квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы, можно нарисовать смородину, сливу.

Уже в третьем квартале можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только рисовать, но и закрашивать не выходя за контур предмета.

В четвертом квартале

неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий»

Научить детей изображать простые предметы, проводить прямые и наклонные линии перекрещивать их без нажима, толстые и тонкие линии нажимая на весь ворс и проводя кончиком.

Рисовать фрукты и овощи в банке (силуэт банки педагог готовит заранее)

Чтобы научить детей размещать предметы на листе бумаги, предложите им рисовать цветы

Рисование круглых форм (лепестки цветка,

Прямых и наклонных вертикальных линий (стебельки, корешки, травка)

Можно поэкспериментировать с отпечатками ладошек, поищите в них вместе с ребенком художественные образы и дорисуйте.

Продолжаем экспериментировать с картофельными матрицами и овощами.

Средняя группа

Перед педагогом средней группы стоят задачи:

• Закреплять интерес к рисованию

• развивать наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, ритма, формы, самостоятельность

• научить различать, называть и правильно использовать цвета: красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный, коричневый, оранжевый.

• оттенки: розовый, голубой, серый, светло-зеленый.

Дети должны учиться рисовать по памяти, грамотно размещать изображение на листе бумаги, работать карандашом и кистью: вести линию плавно, изменять направление линий, рисовать тремя – четырьмя красками.

Педагог должен постоянно совершенствовать умение детей рисовать предметы – вертикальные и горизонтальные, наклонные, ломаные, кривые, дугообразные, предметы геометрической формы (круглая, овальная, треугольная, прямоугольная).

Научиться передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой — маленький, высокий-низкий).

Научиться передавать в рисунках впечатление от осенних, зимних, летних явлений природы, праздников, новогодней елки. Уметь самостоятельно складывать и убирать материалы, оценивать свою работу и рисунки других детей.

Воспитатель использует на занятиях приемы обучения:

В средней группе рисование продолжает оставаться игрой. Дети, например, с удовольствием рисуют елочные бусы, чтоб украсить елку; морковку угостить зайчика.

Старшая группа

Перед педагогом старшей группы стоят следующие задачи:

• учить детей описывать предмет

• сравнивать предметы по форме и цвету

• передавать пространственное воображение

• учить рисовать по памяти и по замыслу

Педагог должен знакомить детей с произведением декоративно – прикладного искусства:

• различать, называть и подбирать цвета (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый, черный, белый)

• различать оттенки (голубой, розовый, светло-зеленый и др.)

• нейтральные цвета (серый, серо-голубой) создавать оттенки, добавляя к цветной гуаши белила.

Предложите детям изобразить деревья определенных пород. Особое внимание следует уделять размещению изображений деревьев на листе.

Дети очень любят рисовать осень. Осенью следует обратить внимание на золотые листья деревьев. В этом возрасте они уже знают о разновидных видах деревьев и могут нарисовать их.

В старшей группе на занятиях по рисованию можно использовать такой нетрадиционный материал, как листья деревьев. Листок дерева покрывается краской, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки можно дорисовывать кистью.

Подготовительная к школе группа

Перед воспитателем подготовительной к школе группы стоят следующие задачи:

учить рисовать по памяти, воображению, на заданную тему, с натуры

знакомить с богатством цветов и форм окружающего мира

образцами народного творчества

правильно размещать изображение на листе бумаги

учить передавать цвет и его оттенки, называть цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

на свой вкус подбирать цветовые сочетания с использованием нейтральных: белый, серый, черный

учить добиваться нужных оттенков смешиванием красок

развивать способность детей к эстетическому восприятию окружающего мира, наблюдательность, внимание, образное мышление

учить находить и передавать в рисунке сходство форм разных предметов

учить самостоятельно, подбирать нужный для работы материал: бумагу, краски, карандаши, кисти разных размеров

закрашивать рисунок карандашом или краской. Изменяя при этом направление штрихов или мазков

учить рисовать фигуры человека (в профиль, анфас, в движении)

учить рисовать разные виды транспорта

В 1 квартале детей учат передавать краски осенней природы (после целенаправленных наблюдений)

Сначала им предлагают нарисовать отдельные деревья, дети должны уже знать (дуб, береза, тополь, клен). Рассказывая о характерных признаках деревьев, воспитатель может использовать схематические изображения

Второй квартал приходится на зимний период. Задача воспитателя приучать видеть красоту зимней природы, передавать свои впечатления на бумаге. С детьми проводятся экскурсии в лес, парк.

