Упражнения для развития зрительной памяти у детей - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Упражнения для развития зрительной памяти у детей

Способы развития зрительной памяти у детей

Пожалуй, каждый современный человек слышал о фотографической памяти – возможности мгновенно запоминать большие объемы данных, представленных на визуальных носителях. Этот навык позволяет более качественно получать информацию, поэтому многие родители хотели бы привить его своему ребенку. Но большинство людей уверены, что мгновенное запоминание увиденного – это лишь феномен, и добиться подобного уровня обычному человеку невозможно. В данной статье мы попробуем разобраться: «Как развить фотографическую память? И можно ли это сделать?»

Память у ребенка

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:

  • Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
  • Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
  • Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
  • Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.

Зрительная память – что это такое?

Зрительная память чаще всего используется человеком при получении информации. Ребенок с самого детства рассматривает окружающий мир, познает его многообразие своими глазами. Когда он поступает учиться в первый класс, именно благодаря ей он получает большую часть знаний: со школьной доски, из учебников и методических пособий малыш заучивает математические формулы и правила русского языка, знакомится с литературными произведениями и картинами всемирно знаменитых художников.

От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.

Хорошо развитая зрительная память – залог успешного будущего человека. Те ученики, которым легко дается запоминание информации, более плодотворно готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе для поступления в высшее учебное заведение. В вузе студент также сталкивается с большими объемами знаний по различным предметам, которые ему просто необходимо усвоить и закрепить. Поэтому важно развивать навыки получения и обработки информации.

В сети интернет существует множество упражнений, которые, как считают их создатели, позволяют улучшить зрительную память. Однако, чаще всего, они не несут системного подхода, который просто необходим для подобных занятий. Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.

Фотографическая память у ребенка

Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.

Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.

Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?

Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится. Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.

Способы развития фотографической памяти у детей

Для того чтобы развить умение быстро запоминать информацию, существует огромное множество самых разных упражнений. Они бывают как простые, для самых маленьких детей, так и более сложные – для детей старшего возраста и взрослых. Рассмотрим самые популярные упражнения:

  • Упражнения, связанные с наблюдением. Существует большое множество их вариаций, но суть этих упражнений примерно одинакова: человек сосредотачивается на изображении (картинке в книге или интернете, рекламном буклете, вывеске на улице), старается максимально рассмотреть и запомнить все его детали. Затем необходимо закрыть свои глаза и постараться воссоздать образ, а потом сравнить его с оригиналом.
  • Упражнения для визуализации информации. Необходимо подбирать к изображениям ассоциации с ними. Это упражнение позволяет ускорить вспоминание ранее изученной информации.
  • Упражнения на запоминание последовательностей. Можно взять числовое выражение, математическую формулу или просто набор различных символов, постараться запомнить его, а затем воссоздать на бумаге. Для этого упражнения важно использовать такие последовательности знаков, которые были бы не знакомы человеку.
  • Упражнения, связанные с перестановкой. Для выполнения этого упражнения можно самостоятельно подготовить необходимые материалы. Нужны несколько карточек одинаковой величины с различными изображениями. Разложите их в случайной последовательности на столе, сфотографируйте результат, затем перемешайте и попробуйте воссоздать изначальный порядок их расположения. Сравните с фотографией. Также существует множество вариантов этого упражнения в сети интернет.

Бесспорно, эти упражнения способны помочь улучшить умение запоминать увиденное. Но, к сожалению, их выполнение нельзя сравнивать со структурированным, последовательным подходом к развитию данного навыка. К тому же, ребенку трудно самостоятельно заниматься и сохранять мотивацию в течении долгого времени. По этой причине, лучше доверить тренировки памяти детей профессионалам – квалифицированным педагогам.

На сегодняшний день существует множество центров дополнительного развития, в которых проходят занятия по улучшению памяти ребенка. Отдавайте предпочтение тем учреждениям, которые обучают по оригинальным, проверенным временем методикам. Со временем, такие занятия принесут свои плоды: повысится успеваемость ребенка в школе, учеба начнет даваться легче, снизится утомляемость нервной системы, так как выполнение домашнего задания будет занимать значительно меньше времени. К тому же, подобные курсы – это хорошее вложение в будущее ребенка, в развитие его интеллекта.

Упражнения на развитие зрительной памяти у дошкольников

Наталия Жекова
Упражнения на развитие зрительной памяти у дошкольников

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые позволят детям подготовиться к школе на «отлично».

