15 признаков готовности ребенка к детскому саду: тестируем малыша - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

15 признаков готовности ребенка к детскому саду: тестируем малыша

Диагностика готовности ребенка к детскому саду

Елена Щербинина
Диагностика готовности ребенка к детскому саду

Данная анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к условиям пребывания в дошкольной группе. Высказывания под соответствующими номерами отражают высокую вероятность легкой адаптации детей. Курсивом выделены противоположные признаки, существенно затрудняющие привыкание малышей. Оценив ситуацию, можно выделить неблагоприятные предпосылки и начать с ними работать, чтобы заблаговременно предвосхитить нежелательное развитие событий при вхождении ребенка в группу.

1. У ребенка обычно ровное, позитивное настроение.

Часто бывает капризен и раздражителен без очевидной причины.

2. Малыш любознателен, проявляет интерес ко всему новому.

Ребенок неохотно пробует новую еду или надевает новую одежду; с осторожностью относится к новым игрушкам.

3. Малыш подражает действиям взрослых или старших братьев (сестер); детям на детской площадке.

Ребенок предпочитает играть один или с родителем.

4. Ребенок быстро и охотно отзывается на Ваши просьбы о помощи.

Ребенок часто игнорирует просьбы взрослых или нуждается в их многократных повторениях.

5. Ребенок умеет самостоятельно занять себя игрой.

Ребенок практически не играет самостоятельно; нуждается в участии родителей, дедушек, бабушек, братьев.

6. У малыша сформированы гигиенические навыки: сам ходит в туалет, умеет мыть и вытирать руки.

Гигиенические навыки не сформированы или сформированы частично.

7. Ребенок умеет раздеваться и одеваться (кроме застежек, футболок, свитеров, водолазок); ему требуется Ваша незначительная помощь.

Взрослый полностью одевает и раздевает малыша сам.

8. Ребенок умеет пользоваться ложкой (возможна незначительная помощь); сам пьёт из кружки.

Ребенка кормят взрослые. Пьёт из поильника (бутылочки).

9. У ребенка хороший аппетит.

У ребенка выраженная избирательность в еде.

10. Малыш может не менее 10 минут заниматься одним делом: лепить, слушать сказку, наклеивать наклейки и проч.

Ребенок очень непоседлив; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Часто бросает начатое, не доводя до конца.

11. Ребенок имеет опыт расставания с мамой и нахождения в обществе других близких взрослых (без мамы).

Малыш чрезвычайно привязан к маме, спит с родителями. Никогда и нигде не оставался ни с кем, кроме мамы.

12. Ребенок владеет речью (звуковой, жестовой) настолько, что может высказать свои желания.

Ребенок не говорит, жестикуляция не выражена. О желаниях ребенка мама часто догадывается сама.

13. Распорядок дня дома соответствует режиму детского сада.

У ребенка нет четкого режима или есть существенные расхождения с графиком дошкольной группы.

14. Обычно дома спокойная доброжелательная обстановка.

Ребенок часто является участником или свидетелем домашних ссор и конфликтов.

Консультация «Адаптация ребенка 3–4 года к детскому саду» Адаптация детей к детскому саду-дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в.

Консультация «Диагностика готовности к школьному обучению» Исследование памяти 1 –Кратковременная речевая память (методика 10 слов) Лурия А. Р. 2- «Образная память». Данная методика предназначена.

Готовим ребенка к детскому саду Ваш малыш подрос и уже готов к первому и такому важному шагу в своей жизни – к детскому саду. Процесс адаптации достаточно сложен как для.

Игра в период адаптации ребенка к детскому саду Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться.

Как подготовить ребенка к детскому саду? Вашему малышу уже 1,5 года? Вы планируете отдавать его в детский сад? Тогда мои советы могут помочь вам подготовить ребенка к садику так,.

Консультация «Адаптация ребенка к детскому саду» Адаптация ребенка к детскому саду. Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек – не может стать настоящим воспитателем,.

Привыкание ребенка к детскому саду С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается.

Родительское собрание «Адаптация ребенка к детскому саду» Родительское собрание в 1 младшей группе «Адаптация ребенка к детскому саду» Подготовила и провела: Иконникова В. А. воспитатель МБДОУ.

