Как реагировать на истерики ребенка: практические советы и рекомендации молодым родителям - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как реагировать на истерики ребенка: практические советы и рекомендации молодым родителям

Как справиться с детскими истериками: практические советы и рекомендации

Личный опыт мамы четверых детей.

Многие родители в процессе воспитания детей сталкиваются с истериками. Ощущение бессилия, страх за ребёнка, чувство вины — это только примерный перечень того, что происходит в этот момент в душе. Каждый родитель справляется с этим переживанием — через применение физической силы, уходом из комнаты, пытается вразумить, отвлечь. И всё равно — это всегда очень сложно — быть родителем истерящего ребёнка.

Я бы хотела поделиться некоторыми моментами, которые я вывела для себя в результате изучения разных книг о воспитании детей и многочисленных попыток из этого практиковать. Это те приёмы по предотвращению истерик, которые работают с моими четырьмя детьми. работает с одним и не работает с другим, а работает с двумя и немножко получше с третьим, работает только с одним из них. В любом случае это то, что работает, поэтому я могу этим опытом делиться. Может быть вы на основе этого выработаете свои личные стратегии справляться с истериками.

Сразу, чтобы определиться. Я здесь пишу именно об истериках. Не о капризах в магазине «купи мне игрушку» с показным паданием на пол, топанием ногами и криком, которые тоже иногда называют истерикой. Эти капризы легко и быстро заканчиваются, как только мама говорит твёрдое «нет» и идёт дальше. Ребёнок может канючить и просить, но он в состоянии идти. Он обижается, ругается, но поддерживает контакт.

Во время истерики же ребёнок становится на время невменяемым. Взгляд застывает, на слова не реагирует или реагирует очень бурно и резко — убегает, швыряется игрушками, кричит изо всех сил. В этот момент он очень мало плачет, хотя внутри клокочут эмоции, с которыми ему сложно справиться. На любое предложение поддержки он кричит «нет!» и в то же время как только вы отдаляетесь от него — тут же зовёт и требует то, от чего только что отказался. И это «хочу!» — «не хочу!» — «хочу!» — «не хочу!» — очень выматывает и ребёнка и того, кто находится рядом с ним. У в семье такие состояния бывают довольно часто, сталкивается с ними всего один раз за всё время. Может быть есть и такие родители, которые вообще не знают что это такое.

Основные причины истерик

1) Самый главный момент, который нужно сразу же для себя понять: маленькие дети не виноваты в том что они впадают в истерики. Причины истерик могут быть в воспитании, в усталости, в недостаточно развитой нервной системе, в травматической для ребёнка ситуации. Но в любом случае, истерика — это его способ реагирования. Это то, что сейчас для ребёнка является самым наилучшим способом сброса напряжения и выражения эмоций. Он просто пока не умеет и не может справляться с ситуацией. Это не плохо и не хорошо, просто так есть и это нужно принять. Считайте это проявлением инстинкта самосохранения. Дети не способны это контролировать и прекратить в один миг. Это не от их воли зависит. Понимание этого момента способствует принятию и более спокойному реагированию на ситуацию.

2) Истерики детей часто зависят от эмоционального состояния взрослых вокруг них. Дети очень чутко улавливают состояние взрослых людей. Если мама постоянно встревожена, обеспокоена, расстроена, если она больна, если ей плохо — вероятность истерик ребёнка возрастает. Дело в том, что дети так устроены, что они всегда всё принимают на свой счёт: «мама болеет меня», «у мамы плохое настроение — значит я её расстроил». Это происходит автоматически. Не в силах исправить ситуацию, ребёнок буквально взрывается от своего собственного бессилия. И это выражается в истерике. Повод тут не так важен. Главное — это состояние внутреннего тупика, с которым ребёнок не может справиться. Поэтому один из важных моментов при уходе за детьми — уметь позаботиться о себе. Что это будет — группы по интересам, психотерапия, рисование, занятие рукоделием — всё что угодно, что даст ощущение спокойствия внутри.

3) Истерики возникают как результат ослабления внутреннего контакта между родителем и ребёнком. Дело в том, что развитие ребёнка происходит не по прямой, а как бы скачками. Он проходит через разные периоды и внутренние кризисы. Иногда у него возникает потребность в чуть большем сближении, иногда — в чуть большем отдалении с вами. И хотя с вашей точки зрения вы даёте ему столько же теплоты и заботы, с точки зрения ребёнка именно в этот момент вашего внимания может быть недостаточно. И тогда он начинает сомневаться в вашей любви и в себе, действительно ли он хороший. А поскольку без любви существовать он не может, он начинает усиленно требовать эту любовь. В том числе и через истерики.

В этом случае можно попробовать разные варианты проведения индивидуального времени с ребёнком. Например, сводить его в детское кафе, где будете только вы и он, сходить с ним в парк, почитать с ним вечером книжку, завернуть его в одеало и покачать как маленького, почаще обнимать и говорить о том, как вы любите его. Хорошо помогает ночью, когда малыш спит, говорить ему нежные и ласковые слова. Он их не услышит, но его подсознание в этот момент чутко уловит вашу теплоту и любовь. Ещё очень важно в этот период говорить о ребёнке побольше позитивного, делать упор на его хорошие качества.

4) Истерики могут быть попыткой ребёнка повлиять на ситуацию, в которой он находится. Дети остро реагируют на обычные с точки зрения взрослых ситуации — это может быть переезд, новый детский сад, изменение расписания родителей, которых меняется привычный распорядок жизни ребёнка. Детям нужна стабильность и предсказуемость, это основа для ощущения безопасности. Когда окружающая среда по причинам становится опасной с точки зрения ребёнка, и он не в состоянии никак на это повлиять, он тут же реагирует на это истерикой. В этот период времени он остро нуждается в принятии его страхов, в том, чтобы его выслушали, чтобы его успокоили. Его переживания могут казаться смешными и надуманными, но для него они реальны и очень серьёзны.

