Как воспитывать ребенка без наказания: важные правила, рекомендации для родителей - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как воспитывать ребенка без наказания: важные правила, рекомендации для родителей

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания.
консультация по теме

В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».

Одной из первоочередных проблем, поставленных перед обществом современной жизнью, является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekom_rod_po_vosp_bez_nasiliya_na_sayt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

В Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается: «…ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». Поэтому «ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь».

Одной из первоочередных проблем, поставленных перед обществом современной жизнью, является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление. Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия .

Рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания.

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей. Родители, использующие часто физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

  • Вы можете изменить ситуацию так, чтобы ребенку незачем было вести себя

неправильно. Пример: Ребенок постоянно обращается с требованиями, просьбами, не дает родителям поговорить друг с другом.

Предложение: Не дожидайтесь, пока ребенок станет демонстрировать потребность в вашем внимании с помощью капризов. Придя с работы, сразу уделите внимание ребенку, хотя бы 15 минут, поиграйте, поговорите с ним. Используйте любую возможность, чтобы выразить свои чувства ребенку.

  • Не предъявляйте к ребенку требований, которые не соответствуют его возрасту и возможностям. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  • Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  • Если ребенок обманывает, разберитесь в причинах лжи ребенка: желание избежать наказания, страх перед отвержением. Убедите ребенка, «что лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
  • Учитесь владеть своими чувствами. Старайтесь сдерживать свои эмоции и физическую силу. Используйте те приемы релаксации, которые вы знаете: глубокий вдох, счет до 10, расслабление мышц.
  • Если ребенка часто наказывать, то он может привыкнуть реагировать только на физическое наказание. Кроме физического наказания существуют другие меры дисциплинарного воздействия. Возможно, поступок ребенка, за который вы его наказываете, – это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию? Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

Как установить контакт с ребенком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним.

Необходимо помнить, что лучше предотвратить, чем потом исправлять. Родители могут сделать многое для того, чтобы насторожить детей, предупредить их об опасности жестокого обращения с ними и научить избегать его. Для этого необходимо, чтобы между вами и детьми существовали доверительные, открытые отношения. В их установлении большую роль сыграют разговоры о ваших личных проблемах. Разговор с ребенком о жестоком обращении, особенно о сексуальном насилии, может быть трудным и потребует времени. Что именно вы скажете ребенку, зависит от его возраста, но даже самые маленькие смогут понять такие правила, как «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не уходи с незнакомыми людьми», «не соглашайся делать то, что тебе неприятно».

Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

Четыре заповеди мудрого родителя:

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел, но наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…».

4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Как воспитывать ребенка без криков, наказания, рукоприкладства? Советы Квопс, Комаровского, Карпачева

Воспитание без насилия – нелегкая задача, которая под силу только любящим, целеустремленным родителям. В данной статье мы поговорим о том, как воспитать ребенка, не прибегая к крикам, рукоприкладству.

Несколько причин плохого поведения малыша

Почему наше чадо ведет себя так, что родителям становится стыдно за его поведение и собственную педагогическую несостоятельность. Этому есть несколько возможных причин:

  • Физиологические особенности, темперамент карапуза. Меланхолики могут часами выполнять поручение родителей, убрать игрушки по местам. А холерики утомляют своим активным поведением окружающих.
  • Соперничество детей в семье. Часто взрослые поручают старшим детям заботу о младшем братишке или сестренке. Для того чтобы «перетянуть на себя одеяло» первенец проявляет неповиновение, упрямство.
  • Обида. Родители не выполнили своих обещаний? Ждите бури, всплеска непослушания.
  • Копирование поведения других. Малыш «подсматривает» модель поведения у других, более авторитетных для него сверстников. Стремится быть похожим на них.
  • Недостаток родительского внимания. С помощью девиантного поведения малыш стремится привлечь внимание взрослых. Даже негативное внимание для него лучше, чем полное его отсутствие. Кстати, мы уже писали статью про синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Проверка границ дозволенности. Таким образом, детка проверяет, до какого предела он может манипулировать взрослыми.
  • Отсутствие умения управлять своими эмоциями. Эмоциональная сфера малыша недостаточно сформирована, поэтому у детки проявляются приступы плохого поведения.
  • Тотальный контроль со стороны взрослых. С помощью неповиновения малыш пробует выбраться из-под постоянного контроля мамы и папы.
  • Избалованность. С молодых ногтей кроха не получал отказа и теперь противится любому навязыванию чужой воли.
  • Конфликты между родителями. Своим негативным поведением малыш пытается переключить конфликтующих родителей на собственную персону.

