Вальдорфская педагогика Штайнера: основные принципы и концепция системы обучения, плюсы и минусы методики - Doctor-Lurye.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Вальдорфская педагогика Штайнера: основные принципы и концепция системы обучения, плюсы и минусы методики

Вальдорфская методика: стоит ли ребенку жить в сказке

Раннее развитие ребенка сегодня ставится приоритетным у многих родителей. Естественно, изучаются различные методики раннего развития, которые затем внедряются в воспитание малыша. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, но сегодня мы поговорим о наиболее спорной из них – вальдорфской методике раннего развития. В чем ее преимущества и какие недостатки?

Вальдорфская методика – педагогика равных возможностей

Основателем этой методики стал Рудольф Штайнер в начале ХХ века, положа в основу концепции постулат: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Основными ее принципами стали:

  • уважение к личности ребенка
  • важность духовного начала
  • развитие творческого начала
  • использование природных материалов
  • каждый человек – уникален

Идея вальдорфской педагогики лежит в раскрытии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, развития в комплексе его духовного, биологического начала. Для этого на первое место во время обучения ставят комфортное психологическое состояние ребенка. Основой обучения становятся трудовые и эстетические дисциплины. Дети участвуют в театрализованных представлениях, учатся различным ремеслам, изучают иностранные языки. Все это происходит в естественных условиях, детство ребенка продлевают на максимально возможный срок.

Заметьте, ничего не говорится об интеллектуальном развитии. И действительно, согласно вальдорфской методике интеллектуальное обучение откладывают «на потом». По этому учению обучать точным наукам, чтению, письму стоит лет с 12, а то и позже. Многие считают это весьма спорным утверждением. Но о минусах мы поговорим позже.

Вальдорфская школа с самого начала была ориентирована на личность ребенка вне зависимости от его интеллекта, национальности, возраста. Исходя из этого, вальдорфскую методику часто называют «педагогикой равных возможностей».

Вальдорфская методика: как происходит обучение

Обучение по этой методике начинается с раннего возраста. То есть, с детского сада. Без сомнения, сами дети просто обожают посещать такое заведение – здесь нет никакого принуждения, ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься и как он это будет делать. Здесь не исправляют ошибки, а помогают развивать творческий потенциал. К примеру, если воспитательница собрала вокруг себя детей, чтобы почитать книжку, любой из них может отказаться слушать чтение, выбрав другое занятие.

Кстати, с детьми занимается один учитель. И это накладывает на него определенные обязательства – он сам должен постоянно совершенствоваться и быть хорошо подготовленным, чтобы суметь заинтересовать и чему-то обучить ребенка. С раннего возраста дети изучают сразу два иностранных языка, обучаются ремеслам.

Даже обычные уроки в вальдорфском садике отличаются от тех, к которым мы все привыкли. К примеру, уроки рисования – это работа с красками. Ребенок сам решает, как и что он будет с ними делать, находя свое творческое решение. Ему никогда не укажут, что что-то он делает «не так». Причем для рисования ему дают всего три основные краски – желтую, красную и синюю. Получать другие цвета, смешивая эти краски, ребенок учится самостоятельно.

Здесь также нет привычных музыкальных занятий, их заменяют ритмические игры: под музыку дети свободно двигаются, декламируют стихи, поют. В группе лежат музыкальные инструменты, на которых каждый может попробовать самостоятельно сыграть. Чтение книг также сопровождается игрой воспитательницы на каком-либо музыкальном инструменте.

Дети, как говорилось выше, изучают ремесла. Они учатся гончарному мастерству, плетению из лозы, земледелию. На участке выделяются грядки, где можно посадить своими руками любую культуру, вплоть до пшеницы, которую затем можно собрать, перемолоть и испечь хлеб. В идеале, в хозяйстве должны быть и домашние животные – коза, корова или овечка, чтобы дети знали, откуда берется молоко.

В таких садах предусмотрены самые разнообразные праздники. Это могут быть как всем известные «красные даты календаря» – Пасха, Рождество, Новый год, так и свои собственные – Праздник Урожая, Праздник Фонариков, Праздник Весны.

