Развитие мышления у ребенка раннего возраста: особенности мышления и методики развития - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Развитие мышления у ребенка раннего возраста: особенности мышления и методики развития

Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Анастасия Кондратьева
Мышление: формы, свойства, виды, способы развития у детей

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: 1) общих и существенных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; 2) существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойст-вами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Свойства мышления

Основные свойства человеческого мышления – его отвлеченность и обобщенность. Отвлеченность мышления состоит в том, что, думая о каких-либо предметах и явлениях, устанавливая связи между ними, мы выделяем только те их свойства, признаки, которые важны для решения стоящего перед нами вопроса, отвлекаясь от всех других признаков, в данном случае нас не интересующих: слушая объяснение учителя на уроке, учащийся старается понять содержание объяснения, выделить главные мысли, связать их между собой и со своими прошлыми знаниями. При этом он отвлекается от звучания голоса учителя, стиля его речи.

С отвлеченностью мышления тесно связана и его обобщенность. Выделяя наиболее важные, существенные с той или иной точки зрения стороны, связи и отношения, мы тем самым сосредоточиваем свою мысль на том общем, что характеризует целые группы предметов и явлений. Каждый предмет, каждое событие, явление, взятое в целом, неповторимо, так как имеет множество разных сторон и признаков.

Виды мышления

В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление. Выделяют также мышление интуитивное и аналитическое, теоретическое, эмпирическое, аутистическое и мифологическое.

Наглядно-действенное мышление.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Практическая и теоретическая деятельность неразрывно взаимосвязаны.

Лишь по мере развития практической деятельности выделяется как относительно самостоятельная теоретическая мыслительная деятельность.

Не только в историческом развитии человечества, но и в процессе психического развития каждого ребенка исходной будет не чисто теоретическая, а практическая деятельность. Внутри этой последней и развивается вначале детское мышление. В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».

Наглядно-образное мышление.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Отвлеченное мышление.

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается, сначала в простейших формах, отвлеченное мышление, т. е. мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями в ходе усвоения школьниками основ различных наук — математики, физики, истории — имеет огромное значение в умственном развитии детей. Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований. Развитие отвлеченного мышления у школьников в ходе усвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает теперь развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием.

Интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы отчетливо выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Аналитически мыслящий человек полно осознает как содержание своих мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в своем крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода.

Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается обычно на свернутом восприятии всей проблемы сразу. Человек в этом случае достигает ответа, который может быть правильным или ошибочным, мало или вовсе не осознавая тот процесс, посредством которого он получил этот ответ. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга Посредством интуитивного мышления человек часто может решить такие задачи, которые он вовсе не решил бы или, в лучшем случае, решил бы более медленно посредством аналитического мышления.

Теоретическое мышление.

Теоретическое мышление — мышление, не ведущее непосредственно к практическому действию. Теоретическое мышление противопоставляется практическому мышлению, заключением которого является, по выражению Аристотеля, поступок. Теоретическое мышление руководствуется особой установкой и всегда связано с созданием специфического «теоретического мира» и проведением достаточно отчетливой границы между ним и реальным миром.

Эмпирическое мышление.

Можно выделить, по крайней мере, три жизненно необходимых функции эмпирического мышления.

Во-первых, эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного. Важнейшая задача мышления при столкновении с бесконечным многообразием чувственно заданных свойств и отношений вещей заключается в их разделении, в ориентации на сходное и отличное, в выделении общего представления о предметах.

Во-вторых, эмпирическое мышление позволяет субъекту определять меру сходства и различия. В зависимости от практико-житейских задач человек одни и те же предметы, явления, ситуации может определять как более или менее сходные и различные.

В-третьих, эмпирическое мышление дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их.

Способы развития мышления

Развитие наглядно – действенного мышления детей.

К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление ребенка называют наглядно-действенным.

Для развития наглядно-действенного мышления следует использовать следующие приемы работы с детьми:

1) Обучение анализу зрительного образа (взрослый может обращать внимание ребенка на отдельные элементы предметов, задавать вопросы о сходстве и различии).

2) Учить определять свойства предметов (дети не сразу понимают, что различные предметы могут обладать сходными свойствами; например: «Назови 2 предмета, которые обладают сразу тремя признаками: белый, мягкий, съедобный»).