Сказка для адаптации ребенка к детскому саду Чтобы адаптация вашего ребенка прошла успешно, необходимо сформировать у малыша положительную установку на детский сад. Детям, которые тяжело.

Как понять, готов ли ребенок к детскому сад

На тему готовности к школе пишут много и подробно: 7-летний ребенок – это уже почти взрослый человек. И анализировать его можно по-взрослому. То ли дело – трехлетка! Для граждан от 2 до 4 лет не разработано достоверно четких тестов на IQ и EQ. И не всякий психолог способен «на глазок» отличить того, кто еще не готов, от того, кто в принципе – отныне и навсегда – несадовский. Поэтому пойдем буквально на ощупь, хотя несколько ограничительных флажков психологи нам все-таки поставили.

По сути, «готовность к саду» подразумевает два аспекта: готовность к разлуке и готовность к автономии (то есть к самообслуживанию).

Марина Слинькова, семейный психолог

Готовность к автономиии

С самообслуживанием все более или менее ясно. Есть определенный список требований, которым должен соответствовать соискатель должности детсадовца. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:

К яслям надо уметь:

  • засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
  • пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
  • есть самостоятельно. Хотя бы руками
  • обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал

К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:

  • иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (в песочнице или в группах раннего развития)
  • проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
  • изъясняться простыми предложениями
  • самостоятельно (хоть и не на скорость) надевать штаны или платье

Если ваш ребенок не дотягивает по 1-2 пунктам из списка, а сад, куда вы пытаетесь внедриться, имеет репутацию «хорошего» и славится своим «индивидуальным подходом», то еще можно рискнуть. Если пунктов несоответствия больше двух или если общее количество детей в группе не позволяет надеяться на индивидуальный подход, то лучше не спешить. Остаться еще на несколько месяцев дома и доработать со своим малышом необходимые навыки.

Готовность к разлуке

Готовность к саду – это, прежде всего, готовность к началу сепарации от родителей. К этому моменту уже должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Ребенок спокойно может отдаляться на время и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.

Анна Девятка, психолог-консультант

Грубо говоря, ребенок не готов к саду, пока он не пресытился родителями. То есть, чем больше времени вы провели с ребенком, тем выше вероятность, что он готов к кратковременным разлукам. Почему-то до сих пор многие родители полагают, что дети, приученные к рукам и привыкшие «держаться за мамину юбку» будут с трудом социализироваться и плохо впишутся в сад. На деле все ровно наоборот. Этот феномен еще в 40-е годы прошлого века подробно описал Джон Боулби – английский психолог, автор теории привязанности. В те времена разные эксперименты с человеческой психикой вообще были в моде. Один из них выглядел так: мама с ребенком выходила на зеленый луг и садилась в кресло. Ребенок шел осваивать окрестности, то и дело оглядываясь на мать. Он обернется, она ему улыбнется – он смело идет дальше. И вот, в какой-то момент малыш оборачивается – а мамы нет (спряталась за креслом). Он начинает тревожно оглядываться, потом плакать, бежит к тому месту, где видел мать последний раз… Она появляется, берет его на руки, успокаивает – и снова садится в кресло. На этот раз ребенок уходит не так далеко, а оглядывается чаще… В какой-то момент мама снова исчезает. Потом снова находится… И после третьего исчезновения ребенок уже не идет самостоятельно гулять. Он стоит у кресла, вцепившись в мать, и тихонько плачет.

Все дети разные: одни в яслях себя чувствуют прекрасно, другие до самой школы не способны к долгим разлукам с мамой. Но некие статистические нормы все же существуют.

Сепарация ребенка от родителей происходит в течении жизни, в несколько этапов, и в благополучном варианте завершается годам к 20-25. Эти этапы маркируются возрастными кризисами. И первые два приходятся как раз на 1 год и 3 года. Отдавая ребенка в сад, надо либо умудриться проскочить между ними, либо дождаться, пока минует кризис трех лет.

