Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

У человека во внутреннем ухе есть специальный аппарат, отвечающий за определение и корректировку положения тела в пространстве – внутреннее ухо, а, точнее, три его полукружных канальца, внутри которых циркулирует специальная жидкость – эндолимфа. Движения эндолимфы при изменении положения тела раздражают рецепторы специальной оттолитовой мембраны, устилающей чувствительные пятна у основания этих канальцев. Рецепторы отолитовой мембраны посылают сигнал в головной мозг, там эти сигналы обрабатываются – и положение тела корректируется в зависимости от обстановки.

У детей с ДЦП раздражение отолитовой мембраны, то есть изменение положения тела, вызывает появление лабиринтного тонического рефлекса. Этот рефлекс в норме встречается и у здоровых детей, наряду с симметричным шейным тоническим рефлексом, но он полностью исчезает к третьему месяцу жизни . У детей с ДЦП замедляется естественный процесс гашения этих рефлексов вследствие повреждения некоторых ответственных за этот процесс структур головного мозга.

Патологический лабиринтный шейный тонический рефлекс проявляется сочетанием явлений спастичности и ригидности в различных группах мышц. Для выявления этого рефлекса изменяют положение тела малыша в пространстве: его кладут то на спинку, то на животик. Когда ребёнок лежит на спине лабиринтный тонический рефлекс характеризуется максимальным повышением тонуса в мышцах-разгибателях спины, шеи и конечностей, то есть ребёнок максимально выпрямляется. Он не может поднять голову и ручки.

++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс.

Ноги выпрямляются и прижимаются друг к другу, ручки тоже разогнуты, тесно прижаты к туловищу, кисти и стопы повернуты вовнутрь. Стопа малыша находится в положении подошвенного сгибания: подошва вытянута, как у балерины.

+++ЛТР: рефлекс можно выявить даже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа.

При попытке согнуть малыша ощущается сопротивление, голова не сгибается – тело ребёнка как «столбик». При максимальном проявлении этого рефлекса спина настолько выпрямляется, что ребёнок лежит только лишь на пятках и на затылке.

Тест на наличие лабиринтного тонического рефлекса у детей с ДЦП

При положении ребёнка на животике спазмируются мышцы-сгибатели тела. Ребёнок принимает форму эмбриона: коленки поджаты к животику, голова максимально опущена, ручки согнуты в локтях и прижаты к телу, кулачки сжаты, таз ребёнка приподнят, он словно стоит на четвереньках. Малыш не может поднять голову, повернуть её в сторону.

Проявление лабиринтного тонического рефлекса в положении на животе.

Все эти патологические реакции могут привести к нарушениям в формировании костей скелета ребёнка, замедлению его развития. Вследствие постоянного повышенного тонуса со стороны мышц конечностей ребёнок не может нормально управлять своим телом. Поэтому он вынужден принимать особые позы: ребёнок сидит, согнув спину, опустив голову, немного наклоняется вперёд, ноги при этом согнуты в коленях.

Ярко выраженный ЛТР

Ручки малыша немного приподнимаются, сгибаются, принимая вынужденное и фиксированное положение – всё это приводит к невозможности использовать руки для познавания мира и обучения. Сидя, при попытке разогнуть шею малыш не может сохранять равновесие и откидывается назад, что может привести к падению при тяжёлых формах лабиринтного тонического рефлекса. Ребёнок не может встать на четвереньки, потому что не может использовать в качестве поддержки прижатые к груди ручки.

В положении стоя для сохранения равновесия ребёнок вынужден немного сгибать ноги в коленных суставах, максимально увеличивая площадь опоры, чтобы преодолеть патологические рефлексы разгибания и приведения ног.

Всё это приводит к формированию характерной для таких детей позе «ножниц». Сгибание головы в такой позе может привести к падению, поэтому дети стараются откинуть её назад и максимально выпрямить. Когда малыш падает, он не может подставить ручки для защиты, что приводит к постоянным травмам.

Лабиринтный тонический рефлекс появляется и у на мышц глаза и языка. Можно заметить, что в положении на спине ребёнок смотрит постоянно вверх, поэтому его поле зрения сильно сужено, ребёнок видит только определенный участок у себя над головой, что нарушает восприятие окружающего мира. Больные ДЦП дети не могут сфокусироваться на определённом предмете, им трудно сосредоточиться. Спазм мышц языка ведёт к нарушению глотания, выдоха, голосообразования. Это всё приводит к замедлению развития речи и к нарушению процесса питания.

