Развитие мелкой моторики у детей до года: эффективные методы, полезные советы родителям - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Развитие мелкой моторики у детей до года: эффективные методы, полезные советы родителям

Мелкая моторика – для чего как ее развивать у детей?

С младенческого возраста родители покупают детям развивающие игрушки. Особенно популярны товары для формирования и совершенствования навыков мелкой моторики. Педиатры советуют уделять время развлечениям и упражнениям, направленным на ее развитие.

Что такое мелкая моторика?

Большинство повседневных задач, о которых человек не задумывается при их выполнении, обеспечивается скоординированными действиями костной, мышечной, зрительной и нервной систем. Это и есть мелкая моторика рук – точные короткие движения пальцев. Благодаря ей достигаются примитивные задачи (взять что-то, сжать в ладони), и осуществляются более сложные действия – вязание, рисование, написание текста и другие.

Зачем развивать мелкую моторику у детей?

Проекция кистей руки занимает около трети от всей площади коры головного мозга. Центры, отвечающие за точные мелкие движения конечностей, располагаются в непосредственной близости с речевыми зонами. По этой причине мелкая моторика для детей – один из самых важных навыков. Параллельно с ее развитием кроха учится воспринимать устную речь и говорить.

Есть еще несколько пунктов, что развивает мелкая моторика:

  • внимание;
  • зрение;
  • память;
  • интеллект;
  • способность к концентрации;
  • многозадачность.

Средства развития мелкой моторики

Существуют разные варианты стимуляции центров мозга, отвечающих за рассматриваемый навык. Педиатры советуют применять все доступные методики, начиная с раннего возраста.

Развитие мелкой моторики рук у детей выполняется следующими способами:

  • использование специальных игрушек;
  • работа с бизибордом;
  • массаж;
  • игры и развлечения;
  • гимнастика.

Игрушки для развития мелкой моторики

В детских магазинах огромный выбор предметов, которые помогают совершенствовать движения рук. Мелкая моторика развивается за счет стимуляции нервных окончаний пальцев и ладоней. Навык прогрессирует постепенно, поэтому в каждом возрасте необходимы разные методы его активации.

Игрушка для моторики пальцев грудничку нужна с целью развития способности брать предметы в руку, сжимать их, отпускать и снова хватать:

Малышам 1-3 лет доступны более сложные задачи, поэтому игрушки становятся тоже интереснее:

  • фактурные кубики;
  • мягкие книжки;
  • большие пазлы;
  • сортеры;
  • лабиринты;
  • пирамидки.

Чтобы совершенствовать мелкую моторику в дошкольном периоде, рекомендуются:

  • конструкторы;
  • пластилин;
  • раскраски;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • создание поделок;
  • рисование кистями и пальчиковыми красками.

Доска для развития мелкой моторики

Бизиборд – простой, дешевый, но очень эффективный вариант стимуляции работы кистей рук. Это игровая панель, на которой располагаются разные инструменты, отвечающие за развитие мелкой моторики у детей.

Что может включать:

  • шнурки;
  • пуговицы;
  • щеколды;
  • застежки-молнии;
  • липучки;
  • кнопки;
  • тумблеры;
  • бусы;
  • цепочки;
  • замок с ключом;
  • шестеренки;
  • счеты;
  • вентили;
  • карманы;
  • прищепки;
  • сортеры и другие аксессуары.

Массаж рук для детей для развития моторики

Чтобы поддержать функции кистей, улучшить гибкость пальцев, расслабить мышцы конечностей, рекомендуется ежедневно их разминать. Благодаря массажу улучшается не только мелкая моторика рук у детей, но и речевое развитие малыша. Поглаживания, растирания ладоней, пальчиков, наружной стороны кисти, локтей и предплечий активизируют нервные окончания и соответствующие области головного мозга.

