Игры с ребенком от 0 до 12 месяцев: интересные примеры, полезные советы родителям
Игры с детьми от 6 до 12 месяцев
Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев. Он многое умеет и этому научили его вы, любящие и внимательные родители — мама и папа. Удивительное время наступило в жизни малыша! Как много хлопот доставляет вам его любопытство! Он начинает ползать, и свобода «передвижения» подталкивает его к активному самостоятельному исследованию окружающего пространства. Малыш становится интереснее — он активно изучает окружающий мир и пытается «разговаривать» — лепечет, с удовольствием подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый. Ребенок требует внимания окружающих и участия в игре с ним.
Игры, проводимые с малышом, раскрывают ребенку мир во всей его полноте, позволяют познать все его многообразие, при этом создавая условия для творческого самораскрытия личности маленького человека. Однако, прежде чем организовывать игру с ребенком родители должны учитывать следующие моменты:
- Занимайтесь лишь тогда, когда это доставляет удовольствие и вам, и ребенку.
- Прекращайте играть раньше, чем вашему ребенку надоест игра.
- Почаще предлагайте ребенку новые задания, поскольку интерес поддерживается новизной и увлекательностью материала.
- Тщательно выбирайте материал для игр, соотнося его с возможностями вашего малыша.
- Уважайте личность и желания малыша, тогда он будет уважать вас; доверяйте ему.
- Если игра не вызывает интереса, перестаньте в нее играть, возможно, вы где-то допустили ошибку.
Игры для ребенка 6-9 месяцев
«Мамины ручки — малыша ручки»
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, формирование умения находить взаимопонимание и взаимодействие между взрослым и ребенком.
Ход игры
Раскройте свои ладони и поверните их к ребенку — он должен сделать то же самое. Дотроньтесь ладонями до ладошек малыша, затем уберите ладони. Потом вы соприкасаетесь кончиками пальчиков: всеми вместе и каждым по отдельности. На последней строчке стихотворения надо помахать пальчиками друг другу. Все упражнения сопровождаются следующими словами:
Сашина (имя ребенка) ладошка — мамина ладошка.
Здравствуйте ладошки, и до свидания!
Сашин (имя ребенка) пальчик — мамин пальчик.
Здравствуйте пальчики! До свидания пальчики!
Очень важно, чтобы каждый пальчик участвовал в этой игре. При первом проведении игры вам необходимо брать ручку малыша и показывать, что надо делать. Со временем ребенок научится узнавать движения и отвечать вам.
«Попади в кеглю»
Цель игры: Развитие глазомера, ловкости, координации движений, формирование умения использовать игрушку по назначению.
Ход игры
Расстелите одеяло на полу. Напротив, недалеко, в шахматном порядке расставьте кегли и принесите мяч. Возьмите на руки ребенка и посадите на одеяло. Сядьте рядом с ним и покажите малышу, как мяч может сбить кегли. Заинтересуйте его игрой. Теперь подайте мяч ребенку, пусть тоже попробует сбить кегли. Всякий раз, когда малыш попадает, подбодрите его, скажите ему, какой он меткий. Со временем он научится целиться и попадать в кегли.
«Пирамида»
Цель игры: Развитие целеустремленности у ребенка, умения находить применение предметам, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры
Пирамидка для ребенка данного возраста должна состоять из 3- 4 колец разного цвета. Для игры расстелите на полу одеяло и возьмите пластмассовую пирамидку. Снимайте кольца пирамидки одно за другим, считайте их, расскажите малышу из чего они сделаны, какого они цвета, размера, формы. Предложите ребенку собрать пирамидку. Учите ребенка брать кольцо пирамидки пальцами, сопровождая действия словами — «колечко, колечко, еще колечко». Демонстрацию и помощь в овладении правильными действиями обязательно сопровождайте фразой: «Вот так, взял колечко пальчиками, молодец, надел колечко». Если у малыша не получается надевать колечки, попробуйте давать более простую инструкцию: «А еще одно колечко? Все надел? Где же еще одно колечко? Вот оно». В этом возрасте дети часто отвлекаются и не доводят начатое дело до конца. В таком случае не настаивайте, пусть малыш занимается чем-нибудь другим, а пирамидку уберите из его поля зрения. Через несколько дней предложите ребенку доделать начатое дело.
«Красивые пузыри»
Цель игры: Развитие воображения, формирование эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с взрослым.
Ход игры
Посадите малыша на ковер или на расстеленное на полу одеяло. Сядьте напротив ребенка и начинайте выдувать мыльные пузыри. При этом говорите: «Смотри, какой красивый радужный шарик. Если ты его поймаешь, он лопнет». Покажите, что мыльный пузырь можно ловить — малыш обязательно будет вам подражать. Потом усложните игру: научите ребенка выдувать пузырь из трубочки. Хвалите его за успехи.