Анна Девятка, психолог-консультант

Понять что этап кризиса пройден можно по поведению малыша: он в меру спокоен и доволен, не устраивает истерик дома, без особенных проблем контактирует с детьми на детских площадках (не испуган, но и не агрессивен) и, заигравшись, забывает оглядываться на вас. Если вы уловили этот момент в 2 ребенкиных года, можно попробовать внедриться в ясли. Если нет, придется ждать завершения кризиса 3 лет (а он может затянуться до 4). Но надеяться, что адаптация в саду пройдет нормально, когда человек и так в кризисном состоянии – по меньшей мере, наивно.

Читайте также:  Редкое мочеиспускание у детей: симптомы и оперативная терапия при заболевании

Как отличить адаптацию от неготовности

Конечно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково: ревом. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть – и всё.

Плач — это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой — это сигнал, что ребенок не готов.

Марина Слинькова, семейный психолог

Конечно, выход в новый коллектив – это встреча с незнакомыми микробами. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем».

Если ребенок в саду не играет с детьми, а только плачет, или начинает кричать по ночам, стал писаться или часто болеть – забирайте. Если родитель не воспринимает других сигналов бедствия – ребенок уходит в болезнь.

Анна Девятка, психолог-консультант

Вам все равно придется постоянно сидеть на больничных – вряд ли работодатель это оценит. Так что лучше используйте свое право на отпуск по уходу за ребенком – посидите с ним сами, пока он не дозреет до сада.

Не педалируйте вопрос «социализации». Иногда до нее надо просто дорасти. Ребенку будет легче общаться в школе со сверстниками, если все 7 лет до школы он будет чувствовать себя защищенным и любимым, чем если проведет свои лучшие годы одиноко рыдая в саду на стульчике.

Признаки готовности ребёнка к детскому саду

У кого-то раньше, у кого-то позже встаёт вопрос о готовности ребёнка пойти в детский садик.
Одни стараются отдать пораньше, другие категорически против посещения сада до 3-х лет.
Психологи и сами дошкольные работники утверждают, что адаптация проходит легче у детей ясельного возраста. Поэтому нет никаких причин не идти в садик до трёх лет.
Другое дело, если ваш ребёнок не готов к посещению сада. Он может быть и не готов, как в 2, так и в 3 и даже в 4 года.

Бывает, что может встать вопрос о невозможности адаптировать детей в 3-5 лет к посещению дет.сада. Такие случаи случаются в практике.

По большей части всё зависит от родителей, ну и в некоторой степени и от самого ребенка.

Теперь по порядку освятим основные вопросы.

Отдавать сразу в ясли или ждать 3-х лет?

Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Вы должны здраво оценить своего малыша, его тревожность и адаптивность.
Возраст для приёма в ясли с 1,5 до 3 лет. Иногда берут чуть раньше, но не позже.
Сразу перед родителями встаёт вопрос про горшок. Конечно желательно, но необязательно, чтобы ребёнок на него ходил. Достаточно того, чтобы он понимал «что такое горшок», был с ним познакомлен и не боялся садиться.
Как правило в садике, «коллективным разумом», дети быстро обучаются этому навыку.

Бывает, что воспитатели в яслях требуют, чтобы ребёнок умел это делать. Знайте, что в ясельников это требование незаконно и отказать вам в принятии ребёнка в группу не могут.
Однако, это не значит, что учить ребёнка обращаться с горшком не надо. Не надейтесь только на воспитателей.

О том, как найти правильный подход и быстро научить ребёнка ходить на горшок читайте в нашей статье>

Накопленный опыт дошкольных работников и психологов доказывает, что ребёнок легче адаптируется в период с 1,5 до 2,5 лет.
Дело в том, что впереди кризис трёх лет, когда ребёнок осознает своё Я и начинает более резко реагировать на любое принуждение, на посторонних людей и детей, изменение режимных моментов, на изменение рациона питания вне дома.

Всё это может усугубить адаптацию после трёх лет. Дети младшего возраста более гибче в этом отношении.

Трёхлетки часто упираются и замирают при любой просьбе воспитателя, отказываются вместе со всеми лепить, рисовать, идти на прогулку.

