Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Роботы Образование Творчество

  • Министерство образования и науки РФ
  • Дошкольное образование
    • Конструирование
      • Конспекты
      • Программы
      • Дневник педагога
      • Метод копилка
    • Робототехника
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Исследовательская деятельность
      • Программы
      • Конспекты
      • Метод копилка
    • Руководителям ДОУ
    • Кейс конспектов «ЖУРАВЛЁНОК»
  • Основное образование
    • На уроках физики
    • На уроках технологии
      • Современный урок технологии
        • Материалы к августовским совещаниям
        • Проектная деятельность на уроках
        • Методическая копилка
        • Анонс
        • Прошу слова!
        • Интервью
    • На уроках информатики
    • На других уроках
    • Начальное образование
      • Личный взгляд
      • Уроки
      • В центре внимания
  • Дополнительное образование
    • Техническое творчество
    • Водородный клуб
    • Художественное творчество
      • Декоративно-прикладное искусство
      • Изобразительное искусство
      • Шитье и вязание
      • Дизайн
    • Сборка роботов
    • Программы
    • Дневник педагога
    • Новости дополнительного образования
  • Инклюзивное образование
    • Реабилитационная робототехника
    • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
    • Дети с задержкой психического развития
    • Дети с нарушением речи (логопаты)
  • Соревновательная робототехника
    • РОБОФЕСТ
    • Всероссийская робототехническая олимпиада
    • Word Robot Olimpiad
    • ИКаР
    • ИКаРёнок
    • Документы в помощь педагогу-робототехнику
    • Документы к соревнованиям
    • «РОБОСПОРТ»
  • Дистанционные конкурсы

Подробности Опубликовано : 19.12.2018 12:31 Просмотров: 768

Конструктивная деятельность в ДОО: разбираем достоинства и недостатки существующих вариантов

Продолжаем серию публикаций в рамках новой рубрики «Методический час». И сегодня мы попробуем разобраться, какая форма организации конструктивной деятельности эффективнее: специально организованная непосредственно образовательная деятельность или совместная деятельность в повседневной жизни ребенка.

Для начала давайте обратимся к примерным образовательным программам дошкольного образования и посмотрим, как предлагают авторы организовать конструирование: в процессе непосредственно образовательной деятельности или в совместной деятельности с педагогом, а может быть вынести конструктивную деятельность в блок самостоятельной деятельности?

Анализ примерных программ позволил сделать следующие выводы. Единого мнения по вопросу не наблюдается. В одних программах конструирование вынесено в совместный блок деятельности, в других – в образовательную деятельность, наряду с видами деятельности художественно-эстетического развития (лепкой и аппликацией). В то же время авторы отмечают, что конструирование организуется в совместной деятельности детей и педагога, где создаются условия для самостоятельной конструктивной деятельности.

Отметим преимущества каждой формы организации конструирования. Обратимся сначала к непосредственно образовательной деятельности. Что предполагает данная деятельность? Во-первых, четко формулируется цель, направленная на решение задач обучающих, развивающих, воспитательных. Исходя из поставленной цели, педагог продумывает содержание, определяет методы и приемы работы с детьми на каждом этапе работы.

Непосредственно образовательная деятельность предполагает организацию всех детей группы либо фронтально, либо по подгруппам, т.е. в любом случае, каждый ребенок задействован в ней. Для достижения поставленной цели, педагог заранее готовит необходимое оборудование, т.е. подбирает конструктор или отдельные его детали, продумывает, как будут мотивированы дети на деятельность и как будет обыграна постройка в итоге.

Совместная деятельность педагога и детей также предполагает решение задач обучения конструированию, подбор необходимого материала, определение содержания, исходя из задач. Также предполагает соблюдение некой структуры, включающей в себя мотивацию детей, основную часть и подведение итогов.

Но давайте разберем не только плюсы, но и те трудности, с которыми могут столкнуться педагоги. Непосредственно образовательная деятельность, даже если она организуется с подгруппой детей, предполагает наличие достаточного материала либо для каждого ребенка, либо для работы в паре. Это можно рассмотреть как трудность для педагогов, ведь педагогу приходиться продумывать такие варианты работы с конструктором, при которых все дети будут задействованы, с учетом того количества материала, который есть в группе. Совместная деятельность, с одной стороны не требует наличие большого количества конструкторов (на каждого ребенка), так как она может осуществляться даже индивидуально, но с другой стороны, может ли педагог найти время для каждого ребенка и быть уверенным в том, что все дети группы овладели необходимыми навыками?