Стишки для развития мелкой моторики с движениями

Помимо уже полюбившейся малышам сороки-белобоки, логопеды используют и другие короткие рифмованные сказки. Происходит развитие мелкой моторики рук, стимуляция памяти и речевых центров, улучшается концентрация внимания и ловкость пальцев, оттачиваются движения кистей. Малюткам нравятся такие занятия, потому что они похожи на игру, и родителям стоит пополнить запас новыми стишками. Чтобы мелкая моторика и речь развивались интенсивнее, педиатры и логопеды советуют развлекать кроху ежедневно. Интересные стишки с движениями представлены на картинках ниже.

  1. Покатать между ладоней вперед и назад.
  2. Чуть сжимая мячик, делать круговые движения.
  3. Держать аксессуар подушечками пальцев. Совершать вращательные движения, как закручивание крышки.
  4. Всеми подушечками пальцев надавливать на мячик.
  5. Повторить упражнение 3, только в обратную сторону.
  6. Подбрасывать и ловить мячик.
  7. Руки сложить в замок. Держа мяч между ладонями, с силой надавить на него, локти в стороны.
  8. Быстро перекладывать игрушку из одной руки в другую, увеличивая темп.

Советы родителям «Развитие мелкой моторики»

Елена Завалишина
Советы родителям «Развитие мелкой моторики»

Статья в газету.

Тема: «Советы родителям: «Развитие мелкой моторики».

Известно, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Хочу дать совет какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития мелкой моторики.

Во- первых давайте узнаем об Общих понятиях и особенностях мелкой моторики детей.

Определение мелкой моторики – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Мелкая моторика имеет очень важную особенность-она связана с развитием речи, нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Разрешите порекомендовать Вам занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики:

Отмечу, что это самый универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Водите своим пальцем по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Обязательно свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

Все с детства любят потешку «Ладушки-ладушки». Благодаря этой игре можно научить самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

Дети любят перебирать мелкие предметы, поэтому не бойтесь давать ребенку какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками, или нанизывать на нитку.

Из предметов одинаковой формы, но разного размера можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Благодаря этой игре формируется у ребёнка понятие о размере предметов.

В миску насыпьте любую крупу (фасоль, горох, бобы) и дайте её своему ребенку. Играя, он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Игры с крупой хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

6. «Баночки с крупами».

Для этой игры нужно насыпать в баночки разные крупы и давать ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Усложняя задачу, на глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Ребенок попробует найти этот предмет.

7. » Рисование на песке или манке».

Насыпьте на поднос песок или манку. Пальчик ребенка, взятым в свою руку водите по песку, рисуя разные узоры. Рекомендую начинать с простых фигур – линий, круга, постепенно усложняя задание.

Для этой игры вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Ребенку следует показать, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Побудите ребенка повторить те же действия.

9. «Завинчивание крышек».

Это простое занятие: завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок,развивает ловкость пальчиков. Предложить следует ребенку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

10. «Застегивание, расстегивание и шнуровка».

Удобно, что для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Старайтесь постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Разрешите ему самостоятельно застегивать, и расстегивает себе пуговицы и молнии. Эта игра не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности.

Для этой игры подходят пластилин, глина, тесто. Когда вы собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. Он будет горд, что помогает маме.

12. «Рисование и раскрашивание».

Замечено, что очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Еще полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому повесьте ребенку специальную доску, чтобы он рисовал.

13. «Собирание мозаик и пазлов».

Собирайте с ребенком пазлов и складывайте узоры из мозаики, это тренируют воображение детей.

Купите своему ребенку детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Мастерите с ним. Вырезайте картинки, рисуйте, приклеивайте их, делайте аппликации и т. п. Такой вид совместного творчества разовьет мелкую моторику, пространственное воображение и творческое мышление вашего ребенка.

Уважаемые родители запомните одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики проводятся только под наблюдением взрослых. Помните, что ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Советую играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику систематически.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Развитие мелкой моторики Развития мелкой моторики рук на развитие речи ВВЕДЕНИЕ. «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи» выбрана мною не случайно,.