Не секрет, что ребёнок старше трёх лет получает место в саду и попадает в группу ясельников, на свободное место. Детишки, которые прошли адаптацию в яслях, уже являются неким коллективом, они знакомы друг с другом, вместе с первых дней.
Дети же, которые попали в группу с трёх лет должны адаптироваться не только к саду, но и к коллективу. Воспитателю приходится прилагать множество усилий, чтобы ввести таких новичков в коллектив, подстроиться под характер воспитанника, приучить его к режиму и организационным моментам.

Немного легче детям, которые попали в группу с трёх лет с такими же ребятами и они все вместе привыкают ходить в садик и к воспитателям.

Не всегда дети так остро реагируют на посещение сада не с яслей. Некоторые дети адаптируются довольно быстро. Как правило, это общительные и живые ребятишки, которые обучены родителями основным навыкам и которых активно знакомили с окружающим миром.

Основное требование при посещении первой младшей группы в 3-4 года — это умение ходить на горшок, есть ложкой, обходится без соски, засыпать самостоятельно и элементарно одеться и обуться (натянутьснять штанишки, снять сандалики и т.д.)
Бывают случаи, когда приводят просто беспомощных деток, они стесняются обратится к воспитателю, отказываются делать что-то самостоятельно, не умеют ходить на горшок и привыкли, что за них всё делают бабушка или мама и даже кормят их с ложки.

Если вы собираетесь всё же посещать детский сад с раннего возраста, то нужно с самого рождения приучать ребёнка к самостоятельности. Потихоньку, шаг за шагом.
Привлекайте малыша к помощи по дому, убирайте вместе каждый день игрушки и вещи на свои места, учите кушать самостоятельно, уносить за собой посуду в раковину.

Если ребёнок проявляет интерес к одежде, то пусть пробует одеваться или одевать куклу.
Больше ходите в гости и по возможности путешествуйте. Ребёнок, который знакомится, общается с посторонними людьми, попутчиками, знакомыми, друзьями родителей , а также меняет привычную домашнюю обстановку на новую, легче привыкнет к детскому саду.

Основные признаки готовности ребенка к детскому саду:

  • Умение ходить на горшок или знакомство с ним. Безбоязненно может сесть на него. Самостоятельно умеет или пытается снять штанишки.
  • Умеет кушать ложкой.
  • Если что-то не получается, то обращается за помощью ко взрослому.
  • Может 1-3 словами выразить свою просьбу.
  • Пытается быть самостоятельнее. Подаёт родителям вещи или пытается одеть их сам.
  • Понимает и исполняет просьбы родителей что-то принести или подать.
  • Ознакомлен с режимными моментами и правилами. Например, перед обедом или прогулкой нужно убрать игрушки на место. После еды унести за собой тарелочку.
  • На улице, во дворе проявляет интерес к другим детям, их игрушкам или любопытно наблюдает за играми ребят постарше, копирует их действия и подражает.
  • Может на некоторое время остаться под присмотром родственников или друзей семьи. Не замыкается при общении с ними, идёт на дружественный контакт.
  • Умеет самостоятельно засыпать днём и ночью.

Как быстро малыш освоится в дет.саду во многом зависит от вас, родители. Проявляйте больше терпения и участия.
Начиная посещать детский сад, введите игры «в него» дома. Пусть куклы или игрушки будут детьми, а ребёнок станет воспитателем.
Так будет легче детям понять новые социальные роли и принять их.

Какие бывают виды адаптации и что надо делать читайте нашей заметке далее>

15 признаков готовности ребенка к детскому саду: тестируем малыша

А стоит ли?

Конечно, — да! Ведь детский сад — это начало социальной жизни человека. Его достижения, успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько хорошо он освоил в детстве искусство коммуникации. И при всем желании ни родители, ни бабушки, ни няни не смогут заменить ребенку коллектива сверстников. Кроме того, в детском саду малышу придется все делать самому, что не только ускорит процесс формирования самостоятельности, но и приведет к развитию разнообразных других способностей.

Только во сколько?

Вопрос неоднозначный, поскольку определяющим фактором является даже не возраст, а степень готовности ребенка. Одни малыши в год-полтора с удовольствием бегут в детский сад, а есть такие, которых и в пять лет туда не затащишь — все индивидуально.