В результате этого нарушается процесс развития навыков движения у ребенка, замедляется его физический рост. Лабиринтный тонический рефлекс способствует появлению таких явлений, как патологические синергии и синкинезии, а также образованию контрактур — рубцовых стягиваний сухожилий, мышц и кожи в районе суставов, мешающих движениям рук и ног.

Для характеристики выраженности лабиринтного тонического рефлекса используется специальная шкала, где количество плюсов обозначают выраженность рефлекса (ЛТР – лабиринтный тонический рефлекс):

1. + ЛТР ставится тогда, когда рефлекс незначительный, появляется чаще стоя, при сильных эмоциях или при выполнении нового движения малышом.

2. ++ ЛТР проявляется лёжа во время проявления ребёнком различных эмоций (плача, смеха) в виде сопротивления при насильном сгибании его головки.

3. +++ЛТР: рефлекс можно выявить уже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа. При попытке согнуть головку, ручки и ножки в положении, лёжа на спине, ощущается явное сопротивление. Лёжа на животике, малыш старается принять позу эмбриона: он подгибает коленки, прижимает ручки к туловищу, сгибает голову.

4. ++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс. В положении на спине малыш лежит лишь на затылке и пятках, голова резко запрокинута.

Рефлексы новорожденного

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Основные рефлексы и их виды

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Таблица основных врожденных рефлексов

Название рефлекса, возраст проявления

Как вызвать и какая реакция нормальна

Сосательный

(с первых часов после родов до 3-4 месяцев)

Провести по щеке ребенка, ввести указательный палец в рот крохи или дать малышу грудь либо бутылочку – ребенок начнет совершать сосательные движения.

Защитный

(с первых часов после родов до 1,5 месяцев)

Уложить кроху на живот – младенец рефлекторно развернет голову в сторону.

Хватательный

(с рождения до 3-6 месяцев)

Надавить чем-то малышу на ладошки – ребенок обхватит ладошками предмет или ваши пальцы.

Опоры

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить кроху вертикально, чтобы малыш касался ножками твердой опоры – малыш выпрямит туловище и будет стоять на полной стопе.

Шаговый

(с рождения до 1-2 месяцев)

Поставить младенца вертикально и немного наклонить ребенка вперед – малютка при наклоне сделает несколько автоматических шаговых движений.

Поисковый

(с рождения до 3-4 месяцев)

Погладить щечку или уголок рта малыша – ребенок повернет голову в сторону раздражения, опустит губу и подвигает языком. Если надавить на верхнюю губу младенца, кроха будет разгибать голову и открывать ротик, а при нажатии на нижнюю губу вызывают сгибание головы и опускание нижней челюсти.

Задержки дыхания

(с рождения до 4-5 месяцев)

Опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.

Галанта

(с 5-6 дня жизни до 3-4 месяцев)

Провести рукой по спине ребенка вдоль позвоночника – малыш выгнет спинку, а нога на стороне вызова рефлекса разогнется в суставах.

Читайте также:  Чем опасно предлежание плаценты — опасности патологии и советы беременным

Хоботковый

(с рождения до 2-3 месяцев)

Быстро притронуться пальцем к губам малютки – кроха вытянет губки вперед.

Бабинского

(с рождения до 1-2 лет)

Провести штрих по подошве ребенка – стопа согнется с тыльной стороны, а пальчики веерообразно разойдутся.

Робинсона

(с рождения до 3-6 месяцев)

Дать малышу большие пальцы рук и приподнять кроху – младенец сильно обхватит пальцы ладошками и будет держаться.

Переса

(с рождения до 3-4 месяцев)

Провести пальцами вдоль позвоночника младенца (по его остистым отросткам), двигаясь вверх от копчиковой кости к шейному отделу – малыш начнет кричать (вызов рефлекса воспринимается крохой отрицательно), приподнимет голову, разогнется и будет сгибать ножки и ручки.

Бабкина

(с рождения до 2-3 месяцев)

Надавить большими пальцами на обе ладошки крохи – малыш будет открывать рот и сгибать голову.

Моро

(с первого дня после родов до 4 месяцев)

Положить малыша на спинку и ударить с обеих сторон его головы по поверхности, приподнять ноги крохи вместе с тазом, резко опустить находящегося на руках младенца на 20-30 см вниз, а затем поднять обратно – малыш будет отводить ручки в стороны и открывать кулачки, после чего вернет руки обратно так, будто кого-то обнимает.