Кризисы детского возраста

Даже самый идеальный ребенок подвержен изменениям поведения в некоторые периоды своей жизни. Существует 4 возрастных кризиса детей:

  • Первый год жизни;
  • Третий год жизни;
  • Семилетний кризис;
  • Пубертат или подростковый кризис.

В это время дети не делают «назло», а пытаются доступным для них способом донести свои желания, мысли до взрослых. Ответственный родитель не станет решать проблему криком, отыщет действенные способы воспитания, подходы к собственному чаду.

Главные принципы воспитания малышей без наказания и насилия

Как найти в себе силы и не использовать право взрослого для наказания, битья маленького хулигана в воспитательном процессе? Придерживайтесь следующих принципов:

  1. Терпение. Никто не говорит, что воспитывать без наказания просто. Обязательно возникнут сложности, недопонимание. Но для того, чтобы вырастить хорошего человека важно проявить терпение.
  2. Безусловная любовь. Гораздо легче применить санкции, чем выяснять причину неповиновения или баловства. Но это эгоистично со стороны родителей. Ребенка важно любить не потому, что быть родителем – это модный статус, а просто так.
  3. Принятие ребенка. Да, у него есть недостатки и проблемы. Но он должен совершенно точно знать, что родители его любят.
  4. Внимание. Если не уделять детке достаточно своего времени и внимания, обязательно появятся проблемы.
  5. Уважение личности. Позволяйте малышу с ранних лет принимать решения по выбору игрушек, личной одежды. Уважайте его чувства, желания.
  6. Достойный личный пример. Для начала воспитайте себя. Ведь именно на вас будет, в конце концов, похож ваш малыш. Подавайте ему пример своими собственными достойными поступками.
  7. Давление порождает сопротивление. Если вы будете постоянно давить на кроху, то он будет сопротивляться вашему нажиму все сильнее и сильнее. В конце концов, отношения в семье станут настолько напряженными, что малышу захочется покинуть собственный дом. Это обязательно проявится в капризах, ссорах и истериках.
  8. Негативизм проявления силы. Помните, ваш авторитет не вечен. Однажды детка выйдет из повиновения, и наказания перестанут действовать.
  9. Последовательность. Если что-то сегодня нельзя, то не стоит это позволять завтра.
  10. Сила поощрения. Положительное подкрепление хороших поступков действует гораздо сильнее, чем воспитательные санкции.
  11. Школа для родителей. Постоянно развивайтесь, учитесь не реагировать на детские провокации, игнорировать эмоциональные срывы карапуза.

Советы по воспитанию от Кэтрин Кволс

Прогрессивный педагог Кэтрин Кволс в своей книге «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» дает заботливым родителям полный набор инструментов для формирования здоровых отношений детей и родителей.

  • Дайте понять малышу, что он полезен. Например, при посещении магазина советуйтесь, что необходимо купить, в каком количестве. Назначайте ответственным за те или иные действия, давайте посильные поручения.
  • Право выбора. Пусть выбирает, какую одежду ему хочется надеть сегодня, не навязывайте своего мнения.
  • Заранее предупреждайте. Гораздо проще не кричать за то, что до сих пор не в кроватке. А без крика предупредить заблаговременно, что через 10 минут необходимо умыться и лечь спать.
  • Сделайте упор на значимости его мнения. Важно, чтобы карапуз понимал, что его мнение по любому вопросу очень важно для каждого члена семьи.
  • Используйте специальные условные знаки. Договоритесь с ребенком, что в случае, если детка будет вести себя недопустимо, родители подадут ему условный сигнал остановиться. Такой подход не унизит подростка перед сверстниками, даст возможность откорректировать свое поведение.
  • Компромисс и договоренность. Избегать конфликта просто. Нужно лишь договариваться с малышом заранее. Если вы собрались в магазин, еще дома оговорите покупки, которые вы можете сделать.
  • Не со всеми проступками нужно бороться. Если вы не можете повлиять на какое — либо нежелательное поведение – узаконьте его. Например, если ваш карапуз настойчиво продолжает рисовать на обоях, не обращая внимания на ваши запреты, смените тактику. Выделите специальное место на обоях и позвольте рисовать именно там.
  • Ты и я – победители. Идите на компромисс. Находите такие решения конфликта, при котором в выигрыше останутся все.
  • Учите вежливо отказываться. Если ребенок не умеет прямо отказывать взрослым, он будет делать это косвенно через плохие поступки.
  • Избегайте ссор. Самая лучшая война та, что не началась. Уходите от конфликтных ситуаций, не ломайте характер ребенка.