«Солнечный зайчик»
Цель игры: развитие зрительного анализатора и воображения, тренировка памяти.
Ход игры
Усадите малыша рядом с собой, пообщайтесь с ним. Потом незаметно достаньте зеркальце и начинайте ловить им солнечный лучик. Описывайте ребенку, что происходит, предметы, на которые садится зайчик. Побуждайте ребенка ловить лучик.
Можно навести солнечный лучик на лицо малыша, и повторить названия частей тела. Спрашивайте, например, у ребенка: «Лучик сел на носик. Где у детки носик?» и т.д.
Если малыш заинтересуется процессом, то пускайте солнечных зайчиков вместе с ним, хвалите ребенка.
«Я все умею!»
Цель игры: развитие скорости реакции, выработка умения играть одновременно двумя игрушками, развитие координации движений.
Ход игры
Расстелите одеяло на полу, посадите на него малыша и разбросайте вокруг красивые игрушки. Когда ребенок выберет одну из них, доберется до нее и начнет с ней играть, то остальные игрушки уберите. Малыш держит в руках понравившуюся игрушку, а вы подайте ему другую со стороны свободной руки. Если ребенок роняет понравившуюся игрушку для того, чтобы взять новую, попытайтесь еще раз. Пытайтесь до тех пор, пока малыш не возьмет две игрушки обеими ручками. Затем подавайте игрушку не со стороны свободной, а со стороны занятой ручки. Не забывайте хвалить ребенка после каждого правильно выполненного задания.
Когда малыш научится держать игрушки в обеих руках, покажите ему третью игрушку, и попросите его взять ее. Учите ребенка освобождать руку, чтобы взять третью игрушку. Постепенно ребенок научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку.
«Мои любимые книжки»
Цель игры: Стимулирование развития речевых навыков, развитие познавательных способностей.
Ход игры
Первоначально подберите несколько детских книжек в плотных картонных переплетах с простыми картинками. Дайте малышу книжку в руки. Вначале ребенок будет просто играть с ней — так же, как и с другими игрушками. Потом станет листать страницы. Но вскоре его внимание привлекут картинки. Начинайте называть малышу картинки, и вскоре он сможет узнавать знакомую картинку, подольше на нее смотреть и радоваться этому.
Рассматривайте одни и те же книжки с ребенком. В процессе такого просмотра внимательно следите за направлением его взгляда. Останавливайтесь и называйте те картинки, на которые он смотрит дольше. Постоянно поддерживайте разговор, описывайте предмет, нарисованный в книжке. Помните, что для развития ребенка очень важно повторять знакомые слова и короткие предложения.
«Веселое купание»
Цель игры: Развитие координации движений, тактильного анализатора, знакомство со свойствами предметов.
Ход игры
Когда придет время купания, посадите малыша в ванночку. Положите в ванночку резиновые или пластмассовые игрушки, которые можно хорошо удержать в руках. Рассказывайте ребенку разные короткие истории о тех игрушках, которые уже оказались у него в руке.
Положите в ванночку пластмассовую чашку с ручкой или баночку. Покажите, как можно набирать и выливать из них воду. Через некоторое время покажите, как можно переливать воду из одной чашки в другую. Положите в ванночку чашку с дырочками или небольшой «дуршлаг» и покажите, как из дырочек вытекает вода. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за вашими действиями, а затем и сам пробовать играть.
Опустите на дно ванночки пластмассовую лейку, привлеките внимание ребенка и покажите, как ее можно достать. Достаньте и вылейте воду из лейки через носик. Малышу тоже захочется так поиграть.
Игры для ребенка 9-12 месяцев
«Лепим из теста»
Цель игры: Развитие тактильной чувствительности, моторики рук, воображения.
Ход игры
Замесите самое простое тесто так, чтобы оно не прилипало к ладошкам. Посадите малыша за кухонный стол. Начинайте месить тесто — пусть малыш повторяет за вами. Мните тесто, хлопайте по нему, делайте какие-нибудь фигурки. Дети очень любят эту игру. Когда ребенок будет лепит тесто уверенно, предложите ему слепить простейшую фигурку (например, колобка).
«Пересыпаем из мешочка в коробочку»
Цель игры: Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики руки.
Ход игры
В тряпичные мешочки пересыпаются фасоль, камешки, просо, рис. Покажите малышу мешочки, пусть поиграет с ними, потрогает их. Принесите пустые коробки. Предложите ребенку посмотреть, что же там в мешочке. Развяжите один из мешочков и разрешите малышу посмотреть, что там. Покажите, что можно пересыпать содержимое мешочка из рук в руки. Затем на глазах ребенка своей рукой пересыпьте в коробку горстку содержимого. Теперь предоставьте малышу возможность сделать то же самое. Когда один мешочек будет опустошен, подайте ему другой мешочек. После игры уберите мешочки на место, похвалите ребенка за игру.
