Социальная адаптация в детском саду: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Социальная адаптация в детском саду: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу

Детская адаптация или как помочь ребенку освоиться в новом коллективе

Детская адаптация или как помочь ребенку освоиться в новом коллективе.

Когда меняется привычный уклад жизни людям приходиться приспосабливаться к новым условиям. Взрослому человеку сделать это значительно проще, чем ребенку, ведь у него уже достаточный жизненный опыт, он четко понимает, что и зачем нужно делать. Детям же (безусловно, не всем) адаптироваться бывает сложно, новые правила, новые требования, жесткий режим и тотальный контроль дома и в школе, воспринимаются болезненно — это как стоять на шатающимся стуле, страшно, неприятно и очень хочется вернуться в устойчивое привычное положение, в данном случае в свободное от ограничений детство.

Особенно тяжело адаптация проходит у следующих категорий детей:

у детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях и строго индивидуальном подходе;

у детей, пришедших в детский сад в кризисный период (3 года) или же вовсе не посещавших детский сад,

-у детей с нарушением поведения и затянувшейся дезадаптацией, т.е. у тех, у кого демонстративность, манипулирование, капризность проявляются раньше 3 лет и заканчиваются позже 4;

у сверхчувствительных натур, чрезмерно привязанных к конкретному человеку, месту или условиям.

Согласно нормативным стандартам адаптационный период (новые условия воспринимаются как естественные), занимает от 2 недель до 2 месяцев. Если требуется больше времени и вы не входите в категорию вышеперечисленных детей, то это повод обратится за консультацией к педагогу – психологу.

Что должны знать родители,

предполагающие трудности адаптации у своего ребенка?

Соблюдайте режим дня, соответствующий режиму учебного заведения. (Это очень важно, для организации нервной системы, процессы возбуждения и торможения должны быть сопряжены с биологическими часами)

  1. Не нагружайте ребенка лишними кружками и тренировками или четко продумайте режим так, что бы обязательно было время на активный отдых.
  2. Сформируйте авторитет учителя в глазах ребенка. Избегайте оценочных высказываний в присутствии ребенка.
  3. Замените оценочные фразы «какую оценку ты получил» или «как ты себя вел» на более позитивные: «что тебе особенно понравилось сегодня в школе», «что у тебя особенно хорошо получилось»
  • Своевременно развивайте гигиенические навыки и навыки самообслуживания. (Одеваться и раздеваться ребенок должен сам! Если оделся не слишком аккуратно, не делайте замечаний, а отправьте к зеркалу и попросите оценить свой внешний вид.
  • Приблизительно за год до школы, уделите особое внимание процессу сбора необходимых на завтра вещей, этот навык вам очень пригодится, когда надо будет собирать рюкзак. Это должен делать ребенок, а не мама.
  • Не исправляйте и не предугадывайте ошибки, ели задание еще не доделано! Ваша задача научить ребенка находить и исправлять свои ошибки. Для этого надо, предварительно убедившись, что все сделано, верно, акцентировать внимание ученика на конкретном слове или предложении и попросить найти ошибку, не забудьте похвалить за старание. Таким образом, качество выполнения заданий будет значительно выше, а процесс исправления ошибок не будет «болезненным».
  • Используйте тренажеры на внимание и зрительную память, натренировав эти функции, ребенок гораздо легче будет справляться с многоступенчатой инструкцией учителя.

Если придя в учреждение трудности все же возникли, попробуйте следующие психологические приемы

  1. Ребенок плачет и не отпускает маму. Заранее договоритесь, что будете собирать его личный альбом, каждое утро и вечером, перед отправлением на занятия и после них будете его фотографировать. ( Ребенок должен этого хотеть!) Начните заранее до 1 сентября, чтобы у вас в архиве уже были позитивные фото.

Обсуждайте фотографии, первую оценку пусть даст ребенок, какое фото ему нравится больше и почему, потом проговаривайте вы свое мнение, но ни в коем случае не высмеивайте и ни с кем не сравнивайте его не самые удачные снимки! Если игра будет принята ребенком, он вскоре сам научится делать выводы и изменит свое поведение с целью улучшить качество фотографий.

  • «Мне там не нравиться, скучно, не интересно…». Наделяйте ребенка ответственными поручениями, что –то сказать нянечке в садике, что-то передать или чем-то помочь учителю и т.п. Например:

-«Петя, завтра утром передай, пожалуйста, Ольге Петровне, эту книжку. Не забудешь? Она очень просила, не подведи меня ладно….» или «Подойди к Ване и позови его поиграть, он стесняется, ему нужно помочь. Справишься?» Не забудьте предупредить педагога о мотивах своего поведения, тогда ролевая игра продолжится в группе, количество ее участников со временем увеличится, а пребывание станет осмысленным и интересным.