Следующий момент, на который хочется обратить внимание, связан с тем, что совместная деятельность педагога с ребенком в повседневной жизни воспринимается ребенком более комфортно, нежели чем деятельность на занятиях. Поэтому, организуя непосредственно образовательную деятельность, педагогу нужно приложить больше усилий, чтобы заинтересовать детей, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в ней.

Так какая же форма является в данном случае преимущественной? На этот вопрос можно, на наш взгляд, ответить так. Конструирование не стоит исключать из регламента непосредственно образовательной деятельности, решая в ней общие задачи по развитию конструктивных умений для всех детей, возможно наиболее сложные задачи, но и в совместном блоке конструирование не исключается, где каждый ребенок как раз сможет проявить и закрепить сформированные конструктивные умения и навыки. Кроме того, конечно, мы организуем предметно-развивающую среду в группе по конструированию для самостоятельной деятельности детей. На наш взгляд, это оптимальный вариант. А как в вашем детском саду решается этот вопрос?

Рейтинг:
/ 1

Комментарии

Therefore, people direct more day time online.

Обучение элементам конструирования

Конструирование и моделирование эффективно развивают конструкторские умения учащихся.

Под конструированием следует понимать процесс создания учащимися технических объектов с частичным или полным выполнением посильных для них проектов и расчетов. В начальных классах обычно осуществляется два вида конструирования: идеальное (мысленное) и предметное (практическое). Наибольшую педагогическую ценность имеет конструирование, включающее в себя оба вида, т.е. когда мысленный образ предмета реализуется в законченное изделие.

Опыт работы в начальных классах убеждает в том, что учащиеся могут выполнять разнообразные задания по конструированию. Переходным этапом от работы с бумагой к работе с конструктором можно считать изготовление моделей зданий. Учащимся дается задание — изготовить модели домика и башни из разверток картона, используя опыт, полученный при выполнении объемных картонажных работ. Опираясь на готовые технологические карты, учащиеся вычерчивают развертки, сгибают, режут, монтируют детали. Детям предлагается внести дополнения и изменения в конструкции, украсить модели по своему замыслу. Далее при постановке конструкторских задач учитель указывает на общие требования к изделию: любая конструкция должна быть простой, прочной, недорогой, экономной и красивой. В конструкции следует по возможности использовать стандартные детали из наборов конструкторов и полуфабрикатов, т.е. стремиться к тому, чтобы обработка деталей была минимальной. Обычно учащиеся начальных классов стремятся к тому, чтобы как можно скорее изготовить задуманную конструкцию, не уделяя достаточного внимания ее изучению по описаниям и чертежам. Это часто приводит к серьезным ошибкам. Учителю необходимо добиваться такого положения, чтобы каждый ученик приступал к практическому изготовлению модели лишь тогда, когда он четко в деталях представит свою конструкцию и последователь­ность ее изготовления.

Конструированию необходимо обучать. Условно процесс конструирования и обучение ему можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе учитель, демонстрируя модель, детально объясняет ее конструкцию, показывает части модели и рассказывает об их назначении. Учащиеся должны убедиться в том, что в конструкции нет ничего лишнего, что каждый ее элемент логически обоснован. При этом полезно перед учащимися поставить вопросы: почему задние колеса у трактора делают большими? Почему стрелу подъемного крана делают длинной? и т.д. Такие вопросы помогают детям глубже освоить конструкцию машины.

На втором этапе учитель предлагает детям конструировать модели по технологическим картам с частично пропущенными данными. Например, при конструировании модели автомобиля учитель не указывает размеры лобового и боковых стекол кабины, длину осей колес, способы соединения деталей и т.д. В конце этого этапа можно давать детям задания по конструированию из картона на готовой раме шасси новой марки автомобиля.