Внимание! Не оставляйте без присмотра малыша с сыпучими веществами и мелкими предметами!
«Фотоальбом »
Цель игры: Развитие зрительной памяти, навыков общения.
Ход игры
Возьмите семейный фотоальбом, показывайте малышу членов семьи и называйте их, рассказывайте о них. Наблюдайте за реакцией ребенка. Попросите показать того или иного члена семьи. За правильный ответ обязательно похвалите малыша. После игры вместе с ребенком положите альбом на место.
«Кормлю своего любимого зайчика»
Цель игры: Развитие подражательных способностей, мелкой моторики рук.
Ход игры
Предложите ребенку покормить любимую игрушку — зайчика. Для этого дайте ему игрушечную посуду: ложку, чашку, тарелочку. Сначала сами покажите, что надо делать, а затем ребенок с удовольствием будет повторять ваши действия и кормить зайчика.
Можно предложить ребенку покормить варежку-игрушку зайчика, которая открывает рот. Скажите малышу «Спасибо!» и «Вкусно!», когда он закончит кормить.
«Я — художник!»
Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, художественных способностей.
Ход игры
Положите на высокий стул лист бумаги, дайте малышу в руки фломастеры и покажите, что можно с ними делать. Ребенок с удовольствием будет рисовать каракули.
Периодически давайте ребенку возможность рисовать на бумаге и не только фломастерами, но и карандашами, предварительно показывая как можно рисовать новые линии.
Можно предложить ребенку порисовать на зеркале йогуртом или кремом. Для этого начните сами наносить на зеркало йогурт или крем, сопровождая эти действия радостными восклицаниями: «Как здорово! Красиво!» Ребенок сам начнет подражать вам. Если этого не происходит, возьмите его ладошку и размазывайте крем или йогурт по стеклу. Потом можно рисовать различные каракули пальчиком. После игры вымойте зеркало вместе с ребенком.
«Попади в ведерко!»
Цель игры: Развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук.
Ход игры
Посадите малыша на пол и поставьте на некотором удалении от него ведерко. Возьмите чистый лист бумаги (но ни в коем случае не газетной или журнальной!), скомкайте его и бросьте в ведерко. Предложите малышу сделать то же самое. На первых порах помогайте ему, но постепенно отодвигайте ведерко. После игры уберите бумагу, ваш малыш должен помогать вам. Похвалите его за меткость, и помощь в уборке.
«Чудесная коробочка»
Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, активизация познавательных процессов, закрепление представлений о различиях предметов по размеру.
Ход игры
Для этой игры вам понадобится любимая игрушка малыша и коробки разных размеров. Расстелите на полу одеяло, посадите на него малыша. Затем поставьте красивую яркую коробку перед ребенком и предложите ее открыть. Понаблюдайте за реакцией малыша. Если у него не получается открыть коробку, помогите ему, покажите, как это делается. Затем предложите открыть вторую коробку, находящуюся в первой. Когда малыш доберется до самой маленькой коробочки, в ней его должен ожидать сюрприз — его любимая игрушка. Затем попросите собрать коробки, как было в самом начале. Покажите, как правильно это делается. Но не делайте все это за малыша, старайтесь как можно меньше подсказывать ребенку. Пусть он самостоятельно догадается. Если игра начинает его раздражать, не настаивайте на ее продолжении. Через несколько дней вернитесь к игре с того момента, на котором вы остановились. Возможно, на это уйдет у вас несколько занятий.
«Мои сокровища»
Цель игры: Развитие мелкой моторики рук, активизация познавательных процессов.
Ход игры
Заверните в цветную бумагу маленькие игрушки и дайте их ребенку. Если, перебирая комки бумаги, малыш не начнет их разворачивать, покажите ему, как это делать. Дальше он справится сам.
Дайте ребенку мамину сумочку или старый папин бумажник. Туда вложите разные мелкие предметы, игрушки, ключики. Ребенок с большим удовольствием откроет сумочку, и будет доставать оттуда «сокровища». Только не оставляйте малыша с мелкими предметами без присмотра.
Развивающие игры и занятия для детей от 0 до 1 года: обзор упражнений по месяцам
Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.
До 3 месяцев
1 месяц
- Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
- Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-месячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
- Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.
2 месяца
- Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
- Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
- Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-месячного ребенка это отличный способ научиться пространственному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.
3 месяца
- Занятия на фитболе. В 3-месячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается пространственная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
- Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
- Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, – тоже отличный способ научить ребенка ориентации в пространстве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений.
От 4 месяцев до полугода
4 месяца
- Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
- Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.
