Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Дата публикации: 21.11.2016 2016-11-21

Статья просмотрена: 1053 раза

Библиографическое описание:

Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 454-456. — URL https://moluch.ru/archive/128/35565/ (дата обращения: 14.01.2020).

«Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь [1, c.23].

Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме мы применяем его с детьми. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм [2, c.36].

В использовании приемов релаксации мы придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитываем предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то выполняем упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи) [3, c.147].

Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям предлагаем лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включаем музыку и проговариваем текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даём различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания). Например, говорим, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать. По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3–4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх — вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки — выдох. Продолжительность релаксации — от 2 до 7 минут.

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.

Детям предлагаем вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции [4, c.42].

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что они — сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1–2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Чем больше ребенок вживается в историю, тем больше пользы он из этого извлечет. Подсказываем ребенку, что если он будет слушать рассказ с закрытыми глазами, он понравится ему еще больше.

Помогая детям расслабиться, включаем в процесс их воображение. Можно прибегнуть к фантазии, когда ребенок предпринимает воображаемое путешествие в Страну игр. В этой стране постоянно отмечается День вашего рождения, вам всегда рады, и все играют в игры, в которые хотите играть вы. Там показывают фильмы, где вы можете попасть на экран и стать участником приключения. Там есть деревья, на которых растут спагетти вместе с соусом. Там можно встретить шоколадные растения, леденцовые цветы, и кусты, на которых можно вырастить все что угодно. В этой стране есть огромная площадка для игр, где вы можете поиграть в любую игру, какая только может прийти вам в голову. Там есть магазин, где продают именинные пирожные и подарочные машины. А после всех игр и прочих развлечений можно лечь в “Постель сновидений” и отдохнуть. Очень полезно к релаксации прибегнуть в конце занятия или, например, перед сном.

«Тишина»

Тише, тише, тишина!

Мы устали — надо спать.

Ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Проводя с детьми релаксационные этюды, мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность [5, c.97]. Во время проведения релаксационных этюдов мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными. Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

  1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. — //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21–27.
  2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 304 с
  4. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002–64 с.
  5. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003- 143с.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. [1, с. 23], Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. [1, с. 23]

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь.

Скачать:

ВложениеРазмер
molodoy_uchyonyy.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

Казакова Г.Н., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 33 «Радуга»

« Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце, как глаз».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. [1, с. 23], Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. [1, с. 23]

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века. Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь.

Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме мы применяем его с детьми. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. [2, с. 15]

В использовании приемов релаксации мы придерживаемся техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Сначала проводим релаксационный настрой, затем упражнения.Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. [3, с. 154]

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитываем предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то выполняем упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).

Если подобное упражнение выполняется в конце занятия, то детям предлагаем лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить и слегка раздвинуть. Затем включаем музыку и проговариваем текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даём различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и т. д.». Для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт( прикосновения, поглаживания). Например, говорим, что Колобок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать. По окончании упражнений дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Например: руки поднимают ладонями вверх – вдох, наклоняют туловище вперед, опускают руки – выдох. Продолжительность релаксации – от 2 до 7 минут.

С помощью релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаем различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него. [4, с. 23]

Детям предлагаем вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений.

Ребятам предлагается представить, что он — сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Чем больше ребенок вживается в историю, тем больше пользы он из этого извлечет. Подсказываем ребенку, что если он будет слушать рассказ с закрытыми глазами, он понравится ему еще больше.

Помогая детям расслабиться, включаем в процесс их воображение. Можно прибегнуть к фантазии, когда ребенок предпринимает воображаемое путешествие в Страну игр. В этой стране постоянно отмечается День вашего рождения, вам всегда рады, и все играют в игры, в которые хотите играть вы. Там показывают фильмы, где вы можете попасть на экран и стать участником приключения. Там есть деревья, на которых растут спагетти вместе с соусом. Там можно встретить шоколадные растения, леденцовые цветы, и кусты, на которых можно вырастить все что угодно. В этой стране есть огромная площадка для игр, где вы можете поиграть в любую игру, какая только может прийти вам в голову. Там есть магазин, где продают именинные пирожные и подарочные машины. А после всех игр и прочих развлечений можно лечь в “Постель сновидений” и отдохнуть.Очень полезно к релаксации прибегнуть в конце занятия или, например, перед сном.