3) Обучение узнавать объект по описанию возможных действий с ним (например, загадки).

4) Обучение поиску альтернативных способов действия (например, «Что делать, если надо узнать погоду на улице?»).

5) Обучение составлять сюжетные рассказы.

6) Обучение делать логические выводы (например, «Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший?»).

Развитие логического мышления детей.

Для развития логического мышления детей дошкольного возраста используются следующие приемы:

1) Обучение ребенка сравнивать предметы (например, «Найди 10 отличий в следующих картинках»).

2) Обучение ребенка классифицировать предметы (например, игра «Что лишнее?»).

3) Обучение ребенка поиску одинаковых свойств или признаков предметов (например, среди игрушек предложить ребенку найти 2 одинаковые).

Развитие логического мышления детей младшего школьного возраста:

1) Применение упражнений, направленных на формирование умения делить объекты на классы (например, «Прочитай слова (лимон, апельсин, слива, яблоко, земляника) и назови ягоды и фрукты»).

2) Формирование умения давать определения понятиям.

3) Формирование способности выделять существенные признаки предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс познавательный.

1. Краткий психологический словарь/ под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов-нД, 1998.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Учебное пособие/Ю. Б. Гиппенрейтер. — М. : Омега Л, 2006.

3. Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ А. Л. Тертель. – М. : Проспект, 2006.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Учебное пособие/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн., 1997.

5. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение, 1995.

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Электронная дидактическая игра «Найди противоположность» Игра направлена на развитие мышления — выделение существенных признаков предметов. Для среднего и старшего дошкольного возраста. Описание.

Практическое изучение формирования мышления у ребенка раннего возраста

Методики для формирования мышления у ребенка от 1 года до 3 лет

Ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение. Обучение должно быть развивающим. Одним из принципов развивающего обучения является оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности.

Основным принципом развивающего обучения является проблемность. Проблемное обучение должно осуществляться под руководством педагога. Мастерство взрослого при проведении занятия заключается в том, чтобы вызывать у всех детей интерес к проблеме, потребность в поисках ответов, активное участие в решении задач. В проблемном обучении используются такие ситуации, в которых ребенок должен по условно-схематическому изображению восстановить реальный образ объекта или же от схематического изображения «статистического» характера перейти к «динамическим» пространственным образам, представить себе механизм в действии. Одним из важных принципов развивающего обучения является его индивидуализация и дифференция.

Читайте также:  Ринит у детей: описание и виды патологии, эффективные способы лечения в домашних условиях

Следующим принципом развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности важно, т. к. оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия, т. к. ребенок не может самостоятельно овладеть более обобщенными приемами, их формирование должно стать важной задаче обучения.

В психологии и дидактике развивающее обучение с его направленностью на активизацию продуктивного мышления обычно противопоставляется ранее существовавшей традиционной форме обучения.

В качестве одной из методик развития мышления можно выделить методику С. Л. Новоселовой, которая изучает условия развития мышления в раннем детстве. С. Л. Новоселова подчеркивала, что мышления формируется в условиях содержательного общения взрослого с ребенком в процессе воспитания и обучения. Общение со взрослыми в совместной деятельность обеспечивает ребенку присвоение человеческого типа мышления. Своевременное и оптимальное развитие мышления находится в прямой связи с приобретением опыта предметной деятельности путем присвоения исторически сложившихся способов действия с предметами. (12).

Исследование проводилось на материале решения детьми раннего возраста практических задач. Для решения задач дети должны были использовать вспомогательный предмет-орудие как средство достижения определенной цели — игрушки. В результате проведенного экспериментального исследования должны были быть вскрыты некоторые важнейшие особенности наглядно-действенного мышления у детей. Решающим в овладении решении предметно-опосредованным способом действия является переключение акцента субъективной значимости с цели деятельности на средства ее достижения. При решении практических задач у ребенка складывается опыт действия, который представлен соответствующими способами действия. Способ действия является формой обобщения практического опыта ребенка и как таковой опосредует решение практических задач.