5 месяцев
- Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
- «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
- Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.
6 месяцев
Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:
- Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.
Ладушки – игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
- Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
- Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).
От 7 до 9 месяцев
7 месяцев
- Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
- Барабаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
- Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.
Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры
8 месяцев
- Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
- Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол – так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-месячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
- Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
- Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.
9 месяцев
- Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
- Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
- Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
- Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).
В ванной можно не только купаться, но еще и играть – набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным
От 10 месяцев до года
10 месяцев
- Машинки. С 10-месячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и девочкам.
- Музыкальные инструменты. Барабан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
- Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
- Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.
11 месяцев
- Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
- Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
- Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.
Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков – самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы
12 месяцев
- Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
- Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
- Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.
Заключение
Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.
Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.
В период от полугода до года ребенок уже не так активно растет, как в первые полгода после рождения, зато он начинает приобретать много необходимых навыков по освоению окружающего мира. Родители могут помочь ему в этом, предлагая подходящие развивающие игры. Специально для вас Я – Родитель подготовил 6 игр – для малышей от шести до девяти месяцев и от девяти до двенадцати месяцев.
Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?
Развитие мелкой моторики и координации
В этом возрасте мелкая моторика развита настолько, что кроха уже сам сознательно начинает проявлять интерес к предметам небольшого размера. И поэтому задача родителя, с одной стороны, уберечь чадо от опасности поглощения мелких предметов, с другой – организовать необходимые занятия для дальнейшего развития моторики.
Развитие целенаправленных действий
В полгода ребенок уже не просто изучает свойства предметов, а стремится использовать их по назначению: мячики и машинки – катать, в колокольчик – звенеть, в бубен – бить. Важно наглядно показывать ему, как из его действий следует результат.
Развитие речи
Теперь уже малыш не только произносит отдельные слоги, но и стремится к осмысленной речи. Поэтому нужно помогать ему осваивать лепетные слоги, из которых он уже очень скоро будет складывать первые слова: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де-де и прочие.
3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев
Для развития каждого из перечисленных выше навыков Я – Родитель подобрал по одной игре.
Игра на развитие мелкой моторики
Положите в коробку игрушки разной формы: кубики, шарики, пирамидки. Можно более сложные: игрушечные фрукты, шишки – главное, чтобы они были безопасны, если все-таки кроха решит попробовать их «на зубок». Покажите малышу, как их доставать из коробки, а потом – как их туда складывать.
Игра на развитие целенаправленных действий
Знаете ли вы, что, когда ребенок в этом возрасте разбрасывает игрушки, часто он таким образом приглашает родителя в игру? Поэтому можно и сделать из этого настоящую игру, в которой он будет самостоятельно развивать необходимые навыки.
Привяжите на веревку или ленточку игрушку к стульчику, кроватке или манежу. Ребенок вначале будет кидать игрушку, а потом вы ему покажете, что можно вытягивать ее обратно за веревочку! И кидать снова, конечно же.
Частушка на проговаривание полезных лепетных слогов
Утром я встаю,
Песенку пою.
Песенку такую,
Вот какую:
Ля-ля-ля –
Вот и песенка вся.
Да-да-да –
Вот и песенка вся.
Ба-ба-ба –
Вот и песенка вся.
Скажи: ма-ма-ма-мама,
Скажи: па-па-па-папа,
Скажи де-де-де-деда,
Вот такая непоседа!
(автор: Клара Соломина)
Чему стоит уделить особое внимание в развитии малыша 9-12 месяцев?
Развитие двигательных навыков
В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен, ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее, подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.
Развитие логики
Ребенку интересно не только использовать предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой-маленький, полный-пустой, есть-нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.
Развитие памяти
Если до этого возраста вы с ребенком играли в «безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша, что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими взрослыми, к которым он привязан.
3 развивающие игры с детьми 9-12 месяцев
Игра на развитие двигательных навыков
Организуйте у себя дома переносной «спортзал»: соберите необходимые «снаряды», которые можно временно раскладывать в комнате, а потом убирать.
Это может быть большая тряпичная труба, в которую ребенок будет проползать. В эту игру лучше играть вместе с партнером: например, мама направляет ребенка, а папа зовет его с противоположного конца трубы.
Подобным образом можно использовать большой ящик, открывающийся с двух сторон.
А если разложить дорожку из книжек и поддерживать малыша за ручки, то он будет с удовольствием по ним ходить. Вместо книжек можно использовать специальные коврики с неровным покрытием, предотвращающие развитие плоскостопия.
Игра на развитие логики
Привяжите к веревочке несколько игрушек и положите их в коробку, а ее закройте тканью. Постепенно вытягивайте игрушки по одной из коробки и называйте их, когда они будут появляться из-под отреза. Дайте попробовать это сделать малышу. Потом, когда все игрушки будут вытащены, загляните в коробку и, разведя руками, скажите: «Нет игрушек!». Вместе с ребенком положите их обратно: «Есть игрушки!».