В третьем квартале дети отображают весенние явления природы: ледоход, половодье, дождь, цветение садов и парков.

Также дети продолжают рисовать эпизоды из сказок, рассказов, рисуют по памяти

В четвертом квартале дети закрепляют знания и навыки, приобретенные в течение года, передают свои впечатления от летних наблюдений.

Дети уже рисовали раньше деревья. Поэтому воспитатель не показывает последовательность рисования, а только спрашивает, как надо делать.

Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.

Игровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию сенсорных эталонов. От того, насколько успешно будет организовано.

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература — могучее действенное.

Методика работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей.

Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.

Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Тестовые задания «Теория и методика развития детского ИЗО творчества»
тест на тему

Целью тестирования являлось выявление уровня знаний педагогов по методике и теории развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_po_izo_dlya_pedagogov_dou.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Т еория и методика развития детского ИЗО творчества»

Обведите кружком тот ответ, который Вы считаете правильным.

1. В какой возрастной группе, каждый ребенок должен готовить себе рабочее место и полностью убирать его по окончании работы?

а) в средней группе

б) в старшей группе

в) в подготовительной к школе группе

2. Кисть, смоченная в краске, прикладывается всем ворсом к бумаге, получается отпечаток — этот приём называется…

3. Процесс занятия по рисованию…

а) не делится на части

б) состоит из 2 частей

в) состоит из 3 частей

г) состоит из 4 частей

4. Обычно в детских садах раздача материала и мелкого оборудования для занятия…

а) возлагается на дежурных детей

б) возлагается только на помощника воспитателя

в) возлагается только на воспитателя

г) возлагается на воспитателя и помощника воспитателя

5. Освоение изобразительных умений детьми начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий…

а) при рисовании по точкам

б) при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем

в) при рисовании по контуру

г) при закрашивании силуэта рисунка

6. Дети учатся представлять себе, что такое ритм и симметрия знакомясь…

а) с предметным рисованием

б) с сюжетным рисованием

в) с декоративным рисованием

г) с нетрадиционными техниками рисования

7. В какой группе во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями?

а) в 1 младшей группе

б) во 2 младшей группе

в) в средней группе

г) в старшей группе

8. Изобразительная деятельность включается в педагогический процесс…

а) с первой младшей группы

б) со второй младшей группы

в) в средней группе

г) в старшей группе

9. В какой возрастной группе к концу учебного года дети могут правильно пользоваться карандашом, кистью, красками?

а) в старшей группе

б) в подготовительной к школе группе

в) в 1 младшей группе

г) во 2 младшей группе

10. Целью обучения изобразительной деятельности детей является…

а) подготовка руки к письму

б) формирование знаний о приёмах рисования

в) формирование умений и навыков в рисовании

г) развитие творческих способностей детей

11. В декоративном рисовании во всех группах используется только…

12. Кто является автором программы «Цветные ладошки»?

13. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону — эти признаки передаются детьми…

а) подготовительной группы

б) старшей группы

в) средней группы

г) младшей группы

14. В каком возрасте детям доступно для понимания и передачи в рисунке человека в движении?

а) в младшем дошкольном возрасте

б) в старшем дошкольном возрасте

в) в среднем дошкольном возрасте

г) только в младшем школьном возрасте

15. Коллективные работы создаются с детьми…

а) начиная со средней группы

б) только в подготовительной к школе группе

в) начиная со старшего возраста

г) начиная с младшего возраста

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Результаты тестовых заданий:_____________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду».

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у.

Тема 1 — Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 — Виды творчества детей.Тема 3 — Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание.

Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа.

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин.

Целью тестирования являлось выявление уровня знаний педагогов по методике и теории развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Рисование в детском саду. Виды, задачи, методы рисования

    Валерия Одоевская 2 лет назад Просмотров:

1 Рисование в детском саду Виды, задачи, методы рисования

2 В детском саду рисование включает три вида: сюжетное,предметное, и декоративное

3 Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

4 Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.

