Развитие ребенка в 5 месяцев — что умеет малыш и какой режим дня соблюдать? - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Развитие ребенка в 5 месяцев — что умеет малыш и какой режим дня соблюдать?

Режим дня ребенка в 5 месяцев — сон, кормление, прогулки, игры и развитие

Режим дня ребенка в 5 месяцев практически идентичен тому, которому были подчинены все режимные моменты его жизни в предыдущем месяце. Продолжительность периодов сна и бодрствования, количество кормлений остаются такими же, меняется лишь сам малыш: день ото дня он становится все подвижнее, крепче и любознательнее.

Таблица с примерным распорядком дня

  • 6:00-8:00 Пробуждение малыша, утреннее кормление с последующим выполнением обязательных гигиенических процедур, воздушные ванны, легкий массаж, общение с мамой;
  • 8:00-10:00 Первый сон, совмещенный с прогулкой на свежем воздухе;
  • 10:00-12:30 Второе кормление, выполнение гимнастики, массаж, активное бодрствование.
  • 12:30-14:30 Дневной сон.
  • 14:30-17:00 Третий прием пищи, активный досуг, заполненный развивающими играми и физическими упражнениями.
  • 17:00-19:00 Сон на свежем воздухе.
  • 19:00-21:30 Четвертое кормление, развивающий досуг, общение с членами семьи, купание крохи.
  • 22:30 Последний прием пищи.
  • 23:00-6:00 Сон до утра.

Другой вариант:

Ознакомившись с данным распорядком, каждая мама может подстроить его под индивидуальные потребности своего пятимесячного ребенка.

Родителям крохи следует подготовиться к тому, что в пять месяцев у него могут появиться первые зубки. Это знаменательное событие может проявляться по-разному: одним малышам оно не доставляет особых мучений, другие же реагируют на него повышением температуры, постоянными капризами, расстройством стула и нарушением режима сна. Это на какое-то время может стать причиной непредсказуемого поведения недомогающего крохи, чреватого несоблюдением привычного распорядка дня.

К счастью, такие периоды достаточно кратковременны. После прорезывания зубов маме следует позаботиться о возвращении крохи к прежнему режиму.

Ночной сон пятимесячного ребенка обычно бывает крепким: плотно подкрепившийся малыш способен проспать около десяти часов, не требуя кормления и не тревожа спящих родителей. Чтобы добиться такого результата, мама должна правильно организовать дневной отдых своего малыша, разбив его на три двухчасовых периода:

  1. Первый сон необходим малышу после двухчасового утреннего бодрствования. Если погодные условия тому благоприятствуют, мама может отправиться с ним на прогулку, поскольку именно в утренние часы сон на свежем воздухе будет наиболее благоприятен для него.
  2. Второй сон крохи приходится на послеобеденное время. В теплое время года и его можно совместить с прогулкой.
  3. Третий раз ребенка следует уложить уже в вечерние часы. В этот момент на прогулку с малышом может отправиться папа, вернувшийся с работы.

Именно такой режим дневного сна педиатры считают оптимальным для ребенка. Если малыш разоспался, превысив отведенный двухчасовой лимит, следует осторожно его разбудить, чтобы не выбиться из привычного распорядка дня.

Кормим

В 5 месяцев ребенок за день должен съедать не менее литра грудного молока. Во время кормления он уже не дремлет, а очень активно сосет грудь. Именно в этом возрасте следует постепенно отучать малыша от привычки засыпать исключительно у маминой груди. Каждый период дневного сна теперь следует начинать не с кормления, а с укачивания.

Исключение следует сделать перед укладыванием крохи на ночь: в этот момент мамина грудь будет для него не только источником питания. Быстро успокоившись, малыш будет спать особенно крепко.

Пятимесячные младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, по-прежнему не нуждаются в прикорме: им вполне достаточно тех питательных веществ, которые содержатся в материнском молоке. Бывают случаи, когда маминым молочком малыш не наедается и потому часто капризничает и почти не набирает вес. Такая ситуация является основанием для его перевода на смешанное вскармливание с использованием безмолочных каш. Через некоторое время каши можно сделать молочными.

Если в рацион ребенка искусственника прикорм был введен уже в четырехмесячном возрасте, график его питания будет выглядеть следующим образом:

  • 6:00 Кормление кефиром или молочной смесью (200 мл).
  • 10:00 Кормление прикормом: безмолочная каша (150 мл), творожок (40 г), овощной сок (100 мл). Кашка может быть рисовой, гречневой или кукурузной.
  • 14:00 Кормление овощным супом или пюре из картофеля, кабачка или цветной капусты, заправленным капелькой растительного масла (150 мл).
  • 19:00 Кормление молочной смесью (200 мл).
  • 22:30 Кормление кефиром или смесью (200 мл).

Вводя новые продукты в рацион крохи, следует следить за его стулом и состоянием кожных покровов: при появлении высыпаний и изменении характера испражнений от них необходимо немедленно отказаться.

Гуляем

Частота и продолжительность прогулок в основном зависят от погодных условий. В холодные дни можно погулять с малышом не более сорока минут, в теплые дни – до нескольких часов.

При идеальном стечении обстоятельств все периоды дневного отдыха можно совместить с прогулками, поскольку активное поступление кислорода улучшает качество сна: он становится более продолжительным и глубоким.

Во время прогулок необходимо знакомить кроху с предметами и явлениями окружающего мира, сопровождая все увиденное простыми комментариями, доступными его пониманию.