Игра на развитие памяти
Возьмите платок и закрывайте им свое лицо: «мамы (папы) нет». Потом открывайте: «мама нашлась (папа нашелся)»! Спрячьтесь за кроватку малыша, чтобы он какое-то небольшое время вас не видел: «где мама (папа, бабушка)?». Выгляните оттуда: «вот мама (папа, бабушка)»! Покажите малышу пример, как он может сам выглядывать из-за кроватки, а потом за нее прятаться, держась за опору. Или заползти за кровать, кресло, чтобы потом вы его там радостно обнаружили.
РАЗВИТИЕ / Занятия с ребенком (12 месяцев)
Помогите исследователю: Годовалый малыш — это активный экспериментатор, которому необходимы условия для проведения его исследований. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающая обстановка располагала его к этим занятиям. Поставьте в комнате коробки с интересными вещами. Спрячьте за стулом игрушки или привяжите к ним ленточки, чтобы малыш мог дергать за них.
Интересуйтесь открытиями ребенка: Когда ребенок обнаружит что-нибудь любопытное — тень на стене, шуршащий кусочек фольги, гладкий теплый камешек, расскажите ему об этих предметах. Чем больше вы проявляете интереса к находкам малыша, тем энергичнее он продолжает свои поиски.
Прогулка под радугой: Повесьте в дверном проеме полоску из разноцветного картона длиной два метра и снизу закрепите ее концы. У вас получится радужный свод. Благодаря «радуге» ребенок узнает о расположении вещей в пространстве. Он попытается проползти под ней, пройти туда и обратно и прокатить игрушки на колесиках. Малыш узнает, какого роста и размера его собственное тельце.
Сито для песка: С ситом очень интересно играть в песок. Ребенок без труда удерживает сито в руках. Поднимая его на разную высоту, малыш с любопытством наблюдает, как сквозь дырочки сыплется песок.
Сделайте картонную горку: Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите малышу, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.
«Новая» игрушка: Свяжите веревочкой несколько старых погремушек, мелких игрушек и коробочек. У вас получится забавная игрушка, которую можно дергать за веревочку. Вскоре малыш принесет новые предметы, чтобы вы и их привязали.
Поиски: Поиграйте с малышом в прятки. Вы должны спрятать игрушку, а он будет ее искать. Чем чаще вы повторяете названия игрушек, тем быстрее малыш осваивает речь.
Старшие друзья: Если у вашего малыша нет ни братьев, ни сестер, пригласите в гости детей дошкольного возраста. Малыш будет повторять их действия, и вы удивитесь, как много нового он узнает.
Игра с кубиками: Большие картонные кубики без одной стороны станут прекрасным подарком ко дню рождения. Их можно использовать по-разному — строить, складывать в них мелкие предметы, вставлять друг в друга.
Каракули: Высокий стульчик со столиком — отличное место для рисования. Поскольку вашему ребенку интереснее повертеть в руках карандаш или цветной мелок, а не создавать произведение искусства, дайте ему для рисования использованную бумагу или газету.
Дочки-матери: Дайте малышу легкую коляску или тележку для продуктов и отправьте его на прогулку с куклой. Малыш будет разговаривать с ней, и это поможет ему развивать речевые навыки.
Работа с граблями: Смастерите для ребенка «грабли», прикрепив к палочке расческу. Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать «граблями» игрушки, которые не достать рукой. Помните, что в эту игру ребенок может играть только сидя. Не позволяйте ему расхаживать с палкой по дому.
Игра теней: В солнечный день возьмите малыша на прогулку и покажите ему, как двигаются тени. Встаньте на его тень, а он пусть встанет на вашу.
Брось горошину: Дайте ребенку сухой горох и большую миску или ведерко. Покажите, как нужно высыпать горох в миску.
Игра в мяч: Пустите большой надувной мяч катиться по наклонной плоскости или слегка ударьте им о стену, и пусть малыш поймает его. Это занятие помогает ребенку лучше координировать движения.
Высокая ступенька: Если ваш ребенок уже умеет ходить, сложите перед ним кубики в ряд и предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять равновесие.
Узкий тоннель: Расставьте ноги так, чтобы малыш мог пройти между ними. Это поможет ему больше узнать о своем положении в пространстве.
Привяжите веревочку: Если малыш научился ходить, наденьте на игрушечного зверька «поводок» и отправьте ребенка на «прогулку».
Игрушка, на которой можно сидеть: Если малыш уже уверенно ходит, ему можно купить игрушку, на которой можно сидеть. Она должна быть устойчивой и достаточно низкой, чтобы ребенок мог сам на нее забираться.