Вальдорфская методика: основные минусы

Казалось бы: вечный праздник, ребенок гармонично развивается, уверен в себе, чего еще желать? Вот тут то и проявляются минусы такого воспитания.

Во-первых, дети абсолютно неприспособлены к современным реалиям. Попадая в обычную школу, они не могут приучиться к дисциплине, так как до этого им было все позволено, они не могут загнать себя в определенные рамки.

Во-вторых, к школе они также оказываются не готовы интеллектуально. Дети не умеют читать и писать, не знают счета. Энциклопедических знаний об окружающем мире также нет. Конечно же, это все можно изучать и дома…. Вот только в садике вас на первый раз пожурят, а на второй вообще порекомендуют либо прекратить занятия, либо перестать посещать сад. И не скроешь ведь, так как ребенок все равно проявит полученные знания. Кстати, посещение спортивных секций, художественных или музыкальных кружков также под запретом.

Выбор игрушек многим тоже может показаться странным. Безусловно, игрушки, сделанные своими руками из природных материалов, могут заинтересовать. С ними здорово ставить кукольные спектакли. Вот только они не сравнятся по степени привлекательности с современными конструкторами или куклами.

Что получается в итоге? Если ребенок после сада пойдет дальше в вальдорфскую школу, для него будут закрыто любое техническое развитие – он продолжит жить в сказке, представляя, что такое автомобиль, но абсолютно не представляя, что заставляет его ехать. Законы физики, механики, химии как-то пройдут мимо него.

Воспитываясь в атмосфере дружелюбия и отсутствия каких-либо запретов, такой ребенок просто не сможет адаптироваться в современной реальности, где требуется дисциплина, где есть хулиганы, где не все происходит так, как хочется ребенку. От этого может произойти нервный срыв.

Так что же, вообще отказаться от этой методики? Наверное, не стоит впадать в крайности. В идеале стоит совмещать некоторые идеи вальдорфской школы с другими методиками раннего развития. Что вам мешает соорудить вместе с малышом ручных кукол и устроить кукольное представление? Или посадить вместе с ним семена, наблюдая, что из них вырастет? Ищите способы развиваться вместе с ребенком – уверены, вам обоим понравится.

Вальдорфская педагогика в школах. Отзывы родителей

Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.

Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером. Разработанная для детей работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады. Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной, творчески мыслящей личности, проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.

Основные принципы вальдорфской философии

Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации. Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать. Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки.

Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля — в младшем возрасте, эмоции — в среднем и разум — в старшем. Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.

Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов. Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив. Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Читайте также:  Веселые новогодние игры для Деда Мороза и Снегурочки с детьми и взрослыми

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с «выдоха», то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет «вдох», это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить.

Вальдорфская система воспитания является безоценочной до 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Вальдорфская школа отзывы родителей

Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.

«Когда поступали в первый класс впечатление было очень хорошее, нестандартный подход, особое отношение к детям, все по-домашнему, уютное помещение и хорошие, добродушные педагоги. Порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это казалось нестандартным и привлекательным. Проучившись год ребенка я забрала оттуда, на следующий год мы пошли в обычный первый класс (потеряли год). То, что на первый взгляд привлекало и казалось привлекательным, в дальнейшем только пугало.»

«Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что — нет. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой.»

«В школу частенько приводят детей с проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в обычной школе. Учиться вместе с такими детьми не так то просто. Если ваш ребенок среднестатистический, и воспитывали вы его до этого привычными методами, не советую отдавать в такую школу.»