Один из способов вернуть ребёнку ощущение безопасности — это установление ритуалов. Например, каждый день в одно и то же время читать ему книжку, приходить за ним в садик в одно и то же время Ещё один вариант — доверить ребёнку небольшое дело, которое он будет делать сам и сам контролировать, например каждый день поливать цветы или раскладывать столовые приборы перед ужином, небольшое домашнее животное, которое он может сам кормить.

5) Истерики возникают чаще, если нарушен привычный ребёнку порядок. Я уже упоминала тот факт что дети развиваются скачкообразно, периодами. У них постоянно происходят процессы внутри. Именно поэтому им так важны внешние чёткие и ясные рамки, правила, распорядок, ясные инструкции — одинаковые от отца и матери. Я здесь не про тотальный контроль, а про понятные правила жизни «это можно есть, это нельзя», «чужие вещи можно трогать только с разрешения», «свои игрушки нужно убирать на место» и тому подобное.

Когда эти правила резко меняются (например, ребёнок попадает в незнакомую среду) или когда родственники дают ребёнку противоположные указания, у него возникает путаница и неопределённость в голове. И если это состояние продолжительно во времени, то оно тоже может вылиться в истерику. Поэтому если порядок в жизни ребёнка нарушен, его желательно поскорее восстановить, это важно. Если же восстановить порядок невозможно (в случае с родственниками), попытаться сгладить противоречия, договориться с родственниками об общих правилах, объяснить ребёнку, что бывают разные обстоятельства. Ну и конечно — чем больше порядка в комнате, в расписании, в делах — тем спокойнее будет чувствовать себя ребёнок.

Ещё несколько небольших практических моментов, которые могут помочь:

1) Успокаивающий детский чай, отвар ромашки или кружка тёплого молока перед сном.

2) Почаще гулять на свежем воздухе, проветривать комнату где спит ребёнок.

3) Активные занятия — гимнастика, борьба, подвижные игры, чтобы найти выход накопившейся энергии.

4) Дневной сон или тихий час, когда ребёнок может просто спокойно полежать, чтобы мозг мог переварить информацию, полученную им до этого.

5) Обнимать под любым предлогом, гладить по голове, отмечать достижения.

6) Личное время, выделенное специально для ребёнка, где есть только вы и он.

7) Быть доступным для ребёнка, для его переживаний.

Повторюсь, это то, что работает для моих детей. Это мой личный опыт. Он может немного отличаться от опыта других родителей или от того, что написано в книгах. Но ведь и дети наши все уникальны, для каждого может сработать своё. Надеюсь, всё же, что из этого будет полезным.

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.

В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

Истерика нижнего мозга (нижнего этажа)

В отличие от истерики первого типа, истерика нижнего этажа — явление, порожденное временной неадекватностью ребенка. Сильные негативные эмоции или переживания захлестывают его настолько сильно, что он теряет способность мыслить здраво или вменять родительским словам. Этот тип истерики охватывает нижний отдел мозга, полностью перекрывает способность к самоконтролю и блокирует доступ к верхнему отделу.

Детская истерика нижнего этажа напоминает состояние аффекта, когда верхняя часть мозга попросту отключается, а мыслительный процесс блокируется. В эти минуты мозг ребенка функционирует совсем иначе, а любые ваши слова просто-напросто не дойдут до его сознания. Единственный путь прекратить этот тип истерики — снять психическое напряжение, чтобы ребенок смог быстрее прийти в себя.

Ругать ребенка, стыдить его или кричать при истерике нижнего этажа бесполезно! Ребенок все равно не сможет понять вас.

Важно помочь ребенку выйти из состояния настоящей истерии, чтобы он не мог травмировать себя или нанести кому-либо (чему-либо) серьезный вред. Помните о том, что ребенок сейчас совершенно неадекватен! Нельзя игнорировать его состояние, оставлять одного в комнате или уходить прочь с отрешенным видом.

Когда любые здравые доводы и логика бессильны, то действуйте принципиально иным способом:

  • Возьмите ребенка на руки, крепко прижмите его к себе;
  • Тихо и ласково обращайтесь к нему, убедите свое чадо в том, что сейчас уже все хорошо;
  • Лучше унести ребенка подальше от того места, где у него начался приступ истерии;
  • Успокойте его тактильно: ласковые поглаживания и нежные объятия зачастую очень эффективны.
Читайте также:  Шалфей при планировании беременности: как принимать правильно, мнение врачей и безопасность настоя

Первоочередной является необходимость вернуть ребенка в состояние здравой адекватности. И лишь после того, как он полностью пришел в себя, уже можно начинать вести спокойный диалог. Не стыдите ребенка и не пытайтесь его ругать, потому что истерика может повториться. Задача родителей — выяснить причины, по которым произошла вспышка истерии.

Ребенок, которого одолела истерика нижнего этажа прежде всего нуждается в утешении и родительской ласке!

«Ты настолько сильно не хотел доедать свой обед? Неужели каша тебе так не понравилась? Или ты уже был сыт и не хотел доедать? Не нужно так расстраиваться, ты же мог просто сказать, что уже наелся. Давай ты будешь говорить нам с папой, когда больше не захочешь есть, а мы не будем тебя заставлять. Хорошо, мы договорились?»

Родитель должен понять, что есть весомая разница между тем, когда ребенок истерит из-за своих прихотей и того, когда он всерьез подавлен и расстроен. Взрослому человеку тяжело снизойти до уровня своего чада. Но порой маленький ребенок может действительно сильно расстроиться из-за несущественного происшествия или мелочи, даже впасть в состояние горькой тоски. После того, как ребенок успокоится и его верхний отдел мозга сможет нормально функционировать, родитель должен попытаться спокойно поговорить с ребенком, вызвать на ответный диалог, призвав чадо порассуждать логически.

«Даже если еда показалась тебе не очень вкусной или если ты уже наелся, то не стоит вести себя таким образом. Это очень некрасиво! Ведь я старалась и готовила для тебя. Ты мог бы просто сказать, что не голоден, я бы не стала тебя заставлять есть. Нельзя выходить из себя, если тебе просто что-то не понравилось».