Игра с прищепками: Покажите ребенку, как прицепить старые бельевые прищепки по краям банки из-под кофе. Эта игра отлично помогает развить координацию движений.
Мамин помощник: Дайте ребенку губку, чтобы он помог вам вытереть свой стол и стул.
Маленький стульчик: Детям, которые научились ходить, нравится сидеть на маленьком стульчике или скамеечке. Постарайтесь найти в доме маленький детский шезлонг или стульчик с подушечкой. Он должен быть достаточно широким, чтобы малыш мог взобраться на него, а затем повернуться. Детям иногда трудно сразу удобно сесть на стульчик.
Выскакивающая игрушка: Теперь, когда у ребенка достаточно развита координация движений, ему нравится ударять по предметам, реагирующим на его действия. Существует много игрушек с фигурками внутри, которые выскакивают наружу, если по ним сильно стукнуть.
Поиски туфли: В дождливый день маме приходится напрягать все свое воображение, чтобы как-то развлечь малыша. Поставьте вместе пару туфель. Дайте одну из них в руки малышу и попросите его найти вторую. Если ему удастся это сделать, принесите другую пару. Если малышу будет трудно найти парную туфлю, помогите ему.
Игра с сумочкой: Дайте малышу старый бумажник, несколько ключей и сумочку. Ребенку будет приятно почувствовать себя обладателем таких «сокровищ». В то же время он попытается открыть сумочку и положить туда бумажник или просунуть ключ в замочную скважину. Так малыш познает мир окружающих его предметов.
Кубики: Постройте башню из кубиков, а затем предложите это сделать ребенку.
Волшебные чашки: Ваш малыш обладает вполне развитым интеллектом и любит решать сложные задачки. Поставьте перед ним две перевернутые чайные чашки. Под одну из них положите игрушку. Спросите малыша: «Где игрушка?» — поднимите чашку, чтобы показать ему спрятанный предмет. Проделайте эту операцию несколько раз. Затем попросите ребенка найти нужную чашку.
Катушки с разноцветными нитками: Дайте ребенку коробку с крышкой, где лежат несколько катушек среднего размера с голубыми нитками и одна большая с красными. Проделайте в крышке дырочку, достаточно большую для голубых катушек и слишком маленькую для красной. Вскоре малыш обнаружит, какая катушка пролезает в дырочку, а какая нет.
Поездка через тоннель: Соорудите из картонных коробок тоннель. Покажите ребенку, как пустить через него машинку. Малыш будет с интересом наблюдать, как она появляется с другого конца.
Игра с картонной трубкой: Дайте малышу длинную картонную трубку. Покажите, как ею подталкивать мячик, чтобы он катился по полу.
Ванна для куклы: Положите в детскую ванночку большую куклу, и пусть малыш купается вместе с ней. Вымойте кукле волосы, а затем предложите это сделать ребенку.
Чашки с блюдцами: Прежде чем ребенок научится считать, он должен понять, что означает слово «один». Возьмите пластмассовые чашки и блюдца. Поставьте блюдце. Поставьте еще несколько чашек и блюдец, приговаривая: «Вот еще одно блюдце, вот еще одна чашка».
Исчезающий человечек: Сделайте дырочку в бумажном стаканчике и протащите через нее соломинку. К той части, которая в стаканчике, прикрепите круглый кусочек картона. Изобразите на нем рожицу из кусочков ткани и тесемки. Покажите малышу, как нужно двигать соломинку вверх и вниз, чтобы рожица появлялась и исчезала.
Семейный альбом: Сделайте для ребенка отдельный альбом с семейными фотографиями. Поместите туда фотографии знакомых ему людей и любимых животных.
Почитайте малышу книжку: Почитайте малышу книжку. Посмотрите, сможет ли он самостоятельно переворачивать страницы.
Памятный подарок: Сохраните визитные карточки, приглашения, ленточки и другие предметы, оставшиеся после его первого дня рождения. Положите их в альбом вместе с праздничными фотографиями. Заглядывая в альбом, малыш будет с удовольствием вспоминать свой первый день рождения.
Игрушки для детей по возрастам (список)
Для того чтобы грамотно подобрать игрушку, нужно знать возрастные особенности развития ребенка. Рассмотрим список игрушек для каждого возраста.
Игрушки для ребенка от 0 до 6 месяцев.
Поначалу малыш слабо реагирует на окружающий мир. Для него важнее тактильные ощущения и запахи, исходящие от его мамы. Постепенно, малютка реагирует на звуки и яркие предметы, находящиеся в непосредственной близости от него. Малыш начинает гулить, что является звукоподражанием услышанных им звуков. Чем больше и чаще мама с ним разговаривает, тем раньше и активнее начинается гуление.