«Ваша семья должна полностью разделять философию Рудольфа Штайнера. Педагоги как правило очень категоричны в этом вопросе. Нет просмотрам телевизора, современным мультикам и компьютерным играм, ярким игрушкам, роботам и т.д. Да деревянным, тряпочным, самодельным игрушкам, вязанию и чтению только народных сказок. По всем правилом в вашем доме должно быть все деревянное, натуральное,сделанное своими руками, минимум техники, чтобы ребенок не ощущал резкого контраста между домом и школой. Первое время это кажется правильным, но все-таки мы живем в современном мире и ребенка от всего этого не спрячешь. Постоянное навязывание этих правил может лишить ребенка той самой свободы выбора.«

На мой взгляд, одно дело учиться в Германии в вальдорфской школе, другое в России. Любую методику нужно хорошенько адаптировать под наш менталитет. А то как в поговорке, «заставь дурака Богу молиться. «. В интерпретации российских педагогов и директоров получается совершенно иная методика.

К слову сказать, Рудольф Штайнер — ученик и последователь Блаватской, основатель собственного учения — антропософии. В Германии родители, которые отдают своих детей в вальдорфские школы сами являются антропософами, для них постоянно проводятся семинары, лекции по воспитанию, лекции по антропософии. На одном из таких семинаров занимаются «медитативным письмом» — переписывание красивым почерком изречений Рудольфа Штайнера. Если планируете отдавать своего ребенка почитайте подробнее об этом учении.

В такую школу стоит идти если:

  • вы сами являетесь поклонниками философии Штайнера (вальдорфской педагогики),
  • у ребенка большие психологические проблемы в обычной школе,
  • у вас очень нестандартного ребенка, который точно не впишется в обычную школьную систему образования,
  • вы и ваш ребенок не будет придавать значения общепринятым нормам успеваемости и т.д.,
  • у вас творческий ребенок с гуманитарным складом ума, вы видите его исключительно в творческой профессии (художника, писатель, актер и т.д.).

При всей неоднозначности вальдорфской педагогики, её гуманитарной направленности, эта философия приобретает все больше сторонников, а её элементы довольно часто применяют в работе сотрудники детских садов и школ со стандартной формой обучения.

Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы метода

Метод Waldorf образования существует с начала 20-го века и до сих пор вызывает много споров. Философ и эзотерик Рудольф Штайнер основатель этого учебно-образовательного метода. Его концепция основана на познании и развитии духовного мира человека. Исследования человеческой духовной природы легли в основу идей воспитания и воплощены в новой реформаторской педагогике.

Что такое вальдорфское образование?

Вальдорфская система образования направлена на формирование способностей ребенка, открывая духовный мир через эмоциональное восприятие. Акцент вальдорфский метод делает на развитии воображения и памяти ребенка.

Методы воспитания

Правильное развитие памяти ребенка

Так как восприятие и запоминание информации на каждом этапе отличается, разработаны следующие правила обучения:

Ребенок должен быть заинтересован в учебном материале. Умственные занятия сменяются физической деятельностью. Такая смена улучшает потенциал памяти человека.

Образование «веками», означает, что одна эпоха представлена на изучение, примерно на 3-4 недели. В этот период ребенок должен понимать и чувствовать все вещи, которые учитель пытается объяснить от начала исторического периода до конца.

Психическая гармония способствует полному развитию

На каждом возрастном этапе ребенок нуждается в стимуляции умственных способностей. Waldorf образование в течение трех периодов развития касается и духовного мира ребенка.

Начальная стадия – развитие воли. Второй уровень – развития эмоционального мира Третий и заключительный этап – развитие мышления.

Гармоничная среда

Метод Waldorf детского образования и воспитания уделяет большое внимание окружающей среде, в которой ребенок находится. Способности разовьются наиболее эффективно, если формирование происходит в здоровом обществе, где нет никакого давления и агрессии со стороны взрослых.

Waldorf Образование: плюсы

  • Гармоничное развитие ребенка.
  • Выявление и разработка явных и скрытых навыков или талантов.
  • Созидательное, творческое развитие ребенка.

Waldorf Образование: минусы

  • На начальном этапе обучения детям с высоким интеллектуальным потенциалом и стремлением к академическим знаниям потребуется больше информации, чем преподаватели предоставляют.
  • Постоянное спокойствие и сдержанность не способствуют формированию сильного характера, это следует учесть родителям, которые видят своих детей сильными личностями в будущем.
  • В Вальдорфских школах больше внимания уделяется гуманитарным наукам.