Развиваемся

В возрасте пяти месяцев ребенок овладевает целым комплексом навыков. Он умеет:

  • Узнавать близких людей и собственное отражение в зеркале;
  • Радостно реагировать на материнский голос;
  • Тянуться к понравившемуся предмету, хватать и отнимать его;
  • Нажимать на клавиши и кнопки музыкальных инструментов;
  • Играть с погремушкой и пищалкой;
  • Обследовать форму и фактуру предметов, ощупывая их ручками;
  • Тянуть в рот свои ручки/ножки и все, что попадется ему под руку;
  • Следить глазами за предметом, поворачивая голову в любом направлении;
  • Самостоятельно переворачиваться со спинки на бочок, а потом – на животик. Перевернуться в обратном направлении тоже не составляет для него большого труда;
  • Подолгу лежать на животике, разглядывая окружающую обстановку;
  • Опираясь на головку и коленочки, приподнимать таз и туловище;
  • Совершать первые попытки к самостоятельному сидению (когда малыш начинает самостоятельно присаживаться?);
  • Крепко ухватившись за пальцы взрослого, приподниматься и занимать вертикальное положение.

Не стоит форсировать развитие малыша, заставляя его выполнять действия, которые уже освоил ребенок близкой подруги. Пятимесячные ребятишки развиваются совершенно индивидуально: сегодня он мало что умеет, а неделю спустя может освоить сразу несколько навыков, оставив «соперника» далеко позади. Залогом успешного развития малыша служат ежедневные занятия с мамой.

Игры и занятия

Для успешного развития крохи в пять месяцев можно приобрести несколько ярких игрушек, оснащенных комплексом звуковых эффектов. Наиболее полезными для него будут:

  • Мягкие игрушки с вшитыми пищалками, твердыми шариками, вставками из фольги;
  • Детские барабанчики и многоцветные погремушки;
  • Яркие матрешки;
  • Куколки для пальчикового театра;
  • Озвученные мягкие зверюшки, исполняющие песенки и сказки;
  • Детские музыкальные инструменты (пианино, металлофон). Полноценной заменой таких инструментов могут стать ложки, кастрюля с крышкой и т. п.

Каким должно быть содержание развивающих занятий?

Пятимесячный ребенок очень смышлен и любознателен. Он уже понимает, что означает «нельзя», правильно реагирует на слова: «дай», «на», «иди к маме». Пониманию малыша доступны разные интонации: при ласковом обращении он будет улыбаться, а в ответ на ворчливое замечание может заплакать.

  • Следует продолжать чтение книжек, рассматривание картинок. Крохе можно показывать фотографии членов семьи и рассказывать о них;
  • Рассказывая малышу стихи и потешки, очень полезно поглаживать, разминать и растирать его крохотные пальчики: такой массаж будет способствовать улучшению кровообращения, активизации речевых центров и стимуляции функционирования внутренних органов. Для выполнения массажа мама может использовать грецкий орешек, мячик или карандаш, перекатывая их между детских ладошек или по внешней поверхности кистей рук;
  • Желая позабавить кроху, можно, подхватив на руки, дать ему полетать «самолетиком». Не меньший восторг вызовет возможность попрыгать на коленях у кого-нибудь из домашних;
  • Обходя квартиру с крохой на руках, необходимо продолжать знакомить его с названиями находящихся в ней предметов;
  • Можно знакомить кроху не только с разной фактурой материала, но и с разностью физических свойств, дав ему прикоснуться к кусочку льда или к кружке с теплым чаем;
  • С ребенком необходимо разговаривать как можно больше, стараясь четко и правильно произносить слова, помня о том, что они откладываются в его памяти, создавая пассивный лексический запас.

Гимнастика и физическое развитие

Досуг ребенка должен быть активным, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы предоставить ему свободное и безопасное пространство для выполнения физических упражнений (читаем статью о том, как обезопасить для ребенка дом).

  • Очень важно учить кроху ползать. Выложив ребенка на пол и подставляя ладони под маленькие пяточки, необходимо давать ему возможность отталкиваться и совершать первые попытки к продвижению вперед (когда малыш начинает ползать);
  • Невероятно полезны для младенца гимнастические упражнения с большим мячом, улучшающие растяжку и укрепляющие мышечно-связочный аппарат (читаем о правильных упражнениях на фитболе);
  • Малыша, еще не научившегося самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, следует постоянно поощрять к этому, подкладывая под бочок ладонь или выкладывая неподалеку от него любимую игрушку;
  • Можно только приветствовать желание многих родителей научить своих малышей плавать. Регулярные занятия в бассейне способствуют расширению легких и улучшению координации движений. Ребятишки, умеющие плавать, быстрее начинают ходить. Длительность плавательных нагрузок должна составлять не более десяти минут. Чтобы малыш занимался с удовольствием, необходимо превратить процесс в увлекательную игру, используя яркие озвученные игрушки. После плавания необходимо сделать крохе расслабляющий массаж.

Причины нарушения распорядка дня и способы их преодоления

Чаще всего сбои в режиме сна и питания пятимесячного младенца происходят по вине:

  1. прорезывания первых зубов.
  2. чересчур активного введения нового прикорма в рацион.

Облегчить состояние крохи, капризничающего в период прорезывания зубов, можно при помощи специальных игрушек-прорезывателей, предназначенных для массажа разбухших и зудящих десен.

Если причиной детских капризов стало нарушение правил введения прикорма, следует на время полностью исключить проблемный продукт из рациона малыша. По прошествии нескольких дней можно попробовать ввести его снова, но уже очень маленькими порциями, внимательно присматриваясь к реакции детского организма.

Поскольку кроха, еще не умеющий говорить, сообщает о неудовлетворенных потребностях исключительно громким плачем (читаем статью о том, как понять причины плача детей), заботливой маме следует как можно быстрее установить и устранить его причину (плач может быть обусловлен недостатком внимания, чувством голода, сильным переутомлением).

Грамотно выстроенный распорядок дня для малыша в 5 месяцев является гарантом отличного самочувствия ребенка, дисциплинирующим его поведение и стимулирующим успешность физического и интеллектуального развития.

Ребенок 5 месяцев

В 5 месяцев дети умеют издавать различные смешные звуки. Первый лепет малыша становится предшественником развития речи и коммуникации. Младенец получает огромное удовольствие от пускания пузырьков из рта.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Существуют навыки, которыми обладает средне статический малыш в 5 месяцев. Физическое и психическое развитие зависит от состояния здоровья ребенка. Недоношенный младенец отстает от нормы на 1-2 месяца. После года, они полностью догонят сверстников. Ниже представленный примерный список умений, которыми должен владеть доношенный младенец в данном возрасте.