Мнение Карпачева, Комаровского

Такого же мнения придерживается в своей книге «Как воспитывать детей без наказания» известный психолог Дмитрий Карпачев. С ним солидарен и известный педиатр Комаровский. Он считает, что кричать, а тем более бить ребятню в процессе воспитания недопустимо. Таким поведением взрослые развивают у детки неуверенность в себе, агрессию по отношению к окружающим, стрессы и детские страхи.

Конечно, легче бить ребенка, чем уделять формированию его личности достаточно сил и времени. Но подобные подходы к воспитанию личности могут нанести непоправимый вред психике малыша.

Как воспитывать ребенка без наказания: важные правила, рекомендации для родителей

Многие родители сомневаются в правильности воспитания своего чада. Главное сомнение, конечно, всегда касается использования наказаний. Разговор идет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще – таких, как угол, лишение компьютера или личных денег.

Как работает наказание?

Мы уверены, что знаем, что лучше для нашего ребенка. Эта точка зрения сохраняется всю жизнь. Но, решая за малыша, мы давим его самостоятельность, превращая человека в тюфяка.

Нужно же обязательно прислушиваться к пожеланиям ребенка!

Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть , со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания . Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил . Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться , чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка , когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению , а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки исо здать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Консультация для родителей «Эффективное воспитание без наказания»

Алла Абаза
Консультация для родителей «Эффективное воспитание без наказания»

Консультация для родителей «Эффективное воспитание без наказаний»

Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.

Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.

Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.

Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, — потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.

Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.

Так почему же дети «плохо» себя ведут?

Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.

Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут:

— влияние на окружение,

1. Привлечение внимания — «мне нужно твое особое внимание».

Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают — что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: Я — не пустое место!

Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.

Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание — пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания — веди себя плохо.

Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Мужчина уделяет мало внимания — будет скандал или пересолен ужин, дети обделяют вниманием — можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо — и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению.

2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)«ты мне ничего не сделаешь»

В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» — это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести — он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.

3. Месть-«вредить в ответ на оскорбление».

Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения — глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.

4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться — все равно не получится».

Эти тихие дети — вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.

Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.

На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание — он нуждается в этом.

Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый — демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.

Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения — месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей — доказать свою правоту и настоять на своем — не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.

А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать — не наказывайте. Даже если уже поняли, что вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — за каждый поступок. Салат из наказаний — это блюдо не для детской души!

Наказание — не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви, которую он заслуживает.

4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Детей воспитывает то, что их окружает!

1. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

3. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть нерешительным.

4. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность — он учится быть выдержанным.

6. Если ребенка часто подбадривают — он учится быть уверенным в себе.

7. Если действия ребенка часто одобряют — он учится оценивать себя.

8. Если с ребенком все всегда честны — он учится быть справедливым.

9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим — он учится находить в этом мире любовь.

Консультация для родителей «Запреты и наказания» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Чем можно заменить телесные наказания? Консультация для родителей Чем можно заменить телесные наказания!1. Терпением. Это самая большая добродетель, которая может быть у родителей! 2. Объяснением. Всегда.

К чему приводят телесные наказания ребенка? Консультация для родителей К чему приводят телесные наказания ребенка? 1. Шлепая ребенка- Вы учите его бояться Вас. 2. Проявляя при детях худшие черты своего характера,.

Консультация для родителей «Девять правил воздействия на ребенка без применения наказания» Узнай своего ребёнка: Девять правил воздействия на ребенка без применения наказания Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Нужны ли наказания в семье» Стоит ли наказывать своего ребёнка? Наказывая, подумайте «зачем?» Этот вопрос вы должны сами решить для себя. Одно из главных правил, наказание.

Консультация для родителей средней группы «Наказания и поощрения» Юлия Нечаева Консультация для родителей средней группы «Наказания и поощрения.» Наказания и поощрения играют большую роль в процессе воспитания.

Консультация для родителей «Воспитание без криков и шлепков» Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной? Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма.

Консультация для родителей «Поощрения и наказания» Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в.

Консультация «Воздействие на ребёнка без применения телесного наказания» Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие.

Как воспитывать ребенка без криков и наказания

Воспитание ребенка — очень трудоемкий и ответственный процесс. Многие родители ломают голову по поводу того, как именно нужно подходить к своим детям в период их бурного роста. Особенно щепетильна тема наказаний.

Ни для кого не секрет, что любой ребенок часто позволяет себе шалости, в большинстве случаев, просто не понимая негативную сторону своего поступка. Также не секрет для родителей тот факт, что преобладающее большинство детей капризны и непослушны.Но стоит ли кричать и срываться на малыша? Ведь это может серьезно повредить его психику, сделать его замкнутым и даже озлобленным.