На третьем этапе учащимся можно давать задания по образцам, описаниям, схемам самостоятельно сконструировать отдельные части моделей. Например, при изготовлении модели экскаватора учащимся можно дать задание сконструировать подъемное устройство, которое удовлетворяло бы следующим требованиям: стрела на оси должна фиксироваться в разных положениях; при повороте ручки должен перемещаться рычаг с ковшом; экскаватор должен передвигаться во всех направлениях на колесах; кабина со стрелой должна вращаться по кругу.

Так, постепенно в процессе конструирования по образцу, чертежу, собственному замыслу ученик переходит от репродуктивной (воспроизводящей) к продуктивной творческой деятельности.

Поскольку учащиеся начальных классов обычно доводят конструкторские замыслы до реализации в законченное изделие, то решаемые ими задачи можно разделить на два вида: конструкторские и технологические. Первые включают в себя в основном разработку технологической документации и осмысление плана работы; вторые — подбор материалов и инструментов, организацию рабочего места, обработку, монтаж, регулировку и испытание. Так как первые задачи органически связаны со вторыми, то их можно объединить в одно понятие — технологические задачи. Решаемые учащимися начальных классов на уроках моделирования технические задачи должны удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь политехническую направленность; 2) соответствовать программе трудового обучения; 3) иметь элементы проблемности и занимательности, быть посильными; 4) допускать несколько вариантов решения.

Для уроков технического моделирования характерны изделия, состоящие из нескольких деталей, поэтому, для того чтобы понять весь технологический процесс, надо уметь планировать работу. Здесь необходимо знание правил культуры труда— аккуратность в выполнении каждой операции, порядок на рабочем месте, экономное расходование материалов, умение ценить и рационально расходовать учебное время. Культура труда проявляется и в правильном использовании инструментов. При изготовлении технических макетов и моделей особо заметны неточность и неряшливость, проявляемые в работе.

Работа по чертежам, эскизам, технологическим картам (таблицам), техническим рисункам требует соблюдения особой точности, внимательности, активного мышления. Говоря о закреплении и совершенствовании чертежно-графической грамотности, надо отметить, что трудовая деятельность в этом направлении идет в соответствии с программными требованиями, но на более высоком уровне, так как при этом исключаются разметка на глазок, небрежность, неточность.

Нельзя не остановиться на соблюдении правил техники безопасности. При изготовлении технических моделей бывает необходим более широкий ассортимент инструментов. С особой осторожностью следует обращаться с колющими и режущими инструментами, надо давать детям предварительно необходимые инструкции.

Читайте также:  Психологический запор у ребенка 2-5 лет: провоцирующие факторы, возможные осложнения и способы лечения, рекомендации для родителей

Одна из существенных задач, решаемая на уроках технологии, — это развитие творческих и конструкторских умений учащихся. Более успешно младшие школьники справляются с заданиями, где присутствуют элементы конструирования при изготовлении изделий из бумаги и разных материалов. Задания же конструкторского характера при моделировании технических объектов вызывают больше затруднений, но и они разрешимы. Например, при моделировании простейшего домика необходимо изготовить деталь, из которой получилось бы крыльцо; изменить форму крыльев у планера; соорудить из полых бумажных трубок плот или использовать их как опоры для беседки и другого сооружения.

Конструирование на уроках технического моделирования — это более высокая ступень трудового обучения, для которой характерны повышенная интеллектуальная и конструкторская мыслительная деятельность. Формирование конструкторских знаний и умений — сложный и многогранный процесс. Основные направления его реализации таковы:

а) усвоение детьми понятий «конструкция», «конструирование» и правил конструирования;

б) систематическое формирование умений анализировать конструкции изделий, точно определять количество деталей, способы их соединения;

в) решение задач на изменение конструкций отдельных деталей, узлов и способов их соединения;

г) упражнения в создании эскизов конструируемых изделий и выбор лучшего из них.

На первых этапах положительные результаты дает коллективное обсуждение возможных вариантов конструкций, выбор лучших предложений. Опыт показывает, что дети успешно решают конструкторские задачи, когда делают задания парами.