Развитие мелкой моторики После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми.

Развитие мелкой моторики рук Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Развитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторики Выступление на собрании для родителей детей 1 младшей группы Развитие речи детей 3 – го года жизни посредством чтения произведений.

Советы родителям будущих первоклассников (советы и рекомендации по воспитанию детей в семье) Главная истина – счастливым делает ребёнка душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. В ваших силах.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект «Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. » Тип проекта: Практический,.

Развитие мелкой моторики в домашних условиях. Рекомендации родителям.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Очень важно понимать, что мелкая моторика будет помогать вашему ребенку в последующее время выполнять различные бытовые действия (застегивать пуговицы, мыть руки, вытирать, учиться (писать, рисовать, играть).

Мелкую моторику можно развивать с помощью различных настольных игр (мозаика, пазлы, лото, домино, пальчиковых игр и упражнений, массажа и т.д.)

В магазинах сейчас много разных развивающих игр и пособий. Однако проявив фантазию, вполне можно обойтись и подручными материалами. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Читайте также:  Как правильно подготовиться к совместным родам — советы психологов и акушеров

Игры на развитие мелкой моторики у детей с использованием подручных материалов.

• Отличный эффект дают фасолевые, гороховые, крупяные «ванночки». Насыпаем в кастрюльку или большую миску сушеный горох, фасоль или гречку. Затем прячем среди бобовых или крупы небольшие предметы: игрушки из «киндер-сюрпризов», детали конструктора или что-то еще. Задача ребенка – найти и вытащить забавные игрушки.

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

• Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

• Дайте ребенку кусочек картона и простой карандаш и попросите его нарисовать какой-нибудь несложный рисунок. Затем дайте ему клей и фасоль. Пусть ребенок намажет картон клеем по карандашной линии, а затем наклеит на него фасоль — получится объемная аппликация.

• Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

• Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

• Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

• Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

• Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

• Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку».

• Из цветного картона вырезаем заготовки разной формы и предлагаем ребенку довести работу до конца — прикрепить по краям прищепки соответствующего цвета. Например, превратить желтый кружок в солнышко с лучиками, зеленый треугольник – в елочку и т. п.

• Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

• Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Обязательно следите за ребёнком во время игр с мелкими предметами!

Мелкая моторика для детей до года

Речь малыша напрямую зависит от развития его пальчиков. Чем лучше проработана мелкая моторика ребенка, тем раньше и правильнее он начнет разговаривать. Это давно заметили психологи. Но еще столетия назад наши предки уделяли особое внимание пальчикам ребенка. Неслучайно в народном фольклоре так много потешек и присказок на тему пальчиков: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и многие другие. Как развивается мелкая моторика у малыша до года? На что обратить внимание маме? Как помочь малышу лучше узнать свои пальчики?