В этой статье мы попробуем ответить на этот вопрос, а также рассмотрим более мягкие методики воспитания детей, которые позволят вам найти общий язык со своим ребенком и избежать конфликтов.

Что такое наказание и как оно работает?

Для начала стоит понять, что такое наказание и что оно в себе несет. В первую очередь, наказание — это искусственное формирование вокруг ребенка менее благоприятной среды, чем его обычная среда, с целью получения от него какого-либо результата.

С другой стороны, наказание может применяться после совершения ребенком какой-либо шалости, для того чтобы привить ему чувство ответственности за свои поступки.

Этот метод воспитания общепринят, популярен, универсален и прост. Родителю или учителю не нужно тратить время на поиск каких-либо иных более тонких способов стимулирования ребенка, а значит не нужно понимать его индивидуальность, его личность.

Метод воспитания наказанием превалирует среди воспитателей большинства детских садиков, в реалиях которых избежать наказания не представляется возможным. Тем не менее, существуют определенные границы.

Причины детского непослушания

Причинами детских шалостей могут быть самые разные явления. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев, причина непослушания заключается в самом поведении воспитателя. Ребенок всегда очень чутко чувствует и реагирует на окружающие его вещи и зачастую его поступки являются отражение его реакции.

Выделим четыре основные причины, согласно которым дети ведут себя не самым лучшим образов, чем вызывают раздражение и расстройство своих родителей:

    Вашему ребенку не хватает внимания. Очень часто дети своими поступками просто-напросто пытаются привлечь к себе внимание. Ребенок осознает, что своим примерным поведением, тихими играми в своей комнатке он не сможет обратить на себя внимание родителей. Другое дело, если что-то разгромить или испортить. Тогда вся семья обратит свой взор в его сторону. Таким образом, даже негативная реакция родителя для ребенка дороже равнодушия, которое он ни в коем случае не приемлет. Психологи отмечают, что если действия вашего воспитанника вызывают у вас раздражение, то это как раз случай недостатка внимания. Следовательно, подобных негативных проявлений можно избежать, просто проводя больше времени с чадом.

Запомните, что для детей очень важно не чувствовать себя одинокими! Детям очень важно ваше внимание.

Для того, чтобы избежать возникновения негативных историй и последствий по этому сценарию, следует дать воспитаннику больше прав.

Основные принципы воспитания детей без криков и наказаний

Для воспитания ребенка без наказаний и криков сыграет большую роль поведенческий принцип. Для того, чтобы ребенок понял, что какое-то определенное действие плохое достаточно продемонстрировать ему этом (только ни в коем случае нельзя наносить вред ребенку).

Ребенок должен осознать, что чувствуют другие люди, когда он ведет себя таким образом. Это очень важный метод, воспитывающий в ребенке самостоятельное внутреннее правосознание и позволяющий избежать прямого наказания.

Вы должны являться для ребенка примером, а не быть неким жандармом, устанавливающим жесткие правила. Также очень важно, чтобы вы тоже признавали свою вину тогда, когда поступили нехорошо. Это будет идеальным примером поведения в таких ситуациях для вашего малыша.

Большое значение имеют ваши извинения перед ребенком, если вы поступили неправильно по отношению к нему. Кроме того, исключительную важность имеют так называемые разъяснительные разговоры. Этот метод можно применять как самостоятельно, так и вместе с наказанием.

Важно понимать, что дети не осознают многие законы окружающей нас жизни, они просто не знают некоторые правила и нормы.

Таким образом, роль разъясняющих разговоров очень большая. В случае, если ребенок совершил какой-то негативный поступок, следует устроить детальный «разбор полетов»: объяснить почему этот поступок неправильный, объяснить, что чувствуют люди по этому поводу, показать, как следовало поступить правильно и посоветовать, что можно сделать для исправления ситуации.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Полностью отказаться от криков и наказаний в воспитании детей очень сложно. Есть случаи, когда наказание в некоторой степени оправдывается. Например, когда от ребенка требуют убрать за собой разбросанные игрушки. Кроме того, за счет наказаний иногда устанавливается безопасность ребенка, чем тоже нельзя пренебрегать.

Если вы хотите полностью избежать наказаний в воспитательном процессе, психологи советуют создать вокруг ребенка комфортную и безопасную среду.

К сожалению, большинство родителей используют наказания для других целей, которые совсем его не оправдывают. И таких случаев можно и нужно избегать. В тех же случаях, когда наказания обойти не получается, следует чётко и ясно дать понять ребенку, за что его наказывают.