Тише, тише, тишина!

Мы устали – надо спать.

Ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Проводя с детьми релаксационныеэтюды мы используем специально подобранные серии музыкальных композиций, что позволяет комплексно воздействовать на ребенка, снимает психоэмоциональное напряжение, помогает в преодолении негативных переживаний и снижает тревожность. Во время проведения релаксационных этюдов мы рассаживаем детей на удобные мягкие коврики. Для облегчения взаимодействия и ощущения целостности используем форму круга как возможность открытого общения.

Применение нами в работе релаксационных упражнений оказало влияние на развитие двигательных навыков воспитанников и на развитие нервной системы. Дети стали более организованными и дисциплинированными.Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна,эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности. [5, с. 54]

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.

  1. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. — //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.
  2. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. –М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  4. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 — 143 с.

Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Светлана Щепихина
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками

Щепихина Светлана Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное подразделение детский сад № 2 «Журавушка»

«Здоровье ребёнка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз». Д. Джабаев.

Мы с вами знаем, что дети, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Виной тому постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий в развитии дошкольников. Педагоги -профессионалы считают важным в работе с детьми дошкольного возраста использовать упражнения на релаксацию. Релаксация — специальный метод, появившийся за рубежом в 30–40-х гг. ХХ века. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Эдмунд Якобсон, американский врач, является разработчиком метода релаксации под названием «Прогрессивная мышечная релаксация.

Якобсон опробовал техники релаксации на себе. После двадцати лет исследований он опубликовал свои результаты в книге «Прогрессивная релаксация». Его главная работа «Вы должны расслабиться» адресованная широкой публике, вышла в свет в 1934 году.

По словам Якобсона, его метод помогал справляться с разными заболеваниями, например, с бессонницей, заиканием, депрессией.

Метод релаксации полезен не только взрослым, но и детям. Актуальность использования релаксационных упражнений на практике состоит, на мой взгляд, в том, что применение данного метода позволяет добиться следующих результатов:

— создания в музыкальной деятельности с детьми атмосферы радостного общения и гармоничного самоощущения;

— активности и раскрепощённости детей,

— возникновения интереса у детей.

— усвоения детьми элементарных музыкальных знаний, развития музыкально-творческих способностей, познания себя и окружающего мира в процессе игрового, радостного общения с музыкой.

В результате применения релаксации, дети становятся более уравновешенными и спокойными. Упражнения на релаксацию позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Исследователи в этой области считают, что релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим детям, возбудимым, тревожным. Они благотворно действуют на детский организм. Дети учатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. С использованием релаксационных упражнений на занятиях создаётся положительный эмоциональный настрой, устраняется замкнутость, снимается усталость. С их помощью у детей развивается пластика, координация. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Метод мышечной релаксации основан на следующем принципе: после сильного напряжения мышц наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный. Я применяю его в игровой форме в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Перед проведением релаксации поясняю детям, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе упражнений контролирую степень расслабления детей. Во время выполнения упражнений на релаксацию учу детей распознавать ощущение напряжения и расслабления, которое вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослым, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Детям очень нравятся такие игры — превращения, они хорошо расслабляются, что заметно по их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание.

В упражнении «Сосулька» (см. фото 2) детям предлагается представить, что они — сосульки. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Затем предлагаю представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая ими сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Чем больше дети вживаются в образ, тем больше пользы они из этого извлекут. Помогает детям расслабиться воображение.

В упражнении на релаксацию «Куклы- марионетки» (см. фото 1, 3

детям предлагаю поднять руки, выпрямить пальцы, вообразить себя куклами- марионетками. Представляю себя кукловодом с воображаемыми ножницами. Говорю, что «отрезаю» нити, идущие от пальцев, дети опускают пальчики, отрезаю воображаемые нити, идущие от локтей рук, детки опускают плавно руки, отрезаю нити, идущие от головы — дети опускают голову, отрезаю нити, идущие от спины- дети наклоняются вперёд, отрезаю нити, идущие от коленей- дети плавно ложатся на ковёр животиками вниз, расслабляются. (Проводится упражнение с педагогами).