Все проходит, дети растут, приспосабливаются, учатся дружить и уступать, меняются и меняют мир вокруг себя! Так и должно быть!

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Читайте также:  Как отучить ребенка кусаться в детском саду: причины и варианты решения проблемы, советы психолога

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Даже взрослый человек, отправляясь в первый раз на новую работу, испытывает некоторое волнение от предстоящей встречи с будущими коллегами. Что уж говорить о ребенке, для которого до недавнего времени мир ограничивался лишь родственниками и близкими друзьями? Как это ни печально, но иногда мы, родители, сами способствуем тому, что сын или дочь не умеют выстраивать отношения со сверстниками.

Тщательно оберегаемые и выросшие в бесконечной заботе ребятишки просто не готовы к принятию самостоятельных решений. И это не пустые слова: если чадо хочет поиграть, мы за руки ведем его к песочнице и знакомим с другими малышами, при первой же ссоре в той же песочнице первые бежим на помощь своему ненаглядному карапузу. Все это неизменно откладывается в подсознании крохи, и он убеждается: старшие всегда рядом, и бояться нечего.

К сожалению, с приходом в детский сад или школу малыша неминуемо ждет огромное и, возможно, первое крупное разочарование – он больше не центр вселенной, и постоять за него абсолютно некому. Тут недалеко и до настоящего стресса. Неслучайно ведь многие дети закатывают мамам и папам по утрам настоящие истерики: «Никуда не пойду!» А ведь всего этого могло бы и не быть, если бы с самого раннего дества чадо учили самостоятельности. Как это сделать?

  • Позвольте ребенку самому выбирать друзей. Даже если какое-то время ему придется играть в одиночестве – ничего страшного. Рано или поздно он сам с кем-то подружится.
  • Не пытайтесь немедленно решить детские конфликты. Пусть он сам научится отстаивать свои интересы. Вмешивайтесь лишь в самом крайнем случае.
  • Во время споров не стоит постоянно принимать сторону своего малыша. Будьте справедливы, иначе ребенок решит, что ему все и всегда будет сходить с рук.
  • Когда малыш приходит к вам с жалобой, не переживайте и не давайте быстрых советов. Слезы от мелких споров закаляют характер. Самое правильно решение в данной ситуации – выслушать и вместе подумать над сложившейся ситуацией. Пусть ребенок наравне с вами ищет пути решения той или иной проблемы.
  • Поручите крохе какие-нибудь обязанности по дому. Например, если малыш любит возиться в воде, пусть помоет посуду. Это можно делать начиная с 3-х лет. Просто купите красивую яркую губку и вкусно пахнущую пену. Такое нехитрое занятие даст маленькому человечку почувствовать, что он за что-то отвечает сам.
  • Также полезно будет подарить ребенку какую-то вещь из мира взрослых. Например, термометр. Повесьте его на окне в детской, и пусть чадо ежедневно сообщает взрослым, какая сегодня на улице температура.
  • Поощряйте самостоятельность в принятии решений. Например, пусть малыш сам скажет, кого он хочет позвать на свой день рождения. Не противтесь, если это будут друзья по песочнице, а не дети ваших приятелей. В конце концов, можно позвать и тех, и других. Главное, чтобы малыш ощутил, что его мнение учли.

Все эти несложные действия помогут ребенку ощутить себя не только частью семьи, но и самостоятельным, взрослым человечком, готовым отправиться в новый, еще незнакомый коллектив своих ровесников.

Все такое новое вокруг

Вот и приближается дата, когда драгоценное чадо должно отправиться впервые в детский садик или школу. Как сделать так, чтобы первые дни в разлуке с семьей не стали для ребенка испытанием и не выработали стойкую неприязнь к новому месту? Кое-что в наших силах.

В первую очередь это подготовка малыша к грядущим переменам. Для этого объясните отпрыску, что такое детское учреждение и зачем туда ходят дети. Например, в садик, чтобы играть и ждать, пока родители вернутся с работы. А в школу, чтобы получать знания. При этом старайтесь создать как можно более положительный образ того или иного заведения, расскажите, как там весело и интересно. Так ребенок избавится от страха, а это уже полдела.