Бауэра

(с 3-4 дня жизни до 4 месяцев)

Уложить ребенка на живот, а затем приложить к его стопам ладонь – кроха начнет спонтанно ползать, отталкиваясь от руки ногами, но без координации своих движений (это обуславливает второе название данного рефлекса – «спонтанного ползания»).

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Причины аномальной реакции на вызов рефлекса

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Как выработать рефлексы?

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

Какими в норме должны быть рефлексы новорожденного

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения. Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период. На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается. Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный. Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
СосательныйВозникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питанииДо 12 месяцев
ГлотательныйПри попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимоеОстается до конца жизни
ХоботковыйЕсли по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботокДо 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротикДо 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малышаДо 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлексаКак проверяетсяДо какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и РобинсонаЕсли в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положенииДо 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского)При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно)Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий»)Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставахДо 3-4 месяцев
КернигаНогу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможноДо 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походкиЕсли поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбуДо 1,5-2 месяцев
Рефлекс опорыОбычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стояДо 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра)Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползаниеДо 3-4 месяцев
ГалантаПри проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасанияДо 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Читайте также:  Ребенок часто болеет простудными заболеваниями – ищем причины и повышаем сопротивляемость организма

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно. Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра. Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени. Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия. Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки. Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем. Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Полезное видео о рефлексах новорожденных

Врожденные рефлексы у детей: что уже умеет новорожденный?

Автор: 4mam
Дата записи

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.

В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Название рефлексаКак вызвать/Как проявляетсяКогда угасает
МороПри резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна)При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”.После 4 месяцев
ШагательныйПри вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги.После 2-3 месяцев
ОпорыПри вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него.После 2 месяцев
Хватательный (кисти)При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше.После 5 месяцев
БабкинаПри давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя.После 4 месяцев
Хватательный (стопы)При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы.После 9 месяцев
Симптом БабинскогоПри поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.После 6 месяцев
Поиска грудиПри касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок.После 3-4 месяцев
СосательныйПри засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения.После 12 месяцев
ПлавательныйПри расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения.После 6 месяцев
ГлотательныйПри попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания.Не проходит
ЗрачковыйПри ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются.Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Иногда перед кормлением мама может заметить слабовыраженный сосательный рефлекс. Волноваться не стоит. Возможно это говорит лишь о том, что малыш не голоден.

Обращайте внимание не только на наличие, а и на угасание рудиментарных (рефлексы которые со временем пропадают) автоматизмов. Не пренебрегайте плановыми осмотрами. И помните, незначительные отклонения могут быть особенностью организма, которые никак не скажутся на дальнейшем развитии малыша.

Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: норма и отклонения от нее

У человека во внутреннем ухе есть специальный аппарат, отвечающий за определение и корректировку положения тела в пространстве – внутреннее ухо, а, точнее, три его полукружных канальца, внутри которых циркулирует специальная жидкость – эндолимфа. Движения эндолимфы при изменении положения тела раздражают рецепторы специальной оттолитовой мембраны, устилающей чувствительные пятна у основания этих канальцев. Рецепторы отолитовой мембраны посылают сигнал в головной мозг, там эти сигналы обрабатываются – и положение тела корректируется в зависимости от обстановки.

У детей с ДЦП раздражение отолитовой мембраны, то есть изменение положения тела, вызывает появление лабиринтного тонического рефлекса. Этот рефлекс в норме встречается и у здоровых детей, наряду с симметричным шейным тоническим рефлексом, но он полностью исчезает к третьему месяцу жизни . У детей с ДЦП замедляется естественный процесс гашения этих рефлексов вследствие повреждения некоторых ответственных за этот процесс структур головного мозга.

Патологический лабиринтный шейный тонический рефлекс проявляется сочетанием явлений спастичности и ригидности в различных группах мышц. Для выявления этого рефлекса изменяют положение тела малыша в пространстве: его кладут то на спинку, то на животик. Когда ребёнок лежит на спине лабиринтный тонический рефлекс характеризуется максимальным повышением тонуса в мышцах-разгибателях спины, шеи и конечностей, то есть ребёнок максимально выпрямляется. Он не может поднять голову и ручки.

++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс.