Когда навыки закрепятся, можно переходить и к выполнению индивидуальных заданий. Чтобы работа шла интереснее, целесообразно заранее определить задания для конструкторского изменения деталей модели или макета. Это позволяет показывать широкие возможности конструирования. Надо помнить, что учащиеся начальных классов нередко переоценивают свои возможности; что они порой стремятся к преждевременному усложнению своих макетов и моделей.

Разумеется, учитывая возраст и недостаточную подготовленность младших школьников, можно говорить лишь об элементах конструирования.

Задание студентам:

1. Проанализируйте программы и учебники по технологии для начальной школы: особенности конструирования и моделирования, виды объектов, предлагаемых учащимся для конструирования и моделирования.

2. Заполнение терминологического словаря.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Юлия Ахтырская
Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать и некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы.

Термин конструирование (от. Латинского -построение) обозначает определенное взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстает как единое целое.

Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом особенно важно развитие пространственного воображения (Б. М. Ребус) и образного мышления (Н. Н. Поддьяков, И. С. Якимаская).

Наблюдая за детьми, использующими наглядный материал, с ясельной группы, можно заметить, что сначала дети учатся правильно складывать кубики, создавая устойчивые и ровные постройки; учитывая форму различных элементов строительного материала (кубиков); понимать, что сооружения могут выглядеть по-разному. Потом постепенно они научатся «читать» планы построек (сначала в одной плоскости, а позднее в трех, что позволит им более четко ориентироваться в реальных предметах, учитывать их пространственную многомерность, но самое главное создавать новые, сложные собственные конструкции и правильно воплощать свои замыслы конструктивной деятельности (воплощение которой можно найти в различных стилях архитектуры, что в свою очередь обогатит их фантазию и будет способствовать развитию творческих способностей.

Проведенное в группе наблюдение показало, что при самостоятельном выборе центра активности из 23 детей средней группы чаще выбирают для игры Центр «Строительства и конструирования» 8 мальчиков, что составляет 67% и 3 девочки 27%. Если суммировать показатели, то получится половина группы.

С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом. Учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжности, объемности предметов, а также из структурных единиц: частей и деталей.

В своих исследованиях Л. А. Венгер указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применении графического моделирования в конструировании позволяет включить в самостоятельную творческую деятельность.

Виды конструкторов:

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент:

• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т. д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Формы, методы и приемы обучения детей конструированию из строительного материала

У детей 2-3 лет можно выделить форму конструирования: по образцу. А методы и приемы используемые педагогом одинаковы для детей разного дошкольного возраста (от 2 до 7 лет, единственное, что их отличает это:

Использование образца для детей 2-3 лет, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.

Перед этим необходимо:

• знакомство детей с реальным объектом (целиком, потом показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, «Горка» во время прогулки. Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их потом в своих постройках.

«Домик» у домика — стены, окна, дверь, крыша и т. п., объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование впоследствии.

• воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

• воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.

• педагог должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.

• немаловажно наблюдение педагога за точностью выполнения по образцу, дети должны научиться правильно отбирали материал и правильно его использовать. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.

• педагог показывает малышам, как использовать данную постройку для игры с игрушками, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин) -это является «сюжетным конструированием»

Читайте также:  Причины аллергии при кормлении грудью: влияние химических и пищевых привычек на проявление болезни

Совместное моделирование по карте-схеме объектов из 2-5 элементов. В данном возрсте можно попробовать применять карты-схемы, для посторойки объектов из небольшого количества элементов (2-5, домик, машину, гараж, скамейку, стол и др.

У детей 5-7лет, более старшего возраста можно выделить формы конструирования: по образцу (карте-схеме, по условиям, по теме, по замыслу. Они уже научены работать по образцу в более младшем возрасте, способны к более сложной конструктивной деятельности: по рисунку, по пооперационной карте, по схемые.

В процессе конструирования по картам-схемам у детей формируются обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов. В процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше, но и функциональные свойства.

Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

В данном возрасте выбор предмета постройки зависит от тематики проекта, проводимого в данной группе в это время или от задумки самого ребенка.

По тематике проекта педагогами подготавливается подборка образцов-рисунков и пооперационных карт, выбрав Центр «Строительства и конструирования» на утреннем сборе, или в вечерней самостоятельной деятельности дети переходят в него конструировать, используя при этом образец-рисунок или пооперационную карту-схему.