В пять месяцев дети умеют

  • Крепко держать игрушку, тянутся за ней, издавать громкие звуки погремушкой;
  • Тянуть ноги ко рту, кусать пальцы ног;
  • Уверенно поднимать головку лежа на животике;
  • В положении лежа, выпрямлять руки вертикально;
  • Переворачиваться с животика на спинку и, наоборот, в обе стороны, или одну;
  • Учатся ползать (попытки).

Способности девочек

Девочка в 5 месяцев умеет произносить слога. Она плавно переходит от гуления к лепетанию. Имитирует речь. Пытается сама сесть. Сажать их рекомендуют после 7 месяцев. Организм малышки еще не окреп. Ранее сидение пагубно влияет на органы малого таза.

Навыки мальчиков

Мальчики в 5 месяцев по натуре подвижней от девочек. Он лучше ориентируются в пространстве. Следит за движущимся предметом, старается его поймать. Умеет сидеть. Хотя все же, желательно, поддерживать, чтобы не было большой нагрузки на позвоночник.

Читайте также:  Как бороться с детской агрессией: причины и методы коррекции конфликтного поведения, рекомендации родителям

Гимнастика и массаж для пятимесячного младенца

С маленькими детками следует ежедневно заниматься зарядкой. Гимнастические упражнения развивают физические навыки малыша. Профилактический массаж укрепляет мышцы. Можно делать массаж самому, но, в начале, лучше обратиться к опытному детскому массажисту. Ниже предлагаем посмотреть видео:

Развитие ребенка в 5 месяцев

Пятый месяц жизни ребенка проходить в ярких красках эмоционального развития. Появляется выраженная реакция на общения со взрослыми. Кроха подарит ответную улыбку на нежный голос, но заплачет, услышав громкий строгий голос. Попытки перевернуться на живот становятся успешными. При гулении появляются согласные звуки: ма, па, ла. Горловые звуки похожи на пение. Пытается подражать, агукая в ответ.

Как развивать

5 месячный ребенок начинает активно исследовать окружающие предметы. У малыша появляется интерес к игрушкам для психического развития и моторики. Развивающие игры с младенцем должны быть направлены на изучение формы, цвета и звука. Среди игрушек появляются фавориты. Самыми любимыми станут:

  1. мобиль (музыкальная карусель);
  2. неваляшка;
  3. молоток с пищалкой;
  4. разные по цвету и звучанию погремушки.

Музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, перестает быть предметом пассивного наблюдения. При попытках дотянуться, схватить движущуюся фигуру, улучшается координация движений. Любимая игра — бросать на пол погремушки.

Развитие недоношенных детей

Для недоношенного младенца, который отстает в физическом развитии, пятимесячный возраст становится переломным. Начинается процесс «выравнивания». Показатели веса и роста приближаются к норме. К пяти с половиной месяцам, недоношенный ребенок должен уметь:

  • хорошо держать голову;
  • находить взглядом источник звука;
  • активно двигаться;
  • гулеть и агукать;
  • отвечать на улыбку.

Особенности развития носят субъективный характер. Отставая в одном, перегонит сверстников в другом.

Комаровский о развитии пятимесячных детей

Доктор Комаровский, комментируя пользу занятий физкультурой, массажа, посещения бассейна с детьми этого возраста сказал, что развитие малыша зависит от психофизиологического состояния мамы. Дайте ей выспаться, помогите сделать домашние дела. И тогда она подарит любовь и тепло, которую не заменит ни одна игрушка или дорогая процедура.

Первый прикорм с 5 месяцев

Многим родителям советуют в 5 месяцев начинать вводить малышу новые продукты, но ВОЗ утверждает, что ребенок не нуждается в прикорме, кроме материнского молока, до 6 месяцев. Грудное и искусственное вскармливание полностью обеспечивает организм ребенка всеми необходимыми витаминами и минералами к данному возрасту.

Когда начинать давать прикорм

Ребенок проявит анатомические признаки готовности к прикорму, такие как:

  • интерес к еде;
  • должен держать голову прямо;
  • язык рефлекторно выталкивает твердую пищу. Этот рефлекс защищает от аспирации;
  • уметь проталкивать пищу в заднюю часть рта.
  • нижняя губа должна хорошо двигаться.

Желудочек ребенка должен созреть для прикорма и вырабатывать определенные ферменты.

Что можно давать пятимесячному малышу из еды

5 месячному ребенку можно дать (только одно из выбранных) чайную ложечку пюре из кабачка, цветной капусты, детские каши (овсяная, кукурузная, гречневая) и соки (яблочный). Эти продукты наиболее благоприятны для первого знакомства ребенка со взрослым питанием.

Сколько каши давать ребенку в 5 месяцев

Начинать давать каши нужно детям, которые плохо набирают вес. Молочные каши следуют давать, если мама уверена, что ее ребенок не аллергик, а так безмолочные. Начинать с чайной ложечки и смотреть за реакцией малыша, с каждым днем удваивая порцию. Заставлять кушать младенца нельзя. Каждый кроха будет по разному съедать количество каши в пределах 80-150 грамм.

Реакция организма ребенка на первый прикорм подскажет маме о правильности выбранного продукта и времени. Малыш выталкивает пищу языком, скорее всего, он не готов к прикорму. Не волнуйтесь, в кратчайшие сроки, он еще захочет попробовать.

Наш совет: готовьте огромный слюнявчик и приятного аппетита!

Режим дня ребенка в 5 месяцев

Особенности возраста

Дети в 4 и 5-месячном возрасте начинают постепенно осваивать перекатывания со спины на бок. Возможно, на краю дивана малыш приметил яркую игрушку и решил к ней подобраться, тем более он уже может взять ее в ручку. Тут важно обеспечить безопасность! Можно положить вокруг малыша подушки, чтобы смягчить возможное падение.