Также не лишним будет познакомить малыша с садиком или школой заранее. Например, сходите туда во время дневной прогулки. Можете зайти на территорию, чтобы малыш на все посмотрел и немного освоился. Тогда ему останется лишь подружиться с ребятами. Кроме того:

  • Будет плюсом, если в коллективе, куда пойдет малыш, уже будет несколько знакомых детей (например, из тех, с кем он играет во дворе).
  • Лучше заранее пройти медосмотр и начать пить витамины. Даже легкое простудное заболевание, за которым последует временное отсутствие, может навредить. Пока чадо будет поправляться, другие ребята успеют подружиться – вернувшись, он опять окажется «новеньким».
  • И еще немаловажно, если малыш идет в первый класс – позаботьтесь, чтобы у него были минимальыне знания по программе. Умение читать, писать, считать станет плюсом для ребенка. Его начнут уважать одноклассники. А значит, проблем с общением быть не должно.

И помните, период адаптации длится до полугода, поэтому стоит набраться немного терпения и не торопить события. Ведь как известно, все бывает в первый раз!

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Happymomsplace — #местовстречимам

Блог полезных советов!

Правила адаптации ребенка к детскому коллективу. Рекомендации для часто болеющих детей

Рассказывает Гнилоскуренко Анна Валерьевна, врач-педиатр первой категории, кандидат медицинских наук, врач медицинских центров «Медісвіт».

Для каждого родителя наступает момент, когда его любимый малыш впервые идет в детский коллектив. Чаще всего это происходит в возрасте трех лет, когда у мамы заканчивается декретный отпуск, и она принимает решение вернуться к работе. В этой статье мы рассмотрим основные правила адаптации ребенка в детском обществе, а также разберемся, какую помощь могут оказать родители своему малышу в этот нелегкий период.

Адаптация детей в новом коллективе напрямую зависит от поведения взрослых. Наберитесь терпения и помните, что каждый ребенок индивидуален. Даже если сын вашей подруги привык к детскому садику быстро, для вашего малыша сроки привыкания могут быть другими. Самое главное – это правильная психологическая подготовка ребенка. Рассмотрим несколько важных моментов.

ВРЕМЯ

Если мама планирует отдавать ребенка в детский коллектив и выходить на работу, побеспокойтесь заранее (за 2-3 месяца) о том, чтобы у малыша было время привыкнуть к коллективу, посещая детский сад только полдня или 2-3 часа в день. Начинать можно с прогулок около садика и совместных игр на площадке с детками из будущей группы. Это поможет вашему малышу познакомиться с детьми и с воспитателем.

МЕСТО

Выбирая детский сад для своего ребенка, будьте очень внимательны. Если садик далеко от дома, малышу нужно будет раньше вставать. Поэтому важно это учесть и заблаговременно позаботится об изменении режима дня ребенка. Желательно, чтобы здание, в котором расположен детский сад, находилось в зеленой зоне, и было отремонтировано. Стены, которые продолжительное время не ремонтировались, склонны покрываться плесенью, что повышает риск развития аллергии у детей.

Проверьте, чтобы окна в помещении группы открывались, а в закрытом состоянии не имели щелей, из которых будет сквозить. Уточните, как часто дети гуляют, и где расположены детские площадки. Адекватная вентиляция помещения и регулярные прогулки на свежем воздухе помогают существенно снизить риск вирусных инфекций у детей.

Выясните, достаточное ли количество персонала в учреждении для поддержания правильного санитарно-гигиенического режима.

КОЛЛЕКТИВ

В жизни малыша появляются сразу несколько новых людей. Это воспитатель и детки из группы. Постарайтесь познакомиться с воспитателем заранее. Во время пробных прогулок на площадке понаблюдайте за общением воспитателя с детьми. Человек, который любит детей и свою работу, всегда найдет занятие для каждого малыша, не занимаясь непрерывно «воспитательными» лекциями. Выбирайте коллектив, где вашему ребенку по-настоящему рады, ведь малыш, оставшись без родителей, требует внимательного и индивидуального подхода.

Постарайтесь объяснить воспитателю, что важно для вашего ребенка, возможно, это любимая мягкая игрушка или книжка со сказками под подушкой на дневной сон. Ваше умение доброжелательно общаться с воспитателями, детьми и их родителями – наглядный пример для ребенка.

Все детки разные, поэтому в группе наверняка будут спокойные и агрессивные дети. Вашему ребенку нужно научиться строить отношения, поэтому приучайте малыша делиться игрушками и придумывать игры.

Создание психологического климата, в котором находится ребенок, во многом зависит от позитивного настроения родителей, их умения «подружиться» с детьми и взрослыми и соответственно настроить своего малыша.

Если ваш ребенок уже достиг 6-7 лет, его ждет поступление в школу. В детском саду все внимание родителей, воспитателей и самих детей сконцентрировано на построении взаимоотношений в коллективе. В школьные годы акцент перемещается на учебу. Поэтому, если ваш ребенок не посещал детский сад, психологическая нагрузка у него двойная (учеба и адаптация к детскому коллективу). Родителям «домашних детей» нужно быть очень внимательными при выборе школы. Идеально подходит школа-садик, поскольку дети имеют возможность отдохнуть днем, переодеться в сменную одежду и поиграть.