Ближе к трем месяцам жизни, ребенок впервые пробует схватить интересующий его предмет и подтянуть поближе к себе. Все, что ему удается ухватить, неизменно оказывается у него во рту. Это потребность попробовать на вкус является одним из способов познания мира малышом. Наиболее активные дети уже с трех месяцев жизни начинают активно двигаться: переворачиваться, пытаться ползти.
В 4 месяца малютка активно манипулирует игрушками и любыми другими предметами, оказавшимися от него в непосредственной близости. Ребенок с радостью узнает себя в зеркале. В этом возрасте появляются первые слоги. Малыша начинает беспокоить зуд в деснах, от прорезывания зубов.
Ближе к 5 месяцам ребенок с интересом разглядывает книжки. Особенно его интересуют лица.
К 6 месяцам некоторые детки уже умеют сидеть, активно ползают по-пластунски и начинают ползать на четвереньках. Они переходят в более активный этап своей жизни.
Весь этот период и большую часть следующего, для малыша большое значение имеет интимно-личностное общение с близкими ему людьми. Поэтому все игрушки для малютки являются лишь способом общения с любимым человеком.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Погремушки.
- Носочки со вшитыми в них «шуршалками», погремушками.
- Мобиль.
- Книжки-«шуршалки» и книжки-пищалки.
- Подвесные игрушки.
- Книги из твердого картона с крупными изображениями. Особенно хороши в этом возрасте книги-глазастики.
- Книги с музыкальным сопровождением или с различными звуками (машинки, животные)
- Прорезыватели разных форм и размеров.
- Неваляшки.
- Колокольчики, свистульки, трещотки.
- Развивающий коврик.
- Игрушки для ванны: пищащие резиновые уточки.
Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года
С 6 месяцев начинается ввод прикорма — ребенок осваивает ложку. В связи с этим, более активно развивается мелкая моторика.
В 7 месяцев большинство детей самостоятельно присаживаются и встают на четвереньки. Активное ползание позволяет детям увеличивать пространство исследования. Малыши открывают и закрывают шкафы и ящики, достают оттуда вещи.
В 8 месяцев многие детки пытаются встать на ноги и пойти вдоль опоры. К 9 месяцам, особо торопливые исследователи уже начинают ходить самостоятельно. Дети продолжают изучать свойства предметов, активно манипулируют ими.
В последующие месяцы малыши оттачивают свое умение ходить. К году, большинство детей делают свои первые шаги. Многие дети начинают произносить свои первые слова: папа, мама, баба.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Мячики разных размеров.
- Легкие разноцветные кубики.
- Пирамидки.
- Сортеры.
- Пупсы.
- Картонные книги с яркими рисунками и веселыми потешками.
- Книжки-раскраски, красящиеся с помощью воды.
- Ходунки — каталка.
- Игрушки-каталки на палке.
- Музыкальные игрушки: игрушечное пианино, ксилофон, телефон со звуками.
- Игрушки в виде реалистично изображенных животных, которых удобно держать в руке.
- Машинки разных размеров.
- Игрушки, одевающиеся на руку, на пальцы.
- Игрушки-качалки.
- Игрушечная посуда: ложки, вилки, тарелки, кастрюли.
- Водяная мельница.
- Пальчиковые краски, мягкий пластилин, восковые карандаши, мелки.
- Мыльные пузыри.
Игрушки детям от 1 года до 2 лет
Малыш начинает ходить и с каждым месяцем делает это все более уверенно. Со временем, он осваивает сложные движения: бег, скачки, присаживание на корточки.
Ребенок самостоятельно ест с помощью вилки и ложки, пьет воду из кружки.
После 1,5 лет многие малыши начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации.
В этом возрасте преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Ближе к двум годам, ребенок способен самостоятельно собирать пирамидку, строить башню из кубиков, уверенно держать в руке карандаш.
Большинство детей к концу второго года жизни начинают активно говорить. В словарном запасе малыша может быть около 50 слов. Дети, к этому возрасту, знают разницу между большим и маленьким, могут назвать около 5 цветов.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Матрёшки.
- Геометрические пирамидки.
- Крупные пазлы.
- Конструкторы с крупными деталями.
- Рамки-вкладыши.
- Игрушки со шнуровкой.
- Мольберты для рисования.
- Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, плей-до, кинетический песок.
- Книжки с наклейками.
- Раскраски.
- Магнитная азбука.
- Говорящая азбука.
- Горка.
- Качели.
- Красивый горшок.
- Крупные игрушки на колесиках. Толокары.
- Игрушки-прыгуны.
- Беговелы.
- Самокаты.
- Кукольные коляски, санки.
- Игрушки для песочницы: ведерки, формочки, лопатки, грабельки.