Именно в этот момент, когда ребенок предварительно был понят вами, получил свою долю утешения и сочувствия, вы можете проводить щадящие воспитательные меры. Верхний отдел мозга больше не блокируется, истерика позади, а ребенок становится восприимчив к вашим словам и наставлениям.

Как быстро распознать верный тип истерики

Не всякий родитель обладает навыками тонкого психолога, так что порой определить тип развернувшейся перед глазами детской истерики бывает очень трудно. И возникают сложности с выбором собственной ответной реакции. Но можно различить истерики по ряду нюансов.

Ложная истерика:

  • Вы замечаете, что кричащий ребенок вас слушает и понимает;
  • Ребенок быстро успокаивается после угроз о наказании;
  • Ребенка можно отвлечь или заговорить, переключить его внимание;
  • С ребенком получается договориться;
  • Истерика больше носит демонстративный характер.

Истинная истерика:

  • Ребенок не понимает ваших слов, он будто вас не слышит;
  • Он не успокаивается даже после того, как вы пообещали осуществить его желание;
  • Ребенок пытается причинить вам или себе вред, стремится что-то разбить, ударить кого-либо;
  • Он не может контролировать свое тело, а речь если и есть, то она бессвязна;
  • Истерика напоминает состояние аффекта.

Помните: порой даже взрослому человеку тяжело справляться со своими эмоциями, а для маленького ребенка это и вовсе часто бывает невозможно.

Как узнать причины истерик и уметь мгновенно предупреждать их?

Все родители периодически сталкиваются с проблемой детских истерик – слезы, крики, валяния по полу в общественных местах ставят мам и пап в тупик. Чтобы ваша жизнь не превратилась в сплошной кошмар, а ваш ребенок перестал добиваться своего с помощью слез, психолог Виктория Люборевич-Торхова рассказывает об эффективных методах борьбы с детскими истериками:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

рекомендации для родителей «Детские истерики»
материал на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
detskie_isteriki_2.docx53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детские истерики.

Причины капризов и истерик.

Если ребенок здоров, то немотивированного негативного поведения у него не бывает . Итак, прежде чем понять, как его предотвратить, разберемся в его возможных причинах:

Капризы могут появиться из-за переутомления (в том числе и после долгих занятий без движения, особенно после длительного просмотра мультфильмов), некомфортной обстановки, неудобной одежды, плохого самочувствия, повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности.

У капризов могут быть и следующие причины:

1) Боль — он мог удариться, и Вы этого не заметили, не пожалели, (или к примеру на приеме у врача – рассердиться на него за больной укол);
2) Испуг — он мог испугаться, (даже, к примеру, резкого голоса или движения);
3) Обида — он мог обидеться, исходя из разных ситуаций (чувствует себя отверженным, никому не нужным, либо забрали игрушку);
4) Досада — он мог расстроиться, из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел, (над чем он не может иметь контроль, купили что-то не то, подарили не то);
5) Недостаток внимания – в «хроническом» и кратковременном виде;
6) Шантаж – к примеру когда ребенок требует чего-то, например сладкое или игрушку в магазине, стремление управлять Вами;
Гнев, злоба, агрессия так ярко проявляющие себя в истерике – это всего лишь поверхностные эмоции, которые скрывают под собой истинные причины – к примеру, вышеперечисленные 6 пунктов, особенно последний.

Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, подумать и понять причину его отрицательных эмоций . Причем как видно выше – в первых пяти пунктах – исправить положение Вы можете только своим вниманием, поддержкой, объятиями, контактом «глаза – в глаза», справедливым разрешением ситуации, активным слушанием, пониманием, и только после того – переключением внимания крохи на что-то другое: «Давай, почитаем сказку… поиграем в игру…». Сразу же переключать внимание – не разобравшись в проблеме, вызвавшей капризы – не практично, неразрешенные проблемы имеют свойство возвращаться на круги своя.

В пятом пункте – при недостатке внимания – необходимо понять и принять, что ребенок в таком возрасте еще не понимает, что Вы не можете играть с ним всё свое время, и тем не менее, старайтесь уделять ему как можно больше своего внимания, посвящать больше времени совместным занятиям, постепенно приучая и к самостоятельным играм, рисованию, лепке, прикладному творчеству.

Стремление ребенка шантажировать и управлять взрослыми (пункт 6) – так же не рождается на пустом месте – а проистекает из систематического неправильного поведения родителей. Если ребенок часто устраивает Вам истерики, то постарайтесь исключить из своего поведения следующие реакции

Чего нельзя делать до, во время и после истерики:

• Чрезмерно уступать.
Если Вы будете ребенку все разрешать, все его требования выполнять — «только бы не плакал», то тут и зародится его вседозволенность и избалованность, а отсюда и все вытекающие последствия в виде истерик. Многие мамы в этой нервотрепке предпочитают уступить, лишь бы малыш замолчал. А дети – они от природы очень практичны, и, протоптав такую короткую дорожку к желаемому – они воспользуются ею еще не раз, ведь это — путь меньшего сопротивления. У маленьких детей очень абстрактные понимания – что хорошо, а что плохо – «это работает, значит буду пользоваться» — думает малыш.

• Читать морали и нотации.
Во время истерики, они просто бесполезны, ребенку сейчас не до них. Как можно и как нельзя себя вести — нужно объяснять дружелюбным тоном в спокойной обстановке.

• Физически наказывать.
Физическое наказание и озлобленные окрики в такой экстренной ситуации – могут только добавить масла в огонь. Каждый родитель решает сам – использовать или нет физическое наказание в семье, но принимая это решение, нужно иметь в виду несколько моментов:
— В зависимости от темперамента, дети, к которым в детстве применяли физическое насилие — обычно становятся или забитыми, всего боящимися, тревожными, или агрессивными, озлобленными.
— К физическим воздействиям дети со временем привыкают так же, как к крикам или стоянию в углу – и они просто перестают действовать.
— Ребенок воспитывается – через подражание родителю, и если тот применяет силу в решении проблем — то ребенок с легкостью перенимает такой опыт воздействия на других.