Четыре успеха и четыре неудачи

Успех 1: Мирное, гуманитарное образование. Вальдорфское образование непросто чтение, письмо и арифметика. В вальдорфской школе детей учат социальной ответственности, миру, уважению и состраданию.

Преимущество эту философию образования можно увидеть в различных кампусах по всему миру и наиболее остро в тех областях, где существует огромная расовая напряженность. Во время режима апартеида в Южной Африке местная школа была одним из редких примеров, когда зарубежные и африканские студенты посещали занятия вместе. Сегодня в вальдорфской школе Ха Дувдеван Кибуц в Израиле еврейские и арабские студенты учатся вместе.

Успех 2:Умение строить отношения. Модель Waldorf поощряет детей пройти с тем же учителем весь путь обучения до конца, начиная от начальных классов и пока не направятся в среднюю школу. Теоретически, проведя восемь лет с одним взрослым наставником, дети строят долгосрочные отношения и чувствуют безопасность. Когда студенты или родители имеют конфликт с учителем, им предлагается выработать навыки разрешения конфликтов в процессе. Учитель должен теоретически понять, как каждый ребенок учится, и персонализировать уроки для конкретных стилей обучения.

Успех 3: Педагогика через искусство. Искусство является частью почти каждого урока, используя – ремесла, драму, музыку, танцы («Эвритмия» – форма танца, где участвуют дети и преподаватели с целью выражения «искусства души»). Например, типичные учебники не встречаются в вальдорфском классе. Каждый студент рисует и создает персональную книгу, которая служит примером.

Не все дети могут преуспевать в этом типе среды обучения, это идеально подходит для студентов имеющих художественную и творческую склонность.

Успех 4: Студенты не пользуются технологиями. Технологии, включая телевидение и компьютеры, не одобряются в первые годы образования. Родителям рекомендуется запретить цифровые устройства в домашних условиях. Вместо этого дети занимаются в свободной форме-игре, которая питает воображение, взаимодействуя с другими студентами. Отсутствие средств массовой информации может также уменьшить потребительство младших детей.

Читайте также:  Когда ребенок начинает гулить и лепетать: первый язык новорожденных детей

Негатив

  1. Дети не учатся читать. Согласно методологии дети не учатся читать примерно до возраста семи или восьми лет, если конкретно – когда их постоянные зубы прорастают. Вместо этого – устные повествования и воспроизведения.
  2. Духовное мировоззрение Уорлдвью Штайнера. Штейнер разработал образовательную методику, основанную на его духовной философии известной как «антропософия». Эта философия присоединяется к реинкарнации духов на земле, используя внутреннюю сущность, чтобы служить сообществу. В то время как антропософия не преподается в качестве религиозного курса в обычной школе, в вальдорфской она является основной частью подготовки учителей.
  3. Проблемы самосохранения не затронуты. Бесчинство – трагедия, которая происходит во многих школах и вальдорфские школы не обладают иммунитетом к травмирующим переживаниям. Хотя количественное исследование не было проведено, чтобы сравнить распространенность хулиганства в вальдорфской школы против традиционных школ.
  4. Отсутствие студенческого разнообразия в населении. Большинство вальдорфских школ частные, этот фактор способствует отсутствию социально-экономического разнообразия. Waldorf образование, как правило, весьма дорогостоящее мероприятие для родителей.

Когда речь идет о вальдорфской педагогике, важно смотреть на все плюсы и минусы, прежде чем выбрать эту форму обучения для вашего ребенка.

Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.

Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников. Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития». Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • США;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить. Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие. Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Читайте также:  Сколько по времени кормить ребенка грудью и как определить что он сыт?

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

  • Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
  • Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
  • Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.

Как мама могу заметить, что детей в этих школах действительно слышат и любят. Они редко ведут себя здесь неадекватно, потому что им просто не за чем это делать. Они полностью удовлетвлряют собственные эмоциональные потребности.