В этом возрасте уже можно легко рассмешить кроху. Он узнает в лицо своих близких, искренне радуясь приходу мамы. Гуление становится разнообразнее, ребенок активно осваивает звуки «б» и «м». Около 5 месяцев ребенок уже пытается связать несколько слогов между собой в логическую цепочку.

Если взять на руки ребенка 5 месяцев и дать ему возможность опереться ножками о твердую поверхность – он будет стараться стоять. Ребенок становится с каждой неделей сильнее и увереннее в себе. Весь мир переворачивается с ног на голову. Раньше малыш больше времени проводил лежа, не замечая, сколько всего вокруг интересного! Но на спине детям больше не лежится, они все время стараются перевернуться на живот, что им и удается сделать к концу 5 месяца жизни.

К этому времени у многих малышей появляются первые признаки прорезывания зубов, чем обусловлено непреодолимое желание крохи тянуть все в рот – игрушки, свои кулачки, мамины пальчики.

Нормы сна и бодрствования

Всего дети в этом возрасте спят около 15 часов в сутки, из них около 10 ч ночью и около 4 ч днем.

До 5 месяцев сложно говорить о режиме дня, его нет. Первые месяцы ребенок живет в ритме поел-поспал-пободрствовал. А вот к 5 месяцам уже обычно начинает устанавливаться ночной сон, и время засыпания на ночь становится более-менее стабильным (около 10-11 часов). А с ним стабилизируется время пробуждения утром. Поэтому можно зафиксировать примерное время для засыпания на ночь и время утреннего подъема.

И в этом возрасте уже можно попробовать установить время первого утреннего сна, который обычно случается через 1,5-2 часа после пробуждения. Идеальное время для него с точки зрения биоритмов 8.30-9.30. Но не 10 и не 11 часов, так как по своей структуре утренний сон является продолжением ночного сна.

В зависимости от времени и длительности утреннего сна у малышей 5 месяцев, как правило, есть еще 2-3 дневных сна, которые происходят «по усталости», но закончить их желательно не менее, чем за 2 часа до ночного сна. То есть в этом возрасте лучше организовывать режим дня с 3-4 дневными снами.

Общее время бодрствования за день около 9 часов. Но ребенок еще настолько мал, что не может выдержать больше 2,5-3 ч подряд. Потому основная задача взрослого – не перегуливать возрастную норму по времени бодрствования, чтобы не переутомить ребенка, и вовремя уложить его на сон. Важно учитывать, что время бодрствования в течение дня растет от 1,50 до 3 часов: утром оно самое короткое, днем – среднее, перед ночным сном – самое длительное.

Особенности сна в этом возрасте:

— На четвертом месяце многие дети переживают «регресс сна». А кто-то и в 5 месячном возрасте.

— Уже формируются первые сильные ассоциации действий мамы с процессом засыпания, т.е. могут формироваться привычки на сон. Потому стоит разнообразить свою помощь в момент засыпания ребенка.

— Некоторые дети могут проспать до 8 часов без кормлений. Особенно детки на искусственном вскармливании. Но важно ориентироваться на своего чадо, потому как не все готовы отказаться от ночных кормлений.

— У ребенка в 5 месяцев появляется первый «мягкий» режим, как правило, с 3 дневными снами. Если 1 и 2 сны короткие, и их не удается продлить, тогда может быть и 4ый сон, чтобы избежать недосыпа ребенка.

Питание

С 4 до 7 месяцев начинается введение первого прикорма (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения: для детей на грудном вскармливании с 6, на искусственном – с 4 или 5 месяцев). Он дополняет смесь или грудное вскармливание, ведь с возрастом малыш становится активнее, и ему уже важно добавить калорий и новых питательных веществ. Для 4-месячного крохи еще рано для новой пищи, пищеварительная система еще не совсем готова. После 7-8 месяцев достаточно позднее время для начала прикорма, т.к. твердая пища (по сравнению со смесью и грудным молоком) требует иных усилий со стороны артикуляционного аппарата и новых навыков (малыш учится владеть язычком, осваивает жевательные и глотательные функции, привыкает в новой пище, стимулируется выработка ферментов), что благотворно потом сказывается и на развитии речи и пищевого интереса.

Обычно специалисты советуют начинать с 1 гипоаллергенного продукта (правило монопродукта) и с самого утра. Важно наблюдать в течение дня за состоянием ребенка, его стулом и кожей. Если все идет хорошо, и малыш привык к одному продукту, то можно начать вводить следующий (через 3-5 дней). Обычно начинают введение прикорма с овощных пюре (кабачок, цветная капуста, тыква, морковь), но в некоторых случаях (например, при недовесе крохи) – допустимы каши. Вначале лучше дать попробовать прикорм, потом можно докормить смесью или грудью. Педиатры советуют объем прикорма увеличивать постепенно (можно начать с 0,5-1 чайной ложки 3 раза в день). Следует учитывать некоторые особенности развития ребенка и его готовность при введении прикорма. Рекомендуем обсудить со своим педиатром начало введения прикорма.

Некоторые детки могут спать ночью до 8 часов без кормления. Но не все. Большинство еще нуждается в привычном для них способе успокоения и засыпания, потому могут просыпаться на кормление около 3 раз. К тому же в этот период начинают прорезываться зубки, и детской нервной системе нужна помощь и поддержка мамы или папы в этот момент. Когда проходит острый период (через 3-5 дней) пробуем помогать малышу выдерживать 4-часовую паузу в еде ночью. Ребенку уже важен хотя бы 1 раз в день опыт засыпания без груди или бутылочки.

Пример режима

А теперь разберемся с примерным режимом. Важно в течение дня равномерно распределить сны и время бодрствования малыша.