5 Младшая группа Совершенствовать умение держать кисть, карандаш. Развивать умение наносить ритмично линии, штрихи, пятна, мазки -научить изображать предметы округлой и прямоугольной формы; -применять нескольких цветов для раскрашивания рисунка; -формировать умение набирать краску на кисть, снимая лишнюю краску о край баночки, лёгким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде, чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о салфетку. — формировать умение сочетать нескольких форм в одном предмете снеговик из 2-3 кругов, домик из квадрата и треугольник. приобщать к декоративной деятельности украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

7 Средняя группа — развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа; -совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками; -Учить передавать в рисунке соотношение предметов по величине: дерево высокое, кусты ниже; новое в обучении — вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены; формировать умение получать светлые и тёмные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш Учим рисовать филимоновские узоры. Знакомим с городецкими узорами

9 Старшая группа — совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения; — научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей; -Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом; — научить передаче в рисунке несложных движений; -развивать и совершенствовать чувство цвета; -развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью); научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками. Усложнение заданий связано с дальнейшим развитием детей, расширением опыта, приобретением новых знаний. В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов.

10 -Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков; -В сюжетном рисовании развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга. -Декоративное рисование познакомить с росписью Полхов Майдана, гжельской росписью.

12 Подготовительная группа Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве. -научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; -научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы; -развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета); -развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета); -накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета). В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

14 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

15 Карандаш твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывное движение туда обратно). Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим более светлый цвет, сильный нажим более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

16 Правила рисования карандашом: 1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу. 2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше. 5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. 6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно. 7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо если нужно закрасить посветлее.

17 Так как карандаш позволяет более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию, нужно больше использовать карандаш для изображения различных предметов прямолинейной формы или предметов, состоящих из этих прямолинейных форм (здания, строительство, транспорт). Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных.

18 Кисть мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому при рисовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых представлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного, лучше всего среднего размера, с 10 по 14 номер; для детей подготовительной группы двух размеров: маленькие (2 6 номера) и большие (12 16 номера). Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т. п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличие от обычной круглой кисти).

19 Давая детям акварель, следует сразу показать правильные приемы работы ею. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую (чтобы они стали мягче), не касаясь их при этом ворсом кисти, т. к. иначе краска остается на ворсе, при последующем обмакивании кисти вода загрязняется, и загрязняются краски, которые смачиваются ею. Перед тем как начать рисовать, нужно попробовать цвет. В акварели он зависит от того, сколько воды добавлено в краску, а не постоянен, как в приготовленной к занятию гуаши.

20 Правила рисования краской. 1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. 2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти. 5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

21 Нужны также тряпочки, чтобы осушить кисть после промывания и проверить, чисто ли она вымыта и можно ли набирать краску другого цвета. Для кистей следует иметь подставки. Ни во время рисования, ни после не нужно оставлять кисти в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становится трудно. Для рисования хороши и фломастеры. Пока еще они мало доступны для детских учреждений, но использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Восковые мелки можно использовать в старшей и подготовительной группах. Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию. Их можно использовать и для декоративных, и для сюжетных рисунков. Держать палочку-мелок нужно тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть, как рисует конец мелка. Не следует сжимать его пальцами и сильно надавливать на него при рисовании: согреваясь в руке, мелок ломается.

22 гуашь Гуашь кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила.

23 Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Во второй младшей группе вначале детям даются 2 3 краски, а к концу года их может быть 4 6. Такое же, а в некоторых случаях и большее, количество красок необходимо готовить л для рисования в средней группе (конечно, есть занятия, требующие меньшего количества красок). Со второй младшей группы нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета. В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 4 6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать белую тарелку). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно. По окончании занятия оставшуюся чистую гуашь нужно слить из розеток в пустые флаконы (по цветам) и хорошо закрыть. Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью.

24 Рисование по замыслу Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием. В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

Методика обучению рисования в разных возрастных группах

Консультация

Методика обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.

Первая младшая группа. Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.

В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются.

В работах В. Н. Аванесовой рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу — проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.

Положительным в этом приеме является то, что ребенок учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовлетворение от результата своего труда.

Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения.

Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать виденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка младшей группы еще недостаточно развита способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае — это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.

К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.

На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет — сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами.

Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает им задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.

Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятии после выполнения учебного задания (если оно не было длительным).

Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.

Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.

Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.

Восприятие окружающей жизни — основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т. п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е. А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально.

Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система, основанная на учете особенностей физического развития трехлетних детей: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением.

Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Это словесное сопровождение усиливает ритмический характер процесса рисования, делает более интересным и легким само движение. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение.

Воспитателю следует умело направлять эти разговоры, связывая их с получаемым образом. Т. Г. Казакова рекомендует включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). Это еще больше повысит эмоциональный настрой детей и, следовательно, образную выразительность рисунка.

В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.

Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Когда ребенок мускульно ощутит это движение, он сможет произвести его самостоятельно. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге.

Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы. Если без знания приемов работы карандашом или кистью ребенка предоставить самому себе при выполнении задания, то у него могут закрепиться неправильные навыки, изменить которые будет значительно труднее, особенно если это касается технических приемов рисования.

Как мы уже говорили, одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы. Образ следует сохранять живым, соответствующим реальному предмету.

Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста — передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху -короче, внизу — длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.

Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.

Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.

Хотя эти предметы остаются перед глазами детей и в процессе занятия, они еще не служат натурой.

Трехлетнему ребенку недоступно совмещение процессов восприятия и изображения, которое требует умения распределить внимание, анализировать, сравнивать рисунок с предметом.

Изображаемый предмет используется в начале занятия для уточнения представлений о форме, цвете, частях предмета или в игровом плане для создания эмоционального настроя.

В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.

Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.

Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом. Приемы рисунка взрослого сложны для детей, и, кроме того, на картинке виден лишь результат работы, приемы остаются неизвестными.

Картина или рисунок, выполненные в реалистическом духе, создающие художественный образ, могут быть использованы в младшей группе только как объект для восприятия с целью уточнения представлений или создания интересов к теме.

Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.

Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Например, при рисовании на тему «Снег идет» прочитать четверостишие из стихотворения И. Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям, иначе умственное напряжение, связанное с их восприятием, снизит эмоциональный настрой и желание рисовать.

Этот же стишок можно вспомнить в конце занятия при рассматривании рисунков и продекламировать его всем вместе. Художественный образ влияет и на содержание детских работ, хотя это еще не иллюстративное рисование. Динамика образа (снег кружится, падает), указания на цвет (белый снег) вызывают ответные действия ребенка при создании образа в рисунке.

Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу — внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Такое рассматривание работ помогает ребятам видеть изображение, замечать несоответствие с предметом, вызывает желание исправить ошибку.

Рисунки неудачные, плохие показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений. Важно у всех детей сохранить веру в свои возможности, интерес к рисованию, к творчеству.

Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.

Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить — одна из основных воспитательных целей.

Перед воспитателем средней группы стоит задача — научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.

У детей, пришедших в среднюю группу, уже имеются основные изобразительные навыки, позволяющие передать форму и некоторые признаки предметов. Вот почему повышаются требования педагога к детям.

Технические задачи обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. Знание технических навыков ведет к повышению интереса к изо деятельности. Приобретение технических навыков требует сосредоточенности, активной работы мысли ребенка, но постепенно они автоматизируются и используются без особого напряжения.

Комарова для занятий по рисованию выделила следующие задачи: 1 — по развитию ручной умелости: развитие формообразующего движения, развитие амплитуды движения, учить регулировать силу нажима и быстроту движения. 2 – по овладению умениями пользоваться изо материалами: карандашом, кистью, фломастером, гуашью, акварелью, тампоном, дать знания о правилах рисования кистью, карандашами и научить пользоваться в деятельности, учить пользоваться техникой печати: кляксография, ниткография, монотипия.

Эти же задачи рассматриваются в лепке и аппликации.

В лепке – сформировать умение пользоваться глиной (мл гр), учить лепить из пластилина (ст гр), формировать навыки скатывания, раскатывания, сплющивания, вытягивания, прищипывания, примазывания, сглаживания, соединения с помощью каркаса, деление глины.

В аппликации: учить вырезывать детали, учить раскладывать и наклеивать. 2 мл гр – учить раскладывать и наклеивать детали на фон, учить намазывать не цветную сторону, учить убирать излишки клея салфеткой. Ср гр – формировать навыки пользования ножницами, учить держать их правильно, учить отстригать часть одним взмахом, учить резать длинные прямые линии с продолжением вперед. Ст гр – учить срезать уголки, вырезать симметричные предметы из бумаги сложенной пополам, учить поворачивать бумагу в растворе ножниц, учить видоизменять геометрическую форму для получения другой геометрической формы, учить вырезать из бумаги сложенной «гармошкой». Подг гр – учить вырезать силуэт предмета по наброску и на глаз, учить вырезать гирлянду, учить работать с помощью канта: равномерный – один цвет на другой и полумесяцем, учить работать в технике живописи (эффект огоня), учить работать в технике мозаики, учить создавать аппликацию из ткани и природного материала.