Применяю упражнения на релаксацию со старшими дошкольниками в НООД, досуговой деятельности, также нередки случаи использования релаксации во время подготовки ко сну. Взрослый человек, прослушивая свою любимую песню или музыку, мысленно начинает успокаиваться Для детей применение звуковой релаксации также возможно, но, учитывая специфику и нестабильность детской нервной системы, необходима спокойная и мелодичная музыка. Наиболее подходящим вариантом для прослушивания могут служить мелодии, в основе которых присутствуют природные звуки, например:

– шелест листвы или травы;

Если дети напряжены, никак не могут успокоиться, включаю записи шумов природы на фоне спокойной музыки. Дети подготовительной группы очень любят слушать пение птиц, звуки моря, успокаиваются и с удовольствием засыпают. Материал для релаксации скачиваю в основном с педагогических образовательных сайтов.

В результате анализа своего опыта работы по использованию релаксационных упражнений с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: данный метод помогает мне, как музыкальному педагогу ДОУ в работе с детьми на современном этапе. Применение релаксации позволяет детям восстановить силы, снять внутреннее мышечное напряжение, что способствует созданию доброжелательных отношений на занятии. Использование релаксационных упражнений активизирует память, воображение, внимание у детей, помогает научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

При опросе детей подготовительной группы, применяют ли они дома знакомые упражнения, большинство дали положительный ответ. Оказалось, что детишки с удовольствием выполняют релаксационные упражнения не только индивидуально, но и с группой друзей, что меня очень порадовало, потому что умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – это еще один шаг к развитию у них уверенности в себе.

1. Казакова Г. Н. Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2016. — №24.

Физические упражнения как средство укрепления психического здоровья дошкольников

Одной из главных задач физического воспитания детей дошкольного возраста является оздоровление организма ребенка, сохранение и укрепление его физического и психического здоровья.

Для жизнеспособности человеческого организма весьма велико значение психического фактора. По мнению Е.А. Аркина, нет ни одного расстройства организма, которое не было бы связано в той или иной степени с расстройством деятельности головного мозга. И в обыденной жизни различного рода легкие недомогания: боли, слабость, отсутствие аппетита, бессонница — иногда развиваются, особенно у детей, на почве нездорового душевного состояния, различных нервных переживаний. Таким образом, родители и педагоги дошкольных образовательных организаций вследствие незнания этого факта могут невольно оказывать неблагоприятное воздействие на нервную систему ребенка и, следовательно, стать косвенной причиной ухудшения состояния его здоровья.

Вопрос о единстве физического и психического в организме человека издавна привлекал внимание ученых. Аристотель говорил, что «душа ничего не испытывает и не действует вне зависимости от тела, так при гневе, отваге, желаниях, вообще при ощущениях» [1] . Все душевные состояния сопровождаются телесными явлениями.

Научные работы И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Аркина, Н.А. Бернштейна, М.М. Кольцовой,

Э.Я. Степаненковой и других специалистов убедительно доказывают, что психические и физические явления человеческого организма находятся в теснейшей взаимосвязи. Согласно теории западных телесных терапевтов: В. Райха, А. Лоуэна, М. Александера, М. Фель- денкайса и др., — если человек сознательно не борется со стрессовой ситуацией, на нее все-таки реагирует его тело. Это выражается в состоянии осанки, изменении дыхания, управлении движениями [2] .

Такое защитное поведение В. Райх называет «броней характера» и указывает, что оно выражается в хроническом мышечном напряжении — «телесной броне», которая позволяет изолировать человека от неблагоприятных эмоциональных переживаний. В качестве примера автор анализирует состояние малыша, который намеренно пытается удержаться от плача. Он напрягает мышцы живота и горла, сжимает зубы, задерживает дыхание.

Это первая стадия построения «брони характера», — отмечает К. Рудестам. Позднее подобные психотравмирующие ситуации могут вызвать автоматическое затормаживание естественных двигательных и голосовых компонентов ответных реакций. Через какое-то время этот тормозящий импульс удерживается уже бессознательно, мышцы лица, челюстей, горла и живота хронически напряжены. «Мышечная броня» делает почти невозможным свободное выражение эмоций печали и горя» 1 . Хроническое мышечное напряжение требует больших усилий для удержания определенной позы. Следовательно, можно предположить, что использование напряженных поз в качестве профилактического средства поможет человеку по-другому воспринимать собственное тело, сохранив чувство гармонии при напряжении.