Попадая в общество ровесников, ребенок начинает сравнивать себя с одноклассниками. Дети, посещавшие детский сад, проходят через этот этап раньше и не пытаются во всем равняться на окружающих. Задача родителей – объяснить чаду, что все дети разные, с разными способностями и талантами. Например, кто-то красиво рисует, а ты хорошо читаешь. Также важно не сравнивать результаты достижений своего ребенка с нормами (требованиями школьной программы) и достижениями других учеников. Сравнивать можно только с ним самим и хвалить только за улучшение его собственных результатов. Правильное поведение родителей значительно предотвращает развитие «школьных» неврозов.

Быстрой адаптации ребенка в коллективе поможет умение кушать самостоятельно, одеваться и раздеваться, пользоваться унитазом и туалетной бумагой. Быстрая смена занятий (уроки физкультуры, хореографии), а также переходы между зданиями требуют от ребенка умения собрать свои вещи, одеться и все это сделать быстро. Часто родители, проделывая все это дома за малыша, не осознают какую «медвежью» услугу ему оказывают. Неумение самостоятельно пользоваться туалетной бумагой и «неудобным» туалетом приводит к нарушениям мочеиспускания и функциональным запорам, а также болям в животе и плохому общему самочувствию. Важно понимать, что ребенок, подверженный психоэмоциональному стрессу, является «легкой добычей» для бактерий и вирусов, которые обновляются в детском коллективе каждые 2-3 недели. Для того чтобы ваш ребенок меньше болел, постарайтесь выполнять несложные профилактические меры.

Проще одевать ребенка.

При выборе одежды для ребенка, помните, что в помещении может быть жарко, и ребенку нужно переодеться. При выборе сменной одежды отдайте предпочтение футболке с шортами. Дополнительно оставьте в шкафчике штанишки и легкий свитер. Выбирайте одежду, которую малышу будет удобно одевать и снимать. Оценить соответствие одежды ребенка погоде помогает простое правило: количество слоев одежды на ребенке должно быть таким же, как и на вас.

Научить ребенка одеваться самостоятельно.

Во время прогулки ваш ребенок должен уметь надеть верхнюю одежду и обуться. Поэтому выбирайте вещи и обувь с удобными для малыша молниями и «липучками». Чем дольше ребенок одевается, тем больше у него риск перегрева, и, соответственно, риск заболевания.

Обучить ребенка правилам гигиены.

Приучайте ребенка мыть руки после туалета, улицы и перед едой. Постарайтесь отучить ребенка от «перекусов» печеньем или конфетами. Это поможет привыкнуть к режиму и уменьшит риск заражения глистными инвазиями и кишечными инфекциями.

Уход за полостью носа.

Регулярно промывайте носик малышу подсоленными растворами и смазывайте ноздри детским кремом перед выходом в садик, так как это позволяет уменьшить прикрепление вирусов и бактерий на слизистых оболочках.

Закаливание.

Помните, если у вас мерз нут ноги, это не значит что нужно закутывать ребенка. С раннего возраста приучайте ходить босиком и надевать носки самостоятельно, если ребенок чувствует холод.

Прогулки.

Независимо от времени года ваш ребенок должен ежедневно гулять на улице. Используйте сезонные виды отдыха (велосипед, ролики, санки, лыжи). Даже, если ваш ребенок талантливый художник или шахматист, у него должна быть регулярная физическая нагрузка в любой секции (плавание, танцы, аэробика и т.п.). Правильное соотношение умственной и физической активности – залог хорошего здоровья и развития. Не забывайте, чтобы ребенок не болел, у него должны быть активные, бодрые родите ли, которые ведут здоровый образ жизни и не жалеют времени и средств на собственное здоровье и здоровье своих детей.

Мы с вами рассмотрели правила адаптации ребенка к детскому саду и услышали рекомендации для часто болеющих детей.

Поделитесь вашим опытом адаптации ребенка к детскому саду в комментариях: как готовили ребенка к детскому саду, было легко или сложно привыкнуть ребенку к детскому саду, как справлялись с капризами ребенка, нравиться ли вашему ребенку детский сад и в каком возрасте вы его туда отдали, как часто ваш ребенок болеет в детском саду и как вы с этим справляетесь?

Будьте счастливы!

Материалы подготовила: Акопджанян Алена (Мама Алена:))

Медицинские центры «Медісвіт»: http://www.medisvit.com

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Читайте также:  Ребенок и домашние животные: плюсы и минусы совместного проживания, отзывы родителей
Ссылка на основную публикацию