Как понять?

Готовность ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим, психологическим и социальным.

Читайте также:  Болит горло при беременности: симптомы болезни и как облегчить самочувствие в домашних условиях

Диагностикой биологической зрелости обычно занимается врач-педиатр. Критериями могут служить размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки) и зубная формула. На основании этих данных делается вывод о том насколько уровень развития ребенка соответствует (опережает/отстает) своему календарному возрасту.

Под социальной готовностью понимают способность ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Он должен: слушаться взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять четкий распорядок дня, установленный в детском саду. А также: уметь общаться, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих, довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.

Если вы все еще сомневаетесь, отдавать ли ребенка в сад, воспользуйтесь специальным тестом*. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.

Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Не всегда — 2 балла

Уверен ли ребенок в себе?

Не всегда — 2 балла

Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Иногда — 2 балла

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Иногда — 2 балла

Умеет ли ребенок играть самостоятельно?

Не всегда — 2 балла

Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребенок общается с взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

Два часа и больше — 3 балла

Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Прогноз адаптации:

v ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;

v условно готов — 39-24 балла;

v не готов — 23-16 баллов.

*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. Москва, 2007.

Как определить готовность ребенка к детскому саду.
статья (младшая группа) на тему

Когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует? Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
gotovnost_k_d.s.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что детский сад ребенку так же необходим, как школа. Но вот на вопрос, когда же пора отдавать ребенка в садик, однозначного ответа не существует. Одни дети в два года легко вливаются в садовский коллектив, не плачут при расставании с мамой и скучают по детскому садику в праздники и выходные. Другие, наоборот, каждое утро заливаются слезами, и их приходится в буквальном смысле слова отрывать от мамы. Все зависит от характера и темперамента ребенка. Определить, в каком возрасте ребенку пора идти в детский сад, можно только внимательно понаблюдав за ним. Детские психологи выделяют два типа готовности к детскому саду: готовность по темпераменту и готовность по характеру. И совместив эти две готовности, родители могут определить приблизительный возраст, в котором их ребенок «дозреет» до детского сада и наиболее безболезненно переживет адаптацию.

Готовность №1 . Внимание на темперамент

Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник . Рассмотрим каждый из этих типов.

Ребенок-меланхолик замкнутый, нерешительный и очень мнительный. Он редко выражает приятные эмоции. Этот ребенок прирожденный пессимист и постоянно чем-то недоволен. Часто ноет, хнычет или кричит во весь голос. Он постоянно требует внимания к своей персоне и проявляет недовольство, если родители просят его поиграть самостоятельно. Ребенок-меланхолик не любит никаких нововведений. Изменение распорядка дня, появление в его окружении новых лиц и даже новую еду, он воспринимает настороженно. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к переменам и принять их как должное. Он с трудом усваивает новую информацию и быстро устает.

Время пришло . Меланхолику детский коллектив не нужен. Он вполне комфортно чувствует себя дома в окружении взрослых, которые готовы удовлетворять все его капризы. Поэтому чем позже такой ребенок пойдет в садик, тем лучше. Если есть возможность желательно отдавать такого ребенка в садик не раньше 5-6 лет. Но вообще избегать детского сада и до школы сидеть дома не стоит. Желательно, чтобы ребенок-меланхолик до школы получил опыт общения со сверстниками и воспитателями (не рассчитывая на маму, которая всегда рядом).

Возможные проблемы . По утрам он будет устраивать вам настоящие концерты. Протестовать против похода в детский сад меланхолик обычно начинает еще с вечера. А когда вы наконец сможете вырваться из его цепких объятий, он может «мстить» воспитателям и другим детям за то, что мама все-таки настояла на своем и ушла на работу. Меланхолик будет отказываться засыпать и мешать другим детишкам в тихий час.

Тактика поведения . Меланхолику нельзя приказывать и силой вести его в садик. Любые категоричные обращения и отрицательные оценки провоцируют и без того вялые действия с его стороны. С таким малышом надо обсуждать предстоящие события, акцентируя внимание на положительных сторонах. Ваша задача — заинтересовать ребенка предстоящими переменами. Рассказывайте ребенку, как интересно ходить с садик. В крайнем случае, можно заключить с меланхоликом мирный договор: «Ты не плачешь утром и идешь в садик, а в выходные мы пойдем кататься на карусели» (возможны любые варианты в зависимости от предпочтений малыша).