Исследования Э.Я. Степаненковой, Т.А. Семеновой и других специалистов подтверждают, что физические упражнения являются результативным средством для коррекции и профилактики психофизического состояния старших дошкольников. Одним из основных направлений психокоррекционной работы является использование статических упражнений (напряженных поз) в работе с детьми дошкольного возраста.

В качестве примера рассмотрим упражнение «Арка Лоуэна», или прогиб назад. Ребенку предлагается встать, поставив ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Ноги слегка согнуть в коленях, руки согнуть в локтях и отвести их назад, сжатые в кулак кисти рук поставить на поясницу. Голову слегка запрокинуть, смотреть вверх- вперед. Если опустить воображаемый перпендикуляр из точки, расположенной между лопатками, то он должен пройти через точку, находящуюся посередине между ног.

Это упражнение может использоваться в качестве диагностирующего средства, так как существующие «мышечные зажимы» не позволяют выполнить его качественно.

При выполнении другой напряженной позы, которая называется «Кольцо Лоуэна», ребенок должен встать, ноги вместе, сделать наклон вперед, касаясь пальцами рук носков ног, затем выпрямить ноги в коленях и слегка наклонить корпус вперед, оторвав пятки от пола.

Упражнение «Досочка» выполняется из исходного положения стоя на коленях, руки на пояс. Необходимо наклонить корпус назад таким образом, чтобы бедра, живот и плечи находились на одной линии. Максимальное мышечное напряжение при этом наблюдается в области передней поверхности бедра.

При правильном выполнении данных упражнений в напряженной области наблюдается дрожь. По мнению телесных терапевтов, когда эмоции выражаются физически, происходит некоторое снижение напряжения. Согласно теории Г. Селье, дрожь — это защитная реакция организма на стрессовую ситуацию (холод или отрицательные эмоции), которая обеспечивает выведение адреналина.

Одним из базовых движений, высвобождающих заблокированные эмоции, является брыкание. Часто наблюдаемая в практической работе с детьми ситуация, когда малыш падает на пол, начинает сучить ногами и стучать кулаками, зачастую воспринимаемая педагогами и родителями как избалованность или педагогическая запущенность, на самом деле является защитной реакцией детского организма на стрессовую ситуацию.

Опираясь на данное положение, в работе с детьми дошкольного возраста можно использовать упражнение, которое называется «Капризный ребенок». Детям предлагается лечь на спину на мат, стучать ногами и колотить руками по полу, вертеть головой из стороны в сторону, при этом громко выкрикивать: «Нет!»; «Не хочу!»; «Не буду!» и пр.

Согласно мнению А. Лоуэна, кроме брыкания, такие физические упражнения, как удары по матрацу или стулу, также помогают выразить отрицательные эмоции, при этом хроническое напряжение медленно ослабевает. Вероятно, отбивание мяча также обеспечивает выход негативных эмоций у детей. Необходимо уточнить, что в работах Ф. Фребеля, П.Ф. Лесгафта и других авторов подчеркивается роль упражнений с мячом для всестороннего развития, и особенно влияние данных упражнений на развитие психики ребенка.

Изучение межполушарных отношений позволило специалистам сделать вывод о том, что правое и левое полушария головного мозга представляют собой отдельные самостоятельные системы, обслуживающие определенный вид мышления и взаимодополняющие работу друг друга. Правое полушарие отвечает за образное мышление, а левое — за абстрактное, или словесное. Таким образом, речевая специализация полушарий является не врожденной, а вырабатываемой.

Современные родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений прилагают огромные усилия для того, чтобы с раннего возраста формировать у детей определенную систему понятий, передавая максимальный объем логически выстроенной информации. Таким образом, система работы с детьми преимущественно направлена на развитие и тренировку второй сигнальной системы. У детей искусственно упражняется левое полушарие головного мозга, создаются предпосылки к формированию «мыслительного» типа нервной деятельности.