Ноги выпрямляются и прижимаются друг к другу, ручки тоже разогнуты, тесно прижаты к туловищу, кисти и стопы повернуты вовнутрь. Стопа малыша находится в положении подошвенного сгибания: подошва вытянута, как у балерины.

+++ЛТР: рефлекс можно выявить даже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа.

При попытке согнуть малыша ощущается сопротивление, голова не сгибается – тело ребёнка как «столбик». При максимальном проявлении этого рефлекса спина настолько выпрямляется, что ребёнок лежит только лишь на пятках и на затылке.

Тест на наличие лабиринтного тонического рефлекса у детей с ДЦП

При положении ребёнка на животике спазмируются мышцы-сгибатели тела. Ребёнок принимает форму эмбриона: коленки поджаты к животику, голова максимально опущена, ручки согнуты в локтях и прижаты к телу, кулачки сжаты, таз ребёнка приподнят, он словно стоит на четвереньках. Малыш не может поднять голову, повернуть её в сторону.

Проявление лабиринтного тонического рефлекса в положении на животе.

Все эти патологические реакции могут привести к нарушениям в формировании костей скелета ребёнка, замедлению его развития. Вследствие постоянного повышенного тонуса со стороны мышц конечностей ребёнок не может нормально управлять своим телом. Поэтому он вынужден принимать особые позы: ребёнок сидит, согнув спину, опустив голову, немного наклоняется вперёд, ноги при этом согнуты в коленях.

Ярко выраженный ЛТР

Ручки малыша немного приподнимаются, сгибаются, принимая вынужденное и фиксированное положение – всё это приводит к невозможности использовать руки для познавания мира и обучения. Сидя, при попытке разогнуть шею малыш не может сохранять равновесие и откидывается назад, что может привести к падению при тяжёлых формах лабиринтного тонического рефлекса. Ребёнок не может встать на четвереньки, потому что не может использовать в качестве поддержки прижатые к груди ручки.

В положении стоя для сохранения равновесия ребёнок вынужден немного сгибать ноги в коленных суставах, максимально увеличивая площадь опоры, чтобы преодолеть патологические рефлексы разгибания и приведения ног.

Всё это приводит к формированию характерной для таких детей позе «ножниц». Сгибание головы в такой позе может привести к падению, поэтому дети стараются откинуть её назад и максимально выпрямить. Когда малыш падает, он не может подставить ручки для защиты, что приводит к постоянным травмам.

Лабиринтный тонический рефлекс появляется и у на мышц глаза и языка. Можно заметить, что в положении на спине ребёнок смотрит постоянно вверх, поэтому его поле зрения сильно сужено, ребёнок видит только определенный участок у себя над головой, что нарушает восприятие окружающего мира. Больные ДЦП дети не могут сфокусироваться на определённом предмете, им трудно сосредоточиться. Спазм мышц языка ведёт к нарушению глотания, выдоха, голосообразования. Это всё приводит к замедлению развития речи и к нарушению процесса питания.

В результате этого нарушается процесс развития навыков движения у ребенка, замедляется его физический рост. Лабиринтный тонический рефлекс способствует появлению таких явлений, как патологические синергии и синкинезии, а также образованию контрактур — рубцовых стягиваний сухожилий, мышц и кожи в районе суставов, мешающих движениям рук и ног.

Для характеристики выраженности лабиринтного тонического рефлекса используется специальная шкала, где количество плюсов обозначают выраженность рефлекса (ЛТР – лабиринтный тонический рефлекс):

1. + ЛТР ставится тогда, когда рефлекс незначительный, появляется чаще стоя, при сильных эмоциях или при выполнении нового движения малышом.

2. ++ ЛТР проявляется лёжа во время проявления ребёнком различных эмоций (плача, смеха) в виде сопротивления при насильном сгибании его головки.

3. +++ЛТР: рефлекс можно выявить уже в спокойном состоянии малыша в положении лёжа. При попытке согнуть головку, ручки и ножки в положении, лёжа на спине, ощущается явное сопротивление. Лёжа на животике, малыш старается принять позу эмбриона: он подгибает коленки, прижимает ручки к туловищу, сгибает голову.

4. ++++ ЛТР: явно выраженный рефлекс. В положении на спине малыш лежит лишь на затылке и пятках, голова резко запрокинута.

Читайте также:  Врожденный дакриоцистит: характеристика заболевания и причины его возникновения, клинические проявления и возможные осложнения
Ссылка на основную публикацию