Немаловажно, что дети, более старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение;

пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

рассказ, может использоваться в различных ситуациях;

визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении построенного объекта со схемой;

композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание постройки или сконструированного материала ;

мысленного создания объекта по названию, данному педагогом. В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, что, какого цвета и какого размера ты возьмешь вначале?

– Что будет построено потом?

– Что у тебя особенно хорошо получится?

«узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает предмет, не говоря его название. Возможно применение загадок;

игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) «Кто расскажет лучше, интереснее?», «Определи на что похоже», «Сочини историю»;

— Построим дорогу к бабушке в деревню;

— Создадим объемную аппликацию для мамы;

создания игровой ситуации «Построим дом для черепашки», «Мост через речка для мышонка» и др. ;

использование литературных произведений. Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки «Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»;

Таким образом использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

«Моделирование в учебной деятельности дошкольников» Консультация для педагогов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 42.

Консультация для педагогов «Развитие психических процессов у детей» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ» Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории.

Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

При обучении школьников конструированию учитель объясняет им сущность и потребность данного процесса, его роль в сфере производства, народного хозяйства. Учитель показывает учащимся различные виды технологической документации (технологическая карта, маршрутная карта, операционная карта), объясняет назначение каждой из них.

По мере накопления знаний и умений учащихся изменяется содержание их деятельности в процессе конструирования. Регламентация действий школьников со стороны учителя постепенно уменьшается, возрастает их самостоятельность в решении технических задач, возникающих в процессе конструирования.

Обучение учащихся конструированию может осуществляться в три этапа:

1) по исчерпывающей технической документации;

2) по сокращенной технической документации;

3) по техническим условиям либо по собственному замыслу.

Особенность первого этапа обучения конструированию заключается в том, что в технологической документации подробно описан используемый инструмент для изготовления изделия, чертежи изготавливаемых деталей, перечислены выполняемые операции, перечислены примечания к выполняемой работе, а также могут присутствовать различные технологические рекомендации (скорость резанья (v=Пdn/1000 м/мин), глубина резанья (t=D-d/2 мм), подача (s мм/об), количество проходов (i), машинное время (Tм )), т.е. учащиеся получают все исходные данные, необходимые для выполнения задания.

Это вовсе не означает, что при этом нет условий для проявления творчества учащихся. Так, даже при наличии чертежа, технических условий на объект и технологической карты учащимся приходится проявлять определенную самостоятельность. Прежде всего они должны разобраться в технической документации: прочитать чертеж, изучить технологию. Для самостоятельного решения остаются такие вопросы, как рациональный выбор заготовки в соответствии с чертежом, выбор способа крепления заготовки и др.

Второй этап обучения моделированию характеризуется тем, что учащиеся получают не все данные, необходимые для выполнения задания. Часть данных они должны найти самостоятельно, пользуясь справочной литературой, проявляя творческое отношение к разработке конструкции изделия, технологии его изготовления и т. д. В сокращенной технической документации рекомендуется предусматривать одновременно задания как по чтению и разработке чертежей, так и по конструированию и составлению технологического процесса. Таким образом, для нахождения недостающих данных учащиеся должны творчески применять определенные знания по черчению, а также из области конструирования и технологии. Сокращенная техническая документация строится с таким расчетом, чтобы ученикам приходилось решать постепенно все более сложные задачи (рекомендации, основанные на изучении опыта работы передовых учителей труда, будут рассмотрены в следующих параграфах данной главы).

Третий этап обучения моделированию — это самостоятельная работа ребят, которая направляется их творческим воображением либо техническими условиями на изделие.

Смоделировать изделие по заданным техническим условиям значит обеспечить соответствие его определенным требованиям. Такие требования в условиях производства задаются, как правило, заказчиком. На занятиях в мастерских технические условия обычно устанавливаются учителем.