В работах А. В. Запорожца были получены факты, свидетельствующие о том, что в процессе употребления предметов домашнего обихода, простейших орудий, инструментов ребенок овладевает общественно выработанными способами практической деятельности. Эти способы имеют практическое значение для качественной перестройки детского мышления. Практические действия с предметами, различного рода преобразования последних позволяют ребенку выявить такие их свойства, которые недоступны непосредственному восприятию. В процессе формирования орудийной деятельности дети не только овладевают общественно-фиксированными способами действий, но и глубже познают те предметы, на которые направлены эти орудийные действия. Орудия выступают в роли своеобразного «зонда», который позволяет «прощупать» скрытые стороны и свойства предметов. (7).

Методика исследования Г. И. Минской была построена по принципу переноса, разработанному А. Н. Леонтьевым и А. В. Запорожцем. Материалом служили задачи на установление простейших механических связей и отношений в различных условиях. Полученные данные показывают определенную последовательность в развитии различных форм мышления в дошкольном возрасте. Г. И. Минская обнаружила четыре типа ориентировочно-исследовательской деятельности. Эффективность решения задач в наглядно-действенном плане существенно зависит от характера ориентировочно-исследовательской деятельности детей, в отношении предметных условий задачи.

Особенности осуществления наглядно-действенного мышления детей в конструктивной деятельности изучались Н. Н. Поддъяковым и Л. А. Парамоновой. Детям предлагали специально разработанную систему последовательно усложненных задач. Каждая последующая задача не могла быть решена путем прямого переноса той конкретной формы действия, которая использовалась в предыдущей задаче, а требовала поиска новых форм. Предпосылки этих форм создавались при решении предшествующих задач. Результаты данного эксперимента показали, что дети у которых поисковая и планирующая деятельность находится на достаточно высоком уровне основные свои усилия направляли на поиск способов решения задачи и весьма успешно справлялись с ней. Дети, у которых не было пробующих действий, с задачей не справлялись. Таким образом эксперимент показал большие возможности развития у детей дошкольного возраста умение экспериментировать в проблемных ситуациях. (16).

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка. Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом — естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью — предметной игрой.

Использование мышления у ребенка от 1 года до 3 лет

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ведущую роль мышления в познавательной деятельности ребенка выделяют отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л.Новоселова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Так, С.Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно «длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением» [2, с.45].

Л.Ф. Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления [3, с. 81].

О важности предметной деятельности в развитии мышления ребенка раннего возраста пишет В.С. Мухина: «В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешёл от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление» [1, с.61].

В возрасте 1-3 лет начинают развиваться мыслительные операции, которые, как подчёркивал Д.Б. Эльконин, «складываются при овладении соотносящими и орудийными действиями [6, с.269]. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. «К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребёнок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого» [5, с.107].

Таким образом, на пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления, — использование связи между предметами для достижения цели. В процессе усвоения соотносящих и орудийных действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. В предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма – проявляется в том, что ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Целью исследования явилось изучение особенностей мышления детей раннего возраста.

Для изучения уровня развития мышления детей раннего возраста использовалась методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте» [22, с. 124].

Оборудование: 1) кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень; 2) таз, пластмассовые рыбки, сачок; 3) прозрачная банка, шарики, черпачок.

Проведение исследования. Детям предлагают три практические задачи, в ходе решения которых нужно выполнить задания, воспользовавшись специализированными орудиями и игрушками – орудиями, имитирующими орудия труда.

Исследование проводилось с детьми раннего возраста (2,5 – 3 года). Количество детей принимавших участие в исследовании – 20.

В результате проведенного исследования уровня развития наглядно-действенного мышления все испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня развития у них наглядно-действенного мышления: с высоким, средним и низким уровнем.

Результаты, характеризующие исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий методики С.Н. Новоселовой, в %

Согласно полученным данным, результаты эксперимента следующие.

При выполнении задания № 1 (Поехала кукла в гости)

— высокий уровень наглядно-действенного мышления показал характерен для 5,0% испытуемых. Так, Оля использовала палочку для передвижения тележки и при этом самостоятельно выполнила задание (передвигать тележку с куклой, не трогая ее руками). Эта девочка продемонстрировала способность достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

— средний уровень мышления имеют 35,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после подсказки взрослого.

— низкий уровень мышления проявили 60,0% детей, которые не смогли выполнить задание даже после подсказок взрослого, они не обращали внимание на палочку, а передвигали тележку руками. То есть они не способны учитывать особенности орудия, форму и положение предмета.