Но такая школа подходит не всем семьям. Вот детям, наверное всем. Но родители часто не готовы к такому подходу. Потому что в вальдорфской педагогике родитель включён в жизнь школы. Участвует в её праздниках, узнает вместе с ребёнком много нового, ходит в походы.

Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.

Воспитание свободных и творчески мыслящих детей в соответствии с человеческой природой – такова цель одной из самых популярных, и в то же время противоречивых методик развития. Чем она отличается от классических моделей воспитания и почему до сих пор рождает споры между её противниками и защитниками? Разберёмся в этом вопросе более подробно вместе с психологами.

Содержание:

В этой статье мы поговорим об особенностях вальдорфских детских садов и школ.

Педагогика равных возможностей — именно так называют методику, появившуюся в начале прошлого века в качестве нового типа начального образования для детей из малоимущих семей. Открыв маленькую школу при фабрике, создатель системы Рудольф Штайнер решил, что развивать детей рабочих нужно без упора на интеллектуальные способности. Малыши получали главные знания об окружающем их мире, эстетические и практические навыки.

Приверженцы методики настаивают на том, что детство — уникальный период в жизни каждого человека, который не нужно проживать по-взрослому. В дошкольном возрасте своего пика достигает творческий потенциал, а попытки заставить ребёнка повзрослеть не приводят ни к чему хорошему. Так что главный постулат вальдорфской педагогики — никакого раннего интеллектуального развития. Чувствуете, как такие изречения отличаются от идеологии Монтессори, о которой мы говорили ранее?

Ребёнок поздно, в сравнении с другими программами развития, учится читать и писать, так как это может помешать развитию творческого мышления малыша. Когда в таком случае стоит начинать? Основы педагогики говорят, что эмоциональный фон полностью «готов», когда молочные зубы чада меняются на коренные. Но обучение этим навыкам и полное следование системе пока остаётся за рамками российской системы образования, поскольку в нашей стране методика популярна лишь в дошкольных учреждениях.

Другой закон системы гласит, что ребёнка не следует ни к чему принуждать. Догадываетесь, с каким удовольствием малыш отправляется в детский сад? Все занятия, направленные на развитие личности, проводятся в группах. Схожесть с методикой Монтессори состоит в том, что группы вальдорфского детского сада также включают в себя детей разного возраста: старшие повторяют за младшими и быстрее совершенствуют полученные навыки.

Огромная роль ручного труда — ещё один важный аспект вальдорфской системы. Ритмика, изобразительное искусство, народное творчество — самостоятельные творческие решения должны рождаться в голове каждого ребёнка. Иногда в дошкольных учреждениях воспитанники могут попробовать себя в аграрном мастерстве: вырастить овощи или зелень, поливать цветы, ухаживать за ними.

Кроме того, методика подразумевает обилие праздников и дань традициям. Праздник урожая, Масленица, Пасха, Рождество — в списке есть как языческие, так и христианские торжества. В вальдорфской педагогике много моментов, связанных с мистикой, а праздничный ритуал — один из них.

Обычно в учреждениях, где детей развивают по этой системе, особенные игрушки: из натуральных материалов (глина, дерево, ткань), без использования красителей, пластиковых деталей и других современных материалов.

Все вышеперечисленные аспекты порождают немало споров среди родителей и педагогов с момента появления методики. Поговорим подробнее о плюсах и минусах вальдорфской системы.

Преимущества

Педагогика открывает целый мир общения между родителями и ребёнком. Вы можете вместе читать сказки (чаще — из классической литературы, легенды разных народов и баллады), мастерить поделки из дерева, шить, рисовать или лепить из глины. Творческие родители могут сделать для малышей кукольный театр из картона и развлекать непоседу постановками по сюжетам из вышеперечисленной литературы. Кроме того, вы можете организовать собственный огород на подоконнике и следить за тем, как растут посадки.

Из тех, кого в детстве воспитывали по методике, действительно зачастую вырастают интересные личности. Независимость, контроль над собственными эмоциями, уважение традиций и огромный творческий потенциал — важные черты для современного человека. С ранних лет вы воспитываете творца, который способен и делать что-то своими руками, и созидать.