• Кричать на ребенка, приказывать в повелительном наклонении.

Есть такой красивый принцип – все самое важное должно быть сказано ребенку шепотом (или тихо напевая). Работает. Не верите? Попробуйте!

Крики, также как и насилие, также рождают обратную реакцию. Держите себя в руках, проявляйте спокойствие, тем Вы подадите положительный пример.
И, не только во время истерики, но и в других ситуациях окрики и приказной тон в воспитании ребенка не уместны — будьте с ребенком на равных. Помните, что, накричать на ребенка легко, а вот ОБЪЯСНИТЬ ему, в чем он не прав и в чем заключается его вина, да так – чтобы он действительно понял – вот где целое искусство.
Да, этот способ не приносит быстрого решения проблем, занимает много времени, для него нужна Ваша живая фантазия, смекалка, умение понять ребенка, но – его результаты – самые качественные и долговременные. И самая главная награда – Ваша крепкая дружба с ребенком, его основополагающее к Вам доверие.

• Высмеивать ребенка, переводить все его чувства в шутку.
Если переводить любое проявление чувств (в том числе и обиду, гнев и прочее) и потребностей ребенка – в шутку, то, это как метод, может срабатывать на первых порах, и ребенок даже смеяться будет над собой. Но если это войдет в систему: то у него в подсознании может закрепиться мнение, что его чувства и потребности не воспринимают всерьез, отсюда может вытечь глубинное чувство «никомуненужности», внутренней обиды на Вас.

• Полностью игнорировать, оставлять, закрывать в комнате на замок, одного наедине со своей истерикой.
Бывает, что маленький ребенок кричит и ревет, и не может успокоиться только потому, что… он не может успокоиться без мамы… Ему уже ничего не надо, лишь б его мама к сердцу прижала, пожалела. В таких случаях – Вы должны быть рядом, ведь Вы безусловно любите малыша, не смотря ни на что. Игнорируйте проявления истерики, но не самого ребенка.

• Говорить «Ты плохая девочка, раз так маму не слушаешься», «Ты плохой мальчик, как тебе не стыдно реветь! Мальчики не плачут!»

Никогда нельзя осуждать ребенка за его чувства, любые чувства имеют место быть.

Нельзя называть его «плохим», «жадным», «вредным», так, сам не ведая того, родитель дает ребенку установку быть таким.

Помните – что Вы скажете ребенку о нем самом – он признает и примет как прописную истину. «Я плохой? Ну и буду таким!». Иными словами: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Ой, как много чего делать нельзя… А где же решение проблемы? Не будем ходить вокруг да около…

Как предотвратить истерики у ребенка?

Атмосфера любви в семье

Позаботьтесь о том, чтобы в семье всегда царил мир да лад (может в этом Вам пригодится аудиокнига «5 языков любви»). Помните, выяснение отношений между взрослыми – никогда не должны касаться ребенка, он не должен этого ни видеть, ни слышать.

Добрые слова, взаимоуважение, взаимопонимание и поддержка – все это ребенок впитает в себя как губка, и в будущем перенесет и на свою семью. В спокойные моменты чаще говорите ребенку, как Вы его любите, причем не за хорошие поступки – а просто так, потому что он есть.

Чаще обнимайте ребенка, вспомните правило «8-и объятий в день», оно сделает ребенка счастливым. Совместные прогулки и занятия с ребенком (рисованием, поделками, лепкой, танцами и пением, гимнастикой) укрепят. Вашу дружбу с ребенком, а добрые семейные традиции (совместное проведение праздников, выходных дней) — укрепят Вашу семью.

Одна политика воспитания для всех.

Задумайтесь, правильно ли поставлено воспитание ребенка в Вашей семье. Для начала нужно четко определить список строго запрещенных, запрещенных в отсутствии взрослых, и разрешенных для малыша вещей.

Еще более важно — придерживаться этой политики всегда и всей семьей. Ни в коем случае мама не должна отменять запретов папы, так она умаляет в глазах ребенка авторитет отца, и позволяет ребенку добиваться желаемого с помощью истерик.

Ребенок гораздо более наблюдательный, чем Вы думаете. И он прекрасно понимает, что за конфетой, которую Вы ему не даете — надо обратиться к дедушке, что гулять лучше ходить с папой, так как он покупает запретную газировку, а если устроить истерику бабушке, то можно получить все, что хочешь и даже немножко больше.

В то же время, конечно, в воспитании, нужно набраться терпения и уметь идти на компромиссы с ребенком.

Обсуждения и беседы «Что такое хорошо и что такое плохо»

Чтобы ребенку лучше понять и принять, как «можно» и как «нельзя» поступать – это нужно обсуждать заранее, не дожидаясь скандалов — на примере окружающих, в сказках (сказкотерапия), в сюжетной игре (инсценировки с куклами, кукольный театр, режиссерская игра). Правильно понятые правила поведения, многократно проигранные ребенком в игре и обсужденные после сказки – лягут гораздо прочнее, чем через чтение ему нотаций и моралей.

Джанни Родари советовал родителям воспитывать ребенка, развивая его фантазию: рассказывать ему истории о нем самом. Рассказ-игра, в которой малыш преодолевает все свои недостатки, совершает героические поступки — помогает ему понять себя, своё место в этом мире.

Если готовится «разразиться гроза»…

Если, исходя из ситуации, Вы почувствовали – что сейчас в поведении ребенка может возникнуть истерика, то попробуйте предпринять следующие действия:
● Активное слушание

Активно слушать ребенка — это значит дать понять ребенку, что Вы понимаете то, что он вам пытается передать, при этом проговариваете ему его же чувство. Сделать это можно с помощью «Ты-сообщения». Что это такое?