При выполнении задания № 2 (Ловись рыбка)

— высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

— средний уровень мышления продемонстрировали 40,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после помощи взрослого.

— низкий уровень мышления проявили 50,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно не смогли выловить рыбку, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

Читайте также:  Закаливание ребенка от года до 3 лет: принципы процедуры и технология выполнения

При выполнении задания № 3 (Достань шарики)

— высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, которые смогли самостоятельно достать все шарики из банки с водой, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

— средний уровень мышления характерен для 35,0% детей, они лишь частично справились с заданием (выловили не все шарики), им помогал взрослый.

— низкий уровень мышления свойственен для 55,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %

Согласно полученным данным,

— высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10,0% детей. Эти дети при решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;

— средний уровень развития наглядно-действенного мышления характерен для 35,0% детей. При решении трех практических задач самостоятельно достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый, при этом они не всегда учитывают особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимают взаимосвязь между предметами;

— низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55,0% детей исследуемой группы. Дети данной группы при решении трех практических задач не достигли результата, они отказались от помощи взрослого. Эти дети совсем не умеют самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимают взаимосвязь между предметами

Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями наглядно-действенного мышления детей исследуемой группы являются неспособность:

— учитывать особенности орудия, его форму;

— учитывать положение предмета в пространстве;

— установить взаимосвязь между предметом и орудием.

Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:

1) совершенствование восприятия;

2) развитие соотносящих и орудийных действий;

3) развитие наглядно-действенного мышления;

4) развитие познавательной активности;

5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;

6) формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает наличие в предметно-развивающей среде детского сада специальных игровых материалов и особые характеристики игрушек. Эти материалы и игрушки постоянно используются воспитателем в процессе развития мышления детей и организации их предметно-орудийной деятельности.

Своевременное включение ребенка в активные виды предметно-орудийной деятельности – это одно из условий развития его мышления.

Литература:

Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.

Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.

Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск 5637 от 21 ноября 2011 г. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.

Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Читайте также:  Эрозия шейки матки при беременности: признаки наличия патологии и тактика ведения беременной

Развитие мышления у детей: простые приемы и действенные методы

Когда и как начинать развитие мышления у детей?
Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных родителей. Как научить ребенка думать? Кто-то считает, что эту задачу должна решать школа. А кто-то, наоборот, стремится напичкать малыша полезными знаниями как можно раньше. Данная статья поможет родителям понять особенности мышления детей разного возраста и грамотно направить развитие интеллектуальных способностей.
Способность думать – одно из важнейших качеств человека. Подтверждением тому служит существование множества синонимов понятия «мышление»: ум, разум, сообразительность, логика, смекалка, интеллект, догадливость. Народная мудрость выражается в многочисленных пословицах и поговорках о дураках и умниках. Согласно одной из них: чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Это утверждение показывает феноменальную восприимчивость детского мозга.

Малыш обладает интеллектом с самого рождения. Развитие мышления у детей младенческого возраста называют сенсомоторной стадией. Карапуз познает мир при помощи простейших действий, таких как сосание, рассматривание и хватание. А это значит, что окружающую среду необходимо наполнить разнообразными стимулами: обои с рисунком, цветастые подушечки, изображения на потолке и подвижные мобили.
Пустое помещение с нейтральными стенами и белым потолком – значительно обедняет развитие интеллектуальных способностей ребенка. Уважаемые родители! При оформлении детской комнаты отдайте предпочтение картинам известных художников, а не мультяшным персонажам. Воспитывайте вкус ребенка к классической музыке. Младенцам очень нравятся концерты Вивальди и 5 симфония Бетховена.

Как можно чаще берите ребенка на руки, поглаживайте и обнимайте его. Это активизирует тактильные ощущения. Психологи рекомендуют использовать подобные способы общения не только мамам, но и папам. Разговаривайте с ребенком. Он пока не понимает смысла, но все слова прочно отпечатываются в его мозге. Не стоит сюсюкаться с карапузом. Детский лепет – это не признак умственной несостоятельности, а этап развития речевого аппарата.
Малышу полезно видеть родителей, наблюдать за их действиями. Никогда не ссорьтесь и не выясняйте отношения дома. Интеллект младенцев чувствителен к негативным эмоциям. Адекватные приемы развития мышления должны предотвратить появление несчастных детей. Стимулируйте безграничные потенциальные возможности ребенка естественными средствами, чтобы малышу было интересно и радостно жить. Любой ребенок вырастет сообразительным, если ему дать то, что нужно и сделать это вовремя.