М.М. Кольцова в своей работе, ссылаясь на труды И.П. Павлова, уточняет: «Еще И.П. Павлов подчеркивал, что “мыслительный” тип — обедненный, так как вследствие слабости непосредственных ощущений жизнь этих людей проходит мимо природы и всего того, что дает искусство. Всегда полезно показать ребенку на облака, цвет неба, на цветы, мимо которых он проходит, дать их понюхать, а дома попросить его припомнить, какие это были цветы, нарисовать их» 1 .

Красота физических упражнений, их выразительность способствуют более прочному закреплению ощущений и впечатлений, закладывая хорошую основу для последующего формирования второй сигнальной системы. В работах Н.В. Цзена, Ю.В. Пахомова и других авторов подчеркивается, что наша культура — «праворукая», мы развиваем правую руку и, соответственно, перегружаем левое полушарие головного мозга.

Существенную помощь в расслаблении мышц и перераспределении нагрузки между правым и левым полушарием головного мозга могут оказать релаксационные упражнения, выполняемые в медленном темпе, например, детям предлагается удобно сесть, кисти рук положить на бедра и развернуть их ладонями вверх. Закрыть глаза и медленно (как можно медленнее) сжимать пальцы в кулаки. Все внимание должно быть сосредоточено на выполняемом движении. После выполнения упражнения необходимо спросить, что чувствовал каждый из детей. Старшие дошкольники обычно отвечают: «Тепло, как будто шарик теплый в руке лежит», «Словно песочек сыплется», «Паутина к ладони прилипла» и т.п.

В данном упражнении необычно медленный темп вызывает деавтоматизацию привычного движения, следовательно требует напряженного контроля со стороны сознания за его выполнением. Так как глаза закрыты, то кожно-мышечные ощущения являются

Кольцова М.М., Рузина М.С. Указ, работа. С. 37-38.

единственным каналом обратной информации, т.е. максимальная концентрация внимания к телесным ощущениям возникает непроизвольно. Авторы подчеркивают, что сознание человека имеет определенный ограниченный объем, который в настоящий момент занят телесными ощущениями, вытесняющими негативные переживания. В качестве релаксации можно медленно сгибать ногу в колене, руку в локте, опускать голову, открывать рот и т.д.

Выделяя значение телесного взаимодействия для психического развития ребенка, М.С. Рузина подчеркивает необходимость как можно чаще дотрагиваться до малыша, гладить его, щекотать и т.п. Это помогает ребенку ощутить радость телесного контакта, формирует «схему тела», дает человеку чувство самообладания и предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем. Пальчиковый игротренинг, разработанный автором, также может стать направлением психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста 1 .

Исследования В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, Л.В. Фоминой и других ученых подтвердили, что проекция кисти руки и мышц лица имеет наиболее обширное представительство в коре головного мозга. Это подтверждает необходимость использования упражнений для кистей и пальцев рук, мимических мышц лица в работе с детьми дошкольного возраста. В качестве упражнений этого направления детям можно предложить надуть щеки («надуваем шар», «набрали в рот воды», «дуем на свечу»), наморщить лоб, поднять брови («рассердиться», «удивиться»), высунуть язык («подразнить») и т.п. Детям предлагаются различные упражнения с массажными мячиками, разнообразные пальчиковые упражнения и игры.

Многочисленные работы ученых, в том числе В.С. Гурфинкеля, М.О. Гуревича, Н.И. Озерецкого и других, подтверждают положение, что изменения функционального состояния центральной нервной системы оказывают значительное влияние на степень устойчивости стояния. Опираясь на данное положение, Н.И. Озе- рецкий предлагает для диагностики психофизического состояния ребенка использовать упражнение «Поза Ромберга», включая его в комплекс общеразвивающих упражнений.

В проведении психокоррекционной работы с детьми огромное значение имеют специально подобранные подвижные игры, которые направлены на формирование способности представить себя на месте другого человека — партнера, мысленно видеть и проигрывать ситуацию за него, предугадать его действия.

Семенова Т.А. «Схема тела» и ее формирование у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 2 (70). С. 98—99.