К примеру ситуация: у ребенка отняли в песочнице лопатку. Он готов зайтись слезами. Мама: «Мальчик забрал у тебя лопатку. Ты очень огорчен и рассержен на него» — вот это называется у психологов «Ты-сообщением». Далее проговаривается, что драться и кричать нельзя в любом случае, и ситуация разрешается мирным методом (берется игрушка взамен и т.п.), истерики нет.

Формулируйте слова, обращенные к ребенку — ясно и четко. Но, не стоит начинать свои фразы с ТРЕХ ЗАПРЕЩЕННЫХ СЛОВ: «если», «ты» и «почему (зачем)» . Слово «Если» воспринимается ребенком как угроза, «ты» — как сигнал нажима на него, а «почему» требует объяснения своего поступка, что ему пока не под силу.

● Переключите ребенка на действия, отвлеките его на что-то интересное
«Только не начинай кричать! Не стони!» — говорите Вы, и ребенок кричит в два раза громче? Это распространенная реакция маленьких детей. По своей психологии ребенок скорее отреагирует на Вашу просьбу сделать что-то, чем прислушается к просьбе чего-то НЕ делать. Поэтому, если Ваш малыш начинает плакать, переключите его внимание на действия: попросите его подойти к Вам, дайте ему возможность чем-то заняться, хорошо, если у Вас будет на этот случай при себе небольшая игрушка. Тогда он более охотно выполнит Вашу просьбу, нежели в первом случае.

● Если требование, которое предъявляет Вам ребенок – выполнить невозможно, то можно попробовать помечтать вместе с ним на эту тему.
Этот психологический прием срабатывает! Фантазирование с ребенком о сильно желаемом, но невозможном, часто помогает больше, чем «разумные доводы».

● Скажите ребенку про последствия его негативного поведения
К примеру так: «Мне очень не нравится, когда дети кричат в магазине. Когда дети начинают кричать, их просто уводят из магазина, и вообще ничего не покупают им». Это заставит его поразмыслить, и возможно, он передумает скандалить.

Если тем не менее истерика началась:

Самое главное, возьмите себя в руки и постарайтесь сохранять спокойствие.

Если дело дошло до того, что он вопит как пожарная сирена и валяется по полу, то Вам стоит предпринять следующие действия:

• Оказаться с ним на одном уровне взгляда (присесть рядом с ним), посмотреть ему в глаза, скорее всего он будет их прятать, но, тем не менее, это нужно сделать.

• Затем твердо и простыми словами объясните ребенку, почему выполнение его требования невозможно. Порой это нужно сказать несколько раз.

• Если он делает вид, что не слышит, и продолжает истерить, предупредите: «Пока ты кричишь, я не могу с тобой разговаривать. Я так не понимаю тебя» , если он не слышит – повторить.

• Помните, что подобное «шоу» рассчитано на зрителей. Просто начинайте игнорировать истерику , не обращайте внимания на «советы» и комментарии посторонних, просто будьте рядом с ним или же, продолжайте свой путь в молчании, если Вы выносите или выводите его с общественного места, скажем, из магазина.

• Если на ребенка никто не обращает внимания, то кричать ему вскоре станет неинтересно, он успокоится и готов будет возобновить общение с вами. Тут, опять же, есть 2 пути: А) в первом случае, стоит лучше дождаться, пока он обратится к Вам сам, так есть вероятность, что Ваше обращение поспособствует возобновлению истерики; Б) иногда ребенок (особенно в раннем возрасте) сам не может остановиться без вашей помощи, как было написано выше. Тогда его надо поддержать — дать возможность выплакать, так называемые, «слезы тщетности» — в ситуации, которой он ничего не может изменить. В этом случае и во время истерики — можно попробовать взять его на руки, прижать к себе, и успокаивать, к примеру, одной повторяющейся фразой: «Я все понимаю. мне жаль, что это сейчас невозможно. «.

• Когда напряжение спадет , постарайтесь сразу же переключить его внимание на какое-то занимательное для него действие – остановитесь на детской площадке, если вы дома – предложите, например, позвонить папе, бабушке и т.п…

• Позднее, возможно вечером, когда Вы будете уверены, что эту тему пора затронуть, объяснитесь с ребенком: «Что сегодня произошло, что ты сделал(а) неправильно, как надо было попросить» . Раскажите ребенку, что в тот момент чувствовали Вы: стыд, раздражение. Объясните, что такими поступками он(а) никогда и ничего не добьется, что свои желания нужно выражать спокойно, с помощью слов, а не слез и криков.

• Обязательно научите ребенка нести ответственность за свои проступки – к примеру, извиняться, это позволит ему в следующий раз вести себя более осознанно.

• А как же наказать? Если ребенок старше 2-3-х лет это может быть впрок: но не нужно его шлепать по попе и ставить в угол, а в качестве наказания — лишить его чего-то интересного, например, отказаться от планируемой поездки в эти выходные в зоопарк, или очередного похода в детское кафе. Обязательно нужно это проговорить и объяснить малышу, почему Вы это делаете.

«Детская истерика: как быть и что делать?» (практические советы родителям)

В семьях, в которых маленькие дети, родители часто сталкиваются с ситуациями, когда у их малышей возникает детская истерика. Частые примеры детских истерик можно наблюдать в магазинах, когда родители отказываются купить какую-либо игрушку, и ребенок сначала встает, как вкопанный, его невозможно сдвинуть с места, а потом разражается громкими воплями и плачем.

Детская истерика может проявляться в совершенно разнообразных формах. Это может быть и нытье, стоны, ор, когда ребенок полностью теряет над собой контроль.

Родители часто не знают, как реагировать на такое поведение своего малыша. Для того чтобы знать, что делать при истерике ребенка, для начала нужно разобраться в корнях этой истерики.