Этапы развития мелкой моторики у ребенка от 0 до 12 месяцев

  • 1 месяц. В этом возрасте пальчики пока слабо слушаются кроху. Маленький «боксер» почти всегда держит кулачки сжатыми. Гипертонус не дает ладошке раскрыться. Хорошо работает хватательный рефлекс: малыш плотно сжимает мамин палец или какой-нибудь предмет, вложенный в его ладошку. Ручки младенца такие сильные, что он может даже «подтянуться», держась за пальцы взрослого.
  • 2 месяца. Гипертонус снижается. Хватательный рефлекс еще держится, но уже не так ярко выражен. Ладошки малыша чаще полураскрыты.
  • 3 месяца. Ребенок пытается управлять своими ручками: тянет их к игрушке. Но он пока не может ухватить предмет, лишь ударяет по нему.Часто случаются промахи. Однако маленький упрямец не оставляет попытки схватить приглянувшуюся вещицу.
  • 4 месяца. Кроха уже может взять предмет, дотянувшись до него или по крайней мере придвинуть его к себе. Способен держать игрушку двумя ручками. Очень любит изучать свои пальчики, рассматривать их, играть с ними.
  • 5 месяцев. Кисть малыша теперь полностью раскрыта. Он тянет ручку к игрушке, берет предмет, рассматривает. Роняет, после чего поднимает вещь другой ручкой.
  • 6 месяцев. Ребенок может перекладывать предмет из одной руки в другую. Если держа одну игрушку, он заметит другую, то первую роняет и переключает внимание на новый объект исследований.
  • 7 месяцев. Может держать в каждой руке по игрушке, удерживать предмет только пальчиками, не касаясь им ладошки.
  • 8-9 месяцев. Проведите небольшой эксперимент: пусть малыш держит в руке игрушку, в это время протяните ему другую вещь. Чтобы взять ее, ребенок не выронит первый предмет, а отложит в сторону. Либо будет держать по игрушке в каждой руке. В этот период детки любят специально бросать игрушки на пол, предлагая маме поиграть в «увлекательную» игру под названием «Мамочка, подними!» Поэтому рекомендуется привязывать на прогулке игрушки и погремушки к коляске на веревочку. Можно использовать специальную пластиковую цепочку с прищепкой. Это избавит от многих проблем.
  • 10 месяцев. Достаточно уверенно берет предметы двумя пальчиками. С интересом стучит одной игрушкой о другую.
  • 11 месяцев – 1 год. Малыш в состоянии поднимать достаточно мелкие предметы: микроскопические обрывки бумаги, тонкие шнурочки. Особенно карапузы в этом возрасте обожают собирать мелкие соринки с пола. Для захвата ребенок использует подушечки большого и указательного пальцев. Именно этот навык (захват двумя пальцами) является основным показателем достаточно развитой мелкой моторики ребенка в 1 год.

Как развивать моторику у ребенка до года

Чтобы малыш своевременно осваивал все положенные для своего возраста навыки, нужно заниматься с ним. Это просто. На первом месяце жизни крохи достаточно делать ему массаж ладошек и пальчиков. Манипуляции с ручками младенца лучше проводить, когда он спит, а его ладошки раскрыты. Гладим ладошки круговыми движениями, разминаем каждый пальчик.

Для ребенка постарше (с 3-х месяцев) можно купить в аптеке или детском магазине рельефный мячик и катать его по ладошке. Также можно использовать шишки, грецкие орехи, камушки и другие предметы с различной текстурой. Важно следить за безопасностью подобных вещей: от природных материалов не должны отделяться «чешуйки» или кусочки скорлупы.

Очень полезное занятие для развития мелкой моторики – игровая пальчиковая гимнастика. Вспомните игры с пальчиками из своего детства или поищите их в Интернете. Вариантов – масса, от «Сороки-белобоки» до «Этот пальчик хочет спать…». Игры должны быть короткими, слова –ритмичными. Примерно к году занятия можно усложнить: не мама манипулирует пальчиками ребенка, а кроха сам выполняет определенные движения ручками («Ладушки-ладушки», «Мы капусту рубим-рубим…» и подобные игры).

Читайте также:  Избежать разрывов во время родов поможет грамотная профилактика!

С их помощью пальчиковых игр тренируется не только мелкая моторика ребенка, но и развивается его внимание, память, фантазия. Малыш запоминает понятия «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «по кругу» и другие, изучает названия пальчиков и просто весело проводит время с мамой. Пальчиковые игры хороши тем, что не требуют дополнительного «инвентаря». Можно заниматься развитием мелкой моторики дома и на скамейке в парке, в поездке и в очереди к врачу. Главное – уделять подобным «развивашкам» хотя бы 15-20 минут ежедневно.