Итак, подъем может быть с 6 до 7.30. Постепенно вводите ритуалы на пробуждение, чтобы ребенок учился понимать начало дня и различать день и ночь. Они не менее важны, чем ритуалы на засыпание вечером. Тут могут быть: раскрытие штор, включение света, веселая потешка или песенка на пробуждение, приветствие любимой игрушки и т.д. Далее можно после кормления организовать массаж или гимнастику. Тут не нужно профессиональных навыков массажиста, главное – теплые мамины руки, поглаживания и легкие упражнения. После этого малыш сможет 10-15 минут погулить самостоятельно, когда мама где-то рядом готовит себе завтрак.

И уже через 1,5 часа после пробуждения можно организовать 1ый дневной сон. По своей структуре он самый глубокий и качественный, потому лучше его продлить до 1-2 часов. Можно покормить на пробуждение. Далее запланируйте совместные активные игры с малышом или прогулку на улице (в режиме желательно найти время на 1-2 прогулки).

С 12.00 до 13.00 можно организовать начало 2ого дневного сна, ориентируясь в режиме на среднее время бодрствования по возрасту и признаки усталости малыша. Наблюдение за состоянием и признаками усталости ребенка в течение нескольких дней поможет вам определить комфортное время бодрствование, подходящее именно вашему карапузу. Это облегчит задачу, когда выстраивается режим подрастающего ребенка. Второй сон также рекомендуется длительностью до 1-2 часов. На пробуждение снова покормите малыша. И немного поиграйте с ним.

Около 16.00 можно организовать третий сон. Этот дневной сон может быть коротким – длительностью до 1 часа. Если же не удалось продлить 1ый или 2ой сон, тогда 3ий лучше сделать подольше, чтобы добрать дневную норму сна для этого возраста (около 3,5-4 часов). К 5-6 месяцам допустимо также делать и 4ый сон, если малыш переутомился, предыдущие сны были короткие и их не удалось никак продлить. Но все дневные сны должны закончиться до 17.30, чтобы не привести к позднему укладыванию на ночь.

Читайте также:  Как ходить в гости с ребенком: список необходимого и правила поведения родителей

За 2 часа до сна лучше исключить повышенную активность и просмотр телевизора (в том числе фоном) и перейти к спокойным играм. За час до ночного сна можно организовать купание. Если эта водная процедура возбуждает малыша, попробуйте сделать потеплее воду или перенести ее на более раннее время. Не забудьте про ритуалы на засыпание, чтобы помочь малышу переключиться из активности в спокойное состояние и настроиться на сон. Перед таким длительным ночным сном малышу важно получить общение с мамой, её тепло, заботу и прикосновения.

Около 19.30 в этом возрасте можно организовать ночной сон. Если малыш спал 4ый сон днем, то время ухода на ночь может быть чуть позже (речь идет еще о «мягком» режиме).

Помните, что приведенные выше нормы и режим дня ребенка являются усредненными, с допустимыми отклонения в ту или иную сторону. Следует учитывать, что каждый ребенок индивидуален!

Чем занять Время Бодрствования

Время бодрствования – это период времени, когда непоседа не спит: кормление, смена подгузника, игры, прогулка, ритуалы перед сном. Сон малыша непосредственно связан с количеством и качеством его бодрствования в течение дня. Общение с ребенком, занятия, игры необходимы всем деткам для их хорошего развития и спокойного засыпания. Ребенок, который не получает необходимых эмоций и активности днем, особенно долго засыпает или болезненно реагирует на разлуку с мамой ночью.

Чем старше дети, тем больше им нужно тратить энергии в течение дня. Ребенок должен насыщаться необходимыми эмоциями и впечатлениями от мамы и от окружающего мира. С полугода необходимо увеличивать физическую и психическую активность днем, стимулировать работу мозга и нервной системы малыша. В физическую активность входит все, что развивает двигательную сферу: прогулки, зарядка, гимнастика, массаж, бассейн и т.д.

Помните про важную роль эмоционального развития в этом возрасте: комментирующая речь во время купания, кормления или одевания, потешки, ласковые слова, проговаривание эмоций малыша, развивающие занятия, совместные и самостоятельные игры и т.д. Все это развивает эмоциональную сферу.

Помните, что малыш готов к самостоятельному спокойному лежанию или ползанию без мамы только после того, как немного «насытиться» общением с ней.

Развитие ребенка в 5 месяцев

В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 месяцев?

Физиологические изменения

  • Телосложение младенца в 5 месяцев становится пропорциональнее, а мускулатура значительно укрепляется.
  • Зрение ребенка продолжает развиваться. От взгляда малютки уже не ускользают ни неподвижные, ни быстро перемещающиеся предметы. Также малышу нравится рассматривать картинки.
  • У ребенка 5 месяцев довольно обильно выделяется слюна, что не только связано с предстоящим прорезыванием зубов, но и помогает очищать ротовую полость, ведь малютка практически все попавшие в его ручки предметы тянет в рот.
  • Стул ребенка, которого кормят лишь грудным молоком, может быть как частым (5-6 раз в сутки), так и редким (раз в 2-5 дней). Малыши, которые вскармливаются смесью или начали получать прикорм, обычно испражняются 1-2 раза в день, а их каловые массы отличаются большей плотностью и резким запахом.
  • Мочеиспускания в 5-месячном возрасте бывают в норме до 15 раз в сутки.

Гипертонус, присущий новорожденным, к 5-месячному возрасту обычно полностью проходит.

Физическое развитие

За пятый месяц жизни ребенок прибавляет около 700 грамм, а его рост увеличивается в среднем на 2 сантиметра. Обхват грудной клетки начинает преобладать над показателем окружности головы.

У каждого малыша развитие происходит своими темпами, но специалистами определены средние показатели, характерные для большинства деток определенного возраста. Узнав их, вы сможете сориентироваться, нормально ли растет ребенок и не нужна ли дополнительная консультация врачей.