Одна из первых причин кроется в характере ребенка. Да, именно в нем. Ведь у маленького ребенка уже есть свой характер. Кто-то обожает быть в центре внимания и любит, когда им восхищаются. И если он не получает от окружающих того, чего хочет, он прибегает к доступным ему способам приковывания внимания — крики и громкий плач. Если такие истерики у ребенка становятся постоянными, то родителям надо выстроить свою линию поведения.

В первую очередь, ни за что не обращать внимание на такое безобразное поведение ребенка. Во вторую очередь, уделять внимание ребенку, одобряя его положительные черты характера. И это не должно быть обрывками фраз: «Молодец!». Внимание для ребенка — это вопросы, ответы, заинтересованность в успехах ребенка, память к мелочам со стороны родителей.

Например, если хотите поощрить ребенка-школьника, недостаточно спросить его о том, какие оценки и по каким предметам он получил. Надо поговорить с ребенком, как именно, по собственному желанию отвечал ребенок или его вызвал к доске учитель, волновался ли ваш ребенок, задавали ли ему дополнительные вопросы. Весь этот разговор должен проходить с хорошим настроением.

Вторая причина истерик — воспитательная. Дети могут закатывать истерику не всем, а только тем, кто на нее поддается. Например, мама будет остро реагировать на слезы и плач ребенка, а папа может вести себя совсем по-другому.

Справиться с таким видом истерик помогут только упорство, настойчивость и готовность выдерживать «натиски» ребенка.

Если разобрать на примере ситуации в магазине с игрушкой. Если вы не против купить желаемую ребенком игрушку, то лучше купите сразу. Но если вы уверены, что игрушка ему не нужна, то скажите четко и ясно «нет». Самая худшая ситуация, если ребенок будет плакать и кричать, а вы потом ему скажите: «Хорошо, купим, только замолчи!». Так, ребенок поймет, что он всего может добиться от своих родителей, главное подольше покричать и повопить.

Еще одна из причин детских истерик кроется в физиологии. Часто у ребенка после длительного бодрствования возникает необходимость «покричать», потратить энергию, чтобы затем спокойно уснуть. Так дети снимают напряжение. Пока ребенок совсем маленький, это ему необходимо. Но если это происходит с ребенком в возрасте после 3 лет, то это может сигнализировать о перенапряжении и усталости у ребенка. Если долго игнорировать признаки усталости у ребенка, то это выливается в истерику, словно происходит короткое замыкание. В таких случаях малышу надо помочь, взять его на руки, покачать, успокоить.

Причина истерики может быть и возрастной. Это всем известные кризисы трех лет и подобные. Ребенок ни кого не слушает, хочет делать все по-своему, то есть он хочет самоутвердиться, показать свое «Я». Родителям в этот период надо проявлять жесткое терпение и твердость.

Когда возможно, надо дать проявить малышу самостоятельность. Скажем, пусть сам решит, что надеть. Но родители должны в самом начале определить границы того, что можно, а что нельзя. Это касается даже безопасности их малыша в отношениях его с другими.

Самое главное, родители никогда не должны быть безразличны к проблемам ребенка, даже самым пустяковым. Установить контакт и наладить хорошие взаимоотношения — это одна из главных задач родителей в воспитании ребенка.

Причины истерики и капризов.

— Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации

вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.

— Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.

— Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.

— Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам, очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы.

— Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронических проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.

— Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так,как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Чего не должны делать родители.

— Не спорьте с ребенком, который в разгаре истерики все равно ничего не понимает.

— Не кричите, поскольку ваш гнев может только усугубить гнев ребёнка. Повышая голос и выходя из себя, вы как бы признаете правильность его метода. Кто громче крикнет — тот и прав. Ваша задача

— научить его справляться с яростью, гневом и раздражением, не теряя достоинства.

— Не давайте ему возможности почувствовать себя как наказанным, так и поощренным за устроенную истерику. Сам факт скандала не должен что-либо менять.

— Не позволяйте детским скандалам, случающимся в общественных местах, вызывать в вас чувство стыда и неловкости перед окружающими. Поверьте, большинство из них уже успели побывать на вашем месте. Как только ребёнок поймет, что в силу внутреннего дискомфорта вы уступаете ему в присутствии чужих людей, лишь бы он быстрее успокоился, истерики на публике станут для него обычным способом давления на родителей.

— Не принимайте поведение ребёнка близко к сердцу. Не стоит терзаться чувством вины из-за эмоционального поведения малыша. Даже если чадо в истерике кричит: «Ненавижу тебя!» — имейте в виду: эти слова не направлены конкретно на вас. Они просто показатель его собственного расстройства.

Повод обращения к детскому неврологу:

— Ребенок во время истерики задерживает дыхание или теряет сознание.

— Истерики становятся все более частыми и агрессивными.

— Малыш продолжает закатывать истерики после того, как ему исполнилось четыре года.

— Он наносит повреждения себе и окружающим, ломает вещи.

— Истерики сопровождаются ночными кошмарами, страхами, резкими и частыми перепадами настроения.

Если капризы и истерики у детей постоянны, это может быть следствием заболевания нервной системы, и ребёнка стоит показать врачу-неврологу. Если же со здоровьем все в порядке и если капризы или истерики при одном из родителей ребёнок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в семейных отношениях, а именно в реакциях родителей на поведение ребёнка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры, которые применяются к малышу.

Многие авторы указывают на то, что регулярные детские истерики и капризы ведут к психогенным изменениям характера, расшатывают нормальную психику, порождают стойкие психопатические наклонности. Такому типу поведения соответствует следующая клиническая картина: нетерпеливость, нетерпимость к мнению окружающих, требовательность, подозрительность, обидчивость, мстительность, гневливость, неадекватность эмоциональных реакций.

Известно, что ошибки воспитания играют большую роль в формировании поведения ребёнка, однако необходимо отметить, что они являются лишь провоцирующими факторами. Проблема находится гораздо глубже, и лежит она в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Что делать, когда у ребёнка истерика

1. Дайте понять ребёнку, что вы не терпите истерик.

Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его — это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, наденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядится, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

2. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка.

Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться столько, сколько понадобится времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время — самому сохранять спокойствие. Однако ребенок должен запомнить, что истерика — не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков. Поэтому, когда он вернется в нормальное состояние, ему придется закончить работу.

3. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.

Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверены, что делаете это во благо своего ребёнка.

4. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.

После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение. Если, несмотря на ваши усилия и терпение, истерики сохраняются, нужно обратиться к детскому неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Существует простой, универсальный алгоритм, который будет работать с любым возрастом, который позволит вам прекратить истерику вашего ребенка меньше чем за 2 минуты. Он состоит всего из пяти пунктов.

  1. «Отреагировать» После как услышали плач ребенка, быстро поворачиваете голову в сторону, где он плачет. Разговаривать запрещено.
  2. «Присоединиться» Если он прямо перед вашими ногами, значит опуститесь к нему или если он в нескольких шагах, подойдите к нему. Разговаривать запрещено.
  3. «Анализ ситуации» Посмотрите на выражение лица своего ребенка. Он может плакать по разным причинам. Он может быть зол, в отчаянии, что никак не может до вас достучаться, расстроен чем-то, вы считаете эту эмоцию с его лица и спросите его – «Ты расстроен? Ты злишься? У тебя что-то не получилось?» И это будет такой «мосточек», который позволит вашему ребенку или кивнуть вам в ответ, или не согласиться с вами, но вы его уже включили. И если вы это сделали, переходите в следующий пункт — четвертый.
  4. «Глубокий анализ ситуации» И здесь вам нужно понять причину – что же случилось?! Вы можете думать одно, а у ребенка в голове может быть совсем другое. Просто спросите – «Что случилось? Расскажи. Я хочу знать, я хочу помочь, или скажи мне, чего ты хочешь». И дети начинают с вами взаимодействовать. Здесь очень важно не оценивать то, что они говорят, не критиковать и не пытаться тут же давать советы, что им нужно поступить как-то иначе. Просто слушайте. Просто задавайте следующий вопрос – «Что-нибудь еще?» Когда ваш ребенок выговорится, переходите в пункт пятый.
  5. «Ответить ребенку» Вы можете быть не согласны с тем, что он попросил у вас конфету, чупа-чупс, не знаю, айфон, потому что в классе его все купили. Если вы с ним не согласны, так и скажите им, честно – «Я не планирую тебе это делать, я тебя понимаю, но не планирую. Потому-то, потому-то, потому-то. Извини». Если вы согласны, тогда скажите — «Боже мой, спасибо, что ты рассказал, теперь я точно понимаю как мне поступить. Давай, пойдем , сделаем это».

Как вообще не допустить истерику ребенка. Есть один единственный вариант не допустить истерику ребенка — это никогда не игнорировать его. Это не означает, что ваше время все должно быть посвящено ребенку. Это просто означает, что если вы слышите его и можете на него отреагировать, отреагируйте сразу, потому что вы не знаете насколько важно для него ТО, для него, внутри, по его шкале ценностей важностей, что он хочет к вам обратиться или сказать. Если он не услышит ответ от вас один раз, второй или третий, он выберет способ, на который вам все равно придется отреагировать. Поэтому реагируйте с самого начала, и истерики, как таковые, пройдут вообще. Вы забудете, что это такое.

Желаем вам быть внимательным и отзывчивым родителем – это залог гармоничных отношений в семье!

Психология материнства

Детская психология, рекомендации и поддержка для мам

Детские истерики: как реагировать родителям?

Истерика — это просто эмоция

Первое, что следует осознать родителям, малыши которых вошли в прекрасный возраст череды кризисов одного, двух, трех лет — это то, что истерика — просто эмоция. Это не заболевание, не прихоть, не манипуляция или невоспитанность. Это просто такое проявление сиюминутных чувств ребенка. Каждый день он проживает очень богатую палитру различных эмоциональных состояний. Обида, злость, гнев, усталость, страх, тревога — все эти эмоции будут вызывать у малыша сильную аффективную реакцию, которая может сопровождаться слезами, громким криком, агрессивными вспышками.

Поскольку мозг малыша еще очень незрел, он просто физиологически не способен затормозить свою эмоциональную реакцию — рационализировать ситуацию («да ничего же страшного на самом деле не случилось»), взять себя в руки («стоп, нужно остановиться и спокойно сказать маме, чего я хочу»), либо утешиться самостоятельно. Именно поэтому многим родителям кажется, что истерики их сына или дочки носят демонстративный характер — ведь плакаться и утешаться малыши идут только к тем, в ком уверены, кого любят, и именно поэтому несут свои чувства к мамам и папам.

Эмоции — это такая психическая энергия, которая непременно ищет выхода, ищет возможности быть прожитой и выраженной. Истерика незрелого ребенка — это такой незрелый способ проживать разные неприятные эмоции. Хотя, чего уж скрывать, даже не все взрослые способны зрело проживать разные негативные состояния, и порой срываются на крики, швыряются всем, что под руку попадет, или даже дерутся с теми, кто посмел эти эмоции у них вызвать. Все это — последствия не приобретенного в детстве опыта экологического проживания и выражения своих чувств и состояний.

Поэтому во время истерики важно, в первую очередь, показать малышу: то, что с ним происходит, — нормально, озвучить его эмоцию («ты злишься из-за того, что…», «ты расстроился потому, что…»), показать, что вы рядом и готовы помочь ему утешиться. Также необходимо не купировать его эмоции — отвлекая, подкупая и, что совсем уж печально, запугивая, — а дать им возможность быть прожитыми. Многие родители утверждают, что запереть ребенка в комнате до тех пор, пока он не успокоится, наказывать, либо же просто игнорировать его поведение (а по сути — состояние), — отличный способ справляться с истериками. Эти способы действительно «работают», но, увы, помогают не ребенку, а только родителю, посредством того, что на смену какому-то из переживаний малыша (обида, злость и так далее), приходит страх. Поскольку потребность быть в контакте с самыми значимыми людьми — одна из самых значительных для ребенка, а малейший намек на возможность этот контакт потерять вызывает тревогу и даже ужас.