Для развития моторики малыша важен тактильный контакт с различными текстурами. Отличные помощники – развивающие игрушки для самых маленьких. Они могут быть выполнены из разных материалов (дерево, пластик, резина, текстиль), иметь разный наполнитель (гречка, шарики, шуршащая ткань). Многие мамы дают своим малышам возможность повозиться в муке или крупе. Это тоже полезно для детских пальчиков.

Развитие мелкой моторики ребенка не требует от мамочки сверх усилий. Как правило, это простые действия. Но они имеют огромное значение для интеллектуального развития малыша.

Развитие мелкой моторики: рекомендации родителям

Одним из ключевых факторов, влияющих на скорость освоения навыков письма ребенком, является мелкая моторика. Научиться писать будет намного проще, если его кисти рук уже подготовлены к работе с ручкой и карандашом. Поэтому на этапе подготовки к школе так важно уделить внимание развитию мелкой моторики у детей.

Значение мелкой моторики для полноценного развития ребенка

В школьном возрасте развитию мелкой моторики уделяют меньше времени, чем в детских садах, но отказываться в младших классах от совершенствования двигательных навыков не стоит. Резкое увеличение нагрузки на кисти и пальцы рук может привести к трудностям в дальнейшем обучении, что, в свою очередь, может спровоцировать сложности в освоении учебных навыков, развитии органов артикуляции, внимания, памяти, мышления и произвольной деятельности. Для того, чтобы этого избежать, родители могут самостоятельно проводить со своим ребёнком дополнительные упражнения.

Любые занятия, связанные с обучением детей, должны быть тщательно продуманы и грамотно выполнены. Существует множество пособий с разнообразными методиками, там же можно найти целый перечень способов разнообразить дополнительные занятия с помощью игр для мелкой моторики, что немаловажно в работе с детьми. Стоит обратить внимание на то, с кем вы имеете дело – со школьником или дошкольником. От этого зависит уровень сложности упражнений и набор инвентаря.

Упражняясь в пальчиковой гимнастике попутно полезно заучивать и произносить стихи. Это помогает развить речемыслительную деятельность, понимание и воспроизведение ритма, контроль над движением пальцев рук. Любой профессиональный логопед использует в своей практике упражнения, связанные с мелкой моторикой.

Этапы развития мелкой моторики

Для разных возрастов, характерен определенный набор навыков мелкой моторики, успешное освоение которых свидетельствует о нормальном развитии малыша. Очередная способность выполнять те или иные действия проявляется у ребенка по мере формирования его нервной системы. Итак, рассмотрим комплекс навыков, которыми должен овладеть ребенок, по мере взросления.

Период от рождения до 4-х месяцев

Умение координировать движения глаз, попытки дотянуться до предмета руками. На данном этапе сжимание кисти вызвано, скорее, рефлексами. При этом какое-либо действие ребенок может производить как левой, так и правой рукой, поскольку доминантные предпочтения, отвечающие за выполнение действия «удобной» рукой, еще не сформировались.

Период от 4 месяцев до года

Ребенок уверено совершенствует свои навыки: он легко перекладывает предмет из одной руки в другую, переворачивает страницы, может взять пальчиками бусину и выполнить другие простые действия.

Период от 1 года до 2 лет

Ребенок активно использует указательный палец, пробует рисовать – это могут быть точки и круги. И вот здесь при выполнение каких-либо действий он начинает проявлять склонность к применению левой или правой руки.

Период от 2 до 3 лет

Ребенок в состоянии держать ножницы и даже вырезать что-то элементарное из бумаги, а при рисовании появляются первые осознанные фигуры.

Период от 3 до 4 лет

Ребенок довольно уверенно осваивает рисование, в состоянии разрезать лист бумаги вдоль нарисованной линии. Активно пользуется доминантной рукой, хотя в играх может использовать обе. Совсем скоро он будет держать ручку или карандаш.