Границы нормы и средние показатели для 5-месячных младенцев мы собрали в такую таблицу:

Показатель

Среднее значение в 5 месяцев

Мальчики в 5-6 месяцев

Девочки в 5-6 месяцев

Окружность грудной клетки

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно развивается и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Занятия для развития

  • Ежедневно уделяйте примерно 10 минут на гимнастику, поскольку это поможет крохе укрепить мышцы (особенно сейчас важно укреплять спинку малыша) и обучиться управлению собственным телом. Разводите руки малыша в стороны и скрещивайте их на груди, затем подтягивайте малютку за ручки, чтобы придать ему сидячее положение. После этого двигайте ножками малыша, переверните кроху на живот и позанимайтесь в такой позиции.
  • Для стимуляции ползания положите вблизи ребенка яркую игрушку так, чтобы малыш не мог дотянуться до нее руками, а был вынужден попробовать немного проползти. Под ножки карапуза подставьте ладонь, от которой ребенок сможет отталкиваться.
  • Массаж к 5-месячному возрасту немного усложняется. Тело малыша теперь можно не только поглаживать и растирать, но также пощипывать, разминать и поколачивать.
  • Продолжайте занятия на фитболе, ведь это не только помогает развитию мышц и вестибулярного аппарата ребенка, но и улучшает пищеварительную функцию. Также большой пользой для развития младенца обладают занятия в воде – в бассейне или в большой ванне.
  • Приобретая ребенку новые игрушки, показывайте малышу, как с ними обращаться. Пусть младенец увидит, что мячик можно покатать или бросить, колечки от пирамидки – разбросать или сложить, а плюшевого зайца погладить или обнять. Не забывайте о безопасности и чистоте всех игрушек, которые даете малютке, ведь кроха обязательно попробует их на вкус.
  • Во время бодрствования постоянно разговаривайте с младенцем, чтобы ребенок слышал новые слова и вашу интонацию. Часто называйте карапуза по имени, а показывая фото родственников, обязательно произносите и их имена.
  • Разговаривая с карапузом голосом, наклонитесь к ушку малыша и проговорите несколько слов шепотом.
  • Общаясь с малюткой, вдруг остановитесь и сделайте свое лицо неподвижным. Младенец удивится, а затем попытается заставить вас снова разговаривать с ним.
  • Поиграйте с крохой в игру, которую можно назвать «вверх и вниз». Поднимайте младенца и говорите «вверх», затем с другой интонацией скажите «вниз» и опустите малютку.
  • Подходите вместе с крохой к большому зеркалу, чтобы ребенок видел не только свое, но и ваше отражение и мог сравнить их. Пусть пока младенец и не понимает, что это лишь отражение, ему понравится видеть себя и маму в зеркале.
  • Не упускайте возможности сделать упражнения для обучения сидению и ползанию и во время купания, ведь в воде двигаться малышу намного легче. Вытирая младенца после ванны, называйте части тела карапуза, к которым дотрагиваетесь.
  • Играйте с малюткой в «ку-ку», используя разные вариации этой игры. Можете закрывать руками свои глаза или глазки малыша, прятать лицо под полотенцем или пеленкой, прятаться за шкафом или даже прятать под одеяло игрушку. Не менее интересны младенцу и игры в «ладушки» или «сороку-ворону».
  • Предложите малышу рассматривать картинки с животными и при этом называйте зверей и подражайте их голосам.
  • Если есть возможность, сделайте или купите малышу книжку из ткани, на страницах которой будут разные аппликации, шнуровки, пуговицы, липучки. Такая вещица поможет в развитии органов чувств ребенка.
  • Можете познакомить карапуза и с пальчиковыми красками. Опускайте ручки младенца в баночки с яркими цветами и оставляйте следы на бумаге. Это непременно вызовет положительные эмоции и у крохи, и у вас.
  • На прогулку и во время домашних дел усаживайте кроху в слинг. Из него малыш сможет наблюдать все ваши действия и окружающий мир, одновременно ощущая ваше тепло и защиту.

При массаже лучше использовать потешки: так и вам, и ребенку будет интереснее.

О том, как сделать массаж 5-месячному ребенку, смотрите в видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

В первый период бодрствования 5-месячного ребенка выполняются привычные уже ребенку гигиенические процедуры. Лицо крохи умывается, глазки протираются, а носик и уши очищаются по мере необходимости. Кроме того, младенцу нужно регулярно состригать ноготки, так как они быстро отрастают.

В 5-месячном возрасте ребенку продолжают делать ежедневные гимнастические упражнения и массаж. Купать малыша также следует каждый день, тем более что малютке такие вечерние процедуры очень нравятся.

Режим дня

Кроха пяти месяцев бодрствует около 2 часов после каждого сна, спит трижды в день общей длительностью до 5 часов и около 10 часов ночью. Многие 5-месячные дети перестают просыпаться в ночное время для кормлений.

Гулять с ребенком этого возраста по-прежнему рекомендуют дважды в день – утром и после обеда. Нередко малыши во время таких прогулок уже не спят, а рассматривают окружающий мир. Длительность прогулок определяют в зависимости от погоды, например, если довольно прохладно или идет мелкий дождик, прогуляться с крохой можно лишь 1-2 часа, а в теплую летнюю погоду в тени деревьев можно проводить с малюткой до 6 часов в день.

Если у 5-месячного младенца исключительно грудное вскармливание, строгого режима кормлений нет. Кроха сосет во время укладывания на сон, а также после просыпания. Особенностью кормлений в этом возрасте являются частые прерывания – малютку может отвлекать любой шорох или шум. Прикорм деткам, получающим лишь мамино молоко, в 5-месячном возрасте еще не вводят, при условии, что малыш здоров, а количество молока у мамы достаточное.

Читайте также:  Афтозный стоматит у детей — признаки и разновидности болезни, принципы общей и местной терапии

У ребенка на искусственном вскармливании есть строгий режим приемов пищи, предусматривающий в 5-месячном возрасте 5 кормлений с паузами между ними по 3,5-4 часа. Общее количество смеси для крохи рассчитывают на основе веса младенца (его делят на 7). Далее суточный объем питания разделают поровну на число кормлений. В среднем младенец 5 месяцев получает в сутки от 900 до 1000 мл смеси, съедая за один раз примерно 160-200 мл пищи.