Четвертый этап — моделирование по собственному замыслу (оно близко к изобретательству). Говоря о моделировании по собственному замыслу на занятиях в мастерских, нужно иметь в виду, что учащиеся не всегда умеют соразмерять свои замыслы с реальными возможностями. Поэтому, разрешая детям, которые к этому подготовлены, заниматься конструированием по собственному замыслу, учитель знакомится с их планами и вносит в них коррективы с учетом индивидуальных способностей каждого, материальной базы и т. д.

В процессе моделирования особенно заметны индивидуальные различия учащихся. Объясняется это в значительной мере тем, что некоторые из них занимаются моделированием в кружках, увлекаются конструированием и изготовлением различных технических устройств. Эти дети оказываются более подготовленными и могут выполнять более сложные задания, чем те учащиеся, которые встречаются с моделированием на занятиях в мастерских впервые. Это приходится учитывать учителю труда.

Как уже отмечалось, в процессе обучения моделированию учащиеся должны читать и составлять чертежи, применяя графические знания и умения, а также активно использовать конструкторские и технологические знания. Реализация обучения моделированию обеспечивается органическим сочетанием названных видов знаний. Однако с точки зрения методики обучения целесообразно рассматривать отдельно, как происходит формирование графических, конструкторских и технологических знаний и умений.

1) технологическое планирование по готовой документации; (см. приложение 1, стр. 31-33)

2) технологическое планирование по сокращенной документации; ( см. приложение 2, стр. 34-39)

3). технологическое планирование по собственному замыслу;

Технологическое планирование по собственному замыслу заключается в том, что учащиеся самостоятельно выбирают для изготовления необходимое им изделие.

Характеристика трудностей, которые возникают перед учителем при обучении школьников конструированию и технологическому планированию.

При обучении школьников конструированию и техническому планированию у учителя возникают различные трудности.

Опыт работы школ и специальные исследования показывают, что сама постановка трудового обучения в школе наилучшим образом способствует трудовому воспитанию школьников. Например, некоторые учащиеся, приходя впервые в мастерскую, чувствуют себя неуверенно, боятся подходить к станкам, сомневаются, что им удастся выполнить задание. Бывает и наоборот, когда отдельные учащиеся проявляют самоуверенность, которая, нужно сказать, очень быстро исчезает и на смену ей приходит все та же неуверенность. В обоих случаях очень важно правильно подобрать задания с тем, чтобы они не были слишком простыми (и не породили самоуверенности) или слишком сложными. Успешное выполнение задания рождает веру в свои силы, пробуждает интерес к работе, который нужно поддерживать постепенным усложнением заданий. Благодаря этому учащиеся приучаются преодолевать трудности, вырабатывают необходимую настойчивость.

Успешному формированию поддается и такое качество, как самоконтроль. Приступая к занятиям в мастерских, учащиеся, как правило, очень слабо владеют этим умением. Из опыта известно, например, что довольно часто учащиеся V—VI классов стремятся прежде всего придать заготовке внешнюю форму в соответствии с тем, что изображено на чертеже. Если, например, на чертеже не проставить размеры, то многие учащиеся и не обратят внимание на необходимость соблюдения этих требований чертежа. Лишь постепенно школьники убеждаются в необходимости самоконтроля, приучаются к нему. При правильном построении учебного процесса учащиеся самостоятельно проверяют точность размеров заготовки на отдельных операциях, правильность выполнения трудовых приемов.

Читайте также:  Психологические причины токсикоза при беременности: причины и пути исцеления психосоматических осложнений

На занятиях в мастерских у учащихся воспитывают положительное отношение к труду. Известно множество примеров того, как постепенно в результате трудового обучения изменяется отношение учащихся к физической работе.

Если некоторые учащиеся вначале неохотно приходят на занятия в мастерские, то постепенно хороший учитель настолько увлекает их работой, что они просят его назначить дополнительные занятия во внеурочное время. При этом учащиеся стремятся не просто поработать, но стараются изготовить качественную продукцию, проявляют бережливое отношение к расходу материалов, хранению инструментов, оказывают помощь товарищам в работе.

Основой развития качеств личности, необходимых для успешного участия в трудовых процессах, служит производительный характер труда учащихся.

Творческий труд — характерная особенность нашего общества. С каждым годом растет число рабочих-новаторов, которые своими изобретениями и рационализацией производственных процессов неустанно изыскивают пути повышения производительности труда.