Однако у методики есть целый список существенных недостатков, на которые обращают внимание опытные педагоги. О них мы поговорим ниже.


Детские психологи

Преодолейте стрессовую ситуацию в семье вместе с грамотным специалистом.

Перейти в каталог

Недостатки

Первым противоречием, которое может насторожить тех, кто выбирает методику развития ребёнка, может стать религиозность и мистицизм вальдорфской педагогики. Так или иначе, но антропософия (религиозно-мистическое учение, сочетающее в себе развитие духовного мира человека и самопознание) влияет на личность малыша, а это может насторожить многих родителей.

Второй аспект, который можно отнести к минусам, связан с тем, что до позднего возраста детей не обучают ни счёту, ни письму, ни другим навыкам, которые могут пригодиться в школе. А ведь в дошкольном возрасте ребёнок губкой впитывает новую информацию! Многие родители решают эту проблему таким образом: отдают чадо на дополнительные курсы или обучают сами.

Кроме того, ложкой дёгтя может стать и негативная реакция от сторонников системы: вам могут рекомендовать прекратить заниматься и перейти в другое дошкольное учреждение. Но и нельзя не согласиться с тем, что ребёнку довольно тяжело жить в двух методиках с почти противоположными ценностями.

Ежедневное чтение в стенах дошкольного учреждения тоже рождает противоречие. С одной стороны, это полезная привычка, которая формируется у малышей, любовь к литературе и искусству слова, но с другой — далеко не все книги (в их числе и шедевры детской литературы) подойдут для вальдорфского детского сада. И если сказкам Гримм, отрывкам из Библии и средневековым легендам здесь дают зелёный свет, то к «Денискиным рассказам», например, отнесутся резко негативно.За бортом остаются целые полки хорошей литературы, которая не менее ценна, чем легенды минувших веков.

Вальдорфская кукла

Говоря о такой педагогике, нельзя не упомянуть о знаменитой игрушке – педагогической вальдорфской кукле. Одна из её особенностей – ручное изготовление и натуральность используемых материалов. Изначально считалось, что такая кукла должна быть изготовлена мамой для своего крохи самостоятельно. В наши дни, конечно, это условие немного стёрлось, и многие рукодельницы делают их на продажу.

Когда игрушка изготавливается для конкретного ребёнка, она должна иметь сходные с ним черты – цвет волос, глаз, причёску, стиль одежды и пр. Такая мера позволяет малышу будто бы взглянуть на себя и свои действия со стороны. В этом и кроется суть такой забавы, помочь ребёнку выразить свои чувства и эмоции через игру. Более подробно о куклотерапии мы уже рассказали в статье.

Популярные вопросы родителей

Вас консультирует детский психолог Юлия Викторовна Буянова.

Может ли вальдорфская педагогика негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка?

«Интеллект – всеобъемлющее понятие, включающее в себя все сферы психических проявлений человека, только всестороннее развитие ребёнка (эмоциональное, физическое, психическое) является залогом высокого интеллекта».

Можно ли заниматься в кругу семьи по этой системе?

«Это образ жизни, и если семья в этом образе, то всё будет направлено на положительный результат. Вместе с тем, для среднестатистической семьи система трудна по причине большого количества ограничителей (компьютер, телевизор, яркие игрушки), без которых современную жизнь представить практически невозможно».

Нужно ли родителю дополнительно учить ребёнка чтению и письму?

«Выбирая для ребёнка определенную систему воспитания и развития, необходимо её придерживаться. Включая дополнительные занятия, на своё усмотрение без должной оценки ситуации мы можем затормозить естественный процесс развития, перегрузив нервную систему ребёнка. Только при условии искреннего желания и интереса нашего чада, любые дополнительные навыки пойдут на пользу».

Оценив все минусы и плюсы, вы сможете понять, подходит ли для вашей семьи такая модель развития, и сделать правильный выбор.

Ссылка на основную публикацию