Количество продуктов прикорма для деток на искусственном вскармливании и грудничков, которым прикорм начали вводить раньше по показаниям, увеличивается. Младенцам начинают давать не только овощи и кашу, но и фруктовое пюре, а также растительное масло.

Обычный день

С 5-месячным карапузом общаться очень интересно, ведь каждый день с таким малышом может принести новые умения и много позитивных моментов. У каждого младенца режим дня будет индивидуальным и определяется в первую очередь биоритмами карапуза, однако для понимания, как примерно выглядит день с крохой 5 месяцев, мы предлагает такой вариант режима дня малыша этого возраста:

Пробуждение для первого кормления (грудное молоко или смесь), гигиенические процедуры.

Первый дневной сон.

Пробуждение для второго кормления (малышам-искусственникам дают кашу), период бодрствования.

Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления (кроха-искусственник получает овощное пюре с растительным маслом).

Период бодрствования, развивающие игры.

Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.

Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления (у деток-искусственников оно включает фруктовое пюре и смесь).

Купание, пятое кормление (грудное молоко или смесь), укладывание на ночной сон.

Малыши на грудном вскармливании прикладываются к груди несколько раз, детки-искусственники могут дополнительно получать порцию смеси около 00:00.

Какие упражнения с малышом способствуют ползанию, смотрите в следующем видео.

Развитие ребенка в 5 месяцев

К 5 месяцу жизни малыш продолжает активно развивать навыки общения с окружающими людьми. Ребенок в 5 месяцев демонстрирует огромный интерес к познанию всего нового, изучению окружающего мира, игрушек. Данный этап подготовительный, к полугоду дети совершают очередной скачок в развитии.

Физиология малыша в 5 месяцев

Каждый малютка развивается индивидуально, поэтому не стоит бить тревогу, если показатели немного отличаются от общепризнанных норм. О том, сколько должен весить ребенок в 5 месяцев, можно судить по его массе на момент рождения. Тело младенца становится более пропорциональным, на конечностях можно наблюдать первую мускулатуру. Грудная клетка в этом возрасте начинает превосходить по объему голову. К полугоду масса возрастет в среднем на 700 г, а рост ребенка в 5 месяцев увеличится на 2 см.

Несмотря на особенности развития отдельно взятых младенцев, педиатры определяют границы нормы по весу и росту развития ребенка в 5 месяцев:

Вес мальчиков 6 – 9,3 кг;
Вес девочек 5,4 – 8,8 кг;
Рост мальчиков 61 – 70 см;
Рост девочек 59 – 68 см.

Если вес ребенка в 5 месяцев отличается от заданной нормы на небольшой показатель, не стоит искать причины в питании или уходе. Большое отличие от нормативов (свыше 100 г) должно стать причиной обращения к педиатру за обследованием и консультациями.

Основным показателем отсутствия патологий и правильного физиологического развития считается преобладание диаметра грудной клетки над диаметром головы. В этом же возрасте допустимо появление первых молочных зубов. Ранее считалось, что зубы у младенцев появляются только к полугоду, но современные педиатры утверждают, что зубы с 4-го месяца жизни относятся к норме.

Другие аспекты физиологического развития

Помимо набора массы и роста, дети меняются вместе с развитием всех систем в организме:

  • Малыши начинают обращать внимание не только на близлежащие или интересные предметы;
  • Их зрение улучшается, появляется лучшая концентрация внимания. В этом возрасте младенцы уже не могут уснуть, находясь под яркими источниками света;
  • К полугоду практически все дети сталкиваются с появлением первых зубов. Предварительно усиливается секреция слюны, слюноотделение 5-тимесячных младенцев обильное;
  • Пищеварительная система малышей также подвергается изменениям. Дети перестают мучиться от кишечных коликов, в результате нормализуется сон;
  • Дефекация у младенцев к 5-ти месяцам происходит 1-2 раза в сутки. Консистенция и цвет стула зависят от наличия прикорма, употребления крохой грудного молока или смеси.

Развитие малыша в 5 месяцев – режим дня

Дневной режим ребенка в 5 месяцев подчиняется следующим временным интервалам:

В таблице предложен только примерный распорядок на день для малыша.

Сон ребенка в 5 месяцев

Распорядок сна ребенка в 5 месяцев по-прежнему играет важнейшую роль в развитии и росте, однако кроха спит уже не так много, как в предыдущие периоды. О том, сколько должен спать ребенок в 5 месяцев, судят по распорядку его дня. В среднем, дети спят около 5 часов в дневное время и 10 часов ночью. После каждого пробуждения малыш способен бодрствовать в течение 2-х часов.

Подсчитывая, сколько спит ребенок 5 месяцев, важно не забывать, что младенцы, бодрствовавшие слишком долго, переутомляются. Засыпание после слишком длительных и активных игр способно стать настоящей пыткой для родителей. Рекомендуется составить график дня, удобный и родителям, и малышу, придерживаться его по возможности всегда.

Развитие и питание ребенка 5 месяцев

Меню ребенка в этом возрасте состоит из материнского молока или смеси, в зависимости от плана питания, которого малыш придерживался ранее. Обязательно давать младенцу достаточное количество воды, чтобы его не мучила жажда.

Над тем, что можно давать ребенку стоит задумываться, если:

  • Младенец находится на грудном вскармливании, но у матери снизилась выработка молока;
  • Заметна низкая прибавка в весе;
  • По поведению крохи видно, что он часто испытывает чувство голода – много капризничает, плохо спит;
  • Дефекация у малыша происходит редко, он страдает запорами, скул скудный, слишком жидкий или слишком твердый;
  • Срыгивания у младенца происходят чаще 2-х раз в сутки после кормлений.