С таким ребенком родители обычно не знают проблем. Он много спит, умеет играть один, редко закатывает родителям истерики и практически не требует к себе внимания. Ребенок-флегматик всегда сдержанный и рассудительный. Он редко проявляет любопытство и инициативу. Создается впечатление, что он как бы плывет по течению. Флегматик любит спокойные игры и старается всегда держаться в тени. Он долго адаптируется к детскому саду, но открыто не выражает своих эмоций.

Время пришло . Флегматику все равно где находиться — в садике или дома, но адаптация к детскому саду для него наиболее безболезненно проходит в 2-3 года. В этом возрасте детский коллектив еще не сформировался и флегматику будет проще вписаться в новый круг общения.

Возможные проблемы . Адаптируясь к детскому саду, ребенок-флегматик погружается в себя. Он избегает общения со сверстниками, и не идет на контакт с воспитателем. Он может целый день просидеть один в уголке или около окна. Он редко плачет по утрам, когда мама уходит и не проявляет особой радости, когда его забирают домой. Но при этом садик долгое время остается для него чужим местом, а не «вторым домом». Ребенок-флегматик может целый день терпеть в туалет или «ходить» в штаны. Хотя уже давно умеет пользоваться горшком и туалетом. Таким образом, он демонстрирует, что садик для него — чужая территория.

Тактика поведения . Воспитатели редко жалуются на таких детей. Флегматик не плачет и не капризничает. Но он не меньше, чем другие детишки, нуждается во внимании. Ему необходимо присутствие рядом чего-то родного и знакомого. Принесите в садик частичку дома. Если возможно, купите для садика такой же горшок или сиденье на унитаз, как дома, красивое постельное белье и пижаму. Тогда флегматику будет проще привыкнуть к новой обстановке.

Спокойным этого ребенка никак не назовешь. Он легко возбуждается и долго не может успокоиться. Холерик предпочитает шумные игры, баловство и постоянно нуждается в зрителях. С раннего детства он умеет работать на публику. Холерик часто провоцирует конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями. Он легко привыкает к новым лицам и новой обстановке. Но все непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Он быстро схватывает новую информацию и так же быстро ее забывает.

Время пришло . Потребность в детском коллективе у холерика появляется в 3-4 года. Кстати, для него это оптимальный возраст для привыкания к детскому саду. В этом возрасте ребенок уже знаком с определенными нормами поведения и у него появляется сдерживающий фактор. В 3-4 года холерику будет легче всего научиться отвечать за свои поступки и гармонично вписаться в детский коллектив.

Возможные проблемы . Адаптируясь к детскому саду, холерик будет проявлять еще большую активность и задиристость — таким образом он пытается снять нервное возбуждение и привыкнуть к разлуке с мамой. Поэтому основные проблемы будут возникать у воспитателей и других детей. Он будет утомлять воспитателей, и выступать инициатором всех детских шалостей.

Тактика поведения . Не ругайте ребенка за задиристость и драчливость. Он и сам понимает, что ведет себя неправильно, но ничего не может с собой поделать. Задача родителей и воспитателей — направить его бьющую через край энергию в мирное русло.

Это самый «подходящий» для детского сада темперамент. Он невероятно любопытен и постоянно нуждается в новых впечатлениях. Ребенок-сангвиник проявляет огромный интерес ко всему, что его окружает. Он прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте и мгновенно усваивает новую информацию. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Ребенок-сангвиник не злопамятный — он быстро прощает и забывает обиду. Сангвиники — прирожденные лидеры и заводилы. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия.

Время пришло . Как только ребенок-сангвиник замечает, что вокруг есть дети — он сразу нуждается в общении с ними. Сангвиники обладают врожденной готовностью к детскому саду. Поэтому, чем раньше вы отдадите такого ребенка в коллектив, тем лучше для всех.