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Читайте также:  Нефротический синдром у детей: что это такое и как проявляется, методы диагностики и лечение патологии

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т. д.

Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т. д.

Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т. д.

Анимированные игры для развития зрительной памяти и внимания Игры-презентации для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи направлены на развитие зрительной памяти и внимания.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

Картотека игр на развитие памяти ШКАФЧИКИ Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков.

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 1. Упражнение «Мой любимый фрукт» Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста» Консультация для родителей. Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста В раннем возрасте память ребенка развивается очень.

Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 города Тюмени Мастер-класс для родителей на тему:.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у дошкольников через музыкальные игры и упражнения с предметом» В раннем возрасте музыкально- ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми.

Развитие фотографической памяти Развитие фотографической памяти, В последнее время мы с умилением и удивлением наблюдаем за юными гениями, которые с экранов ТВ покоряют.

Советы родителям по развитию зрительной памяти В отличие от остальных видов памяти, зрительная легко поддается тренировке. У дошкольников этот процесс происходит достаточно быстро – с.

Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Зрительная память у детей дошкольного возраста является важным фактором,.

Игры и упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

Кратковременная (3 -30 сек)

Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

По форме хранения информации в памяти

По участию воли в процессах памяти

Произвольная (необходимы усилия)

Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

Механическая (простое заучивание)

Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.
Читайте также:  Диета для беременных в 3 триместре: роль правильного питания на поздних сроках

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Читайте также:  Профилактика опрелостей: как правильно следить за кожей ребенка с первых дней жизни

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Интересные упражнения для развития зрительной супер-памяти у школьников

Здравствуйте, уважаемые читатели! Посмотрите, пожалуйста, налево! Посмотрите, пожалуйста, направо! А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить во всех подробностях, что вы только что увидели. Сложно? Вот и маленькому школьнику может быть сложно.

Умение вызывать внутренние зрительные образы – основа быстрого и четкого запоминания материала. Поэтому развитие зрительной памяти у младших школьников – залог успешного обучения в школе.

Как же ее развивать? Есть специальные упражнения и задания. О них я расскажу в этой статье. Но сначала предлагаю устроить зрительной памяти проверку. Зачем?

  1. Во-первых, для того, чтобы узнать на каком уровне она находится.
  2. Во-вторых, чтобы можно было оценивать результаты занятий.

Проверяем зрительную память

Для проверки нам потребуются 10 карточек с изображениями каких-нибудь предметов, животных, людей. Главное, чтобы все это было хорошо известно и понятно ребенку. Например, картинки могут быть такими.

Ход проверки по пунктам:

  1. Разложите карточки на столе.
  2. Предложите ребенку внимательно на них посмотреть.
  3. Через 30 секунд уберите карточки.
  4. Попросите ребенка вспомнить, что было нарисовано на картинках.

Переходим к оценке результатов. Если удалось вспомнить менее 5 картинок, то зрительная память нуждается в вашем внимании и дополнительном развитии. Но даже если ребенок показал очень хороший результат, вспомнил 6, 7, или даже все 10 картинок, то приведенные ниже упражнения не помешают. Так как нет предела совершенству! Не так ли?

Рекомендации по выполнению упражнений

  1. Учитывайте возрастные особенности детей. Вносите в занятия элемент игры. Так упражнения будут восприниматься с большим энтузиазмом и дадут больший эффект. К каждому упражнению я составила небольшую интересную предысторию. Вы можете придумать что-то свое.
  2. Очень важный момент! Перед тем как ребенок приступит к выполнению задания, напомните ему, что нужно закрыть глазки и вызвать мысленный образ того, что он только что видел. Это очень важно! Именно этому мы и пытаемся научиться.
  3. Для выполнения упражнений потребуются карточки, которые нужно менять время от времени. Примеры карточек я привела в статье. Сделать их вполне реально самостоятельно, можно нарисовать или распечатать картинки на принтере.
  4. Для того, чтобы от упражнений была польза, необходимо заниматься ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут.

Ну и теперь позвольте представить вам эти волшебные упражнения!

«Тайны древних городов»

Археологи – это люди, которые занимаются поисками и раскопками древних городов. Во время раскопок они часто находят разные вещицы, на которые нанесены красивые узоры. Здорово, когда под рукой у археолога есть фотоаппарат. А если его нет? Тогда археологу нужно хорошенько рассмотреть рисунок и запомнить его, чтобы потом он смог его повторить. Попробуем?