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

Дата публикации: 17.03.2016 2016-03-17

Статья просмотрена: 1002 раза

Библиографическое описание:

Шутова И. П., Ляпунов А. А. Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 139-141. — URL https://moluch.ru/archive/110/27130/ (дата обращения: 14.01.2020).

Annotation. In article methodical features of training of pupils in designing and modeling of technical devices are defined (on the example of development of a design of the furnace on the fulfilled oil).

Keywords: designing, modeling, technical task, technical device, design task.

Постоянновозникающиепередсовременнымпроизводством сложнейшие технические задачи требуют неординарного подхода к их решению. Творческий поиск, творческая инициатива и интуиция — отличительные черты инженеров, техников и передовых рабочих.

Одной из важнейших задач образовательных учреждений является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Обучение конструированию и моделированию технических устройств в сочетании с практическими занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в дальнейшем поможет им овладеть специальностью.

В процессе создания новых машин и технических устройств можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготовку и освоение производства.

Инженерное прогнозирование заключается в сборе научно обоснованной информации, отражающейся в виде вероятностной категории потенциальных возможностей развития техники. Делается это для того, чтобы создаваемая машина соответствовала современному состоянию науки и техники и учитывала тенденции их развития на ближайшие 5 — 10 лет.

Основная задача проектирования и конструирования состоит в разработке документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции. Проектирование обычно предполагает разработку общей конструкции изделия.

Техническое конструирование (от лат. construere — строить, сооружать, создавать) — часть процесса создания машины, сооружения, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей и текстов в виде специальных технических требований, указаний к изготовлению, контролю качества, испытания и др.

Возможны три варианта конструирования: конструируется принципиально новое техническое устройство; существующее техническое устройство заменяется новым; улучшаются отдельные параметры и технико-экономические показатели работающего технического устройства.

Процесс конструирования технического устройства условно делится на этапы. Первый этап — уточнение технического задания от вышестоящей организации. Второй этап — эскизное конструирование. Третий этап — разработка технического проекта. Четвертой этап — создание рабочего проекта.

Основными принципами конструирования являются: надежность, долговечность, технологичность, унификация. В литературе выделяют следующие методы конструирования: метод аналогии, метод объединения, метод секционирования, метод модифицирования, метод копирования, метод оптимального проектирования, метод прототипов.

Моделирование — это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Как правило, модель по размерам значительно меньше оригинала и, следовательно, дешевле его. Модель может отличаться от оригинала конструктивно, однако во время работы в ней должны наблюдаться те же физические явления, что и в оригинале. Процесс протекания этих явлений изучается для выявления влияния их на модель. На этом основании делаются выводы, которые распространяются на оригинал.

Основные этапы процесса технического моделирования: подготовка технической документации на изготовление модели (технические условия, чертежи, технология); изготовление модели; испытание модели.

На практике применяют три способа моделирования: пол­ное, неполное и приближенное.При полном моделировании процессы, характеризующие изучаемые явления, подобно изменяются и во времени, и в пространстве. При неполном моделировании процессы, характеризующие изучаемое явление, подобны частично. В приближенном модели­ровании между некоторыми параметрами систем или неко­торыми параметрами их режимов не существует соотношений подобия.

Конструирование в учебном процессе предполагает, прежде всего, развитие творческих способностей учащихся в области техники.

Установлено, что творчество учащихся имеет одинаковую с взрослыми психофизиологическую основу: стадии протека­ния, активность и напряжение мыслительных процессов в твор­ческой деятельности детей подобны соответствующим моментам в творчестве взрослых.

Для выяснения педагогического аспекта технического твор­чества в процессе конструирования прибегают к уточнению понятия новизны, которая может быть объективной или субъек­тивной. В учебной деятельности важно, чтобы результат твор­ческого решения был нов для самого учащегося. Получая про­дукт труда, обладающий даже субъективной новизной, учащий­ся развивает свои способности к творческой деятельности в области техники.

Процесс обучения конструированию в учебном заведении всегда связан с изготовлением определенных объектов, работа же конструктора часто заканчивается разработкой технической документации, а изготовление опытного образца передается в другие руки. Существование продукта труда только в сознании или в виде чертежа не может удовлетворить подростка или юношу.