Интеллектуальные способности ребенка раннего возраста
Первые три года жизни – важнейшее время, определяющее все последующее развитие интеллектуальных способностей ребенка. Именно в этот период наиболее активно зарождаются связи между клетками мозга. К 3 годам формируется 80% всех возможных соединений. Дальнейшее развитие мышления у детей будет опираться на эту базу. Родители, которые пропустили закладку надежного фундамента, будут пытаться научить детей хорошо работать на плохом компьютере.
В раннем детстве (от 1-3 лет) основное занятие ребенка – предметно-манипулятивная деятельность. Малыш уже не просто уверенно хватает различные предметы, но и совершает с ними разнообразные действия. Сначала бросает, потом постукивает одним кубиком о другой, пытается составить пирамидку, подбирает детали по форме и размеру. Так формируется наглядно-действенное мышление.

Особенности мышления детей на данном этапе связаны с тем, что карапуз познает мир методом проб и ошибок. Манипулируя предметами, ребенок сталкивается с первыми задачами, требующими размышления. Мяч закатился под диван, интересный предмет находится за дверкой шкафа, телевизор перестал показывать любимый мультик. Озадаченный малыш с энтузиазмом приступает к практическим пробам. Пытается достать мячик рукой, привлекает подручные средства.
Чересчур расторопные родители тут же спешат на помощь, лишая чадо удовольствия самостоятельного поиска. Дорогие мамы и папы! Не спешите решать малышовые проблемы. Не торопите и не подталкивайте малышей, которые испытывают свои возможности. Дайте карапузу время разобраться с принципом действия того или иного механизма, уловить связь или последовательность. Не мешайте будущему гению!

Приемы развития мышления детей раннего возраста:

— «Свобода самовыражения!» . Активные малыши рисуют на обоях, рвут книжки, пачкают одежду. Это первые акты детского самовыражения. Ребенку сложно понять, почему нельзя оставить отпечаток ладошки на стене. Излишние пристрастие мам к наведению чистоты вредит развитию творческого мышления. Вы можете вырастить очень чистоплотного и аккуратного человека, но он совершенно точно не предложит миру ни одной оригинальной идеи.

— «Подбрось идею!» . У малышей раннего возраста пока нет осознанного отношения к решению мыслительных задач. Они действуют интуитивно, руководствуясь случайными способами и подвернувшимися инструментами. Заметив, что дите никак не может добиться успеха, ненавязчиво обратите его внимание на более перспективный вариант. При этом избегайте прямых указаний, действуйте по принципу: «А что, если…».

Особенности мышления детей дошкольного возраста
Многие родители надеются, что развитие мышления детей-дошкольников полностью обеспечивают познавательные занятия в детском саду. Действительно, малыши, посещающие детское дошкольное учреждение, демонстрируют обширные познания в области природных явлений, времени года, живой и неживой природы и т.д. Все это прекрасно, но не стоит забывать о том, что усвоение суммы знаний – это не мышление как таковое.
Думающий дошкольник не просто запоминает факты, а оперирует информацией: сравнивает предметы, находит общее и различное, устанавливает причины и следствия. В этом возрасте ребенок приобретает способность представить действие до его осуществления. Сначала проговорить, потом выполнить. Такое мышление является наглядно-образным. В детском саду этому не учат.

Методы развития мышления дошкольника:

— «Ассоциативные цепочки» . Ассоциации, связывающие предметы и явления по сходству, смежности и контрасту, составляют основу мышления. Развитие интеллектуальных способностей детей будет происходить быстрее, если научить их сравнивать, находить похожее в разном. Бросайте ребенку мячик и называйте любой предмет. Пусть дошкольник в свою очередь называет что-то похожее (по цвету, форме, размеру, весу).