Приведем пример игры, которую мы назвали «Маленький котенок». В ходе предварительной работы педагог рассказывает, что котята появляются на свет слепыми, глаза у них открываются только через две недели. Аккуратно передвигаться такому малышу могут помочь его старшие братья и сестры. Далее детям предлагается разбиться на пары и договориться, кто в паре будет «маленьким» котенком, а кто — его старшим братом. Затем дети, стоящие в паре, поворачиваются лицом друг к другу и соединяют ладони; «маленький котенок» закрывает глаза, а другой ребенок должен направлять его движения, предупреждая столкновения с другими парами. Когда игра будет хорошо знакома детям, можно проводить ее под музыку. Согласование собственных действий с действиями партнера необходимо в подвижной игре «Зеркало», «Охотники и обезьяны» и других аналогичных играх.

Таким образом, условно можно обозначить основные направления психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • • удержание напряженных поз;
  • • брыкание и отбивание мяча;
  • • релаксационные упражнения в медленном темпе с концентрацией внимания на телесных ощущениях;
  • • упражнения для кистей и пальцев рук, мышц лица;
  • • упражнения в статическом равновесии;
  • • специально подобранные подвижные игры.

Вышеназванные упражнения не требуют специально выделенного времени и могут быть включены в разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: занятия физической культурой, утреннюю гимнастику, физкультминутку, проводиться на прогулке, во время индивидуальной работы, включаться в интегрированные занятия и т.п.

Важно подчеркнуть, что душевное состояние, самочувствие ребенка имеет огромное влияние на его здоровье. Поэтому создание здоровой атмосферы жизнерадостности и бодрости является важным и необходимым условием физического воспитания. По мнению Е.А. Аркина, правильная постановка физического воспитания и особенно вдумчивый индивидуальный подход к детям являются наиболее действенными средствами устранения недостатков характера и поведения ребенка (замкнутости, робости, недисциплинированности) 1 .

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы.

Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников

Дыхание — синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Большинство младших школьников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений.

Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.

Просмотр содержимого документа
«Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников»

Роль дыхательных упражнений в укреплении здоровья младших школьников

студент 4 курса группы ФК – 41 Крылова Олега.

Научный руководитель: преподаватель Петрова И.А.

Актуальность темы. Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснован­ную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилакти­ки заболеваний детей, под­ростков и молодежи, около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы.

Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Влияние на образ жизни младших школьников, может оказать школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого, можно, научится заботиться о своем здоровье, избегать условий, которые могут привести к болезням.

Дыхание — синоним жизни. Поэтому для человека важно не только дышать, но и не менее важно дышать правильно. От того, как человек дышит, зависит работа всех систем органов. Большинство младших школьников не умеют правильно дышать во время ходьбы, бега и выполнения других физических упражнений.

Если периодически заниматься дыхательной гимнастикой, то любой человек (и ребенок, и взрослый) не только меньше болеет простудными заболеваниями, гриппом, исчезают застойные явления в легких, но повышается общая работоспособность, улучшается эмоциональная устойчивость.

Объект исследования: процесс повышения уровня здоровья младших школьников.

Предмет исследования: методика использования дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников.

Цель работы: Изучить влияние дыхательных упражнений на укрепление здоровья младших школьников.

Работа содержит две главы. Первая глава под названием «Проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников» представляет собой — анализ литературных источников по выбранной теме.

Анализ литературных источников показал, что формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая личность, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что в обучении младших школьников основным методическим подходом должно быть применение здоровьесберегающих технологий.

Большую часть уроков физкультуры проводить на спортивной площадке, а также в лесной зоне рядом со школой. Спортивный зал использовать только в межсезонье и непогоду.

На уроках физкультуры:

Комплексы специальной гимнастики.

С целью увеличения объема двигательной активности школьников проводить мероприятия, направленные на оздоровление и развитие координационных способностей школьников, в основу которых взять физические упражнения, заимствованные из различных восточных систем, а также нетрадиционные прогрессивные методы психофизиологического воздействия, такие как:

локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.);

дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой);

элементы самомассажа (точечного и классического).

Всю работу необходимо проводить системно. Системность должна проявляться в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими в течение всего учебного дня.

Такая систематическая работа по оздоровлению учащихся непременно приносит свои положительные результаты. К концу учебного дня дети не чувствуют усталости, утомляемость заметно снижается. Результативность уроков повышается. Дети становятся спокойнее, с желанием идут в школу, у них появляется интерес к учебе.