Для него сконструировать — значит не только сделать чертеж, но и изготовить техническое устройство. Конкретный технический объект, разработанный и изготовленный учащимся, служит не только критерием верности идей, умственных и прак­тических действий, но их реализации, но и источником новых идей. Известно, что техническое мышление и способности наи­более успешно развиваются в деятельности, сочетающей твор­ческие и исполнительские (практические) элементы.

Выбор объектов конструирования основывается на техниче­ских, психологических и дидактических требованиях: наличии вариативности в конструкторских решениях объекта; доступно­сти (для данного периода обучения) выражения найденного решения в «графической форме; посильности изготовления и на­личии соответствующего оборудования и инструмента, политех­нической значимости объекта; технологичности; общественно полезной направленности конструирования.

На занятиях по техническому конструированию и модели­рованию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и учащихся, тем разнообразнее методы и приемы его проведения.

Обучение учащихся конструированию осуществляется в три этапа: по исчерпывающей технической документации; по сокращенной технической документации; по техническим условиям либо по собственному замыслу.

Первый этап заключается в том, что учащийся создает технический объект по технологической документации, где подробно описан используемый инструмент для изготовления изделия, чертежи изготавливаемых деталей, перечислены выполняемые операции, перечислены примечания к выполняемой работе, а также могут присутствовать различные технологические рекомендации. На втором этапе учащиеся получают не все данные, необходимые для выполнения задания. Часть данных они должны найти самостоятельно, пользуясь справочной литературой, проявляя творческое отношение к разработке конструкции изделия, технологии его изготовления и т.д. Третий этап – это самостоятельная работа учащихся, которая направляется их творческим воображением либо техническими условиями на изделие. Конструирование и моделирование по собственному замыслу это путь к изобретательству. Говоря о моделировании по собственному замыслу на занятиях в мастерских, нужно иметь в виду, что учащиеся не всегда умеют соразмерять свои замыслы с реальными возможностями.

Сведения о процессе, принципах и правилах конструирова­ния педагог дает в виде объяснения, рассказа, беседы. Для создания чувственной основы приобретаемых знаний применя­ют методы демонстраций. Формированию конструкторских уме­ний и навыков способствуют методы практической работы: инструктаж, упражнение в решении задач, коллективное обсуж­дение, манипулятивный метод, самостоятельная работа, подве­дение итогов.

Упражнения в решении задач — эффективное средство развития творческих возможностей обучающихся, так как активная мыслительная деятельность является условием всякого творческого процесса. По содержанию технические задачи делятся на конструкторские и технологические. Кроме того, условно их можно подразделить на типовые и творческие.

Способы решения типовых задач основаны на применении к конкретным условиям общих принципов, на подведении за­данной частной ситуации под какое-то общее правило. У творческих задач обычно несколько вариантов решения, а границы его неопределенно широкие. В настоящее время активно разрабатывается методика по­иска вариантов решения творческих задач. Наиболее часто применяют такие методы, как «мозговая атака», алгоритм ре­шения изобретательских задач (АРИЗ) и др.

Чтобы овладеть процессом конструирования в целом и ус­пешно конструировать, надо, прежде всего, научиться решать конструкторские задачи. Педагог заранее отбирает или состав­ляет их для каждого этапа процесса конструирования, учиты­вая дидактические требования. Конструкторская задача решается в несколько этапов. При­ступая к ее решению, главное внимание уделяют выяснению сути задачи и уточнению конечного результата.После полного усвоения условия задачи переходят к ее анализу. Анализ про­водится в целях выявления технического противоречия и вызы­вающих его причин. Для облегчения поиска путей устранения противо­речия и нахождения способа решения задачи можно предло­жить схему, где намечены отдельные этапы — шаги анализа задачи. Следующий этап решения многих конструкторских задач — выполнение графических, графоаналитических или аналитиче­ских расчетов и последующая проверка их на практике.

В заключении хотелось бы отметить, что выбор методов и их сочетаний на занятии зави­сит от содержания изучаемого материала и цели занятия.

Ссылка на основную публикацию