— «Носки и лампочки» . Дети любят фантазировать. Для детского мышления нет ничего невозможного. Покажите дошкольнику два предмета, не связанных между собой. Например, носок и лампочка. Совместными усилиями опишите основные свойства каждого объекта. А затем пробуйте перенести свойства одного предмета на другой. размышляйте, что из этого может получиться.
Не правда ли, светящиеся носки было бы очень удобно находить под кроватью. А шерстяные лампочки никогда бы не разбивались. Такие приемы развития мышления способствуют формированию гибкости и оригинальности интеллекта, творческих способностей. Ребенок привыкает видеть необычное в обычном, сочетать несочетаемое, продуцировать нестандартные идеи.

Развитие мышления у младших школьников
Усилия воспитателей детского сада вполне могли оставить дошкольника равнодушным. Но уж школа то просто обязана повлиять на развитие интеллектуальных способностей детей. Уверенно владея речью, проникая в тайны родного языка, осваивая арифметические действия, младший школьник вступает в пору словесно-логического мышления. Уже совсем скоро он будет довольно свободно сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности, выявлять скрытые свойства и связи.
Родители, которые, не покладая рук, последовательно формировали особенности мышления детей от рождения до поступления в школу, могут передохнуть. Но не слишком долго. Интеллектуальные способности ребенка младшего школьного возраста без должной тренировки могут быстро зачахнуть. Перегрузив детский мозг новыми требованиями и обязанностями, можно напрочь отбить всякое желание думать.

Приемы развития мышления младшего школьника:
— «Кубик Блума» . Используется бумажный куб, на гранях которого написано: «опиши», «объясни как?», «объясни почему?», «оцени», «предложи», «придумай». Ребенок бросает кубик и в зависимости от выпавшей стороны описывает свойства, механизм действия, причины, плюсы и минусы, дает оценку, предлагает свое решение. Развитие интеллектуальных способностей детей при помощи данного метода можно проводить как в школе, так и дома.

— «Системный эффект» . Окружающий мир состоит не только из отдельных предметов. Если объединить несколько объектов — получится система, выполняющая определенные функции. Системами являются автомобиль, компьютер, телефон. И даже обычная швабра – тоже система, состоящая из множества ворсинок. Учите детей находить полезные системы в природе и в человеческой деятельности: семья, стая птиц, диван-кровать, железобетон.

Методы развития мышления подростка
Мозг подростка можно сравнить с довольно мощным процессором. На протяжении данного периода полным ходом идет развитие абстрактного теоретического мышления. Подростки обожают выдвигать гипотезы, обосновывать и опровергать, спорить и доказывать. Они могут абстрагироваться от конкретной ситуации, прорабатывают комбинации, меняют пропорции.
Подростки не доверяют взрослым и общаются преимущественно со сверстниками. Родителям вряд ли удастся оказать существенное влияние на особенности мышления детей на пороге взрослости. Ведущая роль здесь принадлежит старшему товарищу или авторитетному педагогу, который смог стать для подростка наставником. Довольно часто это бывает тренер спортивной секции или руководитель кружка.

Методы развития мышления подростка:
— «Умный вопрос» . Работа мысли — путь от вопроса до ответа. Для того, чтобы легко и быстро проанализировать какое-либо явление, приучите подростка находить ответы на 5 основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Интеллектуальные способности ребенка проявляются и в самом умении задавать вопросы. Учите подрастающее поколение правильно формулировать уточняющие, проблемные, рефлексивные, наводящие и другие типы вопросов.

— «Морфологический ящик» . Этот прием развития мышления помогает тщательно проанализировать сложные системы и не упустить ни одного варианта решения. Для начала необходимо выделить в изучаемом объекте или явлении все важные признаки (части, свойства, особенности) и записать на листе бумаги по горизонтали. По вертикали записываются все возможные варианты существования или исполнения (формы, размеры и т.д.).

Допустим, вы задумали составить портрет идеального человека. По горизонтали записываем: глаза, нос, уши и т.д. По вертикали: форма, цвет, размер и т.д. Последовательно заполнив все клетки образовавшейся таблицы, получим наиболее полное описание изучаемого явления. Морфологический ящик используется при решении большого круга мыслительных задач. Главное – четко сформулировать проблему и правильно определить графы таблицы.

Заключение: Развитие мышления у детей не преследует цели формирования гениев. Воспитывайте ребенка добрым, ответственным и улыбчивым. А гибкий ум и здоровое тело – это естественные состояния человеческого организма. Старайтесь их всячески поддерживать!

Ссылка на основную публикацию