Прежде, чем обдумывать, чем можно кормить, необходимо проконсультироваться с педиатром. Врач поможет определить, действительно ли причина поведения и нарушений в организме малыша кроется в недоедании.

О том, сколько должен кушать ребенок в 5 месяцев, подскажут нормативы докторов. В среднем, за одно кормление дети данной возрастной группы потребляют 100-120 г смеси или молока. В редких случаях порции могут составлять до 180 г. У детей, в чей рацион не входит прикорм, а только натуральное грудное молоко, часто появляется жидкий стул.

Что умеет младенец в этом возрасте

Что обязан уметь ребенок в 5 месяцев, необходимо судить по рекомендациям педиатров. Если младенец не освоил часть из них, не стоит паниковать. Как говорилось выше, дети развиваются разными темпами. Чтобы проверить, что должен делать малыш, рекомендуется записаться на прием к неврологу и педиатру.

Согласно нормативам, навыки у ребенка в 5 месяцев должны быть таковыми:

  • Приближаясь к первому полугодию жизни, младенец осваивает способность переворачивания на живот. В течение нескольких недель младенец будет практиковать данный навык, впоследствии он самостоятельно станет выбирать положение, в котором ему удобнее изучать окружающий мир;
  • Появляются первые задатки сидения. При поддержке или наличии опоры, младенец может сидеть;
  • Если взять младенца под руки и поместить в вертикальное положение, можно заметить, что он держит ножки вытянутыми, касаясь твердой поверхности;
  • Также родители отмечают усиленный хватательный рефлекс. К этому возрасту дети умеют ухватывать игрушки одной или обеими руками, внимательно изучают предметы. Если выдать малышу игрушку или погремушку, он увлечется процессом изучения на десяток минут;
  • Кроха активно реагирует на хорошо знакомых людей. Так проявляются первые навыки социализации, дети эмоционально «лопочут» в ответ на знаки внимания взрослых, особенно, матери.
  • Еще одна вещь, что должен уметь малыш – это активные попытки подражать звукам речи. Младенец постоянно гулит, в редких случаях еще до полугода дети могут складывать слоги, а не только издавать звуки;
  • Появляется негативно и позитивно окрашенная реакция на происходящее рядом. Детям нравятся песни и стишки, которые рассказывают родители. Также младенец может среагировать плачем и возмущением, если у него отобрали игрушку, выключили мультики;
  • Постоянное проявление интереса к взрослым касается и пищи. За общим столом дети проявляют большое любопытство в отношении тарелок взрослых и того, что едят родители.

И все — таки, важнейшим навыком считается умение переворачиваться на живот. Отсутствие иных способностей для этого возраста также причисляется к норме, хотя родителям понадобится уделять больше внимания развивающим играм и гимнастике.

Занятия по развитию ребенка 5 месяцев

Большинство игр с ребенком в этот период должны содержать тактильный контакт с матерью. Малышам очень нравятся прятки «ку-ку», рассматривание и сгибание пальчиков. С 5-тимесячного возраста можно пробовать подносить кроху к зеркалу и показывать себя и его. Очень нравятся карапузам игры со звенящими колокольчиками, закрепленными на ножках. При такой игре младенцы учатся узнавать границы своего тела, улучшают координацию.

Среди эффективных развивающих игр можно отметить:

  1. Необходимо тщательно укреплять мышцы ребенка. Для улучшения физического состояния следует ежедневно уделять хотя бы 15 минут гимнастике. В данном возрасте уже можно прибегать к упражнениям, когда младенец перевернут на живот.
  2. Помощь в обучении ползанию. Нужно выбрать яркую или любимую игрушку и класть ее на небольшом расстоянии от малыша. Так у крохи появится мотивация передвигаться, чтобы заполучить желаемое.
    Принося новую игрушку, следует показывать, как с ней обращаться. Также, детям нравятся совместные игры со взрослыми даже в раннем возрасте.
  3. Среди методов, как развивать ребенка, особенно важно приучать малютку к познанию нового. Нужно найти красивые, яркие картинки с изображением животных и рассказывать младенцу, какие животные какие звуки издают.

В раннем возрасте дети остро нуждаются в поддержке и постоянном участии взрослых. Прежде, чем занять кроху самостоятельным изучением мира, рекомендуется пообщаться с ним, поиграть совместно.

Распространенные проблемы

Каждый родитель сталкивается с трудностями при воспитании ребенка. В большинстве случаев проблемы не несут в себе серьезных последствий. Небольшая температура, капризность – вещи, которые случаются с каждым младенцем.

Среди распространенных проблем 5-тимесячного возраста, встречаются:

  • При возрастающей подвижности дети начинают падать. При переворотах дети часто падают с диванов, кроватей. Лишь изредка такие падения становятся причиной серьезных травм;
  • Многие родители с ужасом вспоминают время, когда у их чада резались зубки. Повышенная температура, капризы, болезненные ощущения сопутствуют неокрепшим малышам;
  • Ребенок не переворачивается в 5 месяцев. Такое отставание может объясняться невралгическими проблемами либо собственным графиком развития, непохожим на привычные нормы. О причинах данной проблемы лучше всего посоветоваться с педиатром.
  • Младенец постарше часто появляется на публике и прогулках. Не следует бояться инфекций слишком сильно, но за состоянием здоровья крохи следует следить тщательно. Чтобы выяснить, чем следует лечить кашель у ребенка 5 месяцев, следует обратиться к лечащему врачу.
  • Некоторые родители торопятся и задумываются о том, как научить ползать ребенка 5 месяцев. Не стоит прививать таких навыков преждевременно. К полугоду мышцы спины младенца укрепятся достаточно, чтобы он смог ползти без посторонней помощи или специальных занятий.

В первые полгода жизни дети развиваются и растут чрезвычайно быстро. Они осваивают новые умения, познают мир ежедневно. Главная задача родителей – помогать маленькому человеку в развитии с помощью питания, режима дня, своевременного посещения врачей и безоговорочной любви.

Ссылка на основную публикацию