- Большая лопатка для снега, щипцы для лепки снежков.
Игрушки для детей от 2 до 3 лет
В этом возрасте ребенок становится еще более активным. Он может бегать, прыгать, взбираться по шведской стенке, ходить на носках и пятках, выполнять одновременно два сложных действия (хлопать в ладоши и топать ногами). Навыки владения собственным телом позволяют ему осваивать новые виды транспорта, такие как велосипед. С этого возраста можно начинать ставить ребенка на коньки, ролики, лыжи.
До трех лет у ребенка все еще преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Малыш запоминает названия различных геометрических фигур, может найти предмет по его характеристике. Мелкая моторика развивается настолько, что ребенок способен разорвать бумагу, слепить из пластилина простую фигуру.
Ребенок активно разговаривает: может рассказать о том, что он делал в течение дня, пересказать сюжет небольшой сказки.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Мебель для творчества: стол и стул.
- Цветная бумага, ножницы с закругленными концами, трехгранные карандаши.
- Штампы для печати.
- Световой стол.
- Лото, с изображением простых и понятных рисунков (животные, растения, транспорт).
- Крупная мозаика.
- Конструкторы (Лего).
- Кубики с буквами, с картинками.
- Красочные счеты.
- Спортивный уголок (шведская стенка, канаты, подвесные кольца).
- Фитбол с рожками.
- Куклы разных размеров: говорящие, поющие, с подвижными частями тела.
- Одежда для кукол.
- Мебель и инвентарь для кукольных игр (детская посуда, кухня, игрушечная мебель, кукольный дом).
- Машины специальной техники (трактор, экскаватор, грузовик, бетоновоз, пожарная машина).
- Трехколесный велосипед.
- Палатка или вигвам.
- Уличный батут, бассейн.
- Большие мелки, для уличного рисования.
- Маскарадные костюмы, маски.
Игрушки для детей от 3 до 6 лет
С трех лет для малыша начинается новый этап развития. Самое главное изменение в ребенке этого возраста — он начинает осознавать себя как личность.
Меняется ведущая деятельность ребенка. Теперь малыша все больше занимает сюжетно — ролевая игра. Активно развивается воображение. Ребенок способен к продолжительной игре наедине с собой. Но одновременно, он начинает сильно тянуться к общению со сверстниками.
Вместе с этим, он начинает задавать большое количество вопросов. Его интересуют все вокруг, а словарный запас, наконец, позволяет обсудить это с родителями. Малыш отлично воспринимает любую информацию, которую преподносит ему взрослый.
Ребенок способен к разделению предметов по их предназначению, форме, объему, цвету.
Дети приобретают навыки самообслуживания: сами одеваются и раздеваются, выполняют правила личной гигиены, способны поддерживать порядок в своих вещах.
К шести годам ребенок подходит к возрасту подготовки к школе. Ребенок уже знает все буквы и цифры, умеет читать, знает счет до 100, способен понимать время. В этом возрасте как никогда повышаются способность к обучению, увеличивается время произвольного внимания, улучшаются социальные навыки.
Ребенок очень хорошо владеет своим телом, развивает ловкость и гибкость, учится играть в активные командные спортивные игры.
Игрушки, полезные для этого возраста:
- Игрушки для ролевых игр по профессиям (инструменты врача, плотника).
- Игрушки для ролевых игр по бытовому хозяйству (утюг, кухня, стиральная и швейная машина, пылесос, веник с совком).
- Игрушки в виде продуктов питания (овощи, фрукты, бутерброды, курица, колбаса), которые можно разрезать на части с помощью ножа.
- Книжки со сказками.
- Азбука, прописи, книжки с интересными заданиями.
- Головоломки.
- Инструменты для творчества: ножницы, цветная бумага, клей, пластилин, гуашь, акварель.
- Раскраски.
- Переводные картинки.
- Наборы бумажных кукол, к которым нужно вырезать одежду.
- Наборы для декоративного раскрашивания.
- Наборы для оригами.
- Наборы для рукоделия.
- Сложные конструкторы (с винтиками, ключами).
- Настольные игры.
- Набор солдатиков.
- Машины с дистанционным управлением.
- Дартс.
- Бадминтон.
- Двухколесный велосипед.
- Футбольный мяч.
- Баскетбольное кольцо.
- Скакалка.
- Обруч.
- Лыжи.
- Коньки.
- Ролики.
- Шашки и шахматы.
Для сохранения у малыша интереса к игрушкам, можете периодически их прятать. Помните, что с каждым новым этапом развития, игрушки, перечисленные в предыдущем этапе, могут быть не менее актуальны. Поэтому не спешите отдавать их. В покупке игрушек всегда ориентируетесь на интересы вашего ребенка.