А ту эмоцию, которой малыш был наполнен и которую сменил страх, он начнет считать «плохой» (и себя заодно с ней), неправильной, и тогда сформируется установка, что злиться (расстраиваться/печалиться/бояться) — плохо, а следовательно — необходимо эти эмоции всячески усмирять. Это приведет во взрослом возрасте либо к тому, что человек будет постоянно подавлять, накапливать свои чувства, а затем взрываться, либо «консервировать» их в теле, что особенно характерно для мужчин, ведь «мальчики не плачут, ты что, девчонка?!» Затем, во взрослом возрасте, — это приводит к неумению выражать свои чувства и, как следствие, печальная статистика смертности в возрасте 40+ от инфарктов.

Устойчивый, принимающий взрослый — лучший помощник малышу в истерике

Самое важное, что может дать родитель ребенку во время истерики, — это пространство для выражения своих эмоций, принятие и поддержку, когда ребенок придет утешаться. При этом необходимо, чтобы мама или папа были сами в хорошем контакте со своими эмоциями: осознавали свои чувства, умели управлять ими, а не сразу начинали злиться или пугаться эмоциональных вспышек малыша. Для разбушевавшегося крохи необходима надежная и устойчивая опора, на которую он может опереться, а если взрослый теряется, суетится или выходит из себя, это точно не способствует успокоению ребенка.

Важно, чтобы родители не оценивали степень своей «хорошести» по громкости детских истерик. Потому что тогда они будут проваливаться в свои собственные чувства, а не быть в моменте и в контакте с ребенком. Помните, прежде чем надевать кислородную маску на ребенка, необходимо помочь себе: сначала почувствуйте себя в своем теле (а не думать, «что же люди подумают?»), ощутите почву под ногами, сделайте глубокий вдох, напомните себе, что все происходящее нормально и никак не характеризует вас как родителя, а затем уже направляйтесь к ребенку, пребывающему в истерике.

Рамки и границы в воспитании — важны так же, как и чуткость

Впрочем, существует также определенное влияние стиля воспитания на поведение ребенка. Мягкость и чуткость вовсе не означает полное отсутствие ограничений или запретов. Задача родителя — не только окутывать теплом, но и ставить и удерживать рамки и границы: внедрять определенные семейные правила — ребенок должен знать, что можно и чего нельзя; выдерживать громкие протесты и требования при соприкосновении малыша с этими границами — не пытаться купировать это переживание, а дать возможность прожить тщетность каких-то своих желаний. В противном случае ребенок не получит опыта проживания ограничений, и тогда мы будем наблюдать то, что принято называть «избалованностью».

Родители ошибочно полагают, будто это ребенок невероятно требовательный, либо капризный, раз не принимает отказ или запрет, поэтому нарочно «включает» истерику и стремится добиться своего любой ценой. А на самом деле это родителям не хватает уверенности и последовательности, и они просто не выдерживают нахлынувших на малыша совершенно естественных и закономерных эмоций после столкновения с ограничениями.

Важно создать для ребенка такой образ жизни, в котором будут обеспечены условия для здорового созревания нервной системы: понятные правила жизни (а не формат «папа запретил — мама разрешила»), режим и предсказуемость событий дня, минимум гаджетов и экранного времени, теплая и надежная привязанность к родителям, достаточное общение и внимание. Когда у двухлетнего малыша, к примеру, чересчур много сепарации с мамой, это будет выливаться в тревогу, и, соответственно, в частые и продолжительные истерики.

Если же у вашего ребенка истерики происходят очень часто (по несколько раз в день), длятся долго (от получаса и дольше), если во время истерик малыш теряет сознание, задерживает дыхание, начинает задыхаться, у него случается рвота или он начинает биться головой, либо наносить себе другие телесные повреждения, это повод немедленно проконсультироваться с неврологом.

Терпение, только терпение!

Как бы банально это ни звучало, но основное, что необходимо родителям в период истерик их чада, — это терпение. Так же, как невозможно научить или заставить ходить трехмесячного малыша, так же невозможно сделать так, чтобы трехлетка не устраивала истерик. Это просто такой возраст, когда ребенок еще не научился выражать свои эмоции приемлемым и не раздражающим окружающих способом. И наша задача — помогать ему в этом, обучая и показывая, каким еще способом мы можем проживать свою грусть или демонстрировать злость.

Важно также всегда помнить о необходимости родителям восполнять свой личный ресурс, чтобы иметь возможность выдерживать детские эмоциональные всплески. Для этого хорошо бы знать, что именно может помочь маме (на долю которой, как правило, и выпадает основное количество детских истерик) расслабиться и отдохнуть, переключиться и развеяться. Ну и, безусловно, важно не обесценивать ту работу, которую делает женщина в декрете, воспитывая ребенка, — ни окружающим, ни самой маме.

И напоследок — немного утешительного. Период громких истерик у вашего малыша точно закончится. Но от того, как он будет им проживаться, зависит очень много его взрослых жизненных установок и моделей поведения. Поэтому в следующий раз, когда ваш сын или дочка закатит очередную истерику, просто подумайте о том, что сейчас вы помогаете своему ребенку пройти непростой путь созревания нервной системы, и пусть он будет для него мягким и безболезненным.

Если вы хотите узнать больше о том что такое истерика ребёнка — зачем и почему она случается; научиться различать истинные и ложные истерики и понять как реагировать в каждом конкретном случае; осознать какие истерики — это нормальный процесс созревания нервной системы, а какие — следствие ваших педагогических действий; определить для себя конкретный алгоритм действий во время истерики, а также получить действенные рекомендации как их предотвращать и уменьшить их количество — приглашаю вас на онлайн-семинар «Детские истерики и агрессия: как реагировать родителям?»

Читайте также:  Когда и как делают скрининг при беременности: описание проводимых процедур и интерпретация результатов
Ссылка на основную публикацию