Возможные проблемы . Первое время сангвиник будет с радостью идти в детский сад. Но он быстро устает от однообразия. И если в саду дети предоставлены сами себе, то сангвиник быстро насытится и потребует новых впечатлений. И как только ему станет скучно ходить в садик, он обязательно продемонстрирует вам свое недовольство.

Тактика поведения . Выбирайте детский садик, где дети максимально загружены разнообразными занятиями. Лепка, рисование, музыка, танцы, физкультура, развивающие игры вашему малышу пойдут на пользу. Ребенок-сангвиник будет с удовольствием ходить в детский сад только в том случае, если ему там будет интересно.

Готовность №2. Характер имеет значение

Как известно, каждый ребенок рождается со своим характером. В зависимости от того, как ребенок получает новые знания и усваивает информацию, выделяют четыре типа характера: зритель, слушатель, оратор и деятель. У каждого из приведенных ниже типов готовность к детскому саду наступает в разное время. Кроме того, в зависимости от того, какой тип восприятия у ребенка преобладает, могут появиться специфические проблемы адаптации к детскому саду.

Его основной канал восприятия — зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок, и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто «не слышит» обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.

Время пришло . Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.

Возможные проблемы . Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.

Тактика поведения . Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.

Он усваивает информацию посредством слушания. В раннем детстве слушатель отдает предпочтение музыкальным игрушкам, любит слушать сказки и песенки. Дети того типа несколько позже сверстников начинают говорить. Слушатель как губка впитывает новую информацию и молчит, а потом удивляет взрослых правильной речью. Он обладает обширным словарным запасом и хорошей памятью на имена и факты. Задавая вопросы, этот ребенок всегда выслушивает ответ до конца. При этом его не удовлетворяют краткие ответы, типа «Да-Нет».

Время пришло . Слушателя желательно отдавать в детский сад в 5-6 лет. В этом возрасте ему уже интересно слушать не только взрослых, но и сверстников. В более раннем возрасте слушатель не нуждается в детском коллективе и ему будет наиболее трудно пережить разлуку с родителями.

Возможные проблемы . Ребенку слушателю необходимо, чтобы с ним постоянно разговаривали и объясняли ему все происходящее вокруг. При этом он стесняется приставать к незнакомым людям (воспитательнице, нянечке) с вопросами и тихо ждет, пока его заметят. В результате он может целый день провести в ожидании.

Тактика поведения . Научите малыша слушать не только взрослых, но и детей. Для этого по вечерам спрашивайте у него, что говорили другие детишки. Обычно первое время дети игнорируют друг друга и прислушиваются только к словам взрослых. Но поняв, что сверстники гораздо более интересные рассказчики, чем взрослые, слушатель будет с удовольствием ходить в садик.

Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.

Время пришло . У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3-4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.

Возможные проблемы . Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.

Тактика поведения . Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.

Он все время занят делом. Ребенок деятель не может спокойно сидеть и наблюдать за чем-то. Ему надо быть активным участником происходящего. Дети этого типа много двигаются, а во время разговора активно жестикулируют. Деятели часто перегоняют сверстников по физическому развитию. Но при этом отстают в тех областях, где требуется усидчивость и терпение.

Время пришло . Деятель с самого рождения нуждается в коллективе единомышленников. В 1,5-2 года такому ребенку уже пора посещать детский сад.

Возможные проблемы . Ребенок-деятель обычно с удовольствием идет в детский сад, но спустя некоторое время его азарт может исчезнуть. И когда другие детишки уже адаптируются и перестают плакать по утрам, деятель категорически отказывается идти в садик и закатывает истерики. Скорей всего, дело в том, что ему становится скучно. Он не знает, чем еще заняться в детском садике: во все игрушки он уже переиграл.

Тактика поведения . Дети этого типа адаптируются к новым условиям преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Деятелям требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите воспитательницу, чтобы она регулярно давала ребенку «ответственные» поручения. Пусть малыш поможет ей расставить игрушки, заправить кроватки или убрать со стола.

Читайте также:  Когда можно качать пресс после родов: безопасные сроки, подготовка к тренировкам, полезные советы
Ссылка на основную публикацию