Вторая глава работы под названием – «Практическое изучение процесса повышения уровня здоровья младших школьников при помощи дыхательных упражнений» — представляет собой описание выполнения практической части работы.

На первом этапе практической деятельности необходимо изучить методику исследования, описывающую последовательность выполнения этапов работы по оценке показателей здоровья, начинается с фактических измерений, расчетов, оценки результа­тов и заканчивается использованием компьютерных технологий.

На втором этапе практической деятельности анализ литературных источников позволяет выделить следующие тесты для изучения уровня здоровья, которые доступны для учащихся, как экспресс-методы.

1. Экспресс-оценка уровня здоровья по заболеваемости.

«Количество здоровья» тем больше, чем менее человек подвержен различным заболеваниям.[25]

Высокий уровень здоровья — если школьник не болел в течение учебного года.

Средний уровень здоровья — если заболевание возникло во время эпидемии или при повышении нагрузки.

Низкий уровень здоровья — если школьник болеет во вре­мя обычных нагрузок.

Этот способ ориентировочный. Его главная цель — при­влечь внимание школьников к состоянию своего здоровья и определению причин, приведших к снижению его уровня, связанных с личным поведением (образом жизни).

2. Проба по Бутейко. Сядьте удобно, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и неполный выдох, зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать. Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно.

Оценка состояния: задержка дыхания более 40 с – здоров, 20 – 40 с – здоровье ослаблено, менее 20 с – человек болен.

3. Ортостатическая проба. Испытуемый около 5 мин находится в положении лежа. Экспериментатор производит подсчет пульса. По команде испытуемый резко встает, и экспериментатор считает пульс вновь. Оценка результата: частота пульса увеличилась не более чем на 4 удара в минуту – реакция организма очень благоприятная; увеличилась на 4–40 ударов – благоприятная, более 40 ударов – неблагоприятная.

На последнем этапе практической деятельности анализ литературных источников и изучение опыта работы целого ряда специалистов физической культуры, которые активно внедряют современные здоровьесберегающие технологии и методики оздоровления детей, помог подготовить несколько комплексов дыхательных упражнений для повышения уровня здоровья младших школьников.

Комплексы предусматривают постепенное разучивание упражнений под контролем преподавателя.

Комплекс дыхательных упражнений №1 для уроков физической культуры младших школьников

Комплекс дыхательных упражнений №2 для уроков физической культуры младших школьников

Комплексы дыхательных упражнений № 3 для физкультминуток и при выполнении домашнего задания

Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием» состоит из 4 упражнений. Вот одно из них:

Систематическое использование этих комплексов дыхательных упражнений возможно не только на уроках физической культуры, но и во время проведения малых форм физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, во время выполнения домашних заданий и на спортивных занятиях.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности. Здоровая личность, в свою очередь, будет развиваться гармонично. Отсюда можно сделать вывод, что в обучении младших школьников основным методическим подходом должно быть применение здоровьесберегающих технологий.

Большую часть уроков физкультуры проводить на спортивной площадке, а также в лесной зоне рядом со школой. Спортивный зал использовать только в межсезонье и непогоду.

На уроках физкультуры:

Комплексы специальной гимнастики.

С целью увеличения объема двигательной активности школьников проводить мероприятия, направленные на оздоровление и развитие координационных способностей школьников, в основу которых взять физические упражнения, заимствованные из различных восточных систем, а также нетрадиционные прогрессивные методы психофизиологического воздействия, такие как:

локальная гимнастика для различных частей тела (пальцев, шеи и др.);

дыхательная гимнастика (дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой);

элементы самомассажа (точечного и классического).

Всю работу необходимо проводить системно. Системность должна проявляться в комплексности физкультурных мероприятий, когда ребенок оказывается охваченным ими в течение всего учебного дня.

Такая систематическая работа по оздоровлению учащихся непременно приносит свои положительные результаты. К концу учебного дня дети не чувствуют усталости, утомляемость заметно снижается. Результативность уроков повышается. Дети становятся спокойнее, с желанием идут в школу, у них появляется интерес к учебе.

Читайте также:  Посещение курсов для будущих родителей: стоит ли тратить время?
Ссылка на основную публикацию