Из счетных палочек и пуговиц выложите на столе какой-нибудь узор. Например, вот такой.

  1. Покажите ребенку узор.
  2. Через 10 секунд прикройте узор листом бумаги.
  3. Попросите ребенка выложить такой же узор.
  4. Сравните то, что получилось с образцом.

Задание можно усложнить, если попытаться повторить не только расположение палочек и пуговиц, но и цветов.

«Радужная путаница»

В нашей земной радуге ровно 7 цветов. И расположены они в определенном порядке (здесь можно вспомнить правильный порядок и рассказать про «каждый охотник желает знать…») А на планете «Путаница» радуга выглядит по-другому. Там в ней все цвета перепутались. И каждый день они меняются местами. Жителям этой веселой планеты приходится каждый раз запоминать новый порядок цветов в радуге.

Потребуются карточки всех цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. В произвольном порядке разложите их на столе и прикройте листом бумаги.

  1. Покажите ребенку карточки и предложите внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке они лежат.
  2. Через 15 секунд закройте их листом бумаги.
  3. Попросите ребенка вспомнить, в каком порядке карточки были разложены на столе.

Если это упражнение вызовет затруднение, то можно начать с четырех цветных карточек, а потом увеличивать их количество.

«Чудесный сад»

В стране «Великой математики» есть чудесный сад. Там растут деревья, состоящие только из геометрических фигур. Можно попасть на экскурсию в этот сад, полюбоваться этими загадочными деревьями, но фотографировать их запрещено. Но зато можно их запомнить и потом нарисовать.

Для упражнения потребуются карточки с изображением трех деревьев, состоящих только из геометрических фигур. У меня деревья получились вот такие.

  1. Покажите ребенку карточку.
  2. Через 30 секунд уберите её.
  3. Попросите ребенка изобразить второе дерево из тех, которые он только что увидел.

Если будет слишком легко, то попросите нарисовать два дерева, например, первое и третье.

«Фоторепортаж»

Фоторепортеры – это люди, которые везде ходят с фотоаппаратом и фотографируют всякие интересные места. А потом с помощью своих фотографий рассказывают об этом людям. Давай попробуем сделать свой фоторепортаж?

Заранее подготовьте картинку, например такую.

  1. Покажите ребенку картинку и предложите ему «сфотографировать» ее своим внутренним «фотоаппаратом».
  2. Через 30 секунд уберите картинку.
  3. Попросите ребенка ответить на вопросы.

Вопросы к нашему образцу могут быть следующими:

  • Сколько полочек висит на стене?
  • Что нарисовано на постельном белье?
  • Кто лежит на кровати?
  • Какого цвета шкаф и тумбочки?
  • Что стоит на подоконнике?
  • Сколько времени на часах?
  • Где сидит черепаха?
  • Сколько ламп в комнате?
  • Какого цвета занавески?
  • Есть ли в комнате скрипка?

Подобных упражнений очень много в детских журналах.

«Звездопад»

На небе миллиарды звезд. И это только кажется, что все они одинаковые. На самом деле они разные, просто немного похожи. Когда с неба падает звезда принято загадывать желание. Но не все знают, что желание исполнится только в том случае, если ты запомнишь свою звезду.

Приготовьте 6 карточек со звездами. Они должны быть похожи, но не одинаковы. Чтобы было понятнее, о чем это я, посмотрите на картинку.

  1. Дайте ребенку одну из звездочек, попросите его хорошенько ее рассмотреть и запомнить.
  2. Через 10 секунд заберите звездочку.
  3. Разложите все 6 карточек со звездами на столе.
  4. Попросите ребенка найти среди них свою звезду.

Упражнений на развитие зрительной памяти много, но даже этих пяти будет достаточно, чтобы поднять ее на новый уровень. Главное заниматься регулярно и с удовольствием. А еще существуют специальные упражнения для развития слуховой памяти, о которых я писала в этой статье и интересные игры, которые которые также помогут сделать память лучше.

Дорогие родители, а давайте заодно проверим и свою зрительную память. Может нам уже и самим пора упражнения выполнять? Предлагаю пройти тест.

Мой результат – очень хорошая память. 18 картинок из 20! А что получилось у вас? Напишите об этом в комментариях.

Буду надеяться, что упражнения вам понравятся и пригодятся!

Ссылка на основную публикацию