Обязательно стоит проговорить причину. Это очень важный воспитательный аспект. Если же малыш не осознал, из-за чего он попал в немилость, то в лучшем случае польза от такого наказания будет равна нулю, а в худшем — нанесет прямой вред ребенку, так как это может взрастить в нем неуверенность в себе, несамостоятельность, комплексы и страхи.

Кроме того, психологи отмечают одну общую популярную родительскую ошибку, когда у мамы и папы отличаются подходы к наказанию ребенка. Нужно категорически избегать ситуаций, когда мама что-то разрешает, а папа запрещает, и наоборот.

У родителей должна быть четкая и ясная система оценок поведения малыша. В противном случае, у ребенка может серьезно нарушится восприятие того, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому очень важно, чтобы родители, в первую очередь, договорились обо всех тонкостях воспитания между собой.

Если вы все же не смогли полностью отказаться от наказаний, то очень важно хотя бы избегать физического наказания детей. После 5-6 лет любое физическое воздействие воспринимается ребенком как глубокое унижение и может привести к негативной трансформации личности.

Существует несколько правил воспитания детей без криков и наказаний. Если родители будут придерживаться их, то им намного проще будет наладить отношения со своими детьми, растить их в спокойной атмосфере, любви и понимании.

  • Не запугивайте малыша, недопустимо испугом добиваться послушания, избегайте ироничных и насмешливых интонаций; не ругайте за трусость,
    при боязни уснуть не оставляете ребенка одного, пока он не уснет; если ребенок в страхе проснулся – мягко успокойте его, общайтесь с малышом весело и твердо – так он поймет, что нет причин для боязни, беседуйте с ребенком о окружающем мире, недостаток любви и понимания может стать источником зарождения страхов.
  • Секреты детского воображения. В своем воображении дети видят разнообразных ужасных «чудищ», но еще не могут силой воображения их победить.

Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.

Пусть малыш вообразит «нечисть» вместе с родителями и, скажем, мысленно войдет в темную комнату, где сидит «кто-то» — дальше ничего ужасающего не случиться. Повторите такой метод 2-3 раза и малыш приобретет навык контроля над воображением.

  • Взрослеющим детям упражнение может помочь избавиться от других комплексов: боязни сцены, перехода в другую школу. Далее этот метод надо использовать уже в реальности, но очень осторожно и постепенно. Нужно суметь смоделировать среду, в которых малыш полностью себя контролирует. Если ребенок страшится пауков, он может постепенно к ним привыкнуть, глядя на фотографии из книг. Если пугается темноты – дайте малышу фонарик, это позволит ему почувствовать уверенность и контроль над страшной ситуацией.
  • Позовите на помощь… игрушку. Пусть ребенок выберет самую любимую игрушку и поручит ей свою защиту.
  • текст;
  • Продумайте заранее эпопею — повествование «на сон». Рассказывайте, как герои преодолели свои страхи, как победили легионы «нечисти» и «страшные» вещи.
  • Не стесняйтесь получать советы от профессиональных психологов. В каждом детском дошкольном и школьном заведении работает штатный психолог, которых поможет разобрать с родителями и детьми все сложные ситуации. Главное, обращаясь за профессиональной помощью, быть готовым к откровенному диалогу.

  • Более подробно узнать о роли родителей в воспитании сына, вы можете из нашей статьи: Как правильно воспитывать мальчика

    Вместо заключения

    Таким образом, полностью избежать наказаний для ребенка не получится, но серьезно сократить их количество можно и даже нужно. Важно понимать своего ребенка и прислушиваться к нему.
    Почаще ставьте себя на его место: «а что бы я чувствовал на его месте? а как бы я поступил на его месте?». Запомните, что ваши дети являются вашим отражением и во много их поведение зависит от вашего.

    Смотрите также статьи по теме

    2 комментария

    Сейчас считается, что до трех лет ребенка нельзя наказывать и позволять ему делать все что в голову взбредет. Я с этим категорически не согласен. А какое Ваше мнение?

    Мне кажется, что это не совсем правильно. Ребенок, которому до трех лет было все дозволено, вряд ли сможет понять, почему вчерашние шалости стали под запретом. В воспитании детей родители должны проявлять твердость характера, но наказания должны быть понятны. Если малыш провинился и мама решила его наказать, то мало будет ему сказать «Ты наказан и сегодня не смотришь мультики». Правильным будет объяснение причины наказания, т.е. «Ты наказан потому, что (указать причину) и поэтому сегодня мультики смотреть не будешь».

    Читайте также:  Почему болит копчик после родов при сидении, что делать для устранения дискомфорта?
    Ссылка на основную публикацию