Период от 4 до 5 лет

В этом возрасте мелкая моторика у детей напоминает движения взрослых. В процессе рисования ребенок двигает только кистью, а не всей рукой, как это было раньше. Его движения более точные, при использовании ножниц или раскрашивании он уже способен не выходить за контуры.

Период от 5 до 6 лет

Ребенок может держать ручку тремя пальцами, рисовать мелкие детали, пользоваться ножницами, как взрослый.

Конечно, нельзя забывать и об индивидуальных особенностях развития.

Если ребенок вдруг не сумел освоить какой-то навык в определенный для этого период, паниковать не стоит, лучше обратиться к специалисту и совместно разобраться в причинах.

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует набор простых, но эффективных упражнений, которые легко запоминаются и не утомляют детей в процессе занятий.

Шнуровка

Движения рук, которые используются при завязывании, развязывании, застёгивании, расстёгивании, шнуровании используются ежедневно в быту. Поэтому помимо упражнений, в которые вы собираетесь включать верёвочки, застёжки, пуговицы и другие предметы похожего функционала, дайте ребёнку возможность самому использовать эти навыки в жизни. Пусть он сам научится одеваться, застёгивать пуговицы и завязывать шнурки на ботинках. Это пригодится не только на письме, но и в повседневности.

Прищепка

Этот полезный в быту предмет поможет создавать новые конструкции и образы. Например, попробуйте сделать с помощью прищепок ушки для нарисованного зайца или хвост для белки. Или совместите создание новой конструкции с произношением стихотворения. Так у ребёнка активизируется темпо-ритмическая сторона речи и память.

Прищепки умеренной жесткости можно крепить к подушечкам пальцев, обеспечивая таким образом массаж.

Пластилин

Простор для фантазии и активную работу с кистями и пальцами обеспечивают занятия с этим предметом детского творчества. Изначально материал должен быть твёрдым. Пусть ребёнок сам попробует раскатать пластилин, согреть его руками, как следует размять и сделать податливым. Такая интенсивная работа с разминанием материала, которым может выступать и глина, и тесто, обеспечивает малышу отличный массаж. Нельзя не отметить и практические плюсы – ребёнок может помочь маме в изготовлении выпечки. Только предложите ему помесить тесто, раскатать его на колбаски или в лепёшку, вряд ли он откажется от этого увлекательного занятия!

Плетение из бисера

Это не менее увлекательное и эстетически прекрасное занятие. Конечно, стоит соизмерять возраст ребёнка, его способности и размер бусин. Но сам процесс нанизывания и создания из маленьких элементов целой цепочки, да ещё и разноцветной, доставит удовольствие и девочкам, и мальчикам.

Хотя, конечно, мальчики охотнее тянутся к шумному забиванию, стучанию и, желательно, с применением физической силы. Для этого существуют гайки, гвозди, винтики и шестеренки. Вот уж где нужно внимательно следить за своими пальцами, уметь сжимать и разжимать, закручивать и вытаскивать. Нельзя забывать, что такая мужская работа с серьёзным инвентарём должна проводиться под надзором родителей.

Создание поделок

Если в семье подрастает маленький художник или декоратор, предложите ему повырезать яркие иллюстрации из журналов или самому создать что-нибудь яркое. Используйте краски, мелки, мозаики, пазлы. Пёстрые детали привлекут внимание детей, мобилизуют их восприятие и память, а конструктор поможет развить логическое мышление.

Еще немного игр для развития мелкой моторики смотрите в видео (ниже).

Заключение

Занятия с ребёнком не должны превращаться в единообразные дополнительные уроки. Выходите за пределы комнаты и дома, превращайте упражнения в элементы игр, объясните малышу, что его занятие полезно не только ему, но и в быту всей семье. Если у ребёнка возникают трудности, помогите ему, проявите родительское участие, но ни в коем случае не выполняйте работу за него самого. Помните, что, если рядом есть поддержка и вещи, вызывающие естественный интерес, можно свернуть горы.

Ссылка на основную публикацию