Техника рисования: В младшей группе необходимо учить детей правильно держать кисть и карандаш, в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным. Не сжимать сильно и не держать слишком близко к концу. Левой рукой придерживать лист бумаги. Правильное положение карандаша в руке ребенка обеспечивает необходимую свободу и легкость действия, нужную для решения изобразительных задач.

Учить детей правильно обмакивать кисть в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю. Учить промывать кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску и осушать ее легким прикладыванием ворса к салфетке. Предупреждать вытирание кисти салфеткой и лишнее промывание. Систематическое обучение детей правилам пользования красками позволяет расширить количество используемых цветов.

Учить проводить линии и рисовать предметы округлой формы, не отрывая карандаша от бумаги. Работая кистью вести ее только по ворсу.

Обучая работе с карандашом, показываем правильный прием рисования прямых линий:

-Вертикальная прямая – рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется с боку от проводимой линии, сверху вниз, карандаш идет перпендикулярно проводимой линии и наклонно по отношению к бумаге.

-Горизонтальные линии – рука с карандашом находиться внизу листа перпендикулярно проводимой линии и движется в направлении проводимой линии – слева направо – при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль за направлением движения, рука имеет твердую опору о стол. Лист лежит выше от края стола.

В средней группе дети прочно усваивают правильную позу во время занятия: ноги на полу, руки на столе, сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол. Вырабатывается прочные навык владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных задач. Добиваться легкости движения и подвижности руки и кисти, усваивать навык рисования без опоры на стол. Усвоение навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности замаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур.

Движение карандаша при закрашивании – неотрывное, движение кисти — только в одну сторону.

В старшей группе закрепляется правильная поза. Учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги и окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатывается легкое движение карандашом и кистью, умеренный нажим, рисование концом кисти тонких линий и широких полос боковой стороной ворса. Овладевают ритмом движения при повторности действий, произвольно изменяют силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.

В подг группе учатся свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавным поворотом линий в одну и другую стороны, рисовать двойной завиток. Овладевают умением производить движение всей рукой при рисовании длинных линий, движение кистью – при рисовании коротких линий, и движении одними пальцами. Научаются свободно рисовать концом кисти тонкие линии в разных направлениях и с поворотами. Овладевают произвольным изменением наклона кисти при рисовании линий разной ширины и при закрашивании. Учатся покрывать цветом большие плоскости. Учатся равномерно усиливать или ослаблять силу тона при рисовании карандашом. Усваивают технику рисования акварелью.

Техника обращения с глиной: аккуратно пользоваться материалом, засучивать рукава, пользоваться дощечкой. Раскатывать комок прямыми и кругообразными движениями, расплющивать, получать полную форму, прищипывать края формы пальцами, использовать прием вытягивания из целого куска.

В средней группе вырабатывается прочный навык скатывания комка между ладонями, изменение движения для получения формы. Умение владеть движениями пальцев, произвольностью движений по силе нажима, сжимания, оттягивания, вдавливания.

В старшей группе учатся постепенно регулировать силу нажима пальцами на глину для получения вмятин разной глубины, с различной силой сжимать и оттягивать глину пальцами для получения формы, сглаживать поверхность и примазывать места скрепления частей.

В подг группе овладевают лепкой более крупных фигур из целого куска. Учатся намечать общую форму предмета, а затем его детали. Лепить на дощечке, поворачивая дощечку для восприятия своей работы и получения округлой скульптуры. Произвольно регулируют нажим пальцами, делают углубления разной величины, устанавливают фигуру без каркаса, утяжеляя основание. Приобретают умения сглаживать поверхность, пользоваться стеком.

Техника аппликации: учить аккуратно набирать клей на кисть, намазывать бумагу клеем, пользуясь клеенкой. Учить пользоваться тряпочкой. Учить раскладывать и наклеивать в определенной последовательности, чередуя по форме, по цвету, величине готовые формы.

Средняя группа: закрепляется навык обращения с клеем и кисточкой, последовательность действий. Освоение навыка владения ножницами: правильно держать, резать по прямой, разрезать поперек.

В старшей группе дети прочно усваивают навык резания по прямой, разрезание длинных полос по сгибу и по линии. Овладевают навыком резания по дуге и по кругу, учатся вырезывать округлые формы.

Подг группа: учатся свободно владеть ножницами, овладевают вырезыванием форм криволинейного контура, симметричных фигур из бумаги сложенной вдвое, силуэтным вырезыванием из одного куска бумаги.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8987 — | 7639 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте также:  Подробные способы намотки слинг-шарфа для новорожденных
Ссылка на основную публикацию